Уголовно-правовые средства борьбы с незаконным оборотом оружия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы определить, что понимается под институтом уголовно-правовых средств борьбы с незаконным оборотом оружия.
Для достижения указанной цели необходимо будет в данной работе решить следующие задачи:
- исследовать оружие как объект правового регулирования;
- рассмотреть правовые средства борьбы с незаконным оборотом оружия

Содержание

Введение………………………………………………..…………..………………..………..…3
Глава 1. Оружие как объект правового регулирования......................................................4
§ 1 Новое в Законе "Об оружии"…………………………………………….……….…4
§ 2. Законные способы приобретения оружия…………….…………………..……….6
§ 3. Коллекционирование оружия: правовое регулирование и
организация контроля ………………………………………………………………….16
Глава 2. Правовые средства борьбы с незаконным оборотом оружия...........................24
§ 1. Ответственность за незаконный оборот оружия, боеприпасов,
взрывчатых веществ и взрывных устройств по новому УК РФ…………..…..…….24
§ 2. Квалификация незаконного оборота гладкоствольного охотничьего
оружия …………………….…………………………………………………………....34
§ 3. Преступления с использованием нетрадиционных видов оружия.
Криминологическая и уголовно-правовая характеристика………………………...39
Заключение…………………………………………..……………………………………….46
Список литературы……………………..……………………...............................................45

Вложенные файлы: 1 файл

НезакОборОруж.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

Запрещается дарение (за исключением  оружия, которое не подлежит регистрации  и приобретается без лицензии) от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями; а также работникам лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений гражданами, находящимися там на лечении, содержании или воспитании, или их супругами и родственниками.

Нельзя дарить такие подарки  государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а также если это связано с отношениями между коммерческими организациями. Данный запрет на дарение указанным лицам и при указанных обстоятельствах распространяется также на оружие, которое не подлежит регистрации и приобретается без лицензии, если его стоимость превышает пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а также лицам, которым в соответствии с законодательством лицензия на приобретение оружия не выдается. Это могут быть лица, не достигшие 18-летнего возраста, имеющие судимость за совершение умышленного преступления, отбывающие наказание за совершенное преступление, совершивших повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок или установленный порядок управления.

Наследование оружия гражданами производится в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (ст. 527-532, 534-536 Гражданского кодекса РСФСР). Наследование оружия осуществляется по закону и по завещанию. При этом наследование оружия по закону возможно только тогда, когда оно не противоречит завещанию. В тех случаях, когда отсутствуют наследники по закону и по завещанию, права на оружие переходят к государству. За выдачу свидетельства о праве на наследство взимается пошлина, размер которой зависит от стоимости оружия.

При регистрации оружия гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства выдается разрешение на его хранение и ношение. На огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, приобретенное для самообороны, выдается разрешение на хранение без права ношения.

В заключение следует отметить, что  в качестве оружия самообороны может  использоваться и оружие, предназначенное для охоты или спорта без каких-либо ограничений.

 

§ 3. Коллекционирование оружия: правовое регулирование

и организация  контроля

Коллекционирование оружия - давно  существующее и достаточно распространенное занятие. Вначале к собиранию  оружия побуждали чисто практические причины, и первые коллекции оружия представляли собой арсеналы - личные и родовые.

К числу оружейных складов в  нашей стране относится знаменитое собрание Оружейной палаты московского Кремля, которое первоначально было великокняжеской казной, а потом стало Государственным арсеналом, который снабжал русское войско. Однако со временем коллекции старинного оружия утратили практическую функцию.

Собирание подобных предметов приобрело  особый размах в прошлом веке. Так, одно из лучших оружейных собраний мира в петербургском Эрмитаже базируется на личной коллекции императора Николая I.

Лишь в XIX в. была осмыслена роль оружия в познании прошлого, поскольку  в нем, как ни в каком другом предмете, слиты воедино технические  достижения, конструкторская мысль и художественный стиль эпохи. Надо только уметь читать информацию, заложенную в каждом конкретном экземпляре оружия. Но серьезное исследование невозможно без сравнения, соотнесения с другими образцами. Поэтому так велико значение коллекций оружия: они позволяют увидеть систематизированный ряд оружейных изделий определенного вида6.

В настоящее время во всем мире множество людей интересуется старинным  оружием. Коллекционеры многих стран объединяются в клубы и ассоциации, устраивают выставки, продажи и обмен оружия. В нашей стране уже более семи лет действует Ассоциация историков-оружиеведов "Арсеналъ". На многочисленных аукционах, ярмарках и биржах в Европе и США любой человек может свободно купить образец старинного оружия или продать его. Помимо этого, существует самостоятельная отрасль промышленности, созданная для производства копий старинного оружия. В настоящее время распространены спортивные соревнования и стрельбы из старинного оружия или из его копий. Коллекционирование способствует не только повышению культуры владения оружием, но и приучает граждан к ответственности за свои действия с ним. Комплектование музейных коллекций оружия в значительной степени происходит благодаря частным коллекциям.

Коллекционирование оружия может  быть как государственным, так и частным. В России частные коллекционеры подвергались постоянным гонениям со времен Октябрьской революции. Особенно преследовались коллекционеры оружия. Со временем в нашей стране были признаны многие коллекционеры картин, антиквариата, старинных монет и др., но сфера коллекционирования оружия всегда находилась под особым контролем правоохранительных органов. Право граждан и юридических лиц на коллекционирование оружия по прошествии 76 лет было закреплено в Законе РФ "Об оружии" в 1993 г. В этом акте было обращено внимание на то, что объектами коллекционирования могут стать практически любые виды оружия: "Коллекционирование оружия, в том числе оружия, не предусмотренного настоящим Законом, осуществляется в порядке, установленном Советом Министров - Правительством Российской Федерации" (ст.25).

Порядок осуществления этой специфической  формы владения оружием законодатель передал в ведение высшего  органа исполнительной власти (Совета Министров - Правительства РФ), который своим постановлением от 2 декабря 1993 г. N 1256 утвердил Правила оборота служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему в Российской Федерации. Правила предусматривали возможность не только музейного коллекционирования оружия, но и частного коллекционирования оружия по месту жительства владельца (п.38). При этом, согласно п.40 Правил, в частных коллекциях могло находиться действующее оружие при наличии разрешения органа внутренних дел на его хранение либо оружие, производство выстрела из которого исключено. Разрешения на хранение последнего не требовалось, поскольку, по сути, речь шла уже не об оружии как таковом (у него утрачивалось главное качество, определяющее его функциональное назначение, - производство выстрела), а о его муляже.

Что касается правовой базы частного коллекционирования исправного и пригодного к использованию оружия, то в данных Правилах содержалось всего два общих положения: "коллекции оружия подлежат регистрации в органах внутренних дел" (ч.2 ст.40) и "транспортировка коллекционного оружия допускается с разрешения органа внутренних дел" (ст.41).

Коллекционирование оружия, в том  числе оружия, не предусмотренного Законом РФ "Об оружии", в форме  музейного коллекционирования могло  осуществляться в отдельных, специально предназначенных для этих целей помещениях. Хранение оружия в музейных помещениях должно было отвечать требованиям упомянутых Правил, при нарушении которых органы внутренних дел могли приостановить экспонирование оружия.

Инструкцией о работе органов внутренних дел по контролю за оборотом служебного и гражданского оружия, утвержденной приказом МВД России от 30 декабря 1993 г. N 609, министерства внутренних дел республик, управления (главные управления) внутренних дел краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономной области и автономных округов в составе Российской Федерации, Восьмое главное управление МВД России были наделены правом выдачи разрешений на экспонирование оружия вне музейных коллекций (п.2.2). При этом материалы на выдачу разрешений на экспонирование оружия вне музейных помещений должны были рассматриваться органами внутренних дел в срок до одного месяца, а само разрешение на экспонирование оружия выдавалось на имя руководителя предприятия сроком на пять лет (п.2.3). Список оружия, разрешенного к экспонированию вне музейных помещений, с указанием модели, калибра, серии, номера и года выпуска каждой единицы заверялся органом внутренних дел и прилагался к разрешению (п.5.8).

При этом экспонирование оружия в  музейных помещениях допускалось по разрешению органов внутренних дел в открытых витринах и стендах (на выставках - в закрытых внутренних витринах), при этом требовалось заблокировать датчиками индивидуальной охранной сигнализации каждую единицу оружия, стекло и корпус витрины (стенда). В то же время в указанной Инструкции МВД России ничего не было сказано о порядке выдачи лицензий на частное коллекционирование оружия и условиях его хранения и экспонирования.

Ни в Законе РФ "Об оружии" 1993 г., ни в принятых в целях его  исполнения нормативно-правовых актах не было ответов на целый ряд вопросов. Вот лишь некоторые: любой ли вид оружия может являться предметом коллекционирования, каков порядок признания и регистрации коллекции оружия, какой документ при этом следует выдавать его владельцу, какие действия следует предпринять лицу, намеревающемуся заняться формированием такой коллекции?

Порядок приобретения, учета, хранения, ношения и транспортировки оружия, установленный Правилами для физических лиц (граждан РФ и иностранцев), касался только разрешенного в настоящее время к обороту на территории России, т.е. занесенного в Государственный кадастр современного пневматического, охотничьего огнестрельного и холодного оружия, а также пистолетов и револьверов, предназначенных для стрельбы газовыми и холостыми патронами. На все другие категории и виды оружия (в том числе на историческое) он не распространялся. А именно последняя разновидность оружия чаще всего является объектом собирательства и коллекционирования.

Таким образом, следует признать, что, декларируя право на частное коллекционирование оружия, Закон РФ "Об оружии" 1993 г. реального механизма его реализации не предлагал. Права и обязанности в сфере коллекционирования оружия так и не были урегулированы до вступления в силу 1 июля 1997 г. Федерального Закона "Об оружии" (далее - Закон об оружии).

В действующем Законе об оружии также  предусмотрен специальный вид владения оружием - коллекционирование. Названный  акт указывает, что "коллекционированием  и экспонированием оружия на территории Российской Федерации имеют право заниматься юридические лица и граждане, имеющие соответствующие лицензии органов внутренних дел. Правила коллекционирования и экспонирования оружия, а также конструктивно сходных с ним изделий, порядок их производства, торговли ими, их продажи, передачи, приобретения, экспонирования, хранения и транспортирования, а также номенклатура оружия устанавливаются Правительством Российской Федерации" (ст.25). Таким образом, объектами коллекционирования могут быть практические любые виды оружия, в том числе и не перечисленные в самом законе, а также конструктивно схожие с оружием изделия.

Прежде чем перейти к проблемам  организации контроля органов внутренних дел за коллекционированием оружия, хотелось бы более подробно остановиться на самом понятии "коллекционирование оружия", которое сформулировано нами в соответствии с положениями ст.2-6 и 25 Закона об оружии.

На территории Российской Федерации  коллекционирование огнестрельного, пневматического, сигнального, холодного и иного оружия и (или) патронов для формирования культурно-исторических коллекций в научных, информационных и познавательных целях осуществляется на основании лицензий, выдаваемых органами внутренних дел или специально уполномоченными органами Министерства культуры России. Сам механизм выдачи лицензий на коллекционирование оружия пока не разработан7.

Представляется полезным обратиться к опыту правового регулирования  коллекционирования оружия в других странах. Изучая соответствующее законодательство зарубежных государств, можно отметить ряд положений, которые следует принять во внимание при подготовке отечественных нормативных актов, регулирующих вопросы частного коллекционирования оружия.

Показателен в этом отношении опыт США8. Для коллекционирования огнестрельного оружия в этой стране частное лицо обязано получить специальную "лицензию коллекционера", выдаваемую в соответствующем штате. На федеральном уровне выдаются только разрешения на коллекционирование редких и уникальных экземпляров антикварного огнестрельного оружия, которые позволяют перевозить названные предметы через границы штатов.

Лицензия, полученная коллекционером огнестрельного оружия, дает ему право  приобретать антикварное оружие либо реликты и в других штатах, она же позволяет распоряжаться предметами коллекции по своему усмотрению. Однако операции по передаче, продаже или дарению, осуществляемые между коллекционером огнестрельного оружия и лицом, не имеющим соответствующего разрешения, правомочны только в отношении постоянных жителей того штата, в котором было получено разрешение на коллекционирование. Контроль за коллекционирование огнестрельного оружия в США осуществляет Бюро по контролю за обращением алкоголя, табака и огнестрельного оружия Министерства финансов США (BAFT) - основное федеральным агентство по контролю над оборотом огнестрельного оружия в целом по стране. Им утвержден детальный перечень антикварного огнестрельного оружия и реликтов, включающий четыре раздела:

1. Боеприпасы;

2. Огнестрельное оружие, относимое  к категории антиквариата или  реликвий и подлежащее контролю согласно Национальному закону об огнестрельном оружии.

Информация о работе Уголовно-правовые средства борьбы с незаконным оборотом оружия