Уголовно – правовые и криминологические аспекты борьбы с легализацией (отмывания) незаконных доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 07:11, дипломная работа

Краткое описание

В течение 80-х и 90-х годов проблема противостояния легализации (отмыванию) полученных незаконным путем доходов становилась все более актуальной во многих странах мира. В международном научном обороте она получила наименование "отмывание грязных денег" (money layndering), поскольку первоначально речь шла в основном о легализации незаконно полученных денежных средств.
Учитывая возрастающие масштабы феномена легализации незаконных доходов, наносящего ощутимый ущерб не только отдельным странам, но и мировой экономике в целом, в решение вопросов противодействия разрастанию отмывания включились Организация Объединенных Наций, Совет Европы и другие региональные объединения государств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4

I
ПОНЯТИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ С ЭТИМ ЯВЛЕНИЕМ.
9

1.1
Понятие легализации (отмывания) незаконных доходов
9
1.2
Комплексный подход и организации борьбы с легализацией (отмыванием) незаконных доходов
15
II
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ ОТМЫВАНИЕМ) НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ
21
2.1
Роль уголовно-правовых норм в борьбе с легализацией отмыванием) незаконных доходов
21
2.2
Проблемы совершенствования уголовной ответственности за легализацию (отмывание) незаконных доходов
25

III
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ
29
3.1
Основные факторы, влияющие на процесс легализации отмывания) незаконных доходов
29
3.2
Основные меры по предупреждению легализации отмывания) незаконных доходов
41
3.3
Борьба с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, на международном уровне
47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
61

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом КУАМ.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

Международный опыт показал, что существуют следующие проблемы международного сообщества:

· Законодательные проблемы

 Ограничение срока расследования  подозрительных и необычных операций (сделок) во многих странах;

 Отсутствие в странах, внесенных  в "черный" список FATF; странах с  высоким уровнем коррупции, положений, обеспечивающих правовую и физическую  защиту банковских работников, уведомляющих власти о подозрительных финансовых операциях. Законы этих стран не освобождают кредитные организации от уголовной, гражданской ответственности за нарушение ограничений по раскрытию информации;

Отсутствие обмена информацией с иностранными органами регулирования является одним из основных барьеров в создании единой системы по борьбе с отмыванием денег.

Организационные проблемы

- Проблемы с комплектованием и обучением персонала подразделений финансовой разведки для квалифицированного выполнения работы;

- Нехватка компьютерных систем и программных продуктов для отбора операций с целью выявления, отслеживания необычных и подозрительных операций в банковских и небанковских организациях.

Проблемы коррупции на государственном уровне

Коррумпированные политические деятели выводят суммы государственных средств из экономики своих стран и размещают их на счетах в банках других стран. В рамках борьбы с коррупцией странами Южной, Центральной и Северной Америки подписана многосторонняя конвенция, по которой незаконное вознаграждение, получаемое чиновниками, законодательно считается преступлением.

С коррупцией государственных чиновников необходимо бороться с помощью мер по предотвращению, профилактике и снижению уровня коррупции, которые включают в себя аудит, проверку деятельности лиц, принимающих решения по использованию государственных средств и распоряжению имуществом.

Аудит должен включать проверку всей документации, касающейся распоряжения и использования средств. Лица, занимающие руководящие должности на государственном уровне, обязаны предоставлять сведения о своих доходах (владении имуществом), соответствующую информацию о членах семьи. За ложную информацию чиновник привлекается к ответственности. О таких фактах должна знать общественность. Меры, по снижению уровня коррупции, следующие:

- определение коррумпированного поведения в качестве преступления;

- принятие антикоррупционного законодательства для проведения оперативно-следственной деятельности и привлечения к уголовной ответственности коррумпированных должностных лиц;

- прозрачность в отношении использования государственных денег;

- подписание многосторонних договоров, устанавливающих определенный уровень гармонизации законов и существующую практику применения законов.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить следующее. В различных международно-правовых документах признается, что легализация (отмывание) доходов, полученных от незаконной деятельности, обладает той степенью общественной опасности, которая позволяет относить эти действия к уголовно наказуемым. В качестве легализации (отмывания) рассматриваются преднамеренные действия по приданию вида правомерно полученных тем доходам, которые на самом деле являются доходами от преступной деятельности. Круг преступлений, легализация доходов от совершения которых должна влечь уголовное наказание, в различных документах определяется по-разному. Общественная опасность легализации доходов обусловлена не только степенью противоправности их происхождения, но и характером действий по вводу в легальный оборот и последующего негативного воздействия на экономику. []

Для обеспечения результативности предпринимаемых мер по борьбе с отмыванием доходов рассмотренные международно-правовые документы предопределяют необходимость организационно-правового сотрудничества по трём основным направлениям:

· сближение позиций по уголовно-правовой оценке отмывания доходов в законодательстве стран;

· унификация внутригосударственных мер, направленных на борьбу с легализации (отмыванием) денежных средств и имущества, полученных преступным путем;

· определение наиболее оптимальных форм и процедур международного сотрудничества в борьбе с отмыванием преступных доходов, без которого невозможна результативная работа по поиску, аресту и конфискации средств, составляющих такие доходы.

Эффективность мер, предпринимаемых в области противодействия легализации доходов от преступной деятельности, криминализации этой деятельности в значительной степени зависит от состояния национального законодательства, так как практическая реализация предписаний международно-правовых актов осуществляется в соответствии с его нормами. В свою очередь опыт, приобретаемый разными странами в сфере противостояния отмыванию преступных доходов, позволяет совершенствовать формы и методы противолегализационной борьбы на международном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Проведенное исследование позволяет сделать ряд теоретических выводов и внести практические предложения по совершенствованию уголовно-правовых и криминологических средств воздействия на процесс легализации (отмывания) незаконных доходов в целях приведения ситуации в изучаемой сфере в более приемлемое состояние.

Основные теоретические выводы можно изложить следующим образом:

1. Для того, чтобы определить  какими путями и средствами  следует решать проблему противодействия легализации (отмыванию) незаконных доходов, необходимо прежде всего обратиться к понятию данного социального негативного процесса. Выполненное исследование показывает, что рассматривать этот процесс необходимо с определения понятия "доходы, полученные незаконным путем".

К доходам, полученным незаконным путем, следует отнести полученные с нарушением действующего законодательства материальные блага, являющиеся объектами гражданских прав:

- недвижимые вещи (недвижимое имущество, недвижимость): земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, а также иное недвижимое имущество;

- движимые вещи, то есть вещи, не относящиеся к недвижимому имуществу, в том числе деньги (валюта), валютные ценности, ценные бумаги (документы, документы, удостоверяющие с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при их предъявлении - облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг) и имущественные права на движимые вещи;

- услуги, информация, результаты интеллектуальной  деятельности (интеллектуальная собственность), в том числе исключительные права на них, приносящие материальную выгоду.

2. Определяя структуру процесса  легализации незаконных доходов, целесообразно представить этот процесс в виде трех основных стадий.

Первая стадия - перевод незаконно полученных доходов с целью скрыть их происхождение под прикрытие фиктивных владельцев. Эта стадия состоит в том, что доходы, полученные незаконным путем, поступают во владение, пользование или распоряжение подставных физических или юридических лиц. Данная стадия осуществляется, как правило, в странах "экономического рая", где финансовый и иные виды экономического контроля минимальны, либо в оффшорных или иных экономически свободных зонах, то есть в тех местах. в которых контроль снижен. На этом этапе правонарушителю важно не попасть под финансовый или иные виды контроля, способные высветить происхождение незаконно полученных доходов.

Вторая стадия - перемещение незаконно полученных доходов путем перевода их в ценные бумаги и в иные не денежные формы в те страны, которые не относятся к странам "экономического рая", либо из оффшорных или иных свободных зон.

Третья стадия - перевод незаконно полученных доходов из неденежных в денежные формы, инвестиция их в легальный экономический оборот.

Содержанием процесса легализации доходов, полученных незаконным путем, является придание им путем различных манипуляций правомерного вида с целью введения их в этом виде в легальный экономический оборот.

3. Изучение структуры и содержания  процесса легализации (отмывания) незаконных доходов позволяет сформулировать его определение. Под легализацией (отмыванием) незаконных доходов следует понимать процесс умышленного сокрытия их происхождения путем искажения информации о подлинном характере доходов, источнике, местонахождении, праве собственности на доходы либо иных прав на них, совершение сделок с незаконными доходами в целях последующего ввода их в юридически легальном (правомерном) виде в официальный экономический оборот.

4. Комплексный подход к организации  борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, должен включать в себя взаимосвязанные процедуры финансово-экономического контроля за финансовыми операциями и иными сделками с имуществом, сообщения о фактах возможной легализации компетентным правоохранительным органам, а также механизм применения гражданско-правовой, административной, уголовной и иных видов юридической ответственности за деяния в рассматриваемой сфере.

5. Уголовная ответственность не  является единственным средством, которое способно радикально  воздействовать на процесс легализации  незаконных доходов. Она применяется  вместе с комплексом иных правовых  и организационных мер, изложенных, как правило, в специализированном национальном законодательстве, посвященном предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию фактов легализации доходов, полученных незаконным путем. Ее следует рассматривать в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с ответственностью гражданско-правовой и административной, причем гражданско-правовая и административная ответственность должны быть рассчитаны на значительно более широкий круг правонарушителей, чем ответственность уголовная.

6. Уголовная ответственность устанавливается  только за такие деяния, которые по степени общественной опасности явно не могут влечь иной юридической ответственности. При этом следует строго руководствоваться принципом экономии репрессии, чтобы не вовлекать в сферу уголовной ответственности необоснованно большого числа правонарушителей. При этом понятие легализации незаконных доходов, излагаемое в виде объективной стороны состава преступления, не должно быть уже понятия, вытекающего из международных рекомендаций в рассматриваемой сфере. В противном случае из зоны уголовной ответственности необоснованно выходит значительное число правонарушителей, осуществляющих общественно опасные манипуляции с доходами, полученными незаконным путем.

7. Чтобы эффективно противодействовать  развитию процесса легализации  незаконных доходов, необходимо ясно представить ту совокупность основных факторов, которые наиболее существенно влияют на этот процесс. Под этими факторами подразумеваются те общественно значимые явления и процессы, факты действительности, которые выступают в качестве причин и условий совершения уголовно-наказуемой легализации доходов, полученных незаконным путем. По уровню опосредованности воздействия на рассматриваемую среду целесообразно разделить на две группы:

1) факторы общего характера, опосредованно  воздействующие на сферу легализации незаконных доходов;

2) факторы специального характера, действующие непосредственно в  сфере легализации незаконных  доходов.

8. Среди факторов общего характера  необходимо уделить основное  внимание воздействию на сферу  легализации незаконных доходов следующих явлений и процессов:

- получившему обширное распространение  среди населения правовому нигилизму;

- пропаганде культа обогащения  любыми, в том числе криминальными средствами;

- широкому распространению "теневой" экономики, которая является крупнейшим производителем и потребителем доходов, полученных незаконным путем;

- развитию преступной индустрии, организованной преступности, где легализация незаконных доходов превращается в обычный способ функционирования преступной индустрии к преступных сообществ;

- активному лоббированию интересов  теневой экономики и недобросовестных предпринимателей в государственных структурах.

9. К основным факторам специального  характера, оказывающих влияние  на процесс легализации (отмывания) незаконных доходов можно отнести:

- отсутствие в Казахстане специализированного  законодательства, посвященного комплексному  решению проблем противодействия  легализации доходов, полученных  незаконным путем;

- отсутствие специализированной  организационной структуры, призванной осуществлять координацию деятельности по противодействию легализации незаконных доходов;

- растущую профессионализацию  легализации доходов, полученных  незаконным путем, создание гильдии  профессионалов по легализации, состоящей из банкиров, юристов, бухгалтеров и специалистов иного профиля;

- интернационализацию процесса  легализации незаконных доходов, вызванную интеграцией рынков  и объединением усилий получателей  незаконных доходов на международном  уровне;

Информация о работе Уголовно – правовые и криминологические аспекты борьбы с легализацией (отмывания) незаконных доходов