Шпаргалка по "Конституционному праву Украины"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:34, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право Украины"

Вложенные файлы: 1 файл

кпу.docx

— 322.92 Кб (Скачать файл)

Становление Украины как  суверенного демократического государства  нуждается в расширении применения форм непосредственной демократии, реального  волеизъявления народа по принципиальным вопросам развития государства и  общества. Хотя Конституция Украины  в третьем разделе закрепила  только основополагающие формы такой  демократии - выборы и референдум, но таких форм гораздо больше. К ним  также относятся: собрания трудовых коллективов; собрания граждан по месту  проживания (сельские сборы, собрания жителей микрорайона в городе); общественные и всенародные обсуждения актуальных вопросов местного и общегосударственного уровня; митинги и демонстрации; совещания общегосударственного и  местного значения; общественные слушания, обращения граждан (петиции).

Указанные институты непосредственной демократии не исчерпывают арсенала ее форм. Во многих странах мира применяются  и другие институты прямой демократии: плебисцит, народная законодательная  инициатива, народный роспуск представительного  органа, которые близки по своей  сути к референдумам, но никогда  не применялись в Украине.

 

13. Понятие и  конституционно-правовая регламентация  референдумов.

Термин «референдум» в  переводе с латыни означает «то, что  должно быть сообщено». В отличие  от выборов, референдум не является универсальным  институтом. В некоторых странах  развитой демократии он никогда не применялся (Нидерланды) или применялся в редких случаях (Великобритания, Бельгия). Нередко этот институт использовался  для политического манипулирования.

В законодательстве и философской  доктрине права термин «референдум» толкуется по-разному. В нормативных  актах применяются термины «референдум» (Украина, Россия, Беларусь, Молдова, Италия, Испания, Словакия) и «плебисцит» (Чили, Эквадор, Коста-Рика).

Первый в мире референдум был проведен 1439 г. во швейцарском кантоне Берн по проблемам финансового положения этого кантона.

В Украине вопросы референдума  регламентируются Конституцией (раздел III «Выборы. Референдум», а также  статьями 5, 85, 106, 138, 143, 156) и Законом  «О всеукраинском и местных референдумах»  от 3 июля 1991 г., в котором референдум определяется как способ принятия гражданами Украины путем голосования законов Украины, других решений по важным вопросам общегосударственного и местного значения (ст. 1).

 

14. Виды референдумов. Всеукраинский и местный референдум.

Референдумы можно классифицировать по разным признакам: территория проведения; юридическая сила решений, принятых на референдуме; основания проведения; способ проведения; предмет референдума; время проведения, за субъектами, инициировали проведение референдума.

Так, по территории проведения референдума в Украине разделяют  на: а) всеукраинский; б) референдум Автономной Республики Крым; в) местные референдумы.

По юридической силе решений  референдумы в Украине разделяют  на императивные и консультативные. Первый отличается от второго тем, что  решение императивного референдума  имеют высшую юридическую силу, являются окончательными, обязательными для  исполнения на всей территории страны и не требуют утверждения любым  государственным органом. Причем решение  императивного референдума могут  быть изменены или отменены лишь новым  всеукраинским референдумом. Разновидностью императивного референдума является ратификационный референдум. Его  сущность заключается в том, что  на него выносится закон, принятый парламентом  Украины, который вступает в силу и приобретает высшую юридическую  силу по результатам референдума. Примером такого референдума является конституционный  референдум, который может проводиться  в соответствии со ст. 156 Конституции  Украины.

По закону, консультативные  референдумы проводятся с целью  решения важных вопросов общегосударственного и местного значения. Результаты совещательного опроса (консультативного референдума) рассматриваются и учитываются  при принятии решений соответствующими государственными органами (ст. 46). Несмотря на формально-обязательный характер, совещательный  опрос имеет моральную обязываемую  силу. В демократическом государстве  власть, как правило, при принятии решений учитывает результаты консультативных  референдумов. Распространение на совещательные  опросы процессуальных требований скорее всего является нецелесообразным. Уязвимой чертой консультативных референдумов является необязательность их решений  и неопределенность вопросов, на которых  выносятся и произвольно толкуются  инициаторами проведения таких референдумов, равно как и их результаты.

По основаниям проведения референдумы могут быть обязательными  и факультативными. Обязательный референдум предусматривает обязательность его  проведения, поскольку это является требованием законодательства. Так, Конституция Украины определяет проведения обязательного всеукраинского референдума при решении вопросов об изменении территории Украины (ст. 73) и о внесении изменений в I, III и XIII разделов Основного Закона (ст. 156). Значимость обязательного референдума  заключается в том, что он гарантирует  украинскому народу право решать наиболее важные вопросы общественной и государственной жизни путем  непосредственного волеизъявления в форме голосования. Факультативный референдум проводится для принятия: а) законов путем всенародного голосования; б) решений общегосударственного уровня по наиболее актуальным вопросам государственного строительства. Так, в Португалии факультативные референдумы проводятся по любому важному  вопросу общенационального значения за исключением финансовых. Такая  же практика существует в Испании, Польше. Но в Польше есть такой специфическая  разновидность факультативного  референдума, предусматривающий принятие общих принципов конституции  еще до разработки ее текста. Были предложения  провести такой референдум и в  Украине перед принятием Основного  Закона.

 

15. Порядок назначения, организации и проведения референдумов.

Слово "референдум" происходит от лат. "referendum", переводится как "то, что должно быть сообщено". Референдум - это одна из форм непосредственной демократии народа. Считается, что он впервые был проведен еще в 1439 г. в Швейцарии в кантоне Берн Разновидность референдума - плебисцит, от лат. "plebs" - "простой народ" и "scitum" - "решение", который обычно проводится для решения территориальных и других наиболее важных вопросов государственной жизни. [14, с.258]

В широком смысле слова  референдум понимается как обращение  к избирательному корпусу для  окончательного решения какого-либо общенационального или местного вопроса. Это обращение может  происходить как от органов государственной  власти, так и от части граждан.

Основное отличие референдума  от выборов состоит в том, что  объектом волеизъявления граждан при  выборах является кандидат на какую-либо избираемую государственную должность, а при проведении референдума  волеизъявление граждан направлено на отношение к вопросу, по которому так же, как и на выборах, проводится тайное голосование. Кроме того, при  проведении референдума не образуются избирательные округа.

Лишь в 1990 г. был принят Закон СССР о референдуме, а в марте 1991 г. проведен всесоюзный референдум о сохранении СССР на новых договорных условиях. Более 70% граждан бывших союзных республик высказались за его сохранение. Однако уже в декабре воля народа была нарушена беловежскими соглашениями лидеров России, Украины и Белоруссии о создании СНГ. [14, с.259]

Референдум - достояние всего  человечества. Референдум - выражение  воли народа, средство привлечения  его к управлению делами государства. На референдуме можно принять, изменить, дополнить конституцию, любой другой закон, принять любое решение.

Опыт проведения референдумов свидетельствует, что институт референдума  активно используется и реакционными силами, так как общественное мнение неустойчиво, противоречиво, недостаточно компетентно. Общественным мнением  легко манипулировать через средства массовой информации. Говорят: "глас народа - глас божий, истина в последней  инстанции". Тем не менее, значение референдума не следует преувеличивать.

Референдум эффективен лишь в сочетании с другими формами  демократии - представительной и непосредственной, тогда, когда он ставит перед собой  гуманную цель. Агитация по референдуму  должна проводиться свободно как  противниками, так и его сторонниками, на равных условиях. На референдум должны выноситься простые, ясные и доступные  для понимания каждого гражданина вопросы. Демократичность или реакционность  института референдума зависит  во многом от реальных политических условий  и обстоятельств, в которых он проводится.

 

16. Концепция народного  представительства. Понятие и  формы представительной демократии.

Концепция национального (народного) представительства сложилась еще  в XVIII—XIX вв. и представляет собой  совокупность следующих принципов:

1) национальное (народное) представительство  учреждается Основным законом  страны;

2) нация (народ), являясь носителем  суверенитета, уполномочивает парламент  осуществлять от его имени  законодательную власть (а не  суверенитет);

3) для наиболее эффективного  функционирования законодатель- ~Ч  ной власти нация (народ) избирает  в парламент своих представителей  — депутатов, сенаторов, представителей (парламентариев);

4) член парламента является представителем  всей нации, а не только тех,  кто его избрал, поэтому он  не зависит от своих избирателей  и не может быть ими отозван;

5) работа парламента характеризуется  особыми организационными формами  деятельности, а его решения имеют  основополагающий характер.

Современная представительная демократия характеризуется тем, что позволяет  осуществлять власть в государстве  постоянно и непрерывно, а особенностью представительных органов власти является то, что они формулируют и выражают волю народа в принимаемых ими  законах либо решениях. Кроме того, представительные органы являются связующим  звеном между народом и профессиональным государственным аппаратом, всегда несколько обособленным от общества. Органы представительной демократии способствуют подкон-трольности государства народу, поскольку в принимаемых ими нормативно-правовых актах часто содержатся положения, которые регламентируют деятельность других властных структур.

Известно, что в большинстве  зарубежных стран парламент имеет  двухпалатную структуру. При этом в  федеративных государствах нижняя палата рассматривается как орган, представляющий всю нацию в целом, а верхняя  — как орган, представляющий интересы каждого субъекта федерации. Поскольку  зарубежные федерации не всегда представляют собой многонациональные государства, а субъекты федераций фактически не отличаются друг от друга национальным составом населения, то верхняя палата парламента выражает не интересы отдельных  наций, а особые интересы отдельных  субъектов федерации.

Так, например, обстоит дело в Конгрессе  США, состоящем из двух палат —  Сената и Палаты представителей. В  Палату представителей входит 435 членов, каждый из которых представляет около 500 тыс. избирателей. В соответствии с результатами переписи населения, проводимой каждые 10 лет, места в  Палате представителей перераспределяются между штатами. Право определять границы избирательных округов  по выборам в Палату представителей принадлежит законодательному собранию каждого штата. По Конституции США  каждый штат должен быть представлен  в Палате по крайней мере одним  членом. Члены Палаты представителей избираются на двухлетний срок.

Каждый штат представлен в Сенате двумя членами, т. е. в его состав входят 100 сенаторов. Каждый сенатор  избирается в своем штате на шестилетний  срок, начинающийся в январе следующего после выборов года. В отличие  от Палаты представителей каждые два  года подлежит переизбранию лишь треть  сенаторов Конгресса США.

 

17. Украинский  парламентаризм: история становления  и современный этап развития.

В специальной литературе понятие "парламентаризм" используется для описания такой формы организации  государственной власти, которой  присуще ведущее положение парламента в системе высших органов государства, наличие парламентского способа  формирования правительства а также  функционирование механизмов ответственности  исполнительной власти в лице ее высшего  органа перед парламентом. 
Парламентаризм характеризуют также развитые формы контроля парламента за органами исполнительной власти и как их следствие - возможность парламенту досрочно прекратить полномочия правительства. Одновременно и правительство в условиях парламентаризма влияет на орган законодательной власти с помощью принадлежащего ему права законодательной инициативы, которому предоставляется приоритет; министры имеют право требовать, чтобы их заслушали на заседании сессии парламента, правительство активно участвует в законодательном процессе на всех его этапах и осуществляет существенное влияние на порядок прохождения законопроектов и голосования по ним [1]. 
Таким образом, парламентаризм в качестве обязательного условия предполагает наличие механизмов тесного и конструктивного взаимодействия парламента и правительства, отсутствие таких механизмов свидетельствует нежизнеспособности парламентаризма и ведет к его замене более централизованными формами организации власти. Поэтому важным критерием реальности парламентаризма является стабильность и эффективность организации исполнительной власти а также тесная функциональная связь между парламентом и образуемых им правительством. Более того, в условиях парламентаризма конструктивное взаимодействие парламента и правительства является принципиальным вопросом достижения стабильности и легитимности власти вообще. 
В современных развитых республиках парламентаризм представлен в его классическом и рационализированной форме. Классическом парламентаризма соответствует классическая парламентская республика, рационализированного - организация механизма власти в смешанной республиканской форме правления. 
Известно, что в переходные периоды развития государственности, когда существует особая необходимость оперативного принятия решений и когда успех демократических преобразований, в силу неразвитости институтов демократии в среде гражданского общества, в значительной степени зависит от личных характеристик главы государства и его окружения, чего не могут обеспечить парламентарные формы правления, наиболее эффективные президентские республики. Парламентаризм, зато, характеризует стабильные периоды развития государственности. Одновременно он является важной гарантией сохранения демократии. Считается, что в стабильные периоды президентская форма правления (как и приближенные к ней президентско-парламентарной республики) становится неоправданной, поскольку все ее потенциальные преимущества не компенсируют скрытой в ней угрозы для демократии. Но парламентаризм - это "привилегия" для стран с развитым, политически структурированным гражданским обществом, зажиточным средним классом и развитой партийной системой. При отсутствии упомянутых условий парламентаризм демонстрирует нежизнеспособность и, как показывает политическая практика, в ситуации системного кризиса обычно трансформируется в направлении утверждения президенциализму как формы правления. 
Вместе с тем, президентская форма правления в условиях неразвитой партийной системы - одна из самых неудачных конструкций власти, как ввиду отсутствия эффективных инструментов контроля гражданского общества за властью, так и учитывая ее несостоятельность быть ответственной, проводить конструктивную, целостную и последовательно политику, которая бы отражала реальные общественные интересы. Ведь малоконтролируемое единоличная власть главы государства как гарантия демократии - это исключение из правила. А правило состоит в том, что такая власть обычно авторитарна. 
В первое десятилетие своей независимости Украина как посттоталитарная государство, по сути, была лишена альтернатив в выборе формы правления. Видстутнисть развитого гражданского общества (и его атрибута - среднего класса), соответствующей ему (гражданскому обществу) устоявшейся партийной системы с мощными центристскими партиями определяли всю нереальность попыток внедрения парламентарной или любого из приближенных к ней разновидностей смешанной республики. Вплоть вплотную к "оранжевой революции" в Украине отсутствовали условия, которые бы обеспечили успех реформы механизма власти средством перехода к более децентрализованной форме правления, то есть к парламентаризму. 
Президентско-парламентская форма правления, противоречиво смоделирована в Основном Законе Украины в редакции от 28 июня 1996 г. имела свои потенциальные преимущества, которые отсутствуют в смешанных парламентарно-президентских и парламентарных республиках: принцип единоличного руководства, который в ситуации низкой функциональной эффективности Верховной Рады Украины мог осуществляться Президентом Украины в исполнительной сфере, должен был играть важную стабилизирующую роль в условиях переходного общества. Однако в период президентства Л. Кучмы президентско-парламентская форма правления в Украине обнаружила свои худшие а не лучшие потенциальные черты, чем окончательно скомпрометировала себя и ускорила конституционную реформу. 
Поправки в Конституцию Украины от 8 декабря 2004 г. ввели смешанную парламентарно-президентскую форму правления. Однако уже первый опыт функционирования этой конструкции власти в Украине засвидетельствовал наличие серьезных осложнений в осуществлении конституционных полномочий отдельных высших органов власти, опасно низкий уровень легитимности их действий, попытку отдельных властных структур выйти за пределы очерченной Основным Законом сферы их компетенции, прибегать к собственному субъект объективного толкования норм Конституции Украины, цинично использовать существующие проблемы в организации механизма власти в собственных интересах . В частности, деятельность Верховной Рады Украины пятого и шестого созывов, а точнее, соответствующих коалиционных большинства, олицетворявших Верховную Раду Украины, трудно назвать успешной. В Парламенте обоих созывов коалиционное большинство было слишком ситуативным, внутренне неконсолидированной, неспособной к согласованным, системным и эффективным действиям.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву Украины"