Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право Украины"
Становление Украины как суверенного демократического государства нуждается в расширении применения форм непосредственной демократии, реального волеизъявления народа по принципиальным вопросам развития государства и общества. Хотя Конституция Украины в третьем разделе закрепила только основополагающие формы такой демократии - выборы и референдум, но таких форм гораздо больше. К ним также относятся: собрания трудовых коллективов; собрания граждан по месту проживания (сельские сборы, собрания жителей микрорайона в городе); общественные и всенародные обсуждения актуальных вопросов местного и общегосударственного уровня; митинги и демонстрации; совещания общегосударственного и местного значения; общественные слушания, обращения граждан (петиции).
Указанные институты непосредственной демократии не исчерпывают арсенала ее форм. Во многих странах мира применяются и другие институты прямой демократии: плебисцит, народная законодательная инициатива, народный роспуск представительного органа, которые близки по своей сути к референдумам, но никогда не применялись в Украине.
13. Понятие и
конституционно-правовая
Термин «референдум» в
переводе с латыни означает «то, что
должно быть сообщено». В отличие
от выборов, референдум не является универсальным
институтом. В некоторых странах
развитой демократии он никогда не
применялся (Нидерланды) или применялся
в редких случаях (Великобритания, Бельгия).
Нередко этот институт использовался
для политического
В законодательстве и философской
доктрине права термин «референдум»
толкуется по-разному. В нормативных
актах применяются термины «
Первый в мире референдум был проведен 1439 г. во швейцарском кантоне Берн по проблемам финансового положения этого кантона.
В Украине вопросы референдума
регламентируются Конституцией (раздел
III «Выборы. Референдум», а также
статьями 5, 85, 106, 138, 143, 156) и Законом
«О всеукраинском и местных
14. Виды референдумов.
Всеукраинский и местный
Референдумы можно классифицировать по разным признакам: территория проведения; юридическая сила решений, принятых на референдуме; основания проведения; способ проведения; предмет референдума; время проведения, за субъектами, инициировали проведение референдума.
Так, по территории проведения
референдума в Украине
По юридической силе решений
референдумы в Украине
По закону, консультативные
референдумы проводятся с целью
решения важных вопросов общегосударственного
и местного значения. Результаты совещательного
опроса (консультативного референдума)
рассматриваются и учитываются
при принятии решений соответствующими
государственными органами (ст. 46). Несмотря
на формально-обязательный характер, совещательный
опрос имеет моральную
По основаниям проведения
референдумы могут быть обязательными
и факультативными. Обязательный референдум
предусматривает обязательность его
проведения, поскольку это является
требованием законодательства. Так,
Конституция Украины определяет
проведения обязательного всеукраинского
референдума при решении
15. Порядок назначения,
организации и проведения
Слово "референдум" происходит от лат. "referendum", переводится как "то, что должно быть сообщено". Референдум - это одна из форм непосредственной демократии народа. Считается, что он впервые был проведен еще в 1439 г. в Швейцарии в кантоне Берн Разновидность референдума - плебисцит, от лат. "plebs" - "простой народ" и "scitum" - "решение", который обычно проводится для решения территориальных и других наиболее важных вопросов государственной жизни. [14, с.258]
В широком смысле слова референдум понимается как обращение к избирательному корпусу для окончательного решения какого-либо общенационального или местного вопроса. Это обращение может происходить как от органов государственной власти, так и от части граждан.
Основное отличие референдума от выборов состоит в том, что объектом волеизъявления граждан при выборах является кандидат на какую-либо избираемую государственную должность, а при проведении референдума волеизъявление граждан направлено на отношение к вопросу, по которому так же, как и на выборах, проводится тайное голосование. Кроме того, при проведении референдума не образуются избирательные округа.
Лишь в 1990 г. был принят Закон СССР о референдуме, а в марте 1991 г. проведен всесоюзный референдум о сохранении СССР на новых договорных условиях. Более 70% граждан бывших союзных республик высказались за его сохранение. Однако уже в декабре воля народа была нарушена беловежскими соглашениями лидеров России, Украины и Белоруссии о создании СНГ. [14, с.259]
Референдум - достояние всего человечества. Референдум - выражение воли народа, средство привлечения его к управлению делами государства. На референдуме можно принять, изменить, дополнить конституцию, любой другой закон, принять любое решение.
Опыт проведения референдумов свидетельствует, что институт референдума активно используется и реакционными силами, так как общественное мнение неустойчиво, противоречиво, недостаточно компетентно. Общественным мнением легко манипулировать через средства массовой информации. Говорят: "глас народа - глас божий, истина в последней инстанции". Тем не менее, значение референдума не следует преувеличивать.
Референдум эффективен лишь
в сочетании с другими формами
демократии - представительной и непосредственной,
тогда, когда он ставит перед собой
гуманную цель. Агитация по референдуму
должна проводиться свободно как
противниками, так и его сторонниками,
на равных условиях. На референдум должны
выноситься простые, ясные и доступные
для понимания каждого
16. Концепция народного
представительства. Понятие и
формы представительной
Концепция национального (народного)
представительства сложилась
1) национальное (народное) представительство учреждается Основным законом страны;
2) нация (народ), являясь носителем суверенитета, уполномочивает парламент осуществлять от его имени законодательную власть (а не суверенитет);
3) для наиболее эффективного
функционирования законодатель- ~Ч
ной власти нация (народ)
4) член парламента является
5) работа парламента
Современная представительная демократия
характеризуется тем, что позволяет
осуществлять власть в государстве
постоянно и непрерывно, а особенностью
представительных органов власти является
то, что они формулируют и выражают
волю народа в принимаемых ими
законах либо решениях. Кроме того,
представительные органы являются связующим
звеном между народом и
Известно, что в большинстве
зарубежных стран парламент имеет
двухпалатную структуру. При этом в
федеративных государствах нижняя палата
рассматривается как орган, представляющий
всю нацию в целом, а верхняя
— как орган, представляющий интересы
каждого субъекта федерации. Поскольку
зарубежные федерации не всегда представляют
собой многонациональные
Так, например, обстоит дело в Конгрессе США, состоящем из двух палат — Сената и Палаты представителей. В Палату представителей входит 435 членов, каждый из которых представляет около 500 тыс. избирателей. В соответствии с результатами переписи населения, проводимой каждые 10 лет, места в Палате представителей перераспределяются между штатами. Право определять границы избирательных округов по выборам в Палату представителей принадлежит законодательному собранию каждого штата. По Конституции США каждый штат должен быть представлен в Палате по крайней мере одним членом. Члены Палаты представителей избираются на двухлетний срок.
Каждый штат представлен в Сенате двумя членами, т. е. в его состав входят 100 сенаторов. Каждый сенатор избирается в своем штате на шестилетний срок, начинающийся в январе следующего после выборов года. В отличие от Палаты представителей каждые два года подлежит переизбранию лишь треть сенаторов Конгресса США.
17. Украинский парламентаризм: история становления и современный этап развития.
В специальной литературе
понятие "парламентаризм" используется
для описания такой формы организации
государственной власти, которой
присуще ведущее положение
Парламентаризм характеризуют также развитые
формы контроля парламента за органами
исполнительной власти и как их следствие
- возможность парламенту досрочно прекратить
полномочия правительства. Одновременно
и правительство в условиях парламентаризма
влияет на орган законодательной власти
с помощью принадлежащего ему права законодательной
инициативы, которому предоставляется
приоритет; министры имеют право требовать,
чтобы их заслушали на заседании сессии
парламента, правительство активно участвует
в законодательном процессе на всех его
этапах и осуществляет существенное влияние
на порядок прохождения законопроектов
и голосования по ним [1].
Таким образом, парламентаризм в качестве
обязательного условия предполагает наличие
механизмов тесного и конструктивного
взаимодействия парламента и правительства,
отсутствие таких механизмов свидетельствует
нежизнеспособности парламентаризма
и ведет к его замене более централизованными
формами организации власти. Поэтому важным
критерием реальности парламентаризма
является стабильность и эффективность
организации исполнительной власти а
также тесная функциональная связь между
парламентом и образуемых им правительством.
Более того, в условиях парламентаризма
конструктивное взаимодействие парламента
и правительства является принципиальным
вопросом достижения стабильности и легитимности
власти вообще.
В современных развитых республиках парламентаризм
представлен в его классическом и рационализированной
форме. Классическом парламентаризма
соответствует классическая парламентская
республика, рационализированного - организация
механизма власти в смешанной республиканской
форме правления.
Известно, что в переходные периоды развития
государственности, когда существует
особая необходимость оперативного принятия
решений и когда успех демократических
преобразований, в силу неразвитости институтов
демократии в среде гражданского общества,
в значительной степени зависит от личных
характеристик главы государства и его
окружения, чего не могут обеспечить парламентарные
формы правления, наиболее эффективные
президентские республики. Парламентаризм,
зато, характеризует стабильные периоды
развития государственности. Одновременно
он является важной гарантией сохранения
демократии. Считается, что в стабильные
периоды президентская форма правления
(как и приближенные к ней президентско-парламентарной
республики) становится неоправданной,
поскольку все ее потенциальные преимущества
не компенсируют скрытой в ней угрозы
для демократии. Но парламентаризм - это
"привилегия" для стран с развитым,
политически структурированным гражданским
обществом, зажиточным средним классом
и развитой партийной системой. При отсутствии
упомянутых условий парламентаризм демонстрирует
нежизнеспособность и, как показывает
политическая практика, в ситуации системного
кризиса обычно трансформируется в направлении
утверждения президенциализму как формы
правления.
Вместе с тем, президентская форма правления
в условиях неразвитой партийной системы
- одна из самых неудачных конструкций
власти, как ввиду отсутствия эффективных
инструментов контроля гражданского общества
за властью, так и учитывая ее несостоятельность
быть ответственной, проводить конструктивную,
целостную и последовательно политику,
которая бы отражала реальные общественные
интересы. Ведь малоконтролируемое единоличная
власть главы государства как гарантия
демократии - это исключение из правила.
А правило состоит в том, что такая власть
обычно авторитарна.
В первое десятилетие своей независимости
Украина как посттоталитарная государство,
по сути, была лишена альтернатив в выборе
формы правления. Видстутнисть развитого
гражданского общества (и его атрибута
- среднего класса), соответствующей ему
(гражданскому обществу) устоявшейся партийной
системы с мощными центристскими партиями
определяли всю нереальность попыток
внедрения парламентарной или любого
из приближенных к ней разновидностей
смешанной республики. Вплоть вплотную
к "оранжевой революции" в Украине
отсутствовали условия, которые бы обеспечили
успех реформы механизма власти средством
перехода к более децентрализованной
форме правления, то есть к парламентаризму.
Президентско-парламентская форма правления,
противоречиво смоделирована в Основном
Законе Украины в редакции от 28 июня 1996
г. имела свои потенциальные преимущества,
которые отсутствуют в смешанных парламентарно-президентских
и парламентарных республиках: принцип
единоличного руководства, который в ситуации
низкой функциональной эффективности
Верховной Рады Украины мог осуществляться
Президентом Украины в исполнительной
сфере, должен был играть важную стабилизирующую
роль в условиях переходного общества.
Однако в период президентства Л. Кучмы
президентско-парламентская форма правления
в Украине обнаружила свои худшие а не
лучшие потенциальные черты, чем окончательно
скомпрометировала себя и ускорила конституционную
реформу.
Поправки в Конституцию Украины от 8 декабря
2004 г. ввели смешанную парламентарно-президентскую
форму правления. Однако уже первый опыт
функционирования этой конструкции власти
в Украине засвидетельствовал наличие
серьезных осложнений в осуществлении
конституционных полномочий отдельных
высших органов власти, опасно низкий
уровень легитимности их действий, попытку
отдельных властных структур выйти за
пределы очерченной Основным Законом
сферы их компетенции, прибегать к собственному
субъект объективного толкования норм
Конституции Украины, цинично использовать
существующие проблемы в организации
механизма власти в собственных интересах
. В частности,
деятельность Верховной Рады Украины
пятого и шестого созывов, а точнее, соответствующих
коалиционных большинства, олицетворявших
Верховную Раду Украины, трудно назвать
успешной. В Парламенте обоих созывов
коалиционное большинство было слишком
ситуативным, внутренне неконсолидированной,
неспособной к согласованным, системным
и эффективным действиям.
Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву Украины"