Шпаргалка по "Конституционному праву Украины"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:34, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право Украины"

Вложенные файлы: 1 файл

кпу.docx

— 322.92 Кб (Скачать файл)

25. Понятие гражданского  общества. Структура и принципы  самоорганизации гражданского общества.

Гражданское общество —  это негосударственная часть  общества. В современном понимании— это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными  отношениями между людьми, независимое  от государства, но взаимодействующее  с ним.  
Гражданское общество — это общество людей высокого социального, культурного, морального экономического статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения.  
Гражданское общество имеет сложную структуру, которая включает в себя: хозяйственные, экономические, этнические, религиозные и правовые отношения. Условием возникновения гражданского общества является появление у всех граждан общества экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важной характеристикой гражданского общества является достижение высокого уровня самоорганизации и саморегуляции общества. Гражданское общество — это основанная на самоорганизации система социально-экономических и политических отношений, функционирующих в правовом режиме социальной справедливости, свободы, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека как высшей ценности гражданского общества. 
Механизмы саморегуляции гражданского общества.

1.Свободный рынок. Каждый  человек предлагает произведенный  им товар и хочет что-то за  это получить.(эквивалентно).

На определенном этапе  развития общества этого становится не достаточно., т.к. возникают монополии, и на смену приходит социальное гос-во или тоталитарный режим.

а)П) Проводятся меры по демонополизации  производства.

Для наемных рабочих - принцип  свободного договора., Гос-во устанавливает  определенные стандарты (уровень зарплаты, длины рабочего дня).

б)П) Перераспределение национальных доходов или изменение системы  налогообложения.

в)Г) Государственное финансирование программ развития.(. (образования).

2.Парламентаризм- общество  выбирает управляющую структуру.

3.Независимое правосудие. Общество приходит к тому, что  конфликты должно регулировать  государство.

 

 

26. Взаимодействие  государства и гражданского общества. Личность и гражданское общество.

Гражданское общество существует, развивается и функционирует  в диалектическом

единстве и противоречии с государством. В их отношений  возможны коллизии. Но

в любом случае «аппарат», «органы», их «агенты» не могут вмешиваться  в

частную жизнь людей или  манипулировать ими, втягивать в  политическую борьбу,

конфронтацию, не говоря уже  о применении насилия. Гражданское  общество и

правовое государство  должны не противостоять друг другу  как антиподы, а

гармонично взаимодействовать.

Одним из важнейших субъектов  общества является личность. При этом общество и личность — взаимообусловливающие друг друга явления, существующие в неразрывном единстве. Личность — это совокупность индивидуально-определенных и социально значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях между людьми. Социально значимые свойства, которые формируют личность, образуются под влиянием следующих факторов: а) под воздействием индивидуальных, врожденных черт и свойств человека; б) под влиянием социальной среды, которая способна воздействовать на человека; в) состояние общественных отношений, в которых участвует человек как социальное явление.

 

27. Социально-правовые  предпосылки становления в Украине  гражданского общества.

После развала Союза и  первых годов независимости, попыток  определить направление развития экономики  и государственности большинство  аналитиков пришло к выводу, что  альтернативы западным моделям общественного  развития практически не существует. Не отрицая в целом следования путем ценностей, произведенных  человечеством, хотелось бы предостеречь от того, чтобы новый подход, как  справедливо отмечается научными работниками, не затенил "исконные обереги украинского  образа жизни, если эти ценности способствуют утверждению государственности  Украины, развития системы умных  потребностей лица и общества, формированию образованной и высоконравственной личности".

До сих пор в Украине  продолжаются дискуссии о влиянии  государства и о балансе сил  государственной власти и общества. Значительная часть населения видит  в государстве чужую, коррумпированную силу, не доверяет государственной  власти, хоть и придерживается утопической  точки зрения, будто исключительно  государственными средствами можно  создать новое гражданское общество. Между прочим, это типичная утопия, соединенная с надеждой на мудрого  вождя, авторитетного правителя, который, придя к власти, устроит все  справедливо и демократически. Государственная  власть действительно может способствовать установлению гражданского общества, но без инициативы народа "снизу" ее возможности ограничены.

Особенностью и противоречивостью  переходного общества, которым является современная Украина, имеется то, что сложности переходных процессов, с одной стороны, предопределяют укрепление регулирующей роли государства, то есть самого государства, а, из второго -- перестройка гражданского общества предусматривает разгосударствление общественных институтов, уменьшение государственного влияния на них. Это  обстоятельство и подчеркивает необходимость  научных разработок роли государства  в переходном обществе, разработки механизмов ее влияния на социальные процессы, определение путей превращения  государства на правовое, а переходного  общества -- на гражданское.

 

 

28. Конституционные  основы формирования и развития  гражданского общества в Украине.

Основными путями построения гражданского общества в Украине  является:

- расширение массовой  базы власти, повышение политической  культуры населения, создание  новых возможностей участия граждан  в управлении государственными  и общественными делами;

- активизация процесса  разгосударствления всех сфер  общественной жизни, формирования  настоящих институтов гражданского  общества как рыночного, так  и нерыночного характера (благотворительные  фонды, потребительские общества, клубы за интересами, общества, ассоциации  и тому подобное), развитие разных  форм общественного самоуправления  и самодеятельности. Кстати, в США  существуют сотни тысяч центральных,  штатных, региональных и местных  ассоциаций (политических, культурных, религиозных, военно-патриотических  и т. п.), которые охватывают 2/3 население США. Это и есть  социальная база гражданского  общества;

- постоянное усовершенствование  контрольных механизмов, то есть  механизмов обратной связи от  общества к государству;

- максимальное расширение  сферы судебной защиты прав  и свобод человека, формирование  уважения к праву и к закону;

- воспитание нормального  природного патриотизма -- национального  и государственного -- на основе  уважения к национальному историко-культурному  наследию;

- укрепление свободы информации  и гласности, открытости общества  на основе связей с зарубежным  миром;

- подъем уровня общественного  сознания, преодоление явлений социальной  пассивности, поскольку дело не  только в наличии демократических  учреждений и процедур и информированности  населения, но и в умении  жить в условиях демократии, пользоваться  ее благами, в готовности к  постоянному усовершенствованию  политической системы в соответствии  с изменением конкретно-исторических  условий.

Другими словами, должно произойти  максимальное разгосударствление всех сфер общественной жизни. Однако это  разгосударствление отнюдь не означает полный отказ от государственного в  пределах закона регуляции социальной жизни.

Разгосударствление общества на базе Конституции Украины предусматривается  по таким направлениям:

-в отрасли политической -- закрепление многопартийности, создание  государством на основе закона  ровных условий для деятельности  политических партий, других общественных  объединений; запрещение любой  политической партии или организации  присваивать себе право осуществлять  государственную власть; проведение  выборов на многопартийной основе;

-в отрасли экономической  -- приватизация государственных  и коммунальных предприятий на  основе частной собственности  (индивидуальной и коллективной); невмешательство государства и  ее структур в непосредственную  хозяйственную деятельность предприятий  независимо от форм собственности;  свобода предпринимательства и  договоров;

-в отрасли идеологической -- любая идеология не может  сводиться к рангу государственной  и закрепляться в законном  порядке, не говоря о конституционном  уровне, как это было в предыдущих  советских конституциях; отделение  церкви от государства, невмешательство  государства в дела религии;  разгосударствления и деидеологизации  образований, науки и культуры, всей духовной сферы общества  на основе конституционного гарантированного  права на свободу мысли, совести  и религии;

- наконец, децентрализация  государственной власти, укрепление  настоящих органов местного самоуправления, снятие лишней государственной  опеки над территориями в нем,  питает уважение и любовь к  Отчизне, укрепляет желание всячески  оберегать и защищать ее.

 

 

29. Основные институты  гражданского общества и конституционные  средства обеспечения их функционирования  в Украине.

В Конституции и упоминания нет о гражданском обществе, на формирование которого в конечном итоге  должен быть направлен весь государственно-правовой механизм. Этот, мягко говоря, недостаток нынешней Конституции, безусловно, негативно  будет отображаться на процессе формирования гражданского общества, сердцевины правового  государства. Провозглашая свое стремление достичь идеалов правового государства, не связав это на конституционном  уровне с формированием гражданского общества, не является просто нелогичным, но и стратегически недопустимым. Ведь невозможно донести к людям  сущность преимуществ правового  государства, не связывая это с гражданским  обществом, которое является гарантом защиты его членов от вмешательства  государственных институтов в их частную и личную жизнь, особенно в тех случаях, когда эти институты  при определенных обстоятельствах  превращаются в самодостаточные  и действуют для самих себя, а нередко и против общества. Одним  из первых изменений к Конституции  Украины должно быть ее дополнение новым разделом о гражданском  обществе.

Основними інститутами громадянського суспільства:  
• власність у встановлених законом формах;  
• вільне підприємництво в умовах добросовісної конкуренції та соціальної спрямованості, захисту інтересів споживачів;  
• еколог. Безпека як система заходів, що проводяться у відповідних організаційних формах і спрямована на збереження навколишнього середовища, генофонду живої природи;  
• сім'я-природна і основний осередок суспільства, в якій шлюб заснований на добровільному та вільний угоді чоловіки і жінки, рівноправних сімейних відносинах;  
• охорона здоров'я народу як система соціально-економічні, медико-санітарних, оздоровчо-профілактичних заходів;  
• народна освіта, розвиток науки, культури і мистецтва в умовах вільного вибору кожним чел-ком і об'єднаннями людей форм і видів освіти, сфер заняття науковою діяльністю, областю культури і мистецтва;  
• об'єднання громадян-політичні партії, масові рухи, професійні спілки, добровільні товариства, фонди, асоціації та ін об'єднання людей (що не мають на меті одержання прибутку);  
• засоби масової інформації, що діють на основі свободи, виключення цензури та монополізму будь-яких засобів масової інформації.

 

30. Человек, личность, гражданин в современном конституционализме.

Совокупность свойств, которые  характерезуют человека как социальное существо, участника общ. Отношений, охватывается понятием личности. Наличие у человека определенных прав и свобод свидетельствует о формировании личности, обладающей определенным статусом в обществе. Таким образом, личность, - это индивид, обладающий определенным статусом в обществе, комплексом прав, свобод и обязанностей. 
Конкретный человек выступает биологической основой личности, которая, будучи продуктом общества, характерезуется в единстве социальных и биологических черт, и включает: 
-Социальные связи и отношения человека; 
-Опыт, знания, навыки, привычки, уровень; 
-Инстинкты, темперамент, чуства, состояние здоровья; 
-Особенности психики и мышления, способность к познанию и творчеству. 
Человек становится личностью в процессе своего развития, под влиянием как индивидуальных, так и социальных факторов. Отношения между личностью и государством определяются правовым положением лица и его правовым статусм в обществе и государстве. Правовое положение личности включает правовое состояние, общюю правосубъектность, политико-правовые принципы, основные права, свободы и обязанности личности, а также юридические гарантии их реализации. Основой правового положения личности является ее правовой статус,Правовой статус гражданина - это правовое положение в обществе человека, обладающего гражданством данного государства.

В структуре правового  статуса гражданина центральным  элементом являются субъективные юридические  права, свободы и обязанности, которые  предусмотрены Конституцией, иными  нормативно-правовыми актами данного  государства. Предпосылкой этих прав, свобод и обязанностей является гражданство, т.е. устойчивая правовая связь личности и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях.

Гарантии (организационные, социально-экономические, политические и др.) реализации субъективных юридических  прав, свобод и обязанностей гражданина дополняют его правовой статус, делают его реальным, а не фиктивным. Следующим  дополнительным элементом правового  статуса гражданина является юридическая  ответственность, которая наступает  в случае неисполнения гражданином  своих субъективных юридических  обязанностей.

Правовой статус гражданина в известной мере отличается от правового  статуса иностранца (гражданина иного  государства), лица без гражданства. Последние, например, в Украине не участвуют в референдумах, не избираются в органы государственной власти и т. д.

Виды правового статуса  гражданина :

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву Украины"