Шпаргалка по «Прокурорский надзор в РФ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу «Прокурорский надзор в РФ».

Вложенные файлы: 1 файл

прокурорский надзор.docx

— 169.01 Кб (Скачать файл)

Коррупция должностных лиц  создает предпосылки для хищнического растаскивания национального достояния, контрабанды, незаконного вывоза за границу стратегического сырья  и невосполнимых природных ресурсов, уклонения от уплаты налогов различного рода финансовых махинацией.

Между тем многие прокуроры  недооценивают опасность разложения органов государственной и муниципальной  служб, их сращивания с коммерческими  структурами, неэффективно используют свои полномочия для выявления и  пресечения фактов коррупции, нарушений  законодательства о государственной  и муниципальной службе, привлечения  виновных к установленной законом  ответственности, примиренчески относятся  к низкой результативности оперативно-розыскных  служб (МВД, ФСБ,

ФСНП), контролирующих органов, к серьезным недостаткам в  организации раскрытия и расследования  должностных преступлений. 

28. Обязательность  исполнения требований прокурора.

 

Статья 6. Обязательность исполнения требований прокурора  

1. Требования прокурора,  вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

2. Статистическая и иная  информация, справки, документы и  их копии, необходимые при осуществлении  возложенных на органы прокуратуры  функций, представляются по требованию  прокурора и следователя безвозмездно.

3. Неисполнение требований  прокурора и следователя, вытекающих  из их полномочий, а также уклонение  от явки по их вызову влекут  за собой установленную законом ответственность.

Законодатель счел необходимым  специальной нормой настоящего ФЗ и  ст. 37 УПК РФ подчеркнуть обязательность исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий по реализации возложенных  надзорных функций в соответствующих  сферах правовых отношений. Исполнение основанных на законе требований прокурора  не может быть связано с какими-либо условиями и выполняется в  сроки, указанные законодательством, либо в согласованные с прокурором сроки.

Прокурор при осуществлении  своих служебных полномочий действует  как представитель федеральной  власти в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и  гражданина, а также охраняемых законом  интересов общества и государства.

Подтверждением высокого статуса прокурорского работника  является право на беспрепятственный  вход в помещения органов федеральных  министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов  исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, органов  управления коммерческих и некоммерческих организаций. Для прохода прокурора  достаточно предъявления им служебного удостоверения, и никто не должен препятствовать исполнению этого его  полномочия.

По требованию прокурора  руководители и должностные лица, согласно ст. ст. 22, 27 настоящего ФЗ и  ст. ст. 81, 84 УПК РФ, обязаны представить  необходимые документы, материалы, статистические и иные сведения в  сроки, указанные в законе либо согласованные  с прокурором. Закон указывает, что  данные требования выдвигаются в  ходе проведения проверок по поступившим  в органы прокуратуры обращениям, проведения ревизий деятельности организаций, подконтрольных или подведомственных органам и учреждениям, к которым  обращено требование прокурора.

Важным условием обязательности исполнения требований прокурора служит явка должностных лиц и граждан  для объяснений по поводу нарушений  закона. Они могут быть получены у любого лица (виновного или потерпевшего). Регламентируется такая деятельность Инструкцией, утвержденной Приказом Генеральной  прокуратуры РФ от 16 марта 2006 г. N 12 "О  совершенствовании системы приема, регистрации и проверки сообщений  о преступлениях в органах  прокуратуры Российской Федерации".

В соответствии с настоящим  ФЗ и ст. 37 УПК РФ, ст. 24.6 КоАП РФ прокуроры  и их заместители в целях обеспечения  верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и  государства осуществляют уголовное  преследование и производство об административном правонарушении.

На основании ч. 3 ст. 37 УПК  РФ обязательными для исполнения органом дознания, следователем (дознавателем) являются указания, данные прокурором в письменной форме в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством. Указания прокурора  обязательны не только для органа дознания, следователя (дознавателя), но и должностных лиц, которым предоставлены  полномочия органов дознания, а также  начальников следственных подразделений  и их заместителей.

Прокурор реализует и  иные процессуальные полномочия: направляет обязательные для исполнения всеми  учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами требования, поручения и запросы, которые  обязательны к исполнению в сроки, установленные законом.

 

29. Ответственность  за неисполнение требований прокурора.

 

В зависимости от характера  и последствий противодействия  при неисполнении требований прокурора  и следователя, вытекающих из их полномочий, для виновных лиц может наступать  установленная законом ответственность.

Требования п. 3 ст. 6 Закона обеспечиваются нормами Кодекса  РФ об административных правонарушениях. Так, согласно ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного  предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего  государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства может повлечь административный штраф на граждан в размере  от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Согласно ст. 19.7 КоАП РФ наложение  административного штрафа на граждан  в размере от одного до трех минимальных  размеров оплаты труда; на должностных  лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных  размеров оплаты труда следует за непредставление или несвоевременное  представление в государственный  орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено  законом и необходимо для осуществления  этим органом (должностным лицом) его  законной деятельности, а равно представление  в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в  неполном объеме или в искаженном виде.

Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его  полномочий, установленных федеральным  законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Так, в январе 2007 г. руководитель одного из районных отделений Пенсионного  фонда г. Саратова был привлечен  к ответственности (оштрафован) за отказ  представить необходимые сведения органам прокуратуры.

Неисполнение требований следователя по расследуемому им уголовному делу влечет применение мер  принудительного характера, выполняемых  непосредственно самим следователем или по его поручению органами дознания в соответствии с нормами  УПК РФ. Преступные действия, которыми не исполняются требования следователя, влекут установленную уголовным  законодательством ответственность (ст. ст. 306, 307, 308 и другие статьи УК РФ).

 

30. Участие прокурора  в заседаниях органов государственной  власти и управления.

 

1. Прокуратура должна играть  ведущую роль в борьбе с  преступностью, которая становится  все более организованной, и в  частности с коррупцией, обеспечивая  сотрудничество различных компетентных  органов государственной власти.

Генеральный прокурор Российской Федерации в обязательном порядке  присутствует, а в ряде случаях  участвует в заседаниях федеральных  законодательных и исполнительных органов власти.

В настоящем ФЗ использованы формулировки "присутствовать" (которая  предполагает наличие у прокурора  права только совещательного голоса либо статуса наблюдателя) и "участвовать" (участие предполагает наличие права  прокурора выступать на заседании). Прокурор может быть привлечен к  участию в обсуждении, поскольку  присутствие не исключает, а предполагает такое право прокурора. Однако решение  вопроса об этом находится в ведении  соответствующего органа. Так, например, Генеральный прокурор РФ ежегодно выступает  на Совете Федерации Федерального Собрания РФ с докладом о состоянии законности, правопорядка в Российской Федерации  и работе органов прокуратуры  по пресечению правонарушений. По этому  выступлению принимаются постановления  с конкретными предложениями. Об этом, например, свидетельствует п. 3 Постановления Совета Федерации  Федерального Собрания РФ от 29 мая 2002 г. N 249-СФ "О докладе Генерального прокурора Российской Федерации  о состоянии законности, правопорядка в Российской Федерации и работе органов прокуратуры за 2001 год  по пресечению правонарушений". Там  указано, что Комитету Совета Федерации  по правовым и судебным вопросам поручается приглашать в согласованное Советом  Федерации Федерального Собрания РФ с Генеральным прокурором РФ время  заместителей Генерального прокурора  РФ на заседания комитета для совместного  обсуждения с членами Совета Федерации  Федерального Собрания РФ проблем, вытекающих из доклада Генерального прокурора  РФ, с выработкой, при необходимости, предложений и рекомендаций, в  том числе по законодательному обеспечению  законности и правопорядка.

Согласно Федеральному закону "О статусе члена Совета Федерации  и статусе депутата Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации" депутат, группа депутатов  палат парламента вправе обращаться с запросом к Генеральному прокурору  РФ по кругу вопросов, входящих в  его компетенцию. Запрос вносится на заседании соответствующей палаты в письменной форме. Генеральный  прокурор РФ дает ответ на него в  устной (на заседании соответствующей  палаты Федерального Собрания Российской Федерации) или в письменной форме. Представление ответа в устной форме  предполагает непосредственное участие  прокурора. Но не исключает такого участия  и представление ответа в письменной форме. Такая работа детализирована Приказами Генпрокуратуры РФ "О  введении в действие Инструкции о  порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в  органах и учреждениях прокуратуры  Российской Федерации" N 3 от 15 января 2003 г., "О внесении изменений в  Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15.01.2003 N 3" N 37 от 5 июля 2006 г.

Генеральный прокурор РФ (или  по его поручению - заместитель) участвует  в заседаниях палат парламента при  рассмотрении представления о лишении  депутата неприкосновенности и для  получения согласия на привлечение  к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание.

Присутствие Генерального прокурора  РФ, его заместителей и по их поручению  других прокуроров в заседаниях Правительства  РФ позволяет им оказывать непосредственное содействие в принятии нормативных  актов в точном соответствии с  Конституцией и законами. В случае принятия незаконного постановления  Правительства Генеральный прокурор Российской Федерации получает реальную возможность оперативно прореагировать и в порядке п. 3 ст. 24 настоящего ФЗ проинформировать об этом Президента РФ.

2. Полномочие прокурора  - участвовать в заседаниях органов  законодательной и исполнительной  власти, а также органов местного  самоуправления - одно из важных  проявлений по осуществлению  возложенных на прокуратуру функций.

Участие предполагает наличие  права прокурора выступать на заседании, при необходимости дать анализ правонарушений и обстоятельств, способствовавших их совершению, по поводу которых внесены протест или  представление, и поддержать внесенные  им акты путем дополнительной аргументации, представления разъяснения нарушенного  закона и иных нормативных правовых актов. В случае принятия решения, явно не соответствующего характеру, обстоятельствам  совершения правонарушения, в связи  с которыми внесены протест и  представление, прокурор вправе и обязан обратить на это внимание соответствующего коллегиального органа. При необходимости  прокурор принимает меры к рассмотрению данного вопроса вышестоящим  органом либо направляет материалы  со своим заявлением в суд. Участие  прокурора при рассмотрении протеста или представления позволяет  максимально оперативно реагировать  на допускаемые нарушения, а также  способствует повышению качества принимаемых  решений, их соответствия закону и фактическим  обстоятельствам.

При этом участие прокуроров в заседаниях органов, на которые  не распространяется их надзорная компетенция, преследует цель непосредственного  получения информации о порядке  и ходе рассмотрения вопросов, в  подготовке которых органы прокуратуры  принимали непосредственное участие. Такое участие необходимо при  рассмотрении названными органами вопросов состояния преступности и законности в целом, выработке решений и  рекомендаций, определении приоритетов, оценке работы, выполненной прокуратурой и иными правоохранительными  органами.

 

31. Роль прокурора  в правотворческом процессе.

 

Участие прокуроров в правотворческой  деятельности характери-зуется единством  мотива; целей, задач, принципов; участников пра-вотворчества; основных организационных  форм участия в ней про-куроров. Участвуя в правотворческой деятельности, прокуроры одновремен-но обеспечивают верховенство законов. Принятие всеми  представи-тельными и исполнительными  органами, органами местного самоуп-равления нормативных правовых актов в  строгом соответствии с нормами  международного права, Конституцией РФ и федеральными законами, а именно на это направлена право-творческая деятельность прокуроров, предупреждает  нарушения прав граждан, охраняемых законом интересов общества и  государства, спо-собствует повышению  авторитета органов власти, что положительно сказывается на укреплении законности и правопорядка. Участвуя в правотворчестве, прокуроры одновременно осуществляют правоза-щитную деятельность. Немаловажное значение имеет освещение прокурорами  правотвор-ческой деятельности в средствах  массовой информации. Тем самым население  получает оперативные и достоверные  сведения о совершен-ствовании правового  регулирования в различных сферах государствен-ной и общественной жизни.

Вместе с тем участие  прокуроров в правотворческой деятельности нуждается в дальнейшем совершенствовании, которое предполагает повышение  уровня его нормативного, организационного и матери-ального обеспечения. Практика свидетельствует, что интенсивный  правотворческий процесс в Российской Федерации и ее субъектах, необходимость  нормативного обеспечения проводимых в стране де-мократических реформ, устранения имеющихся в праве  пробелов и противоречий требуют  от органов прокуратуры более  активного ис-пользования прокурорами  предоставленного законом права  участво-вать в правотворческой  деятельности органов государственной  влас-ти и местного самоуправления, своевременного и принципиального  реагирования на издаваемые ими незаконные акты, добиваться фак-тического устранения вскрытых нарушений.

Информация о работе Шпаргалка по «Прокурорский надзор в РФ»