Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу «Прокурорский надзор в РФ».
32. Специализированные прокуратуры.
Военные прокуратуры:
Иные специализированные прокуратуры:
В систему органов прокуратуры
входят также научно-образовательные
учреждения (НИИ проблем укрепления
законности и правопорядка при прокуратуре
РФ; институты повышения
Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему органов прокуратуры – не допускается (п.2,п.3 ст.11 ФЗ «О прокуратуре»).
Особенности организации деятельности органов военной прокуратуры:
Главная военная прокуратура (ГВП)
Возглавляется главным военным прокурором – заместителем генпрокурора. Назначается и освобождается Советом Федерации по представлению генпрокурора.
Структуру ГВП составляют:
В управлениях и отделах:
Компетенция военных прокуратур:
-осуществляет надзор:
Полномочия военных прокуроров:
(ст.47 ФЗ «О прокуратуре»)
Военные прокуроры осуществляют надзор при котором осуществляют следующие полномочия:
Специализированные природоохранные прокуратуры
Создаются, когда территориальные прокуратуры не в состоянии по объективным причинам обеспечит выполнение всех возложенных на прокуратуру функций в сфере экологии в полном объеме.
Осуществляет надзор:
Созданы и действуют на
правах областных (Волжская природоохранная
прокуратура и др.). В Волжскую
природоохранную прокуратуру
Специализированная транспортная прокуратура
Транспортные прокуратуры осуществляют свои полномочия по вопросам:
Специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний
Созданы в целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.
Осуществляют надзор:
Прокуроры наделены полномочиями по производству предварительного расследования преступлений совершенных лицами, содержащимися в исправительно-трудовых учреждениях УИС, а также преступлений по службе, совершенные работниками этих учреждений.
33. Участие прокурора в рассмотрении дел судами.
Прокурор, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел, осуществляет две основные функции.
Во-первых, он принимает непосредственное
участие в рассмотрении судом
конкретных уголовных, гражданских, арбитражных
и административных дел. Таким образом,
исполняется принцип
В уголовном процессе особенно важна роль прокурора как государственного обвинителя, самостоятельного участника процесса. При участии в процессе прокурор представляет интересы государства.
В гражданском процессе он может представлять интересы группы лиц или интересы особо нуждающихся в защите групп населения, таких как несовершеннолетние.
Во-вторых, функция прокурора
в судопроизводстве состоит в
прокурорском надзоре за законностью
решений, приговоров, определений или
постановлений суда. Реализация функции
предполагает право и обязанность
прокурора опротестовать в
Прокуроры должны назначать
государственных обвинителей
34. Понятие уголовного преследования.
Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Уголовное преследование — это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
При осуществлении уголовного
преследования прокурором при рассмотрении
уголовных дел судом речь идет
об уголовном преследовании
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
При обращении прокурора в суд такие обращения не облагаются госпошлиной. Вопрос о том, требуется ли защита со стороны прокурора в такой форме, решается прокурором.
Законодательство РФ устанавливает случаи, когда участие прокурора в уголовном процессе невозможно.
Так, прокурор
не может участвовать в
1) является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, ответчиком по данному делу;
2) участвовал в качестве
присяжного заседателя, эксперта, специалиста,
переводчика, понятого, секретаря
судебного заседания,
3) является близким
Прокурор также не вправе участвовать в уголовном деле, если имеются иные основания полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе данного уголовного дела.
Во всех таких случаях прокурор обязан заявить самоотвод. Если он не сделал этого, отвод вправе заявить обвиняемый, его законный представитель, защитник, потерпевший, гражданский истец или ответчик или их представители.
Решение об отводе прокурора
принимает суд, рассматривающий
дело. Участие прокурора в
Государственное обвинение — это специальная деятельность прокурора как представителя государства, направленная на поддержания обвинения в суде. В процессе этой деятельности прокурор осуществляет полномочия, предоставленные ему законом. Поддержание обвинения в суде выражается в представлении суду всех доказательств, обосновывающих выводы органов следствия относительно события преступления и виновности лица, полученных на основании закона в ходе предварительного следствия.
Прокурор утверждает обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд.
Прокурор уполномочен предъявить по уголовному делу гражданский иск в защиту интересов государства, а также, если этого требует охрана прав граждан или общественных интересов.
Прокурор обеспечивает законность и обоснованность государственного обвинения.
В судебном разбирательстве прокурор, осуществляя уголовное преследование, пользуется равными правами с другими участниками судебного разбирательства. Эта функция выполняется им в течение всего разбирательства дела независимо от занятой позиции, в том числе и тогда, когда он отказывается от обвинения.
Если в ходе судебного разбирательства представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, прокурор отказывается от обвинения.
Прокурор вправе отказаться от осуществления уголовного преследования, если имеются достаточные основания для этого.
35. Понятие отрасли
прокурорского надзора.
Отрасли ПН – это высокоспециализированные участки деятельности прокуратуры.
Нормативный подход: отрасль есть совокупность правовых норм, регулирующих специализированную деятельность прокуратуры, имеющую свои объект, задачи и т.д.
Функциональный подход: отрасль – это урегулированная нормами права специализированная деятельность прокуратуры, имеющая родовой объект надзора, цели, задачи и т.д.
В прокурорском надзоре выделяют четыре направления, именуемых «отраслями прокурорского надзора». Все они закреплены в разделе III Закона о прокуратуре, где каждой из них посвящена отдельная глава.
Надзор за исполнением законов федеральными министерствами, федеральными службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, или так называемый общий надзор. Надзор за исполнением законов подразумевает не только надзор за их исполнением перечисленными субъектами, но и надзор за соответствием законам издаваемых правовых актов.
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.