Шпаргалка по «Прокурорский надзор в РФ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу «Прокурорский надзор в РФ».

Вложенные файлы: 1 файл

прокурорский надзор.docx

— 169.01 Кб (Скачать файл)

 

32. Специализированные  прокуратуры.

 

Военные прокуратуры:

      • Главная военная прокуратура;
      • Прокуратуры родов войск, военного округа, флота, группы войск, армии, флотилии, соединения, гарнизона;

       Иные специализированные прокуратуры:

      • природоохранные;
      • транспортные;
      • по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах;
      • по надзору за исполнением законов в исправительно-трудовых учреждениях;
      • иные специализированные прокуратуры.

В систему органов прокуратуры  входят также научно-образовательные  учреждения (НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при прокуратуре  РФ; институты повышения квалификации руководящих кадров Генпрокуратуры РФ и др.) и редакции печатных изданий  органов прокуратуры («Законность»)

Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему органов  прокуратуры – не допускается (п.2,п.3 ст.11 ФЗ «О прокуратуре»).

Особенности организации  деятельности органов военной прокуратуры:

Главная военная прокуратура (ГВП)

Возглавляется главным военным  прокурором – заместителем генпрокурора. Назначается и освобождается  Советом Федерации по представлению  генпрокурора.

Структуру ГВП составляют:

    • управление;
    • отделы;
    • канцелярия;
    • приемная;

В управлениях и отделах:

    • старшие военные прокуроры и военные прокуроры;
    • старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты;
    • старшие следователи и следователи по особо важным делам.

Компетенция военных прокуратур:

-осуществляет  надзор:

    1. за исполнением законов и других НПА органами управления и военного управления военной части и подразделений ВС;
    2. за исполнением законов при производстве предварительного следствия, дознания и осуществления ОРД по уголовным делам о преступлениях совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы и лицами гражданского персонала в ВС.
    3. За исполнением должностными лицами пограничных войск ФСБ РФ законов, а также соблюдением прав граждан в ИВС, подвергнутых административному задержанию на основании положений закона РФ «О государственной границе».

Полномочия военных  прокуроров:

(ст.47 ФЗ «О прокуратуре»)

    1. Участвуют в заседаниях коллегий, военных советах, служебных совещаниях, органов военного управления;
    2. Назначают вневедомственные ревизии и проверки;
    3. По предъявлении служебного удостоверения имеют право беспрепятственного входить  на территорию и в помещения военных частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов, независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документами материалам.

Военные прокуроры осуществляют надзор при котором осуществляют следующие полномочия:

      1. проверяют законность содержания под стражей осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях;
      2. вправе требовать обеспечение охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах.

Специализированные  природоохранные прокуратуры

Создаются, когда территориальные  прокуратуры не в состоянии по объективным причинам обеспечит  выполнение всех возложенных на прокуратуру  функций в сфере экологии в  полном объеме.

Осуществляет  надзор:

  1. за исполнением законов, направленных на защиту О.С.;
  2. за экологическими правами граждан, органами исполнительной власти, местного самоуправления и т.д., а также за соответствием законам издаваемых ими НПА;
  3. осуществляют уголовное преследование по делам об экологических преступлениях.

Созданы и действуют на правах областных (Волжская природоохранная  прокуратура и др.). В Волжскую природоохранную прокуратуру входят 15 межрайонных прокуратур, которые  осуществляют надзор за исполнением  законов на территории всего Волжского  бассейна.

Специализированная  транспортная прокуратура

Транспортные прокуратуры  осуществляют свои полномочия по вопросам:

  1. исполнение законов о безопасности движения;
  2. соблюдение прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями, организациями железнодорожного, морского и речного транспорта, независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности;
  3. расследуют дела о преступлениях, совершенных на транспортных объектах, а также о преступлениях по службе, совершенных работниками указанных предприятий.

Специализированные  прокуратуры по надзору за соблюдением  законов при исполнении уголовных  наказаний

Созданы в целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания  в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Осуществляют  надзор:

      1. за соблюдением законов в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС);
      2. за администрацией этих учреждений;
      3. за специальными подразделениями по обеспечению безопасности объектов УИС;

Прокуроры наделены полномочиями по производству предварительного расследования  преступлений совершенных лицами, содержащимися  в исправительно-трудовых учреждениях  УИС, а также преступлений по службе, совершенные работниками этих учреждений.

 

33. Участие прокурора  в рассмотрении дел судами.

 

Прокурор, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел, осуществляет две основные функции.

Во-первых, он принимает непосредственное участие в рассмотрении судом  конкретных уголовных, гражданских, арбитражных  и административных дел. Таким образом, исполняется принцип состязательности судебного процесса. В этих случаях  прокурор выступает в качестве равноправного  участника, стороны уголовного, гражданского или арбитражного судопроизводства.

В уголовном процессе особенно важна роль прокурора как государственного обвинителя, самостоятельного участника  процесса. При участии в процессе прокурор представляет интересы государства.

В гражданском процессе он может представлять интересы группы лиц или интересы особо нуждающихся  в защите групп населения, таких  как несовершеннолетние.

Во-вторых, функция прокурора  в судопроизводстве состоит в  прокурорском надзоре за законностью  решений, приговоров, определений или  постановлений суда. Реализация функции  предполагает право и обязанность  прокурора опротестовать в установленном  законодательством порядке указанные  акты суда в случаях выявления  их незаконности.

Прокуроры должны назначать  государственных обвинителей заблаговременно, с тем чтобы обеспечить тщательное изучение ими материалов уголовного дела. При этом учитывать характер, объем и сложность дела, квалификацию и опыт работы прокурора, которому поручается поддержание обвинения. По наиболее сложным делам при необходимости  создавать группы государственных  обвинителей, распределяя их обязанности  применительно к особенностям дела.

 

34. Понятие уголовного  преследования.

 

Прокурор является должностным  лицом, уполномоченным в пределах компетенции  осуществлять от имени государства  уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также  надзор за процессуальной деятельностью  органов дознания и органов предварительного следствия.

Уголовное преследование — это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

При осуществлении уголовного преследования прокурором при рассмотрении уголовных дел судом речь идет об уголовном преследовании обвиняемого.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан  и охраняемых законом интересов  общества или государства.

При обращении прокурора  в суд такие обращения не облагаются госпошлиной. Вопрос о том, требуется  ли защита со стороны прокурора в  такой форме, решается прокурором.

Законодательство РФ устанавливает  случаи, когда участие прокурора  в уголовном процессе невозможно.

Так, прокурор не может участвовать в производстве по уголовному делу, если он:

1) является потерпевшим,  гражданским истцом, гражданским  ответчиком, ответчиком по данному  делу;

2) участвовал в качестве  присяжного заседателя, эксперта, специалиста,  переводчика, понятого, секретаря  судебного заседания, защитника,  законного представителя потерпевшего, гражданского истца или ответчика;

3) является близким родственником  или родственником любого из  участников производства по данному  уголовному делу.

Прокурор также не вправе участвовать в уголовном деле, если имеются иные основания полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе данного  уголовного дела.

Во всех таких случаях  прокурор обязан заявить самоотвод. Если он не сделал этого, отвод вправе заявить обвиняемый, его законный представитель, защитник, потерпевший, гражданский истец или ответчик или их представители.

Решение об отводе прокурора  принимает суд, рассматривающий  дело. Участие прокурора в производстве предварительного расследования и  его участие в судебном разбирательстве  не являются препятствиями для дальнейшего  участия прокурора в производстве по данному уголовному делу.

Государственное обвинение  — это специальная деятельность прокурора как представителя  государства, направленная на поддержания  обвинения в суде. В процессе этой деятельности прокурор осуществляет полномочия, предоставленные ему законом. Поддержание  обвинения в суде выражается в  представлении суду всех доказательств, обосновывающих выводы органов следствия  относительно события преступления и виновности лица, полученных на основании  закона в ходе предварительного следствия.

Прокурор утверждает обвинительное  заключение или обвинительный акт  и направляет уголовное дело в  суд.

Прокурор уполномочен  предъявить по уголовному делу гражданский  иск в защиту интересов государства, а также, если этого требует охрана прав граждан или общественных интересов.

Прокурор обеспечивает законность и обоснованность государственного обвинения.

В судебном разбирательстве  прокурор, осуществляя уголовное  преследование, пользуется равными  правами с другими участниками  судебного разбирательства. Эта  функция выполняется им в течение  всего разбирательства дела независимо от занятой позиции, в том числе  и тогда, когда он отказывается от обвинения.

Если в ходе судебного  разбирательства представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому  обвинение, прокурор отказывается от обвинения.

Прокурор вправе отказаться от осуществления уголовного преследования, если имеются достаточные основания  для этого.

 

35. Понятие отрасли  прокурорского надзора. Система  отраслей.

 

Отрасли ПН – это высокоспециализированные участки деятельности прокуратуры.

Нормативный подход: отрасль  есть совокупность правовых норм, регулирующих специализированную деятельность прокуратуры, имеющую свои объект, задачи и т.д.

Функциональный подход: отрасль  – это урегулированная нормами  права специализированная деятельность прокуратуры, имеющая родовой объект надзора, цели, задачи и т.д.

В прокурорском надзоре выделяют четыре направления, именуемых «отраслями прокурорского надзора». Все они  закреплены в разделе III Закона о  прокуратуре, где каждой из них посвящена  отдельная глава.

Надзор за исполнением  законов федеральными министерствами, федеральными службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, или так называемый общий надзор. Надзор за исполнением законов подразумевает не только надзор за их исполнением перечисленными субъектами, но и надзор за соответствием законам издаваемых правовых актов.

Надзор за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Информация о работе Шпаргалка по «Прокурорский надзор в РФ»