Прекращение уголовного дела в форме дознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

С принятием УПК РФ, ограничившего производство дознания только делами с конкретными лицами и сроками, которые невозможно пролонгировать до окончания расследования, результаты работы органов предварительного следствия в значительной мере стали зависеть от результатов деятельности органов дознания. При этом ясно, почему эта проблема затронула именно МВД России. Как следственные подразделения, так и органы милиции (дознание) значительно перегружены процессуальной работой. Они по-прежнему выполняют более 90 процентов всей работы по расследованию преступлений в стране.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1
1.1 Дознание и предварительное следствие как формы предварительного расследования………………………………………………………………..5
1.2 Расследование уголовных дел в форме дознания……………………10
Глава 2
2.1 Полномочия следователя, дознавателя при проведении дознания…12
2.2 Общие условия производства предварительного следствия……….21
Глава 3
3.1 Прекращение уголовного дела в форме дознания…………………...27
Заключение…………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа УПК Дознание по уголовным делам.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Первоначальный срок дознания может быть продлен прокурором на 10 суток. Для этого дознаватель  выносит мотивированное постановление, в котором объясняет необходимость продления срока расследования.

Если максимального  срока дознания (30 суток) окажется недостаточно для окончания дознания, то уголовное  дело передается для дальнейшего  расследования в органы предварительного следствия по письменному указанию прокурора (ч.4 ст.150 УПК России). В этом случае дознание можно считать оконченным, хотя само расследование продолжается далее, но только в иной процессуальной форме - в форме предварительного следствия.

В отличие от срока следствия срок дознания установлен в сутках. Для правильного исчисления срока дознания следует руководствоваться правилами ч.2 ст.128 УПК РФ. Согласно указанной норме закона срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 ч последних суток. Возникает закономерный вопрос: какие сутки следует считать первым днем срока? В УПК РФ законодатель изменил это правило, однако отдельные авторы не учитывают эту новеллу и по-прежнему исчисляют сроки, установленные сутками, не принимая во внимание первые сутки. Такой порядок исчисления сроков представляется ошибочным. В ст.128 УПК РФ нет никакой оговорки по поводу неполного дня или неполных суток.

Следовательно, применительно  к рассматриваемому вопросу первым днем суток, т.е. днем начала течения  срока дознания, следует считать день, когда решение о возбуждении уголовного дела согласовано с прокурором.

Время (часы и минуты) подписания постановления о возбуждении  уголовного дела прокурором не имеет  правового значения для исчисления срока дознания.

Срок истекает в 24 ч последних суток. Так, если уголовное дело было возбуждено дознавателем 5 января, то срок дознания истекает в 24 ч 24 января.

Если окончание срока  приходится на нерабочий или праздничный  день, то последним днем срока считается  первый следующий за ним рабочий день.

Например, уголовное дело возбуждено дознавателем 10 марта. Срок дознания будет истекать в 24 ч 29 марта. Если 29 марта выпадет на воскресенье, то срок дознания будет истекать в  понедельник 30 марта в 24 ч.

 

 

Глава 2

2.1 Полномочия следователя, дознавателя при проведении дознания

 

Закон, предоставляет  следователю  широкий круг процессуальных прав, обеспечивающих его процессуальную самостоятельность.

Все решения по делу, следователь  принимает самостоятельно, за исключением  некоторых случаев, когда необходимо получить согласие суда, либо санкцию прокурора.

Лицо, производящее дознание, все основные решения по делу принимает  только с согласия начальника органа дознания.

Кроме этого, уголовно-процессуальный закон разделяет компетенцию  всех органов расследования и производстве расследования по определенным уголовным делам, то есть определяет подследственности.

Подследственность –  это юридическое свойство уголовного дела, в зависимости от которого оно подлежит, расследованию соответствующим  органом дознания или предварительного следствия.

Уголовно-процессуальный закон различает три вида подследственности:

1. предметную (родовую)

2. территориальную

3. персональную

Предметная последовательность – уголовного дела зависит от юридической  квалификации преступления и указывает то звено в системе органов предварительного расследования, которое будет вести расследование данного дела. Предметная последовательность указана в Уголовном процессуальном кодексе РФ.

Территориальная подследственность зависит от места совершения преступления и указывает на конкретный орган дознания или следствия, который будет расследовать уголовное дело. Территориальная подследственность определяется по правилам, указанным в Уголовно - процессуальном кодексе Российской Федерации.

При наличии спора, о подследственности – подследственность устанавливается соответствующим прокурором.

Необходимо отметить, что предметная и территориальная подследственность всегда определяется вместе.

Определение подследственности иногда бывает очень сложной.

Многие граждане совсем не знают этих вопросов и о преступлениях  сообщают чаще всего в органы дознания.

Органы предварительного расследования в соответствии с  уголовно процессуальным законодательством обязанны принять эти заявления, даже не своей подследственности, и принимать по ним решения, в том числе о возбуждении уголовного дела.

Среди этих дел имеются  дела о преступлениях, по которым  расследование проводится в форме  дознания и дело о преступлениях, по которым расследование обязательно, проводится только в форме предварительного расследования, то есть подследственны следователю.

Исходя из задачи –  быстрого и полного раскрытия  преступления, в целях раскрытия  преступления «по горячим следам»  органы дознания вправе проводить следственные действия.

В связи с этим Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает два порядка дознания:

1. дознание по делам  по которым производство предварительного  расследования обязательно

2. дознание по делам  по которым производство предварительного  расследования необязательно.

Порядок деятельности органов дознания по первому порядку дознания установлен Уголовно - процессуальным кодексом Российской Федерации. Этот порядок следующий:

1. при обнаружении  поводов и основания орган  дознания возбуждает уголовное  дело и принимает его к производству;

2. об обнаруженном  преступлении и начатом дознании  сообщает прокурору;

3. производит неотложные  следственные действия.

Неотложными следственными действиями - являются такие действия, промедление с производством которых может затруднить обнаружение и закрепления следов преступления. Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации относит к таким действиям осмотр (все виды), обыск, выемку, освидетельствование, задержание, допрос.

Следует иметь ввиду, что этот перечень не является исчерпывающим. органы дознания, так же могут произвести  и другие следственные действия, промедление которых связанно с утерей доказательства.

Органы дознания не вправе по данному порядку выносить постановления о привлечении в качестве обвиняемого, предъявлять обвинение и допрашивать обвиняемого.

4. Сначала производства по делу орган дознания проводит необходимые розыскные мероприятия в целях раскрытия преступлений и изобличение преступника.

5. В необходимых случаях   орган дознания может решить вопрос об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения.

6. По выполнении неотложных  следственных действий орган  дознания должен передать дело  следователю. Эта передача должна  быть осуществлена не позднее  чем через 10 суток считая с  момента возбуждения уголовного дела.

7. Направление дела  после выполнения неотложных  следственных действий оформляется в виде постановления о передаче дела по подследственности.

После передачи дела следователю, орган дознания по поручению следователя  проводит оперативно- розыскные мероприятия, а так же выполняет отдельные следственные действия.

Если лицо, совершившее преступление, не установлено, то органы дознания не прекращают проводить по переданному  уголовном делу оперативно-розыскные  мероприятия, до его установления. После его установления такие мероприятия органы дознания проводят по поручению следователя.

Второй порядок дознания – по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, предусмотрен УПК РФ.

По таким делам орган дознания производит дознание в полном объеме, а именно:

1. возбуждает уголовное дело

2. принимает его к производству

3. сообщает прокурору о начатом  дознании

4. принимает все предусмотренные  УПК РФ меры, для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, то есть полностью расследует дело;

5. все мероприятия по делу  осуществляет в месячный срок

6. после окончания расследования дело с обвинительным заключением направляется прокурору для передачи в суд.

Компетенция органов дознания при  производстве дознания определяется в  первую очередь подследственностью. Органы дознания вправе расследовать в полном объеме только те преступления, которые отнесены к их подследственности в соответствии с ч.З ст.150 УПК РФ.

При этом следует иметь в виду, что законодатель разграничивает компетенцию между органами дознания по признаку предметной подследственности. Согласно ч.3 ст.151 УПК РФ все преступления, отнесенные к подследственности органов дознания в целом, распределены между дознавателями различных ведомств. Так, дознаватели органов внутренних дел проводят дознание по всем уголовным делам, указанным в ч.3 ст.150 УПК России, за исключением уголовных дел, указанных в п.3-6 ч.3 ст.151 УПК России. В указанных пунктах определена компетенция дознавателей пограничных органов ФСБ, дознавателей органов службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, дознавателей таможенных органов РФ, дознавателей органов Государственной противопожарной службы. Данное законодательное установление следует понимать таким образом, что дознаватели ОВД не вправе производить дознание по тем преступлениям, которые в силу ч.3 ст.151 УПК РФ отнесены к подследственности дознавателей другого ведомства. Если в ОВД поступает информация или сообщение о преступлении, подследственном дознавателям других ведомств, то оно подлежит направлению по подследственности в "нужный" орган дознания.

Новеллой уголовно-процессуального  закона России следует признать правило, согласно которому органы дознания вправе возбуждать уголовные дела своей  подследственности только в том  случае, если установлено лицо, совершившее это преступление. Иными словами, органы дознания могут начать дознание только. в отношении конкретных лиц (ч.2 ст.223 УПК РФ). Данное законодательное установление необходимо понимать таким образом, что к моменту принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела должно быть установлено лицо, совершившее это преступление.

Фактически законодатель обязывает  органы дознания на этапе возбуждения  уголовного дела установить данные, свидетельствующие  не только о наличии признаков преступления и достаточные для возбуждения уголовного дела (ч.2 ст.146 УПК РФ), но и свидетельствующие о совершении этого преступления конкретным лицом (ч.2 ст.223 УПК РФ).

Таким образом, органы дознания не вправе возбуждать уголовное дело по факту  совершения преступления, если даже это преступление и отнесено к их подследственности. Для такой ситуации законодатель установил иную форму расследования - предварительное следствие.

Пределы компетенции органов дознания определяет и персональная подследственность, которая основывается на особенностях субъекта преступления (его возраста, состояния здоровья, служебного положения, отношения к воинской службе и других обстоятельств). Так, например, дознаватели ОВД не вправе расследовать преступления, совершенные военнослужащими, или лицами, которые отнесены к особой категории лиц (раздел 17 УПК).

Новеллой УПК РФ следует признать положение о том, что органы дознания вправе расследовать преступления, совершенные несовершеннолетними. Данный вывод следует из смысла норм гл.50 УПК РФ, устанавливающей особый порядок производства по делам несовершеннолетних. Правила указанной главы упоминают дознавателя как субъекта принятия решений по делам в отношении несовершеннолетних (ст.426 УПК России). Порядок расследования уголовных дел в форме дознания в отношении несовершеннолетних будет подробнее рассмотрен далее.

Органы дознания вправе также расследовать преступления, если они совершены  лицами, нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании, а  также лицами, обнаружившими психические расстройства, не исключающие вменяемости. На основании ст.99 УК РФ этим лицам наравне с мерами уголовного наказания может быть показано применение принудительных мер медицинского характера.5

На основании ч.4 ст.433 УПК РФ в отношении этих двух категорий  лиц производство по уголовному делу ведется в обычном порядке  без применения особых правил, установленных  гл.51 УПК РФ. Следовательно, при совершении преступления, отнесенного к подследственности органов дознания, указанными категориями лиц расследование может производиться в форме дознания. Данный вывод следует из смысла положения п.3 ч.1 ст.237 УПК РФ, согласно которому прокурор вправе вернуть обвинительный акт органу дознания, если есть необходимость вместе с обвинительным актом составить постановление о применении принудительной меры медицинского характера.

Следует отметить, что  утверждение о том, что органам  дознания подследственны дела в отношении  несовершеннолетних, а также лиц, которым показано применение принудительных мер медицинского характера, следует из смысла гл.50 и 51 УПК РФ, а не указано конкретно законодателем в нормах гл.32 УПК, регулирующей дознание, или в ст.150, 151 УПК РФ, определяющих подследственность. На наш взгляд такая законодательная конструкция является неверной, поскольку в нормах, специально устанавливающих пределы уголовно-процессуальной компетенции органа расследования и регулирующих особенность производства дознания, должны быть четко определены признаки, определяющие подследственность данного органа.

Информация о работе Прекращение уголовного дела в форме дознания