Уголовно-процессуальная деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Деятельность государства и его органов охватывает различные сферы общественной жизни. Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных . организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ………………………
1.1 Понятие уголовно – процессуальной деятельности осуществляемая сотрудниками исправительных учреждений………………….
1.2 Классификация сотрудников исправительных учреждений имеющих право осуществлять уголовно – процессуальную деятельность и их процессуальный статус…………………………………………………………….
ГЛАВА 2.ПОЛНОМОЧИЯ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ УГОЛОВНО – ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………
2.1 Полномочия на стадии возбуждения уголовного дела………………..
2.2 Полномочия на стадии предварительного расследования……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

УПП.docx

— 59.35 Кб (Скачать файл)

Разрешить данную проблему предлагается путем внесения изменений в УПК РФ, которые позволят ввести должность дознавателя в ИУ4. Однако подобное изменение повлечет за собой необходимость производства ряда весьма затратных (как в финансовом, так и временном смысле) мероприятий. При этом практическая необходимость подобных изменений незначительна, поскольку количество официально регистрируемых преступлений, совершаемых в ИУ, колеблется в пределах от 930 до 12315. В настоящее время на территории ИУ действуют 758 исправительных колоний, 217 следственных изоляторов, 7 тюрем, 62 воспитательные колонии6. Простой арифметический подсчет позволяет заключить, что средняя загруженность дознавателя в ИУ составит не более одного дела в год. К тому же подобные изменения вряд ли позволят как-то кардинально изменить ситуацию с сокрытием преступлений, совершаемых на территории ИУ, так как ее основной причиной является несовершенство системы оценки деятельности сотрудников ИУ. Кроме того, наделение УИС функцией уголовного преследования негативно скажется на объективности расследования. Думается, что в рамках одного ведомства не следует концентрировать полномочия по осуществлению предварительного расследования и по исполнению наказания. Анализируемая проблема может быть решена иным способом, а именно путем замены союза "и" (исключающего альтернативу) союзом "или" в законодательном определении органа дознания. Предлагаем п. 24 ст. 5 УПК РФ изложить в следующей редакции: "органы дознания - государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание или другие процессуальные полномочия". Подобное изменение позволит органам и учреждениям ФСИН соответствовать законодательному определению органа дознания.

Изложенное позволяет определить перечень полномочий, которыми обладают сотрудники ИУ при обнаружении фактов дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества: принять сообщение о преступлении; произвести проверку сообщения о преступлении; направить материал проверки по подследственности; возбудить уголовное дело и произвести по нему неотложные следственные действия. 
Учитывая характер преступлений, сложившуюся практику, обстановку в ИУ и их правовой статус как органов дознания, считаем наиболее целесообразным при поступлении сообщений о совершении рассматриваемых преступлений7 незамедлительно возбуждать уголовные дела и производить по ним неотложные следственные действия. В соответствии с ч. 1 ст. 157 УПК РФ при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном законом, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. При этом в п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК РФ указывается, что начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы производят неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами.

Исходя из содержания ст. 157 УПК РФ, начальники учреждений и органов УИС имеют право проводить неотложные следственные действия по следующим категориям уголовных дел: о преступлениях против установленного порядка несения службы; о преступлениях, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов; о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами.

Легальная классификация преступлений содержится в Уголовном кодексе РФ, где в основу деления положен объект преступного посягательства. В соответствии с данным признаком все преступления распределены на шесть разделов, которые, в свою очередь, подразделяются на главы. В данной классификации раздела или главы о преступлениях против установленного порядка несения службы нет. Рассматриваемый состав преступлений находится в гл. 32 "Преступления против порядка управления" раздела 10 УК РФ "Преступления против государственной власти". В специальной литературе существует высказывание о том, что данная формулировка имеет процессуальное значение8. На наш взгляд, это мнение ошибочно, так как классификация преступлений является задачей уголовного права. Следует также отметить, что на территории ИУ преступления чаще всего совершают осужденные, однако законодатель в качестве субъектов преступлений отдельно выделяет сотрудников соответствующих учреждений и органов. Для исключения указанных неточностей считаем целесообразным изложить часть п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК РФ в следующей редакции: "...по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений".

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК неотложные следственные действия по уголовным делам о дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, как и о других преступлениях, производятся начальниками соответствующих учреждений. Анализируемая норма представляется противоречивой, так как не соответствует практической необходимости. В некоторых случаях один человек просто физически не может произвести необходимый объем работы по производству неотложных следственных действий. При этом начальник ИУ должен выполнять и свои основные функции по организации работы вверенного ему подразделения. Поэтому на начальника ИУ, по нашему мнению, должна возлагаться обязанность по организации и контролю за производством таких действий. Для решения обозначенной проблемы п. п. 2 и 3 ч. 2 ст. 157 УПК целесообразно изложить в следующей редакции: "органы и учреждения ФСИН - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений".

Требует разрешения еще один спорный вопрос: кто из сотрудников ИУ выступит в роли дознавателя? Ведь структура этих учреждений и функции их сотрудников разноплановы.

В соответствии с действующим законодательством начальник ИУ является начальником органа дознания и в соответствии с п. 17 ст. 5 УПК РФ уполномочен давать поручения о производстве неотложных следственных действий. При этом, на наш взгляд, он должен руководствоваться следующим. Как уже отмечалось, законодатель в качестве основного признака органа дознания определил полномочия по осуществлению ОРД. Этому признаку должны соответствовать и сотрудники, которым может быть поручено производство неотложных следственных действий. Это сотрудники оперативных подразделений. К тому же характер их работы наиболее близок к процессуальной деятельности.

 

    1. Классификация сотрудников исправительных учреждений имеющих право осуществлять уголовно – процессуальную деятельность и их процессуальный статус.

 

В действующем уголовно-процессуальном законодательстве органы и учреждения ФСИН России значатся органом дознания. Как и другие органы, изначально сориентированные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, они наделены правом производства неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие является обязательным (п.2 ч.2 ст.40 УПК РФ). Помимо этого, на органы дознания вообще, законом возлагается производство дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие является необязательным, а так же осуществление иных предусмотренных УПК РФ полномочий (пп.1 и 3 ч.2 ст.40 УПК РФ). Однако в ст.151 УПК РФ, предусматривающей законодательное распределение уголовных дел между органами предварительного расследования для производства предварительного следствия и дознания подследственность органов и учреждений ФСИН России не определена, что, в сущности, и лишает их возможности производить в полном объеме дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно. Подобно «сапожнику без сапог», органы и учреждения российской уголовно-исполнительной системы обладая статусом органа дознания, дознавателей в своем штате не имеют. На деле это означает, что в российской уголовно-исполнительной системе, олицетворяющей в процессуальном плане довольно значительный и весьма необходимый уголовному судопроизводству познавательный потенциал, попросту нет должностных лиц, которых начальники органов и учреждений ФСИН России, могли бы обязывать осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Такое положение дел, приводит к неутешительному выводу о том, что профессионалов в области досудебного производства по уголовным делам в российской уголовно-исполнительной системе по большому счету нет. Такое положение дел усугубляется тем, что оперативным сотрудникам уголовно-исполнительной системы, производство дознания может быть поручено лишь с условием, что они не проводили или не проводят по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. В условиях отдельно взятого исправительного учреждения выполнить это требование закона бывает очень непросто. Таким образом, особенностью процессуальной деятельности осуществляемой в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы является то, что рассмотрение сообщений о преступлениях, производство следственных и иных процессуальных действий, возлагается не на дознавателей, в прямом смысле этого слова, а на должностных лиц из оперативного состава, имеющих, как правило, определенные (нередко искаженные) представления об уголовном судопроизводстве, но не обладающих умениями и навыками осуществления дознания по уголовному делу в полном объеме.

Оперуполномоченный (оперативный уполномоченный) - должностное лицо органа дознания, уполномоченное на производство оперативно-розыскных мероприятий в рамках оперативно-розыскной деятельности в соответствии с федеральным законом от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (№ 144-ФЗ от 05.07.1995 г.);

Несмотря на некоторые различия в служебных обязанностях оперуполномоченных различных министерств, ведомств и подразделений одного органа дознания, осуществляющего ОРД, служебная деятельность оперуполномоченных имеет схожие черты. Основное отличие оперуполномоченных от других должностных лиц органа дознания - особые полномочия, позволяющие осуществлять оперативно-розыскные мероприятия и проводить агентурную работу. Делопроизводство, ведущееся в оперативном аппарате, сопровождающее розыск и агентурно-оперативную работу, имеет гриф «секретно» и «сов.секретно» и не подлежит разглашению и опубликованию.

Процессуальный статус оперуполномоченного аналогичен процессуальному статусу должностного лица органа дознания, имеющему право проводить предварительное расследование в форме дознания. В связи с чем оперуполномоченные имеют право проводить проверку сообщений о преступлениях и принимать решения, предусмотренные ст.ст. 144 - 145 уголовно-процессуального кодекса.

Должности оперуполномоченных так же предусмотрены в уголовно-исполнительной системе ФСИН России. Оперуполномоченный УИС - является работником оперативного отдела (оперчасти) соответствующего Учреждения (СИЗО, ИТК, тюрьмы), и занимается агентурно-оперативной работой, профилактикой и раскрытию преступлений в местах лишения свободы.

Существуют различные варианты должности оперуполномоченных. В том числе «старший оперуполномоченный», «оперуполномоченный по особо важным делам». Указанные должности обозначают различный внутрислужебный статус лиц, их замещающих, и дают право на присвоение определённых специальных или воинских званий, вместе с тем правовой статус всех оперуполномоченных одинаков. В органах внутренних дел и Уголовно-исполнительной системе Российской Федерации должность оперуполномоченного предусматривает присвоение специального звания до капитана милиции (капитана внутренней службы) включительно, старшего оперуполномоченного до майора милиции (майора внутренней службы) включительно, старшего оперуполномоченного по особо важным делам «ст. о/у по ОВД» до подполковника милиции (подполковника внутренней службы) включительно.

Оперативно - розыскные мероприятия ст.6ФЗ №144 от 05.07.1995г. «Об оперативно-розыскной деятельности»

  • Опрос

  • Наведение справок

  • Сбор образцов для сравнительного исследования

  • Проверочная закупка

  • Исследование предметов и документов

  • Наблюдение

  • Отождествление личности

  • Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

  • Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений

  • Прослушивание телефонных переговоров

  • Снятие информации с технических каналов связи

  • Оперативное внедрение

  • Контролируемая поставка

  • Оперативный эксперимент

Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий

  • Наличие возбуждённого уголовного дела

  • Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, сведения о:

    1. признаках подготавливаемого, совершаемого или совершённого противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

    1. событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

    1. лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

    1. лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Информация о работе Уголовно-процессуальная деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы