Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 21:09, дипломная работа
Цель дипломного исследования – изучить цели, задачи и основные направления прокурорского надзора, подчеркнуть важность и значимость надзорной деятельности прокуратуры Российской Федерации.
Введение …………………………………………………………………….….......3
Глава 1. Общие положения прокурорского надзо-ра………………………......6
§1. Сущность и принципы прокурорского надзо-ра……………………….............6
§2. Цели и задачи прокурорского надзо-ра………………………………..............21
Глава 2. Прокурорский надзор за исполнением законов……………………44
§1. Общий надзор за исполнением зако-нов………………………………............44
§2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими опера-тивно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следст-вие……………..50
§3. Надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание, и иные назначаемые судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных под стра-жу………....55
§4 .Надзор за соблюдением прав и свобод человека и граждани-на………….....58
Глава 3. Акты прокурорского надзо-ра……………………...…………..…..….61
§1. Сущность актов прокурорского надзо-ра……………………………….…….61
§2. Протест прокуро-ра………………………………………………………….…63
§3. Представление прокуро-ра………………………………………………….…..67
§4. Постановление прокуро-ра……………………………………………………..69
§5. Предостережение о недопустимости нарушения зако-на………………….....70
Заключе-ние………………………………………………………….………….….73
Список использованных источни-ков………………………………………..…75
Иногда в литературе выделяется и третья часть прокурорского надзора — предупреждение правонарушений[4]. Действительно, профилактическая функция свойственна прокурорскому надзору, и прокуроры обязаны принимать действенные меры по предотвращению нарушений законности, что нормализует процесс исполнения законов. Выраженная в них государственная воля добровольно реализуется соответствующими субъектами. Но предупреждение правонарушений средствами прокурорского надзора не образует отдельной части последнего и характерно для деятельности как по выявлению нарушений законности, так и реагированию на них.
При проведении проверок исполнении законов причины и условия, способствующие совершению правонарушений, выявляются именно в целях профилактики других нарушений законности. Даже при установлении одного правонарушения налицо профилактическая функция, оказывающая сдерживающее влияние на поведение того или иного субъекта, что особенно ярко проявляется во второй части прокурорского надзора. Принимая меры по устранению правонарушений и сопутствующих им обстоятельств, прокурор тем самым предупреждает их совершение в последующем.
Прокурорский надзор – деятельность государства, осуществляемая специально созданными им прокурорским органами. Принимая законы, государство заинтересовано в их строгом и точном исполнении всеми гражданами, учреждениями, предприятиями, организациями. В реальности нормативных актов отражается реальность самой власти. В связи с этим государство вынуждено выполнять специфически надзорную функцию.
Но вряд ли правильно отвергать прокурорский надзор как "высшую форму надзорной деятельности, противопоставляя его другим высшим видам надзора или контроля, которых может быть несколько и где прокурорский надзор — одна из разновидностей. Полномочиями на осуществление надзора за исполнением законов должны располагать сами законодательные органы. По Конституции РФ это Государственная Дума и Совет Федерации, входящие в состав Федерального Собрания (пп. 1,3 ст. 105). Но их возможности по обеспечению законности фактически ограничены, поэтому создаются специальные органы, которые должны надзирать за исполнением принимаемых ими законов. Таким органом является прокуратура. Она осуществляет свою деятельность не просто от имени государства, а высшего органа государственной власти - Федерального Собрания. Прокурорский надзор — особая правовая служба данного органа, и каждый прокурор — его представитель. Учреждая прокуратуру, Федеральное Собрание наделяет надзорными полномочиями Генерального прокурора России.[5]
Осуществление этих полномочий налагает своеобразный отпечаток на содержание прокурорского надзора – высшей специфической формы надзорной деятельности. К организации прокуратуры и надлежащему осуществлению надзора имеет отношение и Президент РФ. Он представляет Совету Федерации кандидатуру на должность Генерального прокурора Российской Федерации, а также вносит предложение об освобождении от должности, если последний не справляется с обязанностями (п. «е» ст. 83). Как глава государства Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80), им подписываются и обнародуются федеральные законы (п. 2 ст. 107). В силу своего правового положения Президент должен обеспечивать соблюдение законности, ибо только при этом условии он может гарантировать, права и свободы граждан. Следовательно, прокурорский надзор должен осуществляться и от имени Президента. Есть мнение, что прокуратура — правовой механизм реализации полномочий именно Президента[6], что не совсем правильно, поскольку она выступает также правовым механизмом реализации полномочий Федерального Собрания.
Таким образом, прокурорский надзор осуществляется от имени двух высших органов государственной власти Российской Федерации: Федерального Собрания и Президента и по своей природе является высшим надзором ни исполнением законов. Прокуратура же представляет собой особую правовую службу данных органов.
В известной степени, прокурорский надзор осуществляется и от имени законодательных органов субъектов РФ. Принимая законы, они заинтересованы в их реализации, а прокуратура надзирает за их исполнением, хотя никаких поручений ей не дается. В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона о прокуратуре Российской Федерации прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ. Эти органы дают согласие на назначение тех кандидатур, которым они доверяют, и как бы поручают им надзирать за исполнением издаваемых законов.
Прокурорский надзор выполняет три функции. Первая — законоохранительная. Она выражается в охране законов от нарушений и представляет собой охрану права в объективном смысле. Вторая — правоохранительная, или правозащитная. Суть ее состоит в защите нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан, учреждений, предприятий, организаций, самого государства. Это уже — охрана права в субъективном смысле. Нарушения законности часто проявляются как посягательство на чьи-либо права, интересы. В связи с этим прокурор должен принять действенные меры по их восстановлению. Третья — правовоспитательная. Она заключается в активном воздействии на граждан в целях строгого и точного исполнения ими норм права.
Раскрытие сущности прокурорского надзора обязательно предполагает глубокое изучение его принципов, ибо они предопределяют все основные свойства, особенности данного вида государственной деятельности; налагают своеобразный отпечаток на все содержание прокурорского надзора, его структуру, осуществление; дают ответ на вопрос, каким должен быть прокурорский надзор в нашем государстве, чтобы соответствовать своему назначению.
Принципы формируются значительно раньше учреждения прокуратуры и издания законов, регулирующих ее деятельность. Прежде чем создать систему органов и возложить на них осуществление прокурорского надзора, необходимо выяснить, каким он должен быть, какими свойствами и качествами должен обладать. Первоначально принципы, положенные в основу организации и деятельности прокуратуры, формулируются как основополагающие идеи, которые при одобрении законодателем воплощаются в нормы права, закрепленные в Конституции РФ, Законе о прокуратуре Российской Федерации и других законодательных актах. Данные нормы права реализуются в организации прокурорской системы и ее функционировании.
Таким образом, принципы прокурорского надзора — это руководящие начала, взятые законодателем за основу правового регулирования организации и деятельности прокуратуры. Они складываются непроизвольно, будучи причинно обусловлены целями и задачами, ставящимися государством перед прокуратурой. Принципы должны быть такими, чтобы осуществляемый на их основе прокурорский надзор оказался способным выполнить поставленные перед прокуратурой задачи, обеспечить достижение результативности целей. При учреждении прокуратуры в 1922 г. разгорелась острая дискуссия по поводу того, должна ли она подчиняться только центру, или только местным органам власти, либо находиться в двойном подчинении. С учетом целевого назначения прокуратуры вопрос решился в пользу центра, двойное подчинение было отвергнуто как угрожающее целостности Российского государства.
Как уже отмечалось, целями и задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства закона, единства законности, защита прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, ими и предопределяются принципы прокурорского надзора.
В литературе в качестве одного из принципов указан демократизм[7]. Это не совсем верно. Демократия — власть народа, она свойственна деятельности всех видов государственных органов, в том числе прокурорских. Все принципы их деятельности демократические и иными быть не могут.
В соответствии с целевым назначением прокурорский надзор — деятельность многогранная, что обусловлено множеством его принципов. По характеру их можно подразделить на три группы: общеорганизационные, специфические и отраслевые.
Общеорганизационные — принципы, присущие организации и деятельности всех государственных органов (в том числе прокурорских). К ним прежде всего относится принцип законности, составляющий основу деятельности всех государственных органов. Последние обязаны издавать свои правовые акты, принимать решения в строгом соответствии с действующим законодательством. Прокуратура тоже должна руководствоваться законами, подзаконными актами.
В связи с переходом к рыночным отношениям и утверждением демократии актуальность приобретает принцип гласности, суть которого заключается в осведомлении населения о работе различных органов государства, включая прокуратуру. Гласность имеет два аспекта. Первый — активное воздействие на граждан, должностных лиц в целях обеспечения нормальной жизни общества, упорядочения складывающихся в нем отношений. Применительно к прокуратуре гласность — действенный способ правового воспитания населения. Второй — контроль народа за работой органов государства. Получая информацию, граждане дают оценку деятельности госорганов, выявляя как достоинства, так и недостатки. И соответственно реагируют. Таким образом, гласность — средство совершенствования деятельности государственных органов.
Но гласность небезгранична. При определенных случаях она может нанести значительный вред государству, обществу, отдельным предприятиям, гражданам. В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре Российской Федерации прокуроры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а равно о государственной или иной охраняемой законом тайны. Иными словами, недопустимо разглашение сведений, касающихся сферы личной жизни граждан, коммерческой, государственной тайны, хода расследования.
В этом же Законе в качестве самостоятельного указывается принцип информирования прокурорами органов государственной власти и управления, а также населения о состоянии законности в регионе. Но такое предписание не совсем определенно, ибо информирование населения и государственных органов о состоянии законности в регионе есть не что иное, как проявление принципа гласности. Но цель предоставления такой информации — привлечение их к участию в борьбе с преступностью и другими нарушениями законности. На основе полученных данных государственные органы разрабатывают и реализуют соответствующие мероприятия. В ст. 4 Закона о прокуратуре СССР от 30 ноября 1979 г. в качестве принципа деятельности прокуратуры указывалось взаимодействие с органами представительной и исполнительной власти, общественными организациями, трудовыми коллективами. В настоящее время в условиях роста преступности и других правонарушений такое взаимодействие практически оправданно, ибо позволяет вести совместную борьбу с ними, следовательно, должно быть признано принципом прокурорского надзора.
Принцип провозглашения равенства всех органов, организаций и лиц перед законом в Законе о прокуратуре Российской Федерации прямого отражения не нашел, но о нем можно говорить как о принципе деятельности всех государственных органов (в том числе прокурорских), поскольку им определяется отношение последних к требованиям норм права. При осуществлении надзора за исполнением законов прокуроры не вправе оказывать какое-либо предпочтение одним субъектам и ограничивать правовой статус других. Демократизм нашего государства предполагает равенство всех граждан независимо от возраста, пола, национальной и расовой принадлежности, вероисповедания перед законом, судом, прокуратурой, другими государственными органами. Их права и охраняемые законом интересы защищаются в равной мере.
При привлечении граждан к ответственности за совершенные нарушения законности учитываются только тяжесть содеянного, наступившие последствия, форма вины, обстоятельства, способствовавшие совершению правонарушения. Расовая или национальная дискриминация, введение ограничений по мотивам различных мировоззрений, вероисповеданий недопустимы. Строгое претворение в жизнь указанного руководящего начала приобретает особую значимость в условиях обострения межнациональных отношений. Утверждение мира в обществе возможно лишь при условии прекращения преследований по признаку национальной принадлежности.
Прокуратура как часть государственного аппарата характеризуется своей индивидуальностью, ей присущи следующие специфические принципы: независимость прокурорских органов, единство прокурорского надзора, централизм, единоначалие. Разумеется, в определенной мере данные принципы характерны и для деятельности других государственных органов (например, принцип независимости — для деятельности судов, единоначалия — для органов государственной власти, управления). Но особенно действенны они применительно к осуществлению прокурорского надзора, поскольку ими в наибольшей мере обеспечивается достижение целей борьбы с нарушениями законности.
Некоторые авторы к группе специальных принципов относят также публичность и универсальность прокурорского надзора[8]. Обычно публичность трактуется как синоним гласности, открытости[9]. Между тем указанные авторы истолковывают ее как «обязанность прокурора в той или иной форме отреагировать на факт правонарушения»[10]. Общеизвестно, что реагирование на нарушения законности есть составная часть прокурорского надзора, а часть не может быть принципом.
Вряд ли оправданно также говорить об универсальности прокурорского надзора как о его принципе. Действительно, границы прокурорского надзора очень обширны — он призван обеспечивать исполнение законодательства на всей территории РФ и распространяется на широкий круг субъектов, обязанных исполнять законы. Но это не принцип прокурорского надзора, а сфера его проявления, в которую входят различные регулируемые правом общественные отношения, а значит, универсальность принципом прокурорского надзора быть не может.
Обосновывается в литературе и такой принцип, как принятие прокурорами мер по выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы они не исходили, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к установленной законом ответственности[11]. Однако данное положение нельзя считать принципом организации и деятельности прокуратуры, ибо принцип обычно отражает какую-либо одну особенность отрасли права и определенного вида деятельности государственных органов. Приведенное же положение отражает по существу все содержание прокурорского надзора.
Наконец, выделим еще одну группу принципов, имеющих отношение к осуществлению прокурорского надзора и в определенной степени влияющих на его организацию. Это отраслевые принципы деятельности поднадзорных субъектов, свойственные отдельным направлениям прокурорского надзора. Может показаться парадоксальным на фоне рассуждений о независимости прокуратуры утверждение, что принципы деятельности субъектов, за исполнением законов которыми осуществляется прокурорский надзор, становятся принципами последнего. Но в этом-то и проявляется специфика надзорных функций, ибо они отражают особенности деятельности указанных органов. Прокуроры, надзирая за работой органов государственной власти, государственного управления, осуществляют множество действий, которые являются неотъемлемой частью деятельности указанных органов. Следовательно, порядок совершения прокурорами надзорных действий подчиняется, во-первых, установленному законом режиму работы органов власти и управления, во-вторых, принципам, определяющим выполнение возложенных на них функций. Таким образом, принципы деятельности этих органов становятся тождественными принципам прокурорского надзора. Прокуроры обязаны ими руководствоваться и даже способствовать их реализации самими органами, тем более что они отражены в правовых нормах, обязательных для исполнения.
Информация о работе Цели и задачи прокурорского надзора в Российской Федерации