Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 21:09, дипломная работа
Цель дипломного исследования – изучить цели, задачи и основные направления прокурорского надзора, подчеркнуть важность и значимость надзорной деятельности прокуратуры Российской Федерации.
Введение …………………………………………………………………….….......3
Глава 1. Общие положения прокурорского надзо-ра………………………......6
§1. Сущность и принципы прокурорского надзо-ра……………………….............6
§2. Цели и задачи прокурорского надзо-ра………………………………..............21
Глава 2. Прокурорский надзор за исполнением законов……………………44
§1. Общий надзор за исполнением зако-нов………………………………............44
§2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими опера-тивно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следст-вие……………..50
§3. Надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание, и иные назначаемые судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных под стра-жу………....55
§4 .Надзор за соблюдением прав и свобод человека и граждани-на………….....58
Глава 3. Акты прокурорского надзо-ра……………………...…………..…..….61
§1. Сущность актов прокурорского надзо-ра……………………………….…….61
§2. Протест прокуро-ра………………………………………………………….…63
§3. Представление прокуро-ра………………………………………………….…..67
§4. Постановление прокуро-ра……………………………………………………..69
§5. Предостережение о недопустимости нарушения зако-на………………….....70
Заключе-ние………………………………………………………….………….….73
Список использованных источни-ков………………………………………..…75
Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При этом прокуратура не подменяет иные государственные органы и должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
В ходе выполнения указанной задачи прокурор рассматривает и проверяет жалобы, заявления и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод, привлечению к ответственности виновных и возмещению причиненного ущерба. При этом прокурор действует в рамках тех же полномочий, которые свойственны его деятельности по общему надзору.
При наличии оснований полагать, что нарушения прав и свобод человека и гражданина имеют характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, их совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. Если нарушение прав и свобод гражданина имеет характер административного нарушения, прокурор передает сообщение об этом и материалы проверки органу или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дела об административном правонарушении.
Правовыми актами реагирования прокурора в этой области его деятельности являются протест и представление. Так, прокурор приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, органу или должностному лицу, издавшему этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Во всех иных случаях нарушения прав и свобод человека (когда это не связано с принятием незаконного акта) прокурор вносит в орган или должностному лицу представление об устранении допущенного нарушения.
Подробная и обстоятельная регламентация указанной надзорной деятельности прокуратуры содержится в приказе Генерального прокурора РФ №30 от 22 мая 1996 г. “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина”. В нем с особой значимостью подчеркивается, что основными направлениями надзорной деятельности считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.
Глава 3. Акты прокурорского надзора
§1. Сущность актов прокурорского надзора
Акты прокурорского надзора - это предусмотренные Законом о прокуратуре формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений.
Будучи предусмотренными в Законе, акты прокурорского надзора имеют процессуальный характер. Они составляются в определенной форме, вносятся в определенные адресаты. Закон определяет порядок внесения и рассмотрения актов прокурорского надзора, права и обязанности прокурора и лиц, рассматривающих эти акты.
В актах прокурорского надзора должны быть изложены сущность правонарушения, его негативные последствия, причины и условия, способствовавшие его совершению. Закон о прокуратуре предусматривает четыре вида актов прокурорского надзора: протест, представление, постановление и предостережение.
Они должны соответствовать определенным требованиям, а именно: быть юридически безупречно составленными, грамотными, написанными общепонятным языком.
Акты прокурорского надзора должны содержать все необходимые реквизиты (наименование прокуратуры, место и время составления, должностное положение, классный чин, фамилию, инициалы прокурора, от которого эти акты исходят, адресат). Структура любого акта включает описательную часть, содержащую описание нарушения конкретных норм какого-либо закона, фактическую и юридическую характеристики выявленного правонарушения и резолютивную часть, в которой приводится требование прокурора (принять меры к устранению нарушения закона, привлечь к ответственности виновных и др.), или его решение (о возбуждении уголовного дела, об освобождении из-под стражи незаконно лишенного свободы лица и т.д.), а в некоторых случаях и рекомендации о конкретных мерах, которые, по мнению прокурора, целесообразно принять адресату для устранения и предупреждения правонарушений.
§2. Протест прокурора
Это самое распространенное средство прокурорского надзора. Он вноситься на противоречащий закону правовой акт, органов, организаций и должностных лиц указанных в п.1 ст. 21 Закона "О прокуратуре РФ".
Протест вносится от имени прокурора или его заместителя, действующих в пределах своей компетенции. Это означает, что подписывает протест прокурор соответствующего района, города, субъекта РФ или его заместитель, хотя готовить протест могут другие прокурорские работники.
Протест как официальный акт прокурорского надзора должен иметь определенную единообразную форму. Его содержание излагается на бланке соответствующей прокуратуры, в нем указывается полное наименование органа, организации или должностного лица, издавших незаконный акт, с указанием фамилии, имени, отчества, адреса их нахождения, даты принесения протеста, должностного положения с указанием классного чина фамилии, имени отчества прокурора принесшего протест, который он лично и подписывает. В описательной части протеста указывается кем, когда и какой акт был принят, в чем состоит его противоречие или несоответствие закону и какому именно, далее излагаются требования о полной или частичной отмене опротестованного акта. Могут также излагаться требования относительно устранения причиненного изданием незаконного акта вреда. В заключительной, части протеста указывается об установленной Законом о прокуратуре обязанности рассмотрения протеста и уведомлении прокурора о результатах его рассмотрения. В этой же части протеста, в случае необходимости, указывается на желание прокурора присутствовать при рассмотрении протеста и об уведомлении его о дне рассмотрения протеста[29].
Пункт 1 ст.23 Закона о прокуратуре определяет адресат принесения протеста. В нем указанно, что протест может быть принесен в орган или должностному лицу, которые издали противоречащий закону акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему лицу, либо прокурор обращается в суд в порядке предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Наиболее часто протесты на противоречащие закону акты приносятся в орган или должностному лицу, которые издали опротестованный акт, так как принесение протеста этим органам или должностным лицам – самый простой и короткий путь решения вопроса. Тот, кто издал акт, тот может изменить его или отменить.
Так прокурором Кировского района города Махачкалы был внесен протест на распоряжение Главы города Махачкалы № 6281-р от 10.12.2004 г. Распоряжением Главы г. Махачкалы утвержден акт от 07.12.2004 г. № 3/27 выбора земельного участка для строительства временной автостоянки по пр. Акушинского г. Махачкалы. Пункт 2.3 данного распоряжения противоречит действующему законодательству и подлежит отмене по следующим основаниям.
Распоряжения Главы города Махачкала принятые в пределах своей компетенции обязательны для исполнения всеми расположенными на территории г. Махачкала предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами (п.11 ст.17 Устава г. Махачкала).
В соответствии со ст.421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускаются. Согласно п.2.3 распоряжения Главы г. Махачкала заказчик должен предусмотреть отчисление средств на развитие инфраструктуры города на основании Постановления Махачкалинского городского Собрания депутатов от 05.06.2000 г. № 5213-п "Об утверждении методики расчета финансовых средств, направляемых на развитие инфраструктуры г. Махачкала", что противоречит гражданскому законодательству.
Договор о направлении финансовых средств на развитие инфраструктуры города с юридическими лицами и гражданами должен заключаться в добровольном порядке. Распоряжение Главы города от 10.12.2004 г. № 6281-р, обязательное для исполнения, предусматривает отчисление средств на развитие инфраструктуры города.
Прокурор потребовал отменить п. 2.3. распоряжение Главы города Махачкала от 10.12.2004 г. № 6281-р "Об утверждении акта от 07.12.2004 г. № 3/27 выбора земельного участка для строительства временной автостоянки по пр. Акушинского" и признать его незаконным.
Если орган представительной или исполнительной власти или их должностные лица не согласились с доводами и требованиями прокурора и отклонили протест, то прокурор может принести его в их вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.
При обращении в суд с требованием о признании противоречащим закону актов недействительными прокурор должен руководствоваться процессуальным законодательством Российской Федерации, а в этом законодательстве такой формы надзора прокурора на эти противоречащие закону акты, как протест не предусмотрено. Поэтому прокурор в таких случаях обращается в суд с заявлением, в котором он обосновывает незаконность принятого акта и просит признать его недействительным. Порядок рассмотрения таких заявлений прокурора также регулируется процессуальным законодательством.
Порядок рассмотрения протеста прокурора регулируется п. 2 - 4 ст. 23 Закона о прокуратуре, в соответствии с их требованиями протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-тидневный срок с момента его поступления. В случае принесения протеста на противоречащие закону акты в представительные (законодательные) органы или в органы местного самоуправления протест должен быть рассмотрен на ближайшем с момента поступления протеста, заседании. При исключительных обстоятельствах, когда принятие противоречащего закону акта может повлечь тяжкие последствия в виде причинения значительного ущерба или вреда интересам общества или значительному числу граждан, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.
Закон предоставляет право прокурору отзывать свой протест до начала его рассмотрения. В практике такие случаи бывают нечасто. Обычно они связаны с отменой незаконного акта до рассмотрения протеста, изменением законодательства. Органы или должностные лица о результатах рассмотрения протеста обязаны незамедлительно сообщить прокурору в письменной форме.
§3. Представление прокурора.
В соответствии со cт. 24 Закона о прокуратуре представление вносится для устранения нарушений закона. Под нарушениями закона в данном случае следует понимать как единичные факты правонарушения в виде неисполнения или ненадлежащего исполнения требований закона или Конституции РФ, так и неоднократные однородные обобщенные факты правонарушений.
В представлении указываются не только совершенные правонарушения, их причины и способствовавшие их совершению условия, но и предложения прокурора о мерах и мероприятиях, осуществление которых необходимо для устранения названных причин и условий.
Так, прокуратурой Кировского района г. Махачкала в ходе проверки по обращению Магомедова М.Н. соблюдения трудового законодательства ООО "Прогресс-М" было установлено, что причитающаяся заработная плата Магомедову М.Н. не выплачена в течении семи месяцев с момента увольнения, что противоречит трудовому законодательству.
В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. На основании изложенного прокурором было внесено Представление об устранении нарушений норм трудового законодательства. В котором прокурор потребовал принять меры к неукоснительному исполнению требований трудового законодательства, решить вопрос о выплате заработной платы Магомедову М.Н, о результатах рассмотрения и принятых мерах в месячный срок уведомить прокурора Кировского района г. Махачкала.
При разработке и внесении в представление конкретных предложений об устранении причин и условий, способствовавших правонарушениям, прокурор не должен подменять орган управления, контроля, вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность. Поэтому в представлении должен строго соблюдаться "баланс" возможного и необходимого для предупреждения правонарушений.
Согласно п.1 ст.24 Закона о прокуратуре представление прокурора должно быть рассмотрено безотлагательно. Это означает, что органы или должностные лица, получившие представление, должны рассмотреть его в ближайшее возможное время.
Учитывая, что для устранения правонарушения, а особенно его причин и условий совершения, может понадобиться более продолжительное время, что это бывает, связано с необходимостью осуществления различного рода организационно управленческих и административно-хозяйственных мероприятий предусмотрен месячный срок со дня поступления представления для принятия конкретных мер по устранению правонарушения. В этот же срок прокурор должен быть уведомлен в письменном виде о принятых мерах.
Каждое внесенное представление регистрируется в прокуратуре, где указывается, когда и кому было внесено представление, в связи, с чем и о чем оно. Такой учет позволяет проконтролировать, во-первых, своевременность рассмотрения представления о принятых мерах, во-вторых, полноту выполнения требований прокурора[30].
После получения уведомления от соответствующих органов или должностных лиц о том, что правонарушение устранено с указанием, что конкретно было сделано для его устранения и предупреждения, прокурор анализирует полученные материалы. Если они его удовлетворяют, то об этом делается запись о получении этих материалов, и рассмотрение внесенного представления снимается с контроля. Если ответ органа или должностного лица о результатах рассмотрения, представления не удовлетворяет прокурора, то он может дополнительно уточнить свои предложения и потребовать их исполнения или провести проверку исполнения требовании ст. 24 Закона прокуратуре.
Информация о работе Цели и задачи прокурорского надзора в Российской Федерации