Шпаргалка по "Уголовному процессу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 17:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Уголовный процесс"

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 334.39 Кб (Скачать файл)

В случае если прокурор отказывается от обвинения полностью суд в этом случае обязан вынести постановление о прекращении уголовного дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Следователь в уголовном процессе

Следователь - это должностное лицо, на которое законом возложено производство предварительного следствия. Предварительное следствие осуществляют следователи прокуратуры, следователи органов внутренних дел, следователи Федеральной службы безопасности и следователи федеральных органов налоговой полиции

Следователь самостоятельно принимает решения  о возбуждении уголовного дела, принятии уголовного дела к своему производству или передаче его руководителю следственного органа для направления по подследственности; о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа.

Следователь вправе обжаловать с согласия руководителя следственного органа решение прокурора  о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков.

 он наделен полномочиями по рассмотрению сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях и принятию (с согласия прокурора) решений о возбуждении уголовного дела.

Обязанностью  следователя является раскрытие  преступления, установление и изобличение лиц, его совершивших, а также выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. Следователь наделяется широкими субъективными правами и обязанностями, которые реализуются в рамках уголовно-процессуальных отношений, возникающих между ним и обвиняемым, подозреваемым, потерпевшим, прокурором, начальником следственного отдела, органом дознания, другими субъектами уголовного процесса. В законе специально подчеркивается, что все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Это означает, что он вправе самостоятельно направлять ход следствия, определять круг необходимых следственных действий, устанавливать последовательность их проведения, принимать решения о движении дела и др.

В ст. 38 УПК, посвященной общей характеристике правового статуса следователя, особо выделены положения, направленные на регулирование правовых отношений между следователем и прокурором в связи с дачей ими указаний и принятием ими решений по делу. Решения и указания прокурора, принимаемые в связи с производством по делу, могут касаться многих вопросов. Они обязательны к исполнению. Обжалование вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 38 УПК. В семи пунктах этой статьи перечислены девять случаев (в п. 5 и 7 содержится по два случая), когда следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений при несогласии с ними. Прокурор же в результате рассмотрения возражений отменяет указание нижестоящего прокурора (в этом случае дело возвращается следователю) или поручает производство следствия по данному делу другому следователю.

Существенны полномочия следователя по даче поручений  органу дознания в связи с расследованием уголовного дела. Во-первых, в самом начале п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК подчеркнута обязанность исполнения органами дознания полученных от следователя поручений. Во-вторых, имеющим юридическую силу является только поручение, данное в письменной форме. В-третьих, уголовно-процессуальный закон наделил следователя правом

давать поручения о  проведении оперативно-розыскных мероприятий. В-четвертых, УПК подтверждает положение  о праве следователя дать поручение  органу дознания о «проведении оперативно-розыскных  мероприятий, производстве отдельных  следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении».

Приведенные положения, однако, не свидетельствуют от том, что следователь может давать органам дознания поручение о проведении любого следственного или иного процессуального действия. Следователь не вправе возлагать на органы дознания проведение действий, которые, согласно закону, он должен проводить сам (привлечение лица в качестве обвиняемого, его допрос, назначение экспертизы и т. д.).

 

  1. Руководитель следственного органа

Руководитель  следственного органа - это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель. Он осуществляет контроль  за своевременностью действий следователя по расследованию преступлений, принимает меры к повышению эффективности расследования,

 

 Полномочия:

1) поручать производство  предварительного следствия следователю  либо нескольким следователям, а  также изымать уголовное дело  у следователя и передавать  его другому следователю, создавать  следственную группу, изменять ее  состав либо принимать уголовное  дело к своему производству (в  этом случае он обладает правами  следователя);

2) проверять материалы  уголовного дела, отменять незаконные  или необоснованные постановления  следователя;

3) давать следователю  указания о направлении расследования,  производстве отдельных следственных  действий, привлечении лица в  качестве обвиняемого, об избрании  в отношении подозреваемого, обвиняемого  меры пресечения, о квалификации  преступления и об объеме обвинения;

4) давать согласие  следователю на возбуждение перед  судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или  изменении меры пресечения либо  о производстве иного процессуального  действия, которое допускается на  основании судебного решения;

5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также  его самоотводы;

6) отстранять следователя  от дальнейшего производства  расследования, если им допущено  нарушение;

7) продлевать срок  предварительного расследования;

8) утверждать постановление  следователя о прекращении производства  по уголовному делу;

9) возвращать уголовное  дело следователю со своими  указаниями о производстве дополнительного  расследования.

Указания  руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Обжалование указаний руководителя следственного органа следователем руководителю вышестоящего следственного органа не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Взаимодействие следователя и органа дознания при производстве по уголовному делу

Взаимодействие органов следствия и дознания - это основанная на законе, согласованная по целям, месту и времени деятельность следователя и оперативного работника органов дознания, направленная на предотвращение и раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц путем наиболее рационального сочетания процессуальных и оперативно-розыскных средств борьбы с преступностью. 
  Взаимодействие следователя и органа дознания осуществляется в двух формах: 
  1) уголовно-процессуальной; 
  2) организационной. 
  Уголовно-процессуальное взаимодействие. Ст. 127 УПК предоставляет следователю право по расследуемым им делам давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от них содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания, даваемые в письменном виде, обязательны для органов дознания. 
  Поручения и указания следователя органам дознания облекаются в форму письменного предписания и направляются следователем руководителю соответствующего правоохранительного органа, который поручает их исполнение подчиненным ему сотрудникам. 
      Согласно ст. 7 Федерального закона РФ «Об оперативнорозыскной деятельности» следователь по уголовным делам, находящимся в его производстве, уполномочен давать письменные поручения органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Давая поручения о производстве оперативно-розыскных действий, следователь в общем виде ставит задачу по установлению обстоятельств, подлежащих выяснению по делу, органам, осуществляющим ОРД. При этом он не вправе указывать, какие конкретно ОРМ должны быть для этого выполнены. 
      Взаимодействия следователя с органом дознания предусматривает согласованное планирование следственных действий и их совместное производство, а также взаимный обмен информацией или сообщений, имеющих значение для дела, совместное обсуждение дальнейшего хода расследования. 
  Под взаимодействием основанная на законе совместная или согласованная по целям, времени и месту деятельность органов и должностных лиц с целью наиболее успешного и эффективного выполнения задач уголовного судопроизводства.

Взаимодействие  призвано решать следующие задачи:

1. Расследование и раскрытие  преступлений;

2. Привлечение к установленной  законом ответственности лиц,  их совершивших, и возмещение  причиненного ими материального  ущерба;

3. Совместная деятельность по  розыску преступников, пресечению преступлений, и принятие мер по их предотвращению.

Взаимодействие  следователя и органа дознания обусловлено  объективными предпосылками:

- общностью стоящих перед ними  задач по борьбе с преступностью. Следователь и работники органа дознания по своему служебному положению обязаны предотвращать, пресекать и раскрывать преступления, направлять свои силы в конечном счете, на ликвидацию преступности и порождающих ее причин; взаимодействие же, как раз и призвано обеспечить наиболее эффективное осуществление этих задач;

-  различием их полномочий. Действия следователя направлены на получение судебных доказательств, а органа дознания - главным образом на установление источников доказательственных фактов, реализуемых следователем в судебные доказательства посредством следственных действий. Последние (за исключением осмотра места происшествия) производятся следователем после возбуждения уголовного дела и до окончания его расследования; оперативно-розыскные меры могут применяться до возбуждения уголовного дела, на протяжении всего хода расследования, а иногда и после окончания производства по делу

Следователь не вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия; оперативный работник, выступая в качестве лица производящего дознание, в одном случае самостоятельно, а в другом - по поручению следователя может производить следственные действия;

Взаимодействие не может  строиться на соподчинении, в основу его должна быть положена независимость каждого из сотрудничающих органов;

-повышением уровня работы по  предупреждению и раскрытию преступлений. Правильно организованное взаимодействие  помогает правоохранительным органам  повысить качество и эффективность  своей работы, позволяет достичь  решения стоящих перед ними  задач с минимальными затратами  сил и средств.

Одной из задач взаимодействия органов дознания и следователя является организация как объединение людей. Организация позволяет сформировать единую управленческую систему, определенное строение, схему, место и роль каждой стороны, дает возможность отработать приемы и способы взаимодействия. Организация взаимодействия включает установление прав и обязанностей сторон, порядок отношений, расстановку сил и средств.

Организация взаимодействия между  органами дознания и следователем не возможна без информационного обеспечения. Взаимодействуя, стороны собирают, накапливают, хранят, анализируют поступающую информацию, которая впоследствии реализуется через принятие важных управленческих решений по конкретным уголовным делам. Взаимодействуя между собой, органы дознания и следователь постоянно отслеживают обстановку, стараются предвидеть ее изменения, определяют и прогнозируют динамику роста и спада преступных проявлений.

 

  1. Процессуальный статус подозреваемого в уголовном процессе

Среди участников уголовного процесса особое место занимают граждане, обладающие процессуальным статусом подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и защитника. 
Подозреваемый как участник уголовного судопроизводства - это лицо:

а) в отношении которого возбуждено уголовное дело; б) либо которое задержано по подозрению совершения преступления; в) либо в отношении которого применена мера пресечения до предъявления обвинения (ст. 46 УПК) 
В соответствии со ст. 52 УПК подозреваемый — физическое лицо:

  1. в отношении которого возбуждено уголовное дело;
  2. которое задержано по подозрению в совершении преступления в порядке ст. 122 УПК;
  3. к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения.

В последнем случае предъявление обвинения должно последовать в  течение 10 суток с момента применения меры пресечения (включая срок задержания). В противном случае мера пресечения отменяется (ст. 90 УПК). 
В первом случае подозреваемый появляется с момента составления постановления о возбуждении дела в отношении конкретного лица; во втором — с момента фактического задержания лица; в третьем — с момента составления постановления о применении меры пресечения. 
Изменения в законодательстве, связанные с признанием лица подозреваемым с момента его фактического задержания (ст. 47 УПК), повлекли за собой противоречивость некоторых законодательных положений. Эти противоречия заключаются в том, что уголовное дело отсутствует, а подозреваемый по отсутствующему делу появляется с момента его фактического задержания, которое в подавляющем большинстве случаев предшествует возбуждению уголовного дела.

Права подозреваемого (ст. 46 УПК РФ)

1. Знать, в чем он  подозревается, и получить копию  постановления о возбуждении  против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о  применении к нему меры пресечения.

2. Давать объяснения и  показания по поводу имеющегося  в отношении его подозрения  либо отказаться от дачи объяснений  и показаний.

3. Пользоваться помощью  защитника и иметь свидание  с ним наедине и конфиденциально  до первого допроса подозреваемого.

4. Представлять доказательства.

5. Заявлять ходатайства  и отводы.

6. Давать показания и  объяснения на родном языке  или языке, которым он владеет;  пользоваться помощью переводчика  бесплатно.

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному процессу"