Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 17:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Уголовный процесс"
В случае если прокурор отказывается от обвинения полностью суд в этом случае обязан вынести постановление о прекращении уголовного дела.
Следователь - это должностное лицо, на которое законом возложено производство предварительного следствия. Предварительное следствие осуществляют следователи прокуратуры, следователи органов внутренних дел, следователи Федеральной службы безопасности и следователи федеральных органов налоговой полиции
Следователь самостоятельно принимает решения о возбуждении уголовного дела, принятии уголовного дела к своему производству или передаче его руководителю следственного органа для направления по подследственности; о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа.
Следователь вправе обжаловать с согласия руководителя следственного органа решение прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков.
он наделен полномочиями по рассмотрению сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях и принятию (с согласия прокурора) решений о возбуждении уголовного дела.
Обязанностью следователя является раскрытие преступления, установление и изобличение лиц, его совершивших, а также выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. Следователь наделяется широкими субъективными правами и обязанностями, которые реализуются в рамках уголовно-процессуальных отношений, возникающих между ним и обвиняемым, подозреваемым, потерпевшим, прокурором, начальником следственного отдела, органом дознания, другими субъектами уголовного процесса. В законе специально подчеркивается, что все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Это означает, что он вправе самостоятельно направлять ход следствия, определять круг необходимых следственных действий, устанавливать последовательность их проведения, принимать решения о движении дела и др.
В ст. 38 УПК,
посвященной общей
Существенны полномочия следователя по даче поручений органу дознания в связи с расследованием уголовного дела. Во-первых, в самом начале п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК подчеркнута обязанность исполнения органами дознания полученных от следователя поручений. Во-вторых, имеющим юридическую силу является только поручение, данное в письменной форме. В-третьих, уголовно-процессуальный закон наделил следователя правом
давать поручения о
проведении оперативно-розыскных
Приведенные положения, однако, не свидетельствуют от том, что следователь может давать органам дознания поручение о проведении любого следственного или иного процессуального действия. Следователь не вправе возлагать на органы дознания проведение действий, которые, согласно закону, он должен проводить сам (привлечение лица в качестве обвиняемого, его допрос, назначение экспертизы и т. д.).
Руководитель следственного органа - это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель. Он осуществляет контроль за своевременностью действий следователя по расследованию преступлений, принимает меры к повышению эффективности расследования,
Полномочия:
1) поручать производство
предварительного следствия
2) проверять материалы
уголовного дела, отменять незаконные
или необоснованные
3) давать следователю
указания о направлении
4) давать согласие
следователю на возбуждение
5) разрешать отводы,
заявленные следователю, а
6) отстранять следователя
от дальнейшего производства
расследования, если им
7) продлевать срок
предварительного
8) утверждать постановление
следователя о прекращении
9) возвращать уголовное
дело следователю со своими
указаниями о производстве
Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Обжалование указаний руководителя следственного органа следователем руководителю вышестоящего следственного органа не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения.
Взаимодействие органов следствия и
дознания - это основанная на законе, согласованная
по целям, месту и времени деятельность
следователя и оперативного работника
органов дознания, направленная на предотвращение
и раскрытие преступлений, изобличение
виновных лиц путем наиболее рационального
сочетания процессуальных и оперативно-розыскных
средств борьбы с преступностью.
Взаимодействие следователя
и органа дознания осуществляется в двух
формах:
1) уголовно-процессуальной;
2) организационной.
Уголовно-процессуальное взаимодействие.
Ст. 127 УПК предоставляет следователю право
по расследуемым им делам давать органам
дознания поручения и указания о производстве
розыскных и следственных действий и требовать
от них содействия при производстве отдельных
следственных действий. Такие поручения
и указания, даваемые в письменном виде,
обязательны для органов дознания.
Поручения и указания следователя
органам дознания облекаются в форму письменного
предписания и направляются следователем
руководителю соответствующего правоохранительного
органа, который поручает их исполнение
подчиненным ему сотрудникам.
Согласно ст. 7 Федерального
закона РФ «Об оперативнорозыскной деятельности»
следователь по уголовным делам, находящимся
в его производстве, уполномочен давать
письменные поручения органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, о проведении оперативно-розыскных
мероприятий. Давая поручения о производстве
оперативно-розыскных действий, следователь
в общем виде ставит задачу по установлению
обстоятельств, подлежащих выяснению
по делу, органам, осуществляющим ОРД.
При этом он не вправе указывать, какие
конкретно ОРМ должны быть для этого выполнены.
Взаимодействия следователя
с органом дознания предусматривает согласованное
планирование следственных действий и
их совместное производство, а также взаимный обмен информацией
или сообщений, имеющих значение для дела,
совместное обсуждение дальнейшего хода
расследования.
Под взаимодействием основанная
на законе совместная или согласованная
по целям, времени и месту деятельность органов
и должностных лиц с целью наиболее успешного
и эффективного выполнения задач уголовного
судопроизводства.
Взаимодействие призвано решать следующие задачи:
1. Расследование и раскрытие преступлений;
2. Привлечение к установленной
законом ответственности лиц,
их совершивших, и возмещение
причиненного ими
3. Совместная деятельность по розыску преступников, пресечению преступлений, и принятие мер по их предотвращению.
Взаимодействие следователя и органа дознания обусловлено объективными предпосылками:
- общностью стоящих перед ними
задач по борьбе с
- различием их полномочий. Действия следователя направлены на получение судебных доказательств, а органа дознания - главным образом на установление источников доказательственных фактов, реализуемых следователем в судебные доказательства посредством следственных действий. Последние (за исключением осмотра места происшествия) производятся следователем после возбуждения уголовного дела и до окончания его расследования; оперативно-розыскные меры могут применяться до возбуждения уголовного дела, на протяжении всего хода расследования, а иногда и после окончания производства по делу
Следователь не вправе осуществлять
оперативно-розыскные
Взаимодействие не может строиться на соподчинении, в основу его должна быть положена независимость каждого из сотрудничающих органов;
-повышением уровня работы по
предупреждению и раскрытию
Одной из задач взаимодействия органов дознания и следователя является организация как объединение людей. Организация позволяет сформировать единую управленческую систему, определенное строение, схему, место и роль каждой стороны, дает возможность отработать приемы и способы взаимодействия. Организация взаимодействия включает установление прав и обязанностей сторон, порядок отношений, расстановку сил и средств.
Организация взаимодействия между органами дознания и следователем не возможна без информационного обеспечения. Взаимодействуя, стороны собирают, накапливают, хранят, анализируют поступающую информацию, которая впоследствии реализуется через принятие важных управленческих решений по конкретным уголовным делам. Взаимодействуя между собой, органы дознания и следователь постоянно отслеживают обстановку, стараются предвидеть ее изменения, определяют и прогнозируют динамику роста и спада преступных проявлений.
Среди участников уголовного
процесса особое место занимают граждане,
обладающие процессуальным статусом подозреваемого,
обвиняемого, потерпевшего и защитника.
Подозреваемый как участник уголовного
судопроизводства - это лицо:
а) в отношении которого возбуждено
уголовное дело; б) либо которое задержано
по подозрению совершения преступления;
в) либо в отношении которого применена
мера пресечения до предъявления обвинения
(ст. 46 УПК)
В соответствии со ст. 52 УПК подозреваемый —
физическое лицо:
В последнем случае предъявление
обвинения должно последовать в
течение 10 суток с момента применения меры пресечения
(включая срок задержания). В противном
случае мера пресечения отменяется (ст.
90 УПК).
В первом случае подозреваемый
появляется с момента составления постановления
о возбуждении дела в отношении конкретного
лица; во втором — с момента фактического
задержания лица; в третьем — с момента
составления постановления о применении
меры пресечения.
Изменения в законодательстве,
связанные с признанием лица подозреваемым
с момента его фактического задержания
(ст. 47 УПК), повлекли за собой противоречивость
некоторых законодательных положений.
Эти противоречия заключаются в том, что
уголовное дело отсутствует, а подозреваемый
по отсутствующему делу появляется с момента
его фактического задержания, которое
в подавляющем большинстве случаев предшествует
возбуждению уголовного дела.
Права подозреваемого (ст. 46 УПК РФ)
1. Знать, в чем он
подозревается, и получить
2. Давать объяснения и
показания по поводу
3. Пользоваться помощью
защитника и иметь свидание
с ним наедине и
4. Представлять доказательства.
5. Заявлять ходатайства и отводы.
6. Давать показания и
объяснения на родном языке
или языке, которым он владеет;