Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 10:23, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Уголовному процессу".
Прокурор рассматривает поступившее уголовное дело с обвинительным актом и в срок не более двух суток принимает по нему следующее решение: 1) об утверждении обвинительного акта и направлении уголовного дела в суд; 2) о возвращении уголовного дела со своими указаниями для пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям УПК. При этом прокурор может установить срок для производства дополнительного дознания, но не более чем на 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта – не более трех суток; 3) прекращении уголовного дела; 4) направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.
48. Понятие и
система общих условий
Законность, всесторонность,
полнота и объективность
Они представляют собой установленные
законом и обусловленные принципами уголовного
процесса правила, выражающие специфические
особенности данного вида уголовно-процессуальной
деятельности, наиболее существенные
требования, предъявляемые к ней.
Они обеспечивают установление обстоятельств
преступления в максимально короткий
срок и с наименьшими затратами сил и средств.
Одновременно они гарантируют соблюдение
прав и свобод личности и гражданина, предотвращают
возможные ошибки.
Виды общих условий предварительного
расследования в учебной литературе иногда
подразделяют согласно порядку, в котором
они изложены в статьях УПК (глава 21 УПК
называется "Общие условия предварительного
расследования" и содержит 13 статей
- 13 видов общих условий):
- формы предварительного расследования;
- подследственность;
- место производства предварительного
расследования;
- соединение уголовных дел;
- выделение уголовного дела;
- выделение в отдельное производство
материалов уголовного дела;
- начало производства предварительного
расследования;
- производство неотложных следственных
действий;
- окончание предварительного расследования;
- восстановление уголовных дел;
- обязательность рассмотрения ходатайства;
- меры попечения о детях, об иждивенцах
подозреваемого или обвиняемого и меры
по обеспечению сохранности его имущества;
- недопустимость разглашения данных предварительного
расследования.
С учетом сложившихся традиций условно
можно выделить три крупные группы общих
условий предварительного расследования,
связанные:
I. С выбором надлежащего субъекта расследования
и его процессуальным положением (подследственность,
принятие дела к производству, взаимодействие
органов расследования).
Взаимодействие органов расследования
означает их согласованную деятельность
для выполнения задач стадии предварительного
расследования.
Взаимодействие органов расследования
происходит в процессуальных и организационных
формах, в зависимости от закрепления
их в УПК или ведомственных нормативных
актах. По степени согласованности действий
взаимодействие осуществляется на трех
уровнях: а) обмен информацией, б) совместное
планирование и в) совместные действия.
II. С обеспечением всесторонности (исследования
дела со всех сторон, с позиций версий
как обвинения, так и защиты), полноты(достаточности
собранных доказательств и установленных
фактов), объективности (непредвзятости
действий и решений, точного отражения
в них действительности)и быстроты расследования.
Эти требования обеспечиваются такими
общими условиями предварительного расследования,
как:
·
·
·
· общие правила производства следственных
действий,
·
·
III. C обеспечением прав и законных интересов
участников расследования (обязательность
рассмотрения ходатайства, меры по защите
участников процесса, меры попечения о
детях и иждивенцах обвиняемого, судебный
порядок получения разрешения на следственное
действие, участие переводчика).[2]
Форма предварительного расследования
- это совокупность процедур, условий и
гарантий этой стадии. Форма предварительного
расследования может усложняться или
упрощаться в зависимости от степени тяжести
преступлений и сложности их расследования.
Действующий уголовно-процессуальный
закон предусматривает две формы предварительного
расследования: предварительное следствие
и дознание.
Дознание и предварительное следствие
решают общие задачи уголовного судопроизводства,
установленные в результате их процессуальной
деятельности фактические данные имеют
равное доказательственное значение.
Закон установил единый порядок производства
следственных действий для всех, органов
дознания и предварительного следствия.
Компетенция органов дознания и предварительного
следствия по расследованию конкретного
преступления определяется с учетом подследственности
уголовного дела.
Предварительное следствие - это, прежде
всего уголовно-процессуаль-ный институт,
т.е. совокупность норм законодательства
об уголовном судопроизводстве, определяющих
порядок производства предварительного
расследования, осуществляемого следователем
(ст.5, 38, 39, 150-171 и др. УПК).
Предварительное следствие - это в то же
время расследование преступления, производимое
следователями прокуратуры, органов федеральной
службы безопасности, органов внутренних
дел. Оно может быть проведено также начальником
следственного отдела (ст.39 ч.2), прокурором
(п.2 ч.2 ст.37 УПК).
Поскольку предварительное следствие
производится по подавляющему большинству
преступлений, постольку оно является
основной формой предварительного расследования.
Форма предварительного следствия - установленный
законом порядок его производства.
Дознание - предварительное расследование,
осуществляемое дознавателем по уголовному
делу, по которому производство предварительного
следствия необязательно (п.8 ст.5 УПК).
Оно может производиться органом дознания
(п.1 ч.2 ст.40 УПК), а также следователем (п.7
ч.3 ст.151 УПК).
Четко разграничивая подследственность
и компетенцию органов дознания и предварительного
следствия как самостоятельных и независимых
друг от друга органов предварительного
расследования, закон вместе с тем исходит
из необходимости объединения усилий
этих органов в борьбе с преступностью
путем организации взаимодействия между
ними, определяет общие условия, формы
и порядок, такого взаимодействия. Необходимость
взаимодействия диктуется потребностями
практики, поскольку органы предварительного
следствия и дознания используют в своей
деятельности разные средства и методы.
Деятельность следователя заключается
главным образом в выполнении процессуальных
действий по расследованию преступлений.
Компетенция органов дознания гораздо
шире. Помимо процессуальных полномочий,
они наделены правом осуществлять административную
и иную деятельность, проводить оперативно-розыскные
мероприятия, направленные на обнаружение,
пресечение и раскрытие преступлений.
Многие органы дознания имеют хорошее
техническое обеспечение и кадровые ресурсы.
Использование всех возможностей этих
органов позволяет обеспечить успешное
раскрытие преступлений и повысить качество
расследования уголовных дел. Если орган
дознания возбудил уголовное дело о преступлении,
по которому предварительное следствие
обязательно, следователь вправе в любой
момент принять это дело к производству,
не дожидаясь выполнения всех неотложных
действий и окончания установленного
законом десятидневного срока дознания.
49. Место и начало
производства предварительного
расследования. Недопустимость
Для начала предварительного расследования достаточно повода и основания к возбуждению уголовного дела (ст. 140 УПК РФ). После того как собраны (либо обнаружены в поводе) достаточные данные, указы- вающие на признаки объективной стороны состава преступления, принимается решение о возбуждении уголовного дела и начинается стадия предварительного расследования. Немедленно (в те же сутки) решение о возбуждении уголовного дела оформляется постановлением и согласовывается с прокурором. 11.9.2.
Место производства предварительного расследования
Место производства предварительного
расследования как правовой институт
тесно связано с территориальной подследственностью.
Под местом производства
предварительного расследования следует
понимать не место начала расследования,
Основная часть предварительног
По неподследственным (по территориальному признаку подследственности) конкретному следователю или дознавателю уголовным делам указанные должностные лица вправе в пределах своей компетенции производить любые неотложные следственные действия. После чего дело должно быть передано прокурору для направления по подследственности.
Если возникает необходимость п
Срок предварительного расследования
Сроки производства предварительного следствия
и смешанного расследования опред
И в том и в другом
случае в срок предварительного
расследования включается время со
дня возбуждения дела и до момента направления
его прокурору с обвинительным заключением
(обвинительным актом) или постановлением
о передаче дела в суд для рассмотрения
вопроса о применении принудительных
мер медицинского характера либо до прекращения
или приостановления производства п
Законом предусмотрена возможность
продления срока предварительно
Прокурор субъекта Российской
Федерации и приравненные к нему
военные прокуроры, а также их
заместители вправе по уголовным
делам, расследование которых
представляет особую, продлить указанный
срок до 12 месяцев. Дальнейшее продление
срока предварительного следств
Если же уголовное дело
возвращено прокурором для производства дополнительно
11.9.4. Окончание производства предварительного расследования
Производство предварительного расследования оканчивается одним из следующих решений (документов): -
обвинительное заключение, -
прекращение уголовного дела, -
направление дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера,
277 -
обвинительный акт .
Доказав в ходе производства предварительного расследования обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, следователь, руководитель следственной группы, начальник следственного отдела и прокурор вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения (ст. 158 УПК РФ).
11.10. Производство предварительного
По сложным, а также
большого объема уголовным делам
прокурором либо начальником следственного
отдела своим постановлением может
быть принято решение о производстве предварительногоследствия
следственной группой (об изменении ее
состава). К работе следственной груп-
пы могут быть также привлечены должностные
лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность. Одновременное расследование од
В этом случае подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему и другим участникам должна быть представлена возможность узнать о создании группы и заявить одному из ее членов или всем следователям отвод.
К сложным следует относить дела: -
с множеством версий, которые следует отрабатывать одновременно, -
о преступлениях преступников гастролеров, когда совершаемые ими преступления имели место в разных городах и районах, -
многоэпизодные, -
по преступным организациям и сообществам, -расследование которых усложняется многообразием методов совершения и сокрытия преступлений.
Вынесение основных решений по делу - обязанность и право руководителя следственной группы, даже если проект постановления об избрании меры пресечения, о предъявлении обвинения, обвинительного заключения готовился другим членом следственной группы, подписывать его должен руководитель.
От его имени, а не от имени всех членов группы выносятся такие решения. Ответственность за необоснованное возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, необоснованное привлечение к ответственности также будет нести руководитель, то есть тот, кто подписал процессуальный акт.
Менее важные документы могут составляться от имени любого из членов следственной группы.
Недопустимость разглашения
Решение задач уголовного судопроизводства предполагает сохранение от разглашения материалов предварительного расследования. В отличие от судебного разбирательства гласность на предварительном расследовании допустима лишь в ограниченных пределах.
Согласно ст. 139 УПК, данные предварительного следствия могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя или прокурора и в том объеме, в котором они признают это возможным.
Для предупреждения разглашения данных предварительного следствия следователь уведомляет свидетелей, потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков, защитников, экспертов, специалистов, понятых и других лиц, присутствующих при производстве следственных действий, о недопустимости разглашения без его разрешения данных предварительного следствия. У указанных лиц отбирается подписка с предупреждением об уголовной ответственности по ст. 310 УК, которая приобщается к материалам уголовного дела.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” никто не вправе без разрешения надзирающего прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. Таким образом, оглашение материалов предварительного следствия, производимого следователем прокуратуры, возможно только с разрешения надзирающего прокурора.
50. Подследственность: понятие и виды.
Это совокупность признаков
уголовного дела, в соответствии с
которыми производство расследования
относится к компетенции того
или иного следователя или
органа дознания. Различаются следующие
признаки, характеризующие
Предметная подследственность зависит от характера совершенного преступления, его юридического состава, степени опасности и сложности расследования. По этому признаку подследственность распределяется между следователями различных ведомств (ст. 126 УПК).
Территориальный приз накподследственности определяется местом (районом) совершения преступления (ст. 132 УПК). Однако в целях обеспечения наиболее быстрого, полного и объективного расследования оно может производиться также по месту обнаружения преступления, месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.
Персональный признак подследственности обусловлен особенностями субъекта преступления, к числу которых относятся его возраст, психическое или физическое состояние, служебное или иное положение.
В тех случаях, когда закон
устанавливает возможность
В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в УПК РСФСР в связи с принятием УК РФ, существенно затронут институт подследственности уголовных дел. Статья 126 УПК претерпела изменения не только потому, что было необходимо заменить перечень статей УК РСФСР на соответствующие статьи УК РФ и определить подследственность тех составов преступлений, которые ранее не были известны российскому уголовному праву. Законодатель одновременно усовершенствовал регламентацию подследственности, устранил имевшиеся противоречия между составными частями ст. 126 УПК.
Согласно ст. 126 УПК расширена
компетенция всех следственных аппаратов
(органов прокуратуры, Федеральной
службы безопасности, органов внутренних
дел, Федеральной службы налоговой
полиции). Законодатель отказался от жесткого
определения предметной (родовой) подследственности
следственных аппаратов, кроме налоговой
полиции. Некоторые составы преступлений
включены в предметную подследственность
трех следственных аппаратов — органов
прокуратуры, ФСБ и органов внутренних
дел (например, контрабанда — ст. 188 УК,
организация преступного сообщества —
ст. 210 УК РФ, провокация взятки — ст. 304
УК РФ и ряд других). Многие составы преступлений
стали относиться к предметной подследственности
двух следственных аппаратов. Например,
угон судна воздушного или водного транспорта
либо железнодорожного подвижно