Шпаргалка по "Уголовному процессу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 10:23, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Уголовному процессу".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по УПК.docx

— 452.50 Кб (Скачать файл)

Бандитизм — ст. 209 УК РФ, получение взятки — ст. 290 УК РФ, дача взятки — ст. 291 УК РФ, служебный подлог — ст. 292 УК РФ, халатность — ст. 293 УК РФ относятся к подследственности следователей прокуратуры и органов внутренних дел.

Захват заложника —  ст. 206 УК РФ, невозвращение из-за границы  средств иностранной валюты —  ст. 193 У К РФ фигурируют в предметной подследственности следователей органов ФСБ и органов внутренних дел. Изменилась регламентация и альтернативной подследственности следователей ФСБ и налоговой полиции.

Следователям ФСБ предоставлено  право расследования таких преступлений, как злоупотребление должностными полномочиями — ст. 295 УК РФ, превышение должностных полномочий — ст. 286 (относящихся к предметной подследственности следователей прокуратуры), получение взятки — ст. 290 УК РФ, служебный подлог — ст. 292 УК РФ, халатность — ст. 293 УК РФ (предметная подследственность следователей прокуратуры и органов внутренних дел). Но при условии, что расследование этих преступлений связано с расследованием по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к их предметной подследственности.

Следователи налоговой полиции  могут также расследовать преступления “чужой” предметной подследственности (незаконное предпринимательство — ч. 2 ст. 171 УК РФ; незаконная банковская деятельность — ст. 172 УК РФ; лжепредпринимательство — ст. 173 УК РФ, а всего более двадцати составов преступлений) при наличии двух условий. Во-первых, если их расследование связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело, и, во-вторых, если уголовное дело “чужой” подследственности не может быть выделено в отдельное производство.

Впервые в уголовно-процессуальном законе получила определение подследственность преступлений, совершенных должностными лицами правоохранительных органов, не по предметному, а персональному признаку и подследственность уголовных дел, расследующихся следователями военной прокуратуры.

Уголовные дела о любых  преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой  полиции и таможенных органов, отнесены к подследственности следователей органов прокуратуры. Ими же должны расследоваться преступления, совершенные в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью. Если такой связи нет, подследственность уголовного дела определяется по предметному признаку.

Следует согласиться с  тем, что совсем другой стала нумерация  статей Особенной части УК РФ, обозначенных в этой процессуальной норме, есть и  определенное перераспределение подследственности. К этому не стоило бы привлекать внимание, если бы не одно тревожное обстоятельство: новая редакция указанной статьи продолжает тенденцию на вытеснение, выдавливание следователей прокуратуры из производства расследования. В прежнем варианте ст. 126 УПК закрепляла полномочия следователей прокуратуры вести предварительное следствие по любому уголовному делу (универсальная подследственность), выделяя наряду с этим категории дел, по которым предварительное следствие производят также следователи органов внутренних дел и органов безопасности. В новой редакции союз “также” из текста выпал, подследственность строго зафиксирована, и теперь следователи прокуратуры— наиболее квалифицированные, наименее подверженные воздействию администрации и спецслужб — лишены права расследовать дела, отнесенные к компетенции других следователей. А эта компетенция, особенно следователей органов внутренних дел, с каждым годом все более и более расширяется. Такая тенденция ведет, по нашему мнению, лишь к усугублению кризиса, в котором оказалась у нас борьба с преступностью вообще и расследование преступлений в частности.

По делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а  также призванными на сборы военнообязанными, военными строителями, солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками, мичманами и лицами офицерского состава Федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки, а также гражданским персоналом Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения или военнообразовательного учреждения профессионального образования, предварительное следствие ведется следователями военной прокуратуры.

По решению Генерального прокурора РФ следователям военной  прокуратуры может быть поручено расследование уголовного дела о  любом преступлении в тех местностях, где в силу исключительных обстоятельств  не действуют общие органы расследования.

В ст. 126 УПК речь также  идет о полномочиях прокуроров в  определении подследственности, когда этот вопрос не может быть решен на основе указаний закона. Одно из таких правил предусматривает определение прокурором подследственности в случаях, когда он или суд признает необходимым ведение предварительного следствия по делам о преступлениях, по которым оно не является обязательным. Практически имеется в виду правило о поручении следствия либо следователю прокуратуры, либо следователю органов внутренних дел.

Решение вопроса закон  оставляет на усмотрение прокурора  без каких-либо ограничений. Но все  же есть смысл руководствоваться  следующими соображениями. Законодатель во многих случаях относит к компетенции  органов дознания преступления без  квалифицирующих признаков. А при  наличии этих признаков преступления относятся к подследственности либо следователей органов внутренних дел, либо следователей органов прокуратуры. Например, по уголовным делам по мошенничеству, предусмотренному ч. 1 ст. 159 УК РФ, предварительное следствие не обязательно. То же преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору, неоднократно, лицом с использованием своего служебного положения, с причинением значительного ущерба гражданину (п. “а”, “б”, “в”, “г” ст. 159 УК РФ), должно расследоваться следователем органов внутренних дел. Умышленное уничтожение или повреждение имущества, предусмотренное ч. 1 ст. 167 УК РФ, расследуется органом дознания. Это же преступление, совершенное путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, относится к подследственности следователя органов прокуратуры.

Если по каким-то соображениям признано необходимым ведение предварительного следствия вместо дознания, прокурору  целесообразно решать вопрос о подследственности, руководствуясь указаниями закона о том, следователь какого органа — внутренних дел или прокуратуры — должен расследовать аналогичное преступление при наличии квалифицирующих признаков. Методика следствия по уголовным делам о преступлениях без квалифицирующих признаков или с таковыми практически одинакова. Все особенности сводятся только к различиям в предмете доказывания. Поэтому следователь органов внутренних дел с большим успехом может расследовать мошенничество, предусмотренное ч. 1 ст. 159 УК РФ, нежели следователь прокуратуры, не сталкивающийся с такой категорией дел. А дело о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 167 УК РФ, целесообразнее поручить следователю прокуратуры, а не органов внутренних дел.

Другая норма — ст. 126 УПК, относящаяся к полномочиям  прокурора в определении подследственности при отсутствии прямых указаний в законе на этот счет, состоит в следующем. Прокурор должен решать этот вопрос в случае соединения в одно производство уголовных дел по обвинению одного или нескольких лиц в совершении преступлений, подследственных разным органам предварительного следствия. Однако, если хотя бы одно из этих дел подследственно следователям военной прокуратуры, все дело расследуется ими. Во всех иных ситуациях прокурор определяет подследственность по своему усмотрению.

При этом следует учитывать  в первую очередь тяжесть каждого  из преступлений, объем проделанной  и предстоящей работы по установлению их обстоятельств.

Необходимо обратить внимание на то, что анализируемая норма  не содержит запрета на поручение  предварительного следствия по делу, соединенному из нескольких, следователю  органов внутренних дел, ФСБ или  налоговой полиции в случаях, когда по одному из дел расследование  ранее вел следователь прокуратуры. Это обстоятельство требует, на наш  взгляд, пересмотреть установку, содержащуюся в Указании Генерального прокурора  РФ “О разграничении подследственности уголовных дел” от 10 июня 1992 г., в соответствии с которой любые дела, отнесенные к подследственности прокуратуры, не должны расследоваться другими органами предварительного следствия. Вряд ли можно сомневаться в том, что при соединении уголовных дел по обвинению одного и того же лица в изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг — ст. 186 УК (подследственность следователей органов внутренних дел) и развратных действиях — ст. 135 У К (подследственность следователей прокуратуры) в одно производство прокурору целесообразно поручить дальнейшее расследование следователю органов внутренних дел.

Конструирование предметной подследственности следователей прокуратуры, Федеральной службы безопасности и органов внутренних дел в ст. 126 УПК как включающей некоторые составы преступлений, расследование дел о которых относится к компетенции всех трех следственных органов или двух, породило на практике проблему. Суть ее в следующем. Статья 114 УПК предусматривает возможность направления органом дознания и следователем полученного им заявления (сообщения) о преступлении по подследственности. Но какому следователю должен направлять орган дознания заявление, например, о совершении служебного подлога, если дело об этом преступлении подследственно и следователю органов внутренних дел, и следователю прокуратуры?

Закон не позволяет ответить на этот вопрос однозначно. Правила  ст. 114 УПК были рассчитаны на существовавшую прежде регламентацию подследственности. На практике органы милиции, как органы дознания, предпочитают передавать заявления (сообщения) о преступлениях, подследственных следователям прокуратуры и органов внутренних дел, “своим” следователям. Закону это не противоречит. Значительно труднее ответить на вопрос: в какой орган предварительного следствия направлять заявление о преступлении, подследственном следователю прокуратуры и следователю ФСБ, например, об угоне судна воздушного или водного транспорта? По нашему мнению, едва ли правильно оставлять решение такого вопроса на усмотрение органа дознания. Представляется, что и в этих случаях подследственность должна определяться прокурором.

Аналогичная проблема возникает и при ведении уголовного дела, подследственного следователям нескольких ведомств. Но ее решение возможно на основе правил ст. 132 УПК, в соответствии с которыми следователь, установивший, что дело, находящееся в его производстве, ему не подследственно, обязан передать дело прокурору для направления по подследственности решается прокурором по месту, где следствие начато.

При определении подследственности прокурору целесообразно учитывать квалификацию следователей, опыт в расследовании этого преступления, загруженность другими делами и другие обстоятельства.

 

51. Выделение и  соединение уголовных дел.

Для обеспечения быстрого, всестороннего и полного исследования всех обстоятельств дела закон предусматривает  возможность соединения и выделения  уголовных дел.

В соответствии со ст. 153 УПК  РФ в одном производстве могут  быть соединены дела в отношении:

1)         нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии. Это позволяет правильно квалифицировать преступление, установить роль каждого соучастника и степень его вины, точный размер причиненного ущерба и т.д.;

2)         одного лица, совершившего несколько преступлений. По этому основанию могут быть объединены дела о любых преступлениях, независимо от их характера и тяжести;

3)         лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам. По этому основанию соединяются дела о преступлениях, совершенных разными лицами: по обвинению одного лица (лиц) в совершении преступления и по обвинению другого лица (лиц) в укрывательстве того же преступления. Это обусловлено тем, что ответственность за заранее не обещанное укрывательство наступает только в том случае, если будет доказано совершение «основного» преступления.

Кроме того, соединение уголовных  дел возможно и в тех случаях, когда лицо, подлежащее привлечению  в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания  полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или  группой лиц. Например, прослеживается одинаковый «почерк» совершения преступлений: применяются одни и те же методы и способы, орудия преступления. Соединение таких дел в одно производство позволяет быстрее раскрыть так  называемые «серийные» убийства; преступления, совершаемые сексуальными маньяками; фальшивомонетничество, когда в  разных местах распространяются поддельные денежные знаки, изготовленные с  одного клише, и т.п.

Закон дает исчерпывающий  перечень оснований для соединения уголовных дел, однако не обязывает  делать это в любом случае, а  говорит лишь о возможности соединения, когда это необходимо для полного  исследования всех обстоятельств дела и принятия правильного решения.

Соединение уголовных  дел производится только на основании  постановления прокурора (приложение 47 к ст. 476 УПК РФ).

Срок расследования при  соединении уголовных дел определяется по тому уголовному делу, которое имеет  наиболее длительный срок предварительного расследования, а срок по остальным  уголовным делам поглощается  наиболее длительным сроком.

Выделение уголовных дел  допускается в случаях, вызываемых необходимостью, если это не отразится  на всесторонности, полноте и объективности  исследования и разрешения дела.

Дознаватель, следователь  или прокурор вправе выделить из уголовного дела в отдельное производство другое уголовное дело в отношении:

1)         отдельных подозреваемых или обвиняемых по делам о преступлениях, совершенных группой лиц, если в отношении кого-либо из них имеются основания для приостановления производства (не установлен один или несколько из соучастников преступления; подозреваемый или обвиняемый скрылся или его место нахождения не установлено; заболел тяжелым заболеванием; отсутствует реальная возможность его участия в уголовном деле);

2)         несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, если он участвовал в совершении преступления вместе со взрослыми;

3)         иных лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления, не связанного с расследуемым деянием, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования.

Для завершения расследования  больших по объему уголовных дел  в отдельное производство могут  быть выделены дела в отношении отдельных  эпизодов или отдельных лиц, если по ним установлены все обстоятельства, подлежащие доказыванию, и если это  не отразится на всесторонности и  объективности предварительного расследования  и разрешения уголовного дела

Выделение уголовного дела производится на основании постановления  прокурора, следователя или дознавателя. Если дело выделяется в отношении  нового преступления или нового лица, в постановлении должно содержаться  решение о возбуждении нового уголовного дела. В этом случае необходимо получить согласие прокурора (приложение 48 к ст. 476 УПК РФ)

В деле, выделенном в отдельное  производство, должны содержаться подлинники или заверенные прокурором, следователем или дознавателем копии документов, имеющих значение для данного  уголовного дела, которые допускаются  в качестве доказательств. В постановлении  о выделении уголовного дела необходимо указать, какие процессуальные документы  выделяются в подлиннике, а какие  — в копии.

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному процессу"