Предварительное следствие осуществляет
следователь, для которого это является
единственной компетенцией.
Расследование в форме дознания ведет дознаватель.
Для органов дознания расследование уголовного
дела является не единственной и даже
не главной компетенцией. Основное предназначение
органов дознания – осуществление оперативно-розыскной
деятельности.
Дознание принято рассматривать как
вспомогательную и упрощенную форму предварительного
расследования. Оно осуществляется по
ряду преступлений небольшой и средней
тяжести, предварительное следствие по
которым необязательно и перечень которых
дан в ч. 3 ст.
150 Уголовно-процессуального кодекса.
46.Предварительное следствие.
Гл.22
В УПК РФ предварительное следствие рассматривается
как одна из форм предварительного расследования
(ч. 1 ст. 150). Предвари- тельным следствием
она называется потому, что производится
до суда, который осуществляет собственное судебное
следствие.
Предварительное следствие — это деятельность,
содержание которой охватывает всю от
начала до конца стадию предварительного
расследования.
Предварительное следствие направлено
на досудебное установление всех обстоятельств,
подлежащих доказыванию (ст. 73, 421, 434 УПК
РФ).
Для предварительного следствия характерно
то, что оно произ- водится по всем уголовным
делам, за исключением дел, которые расследуются
в форме дознания (ч. 2 и 3 ст. 150 УПК). Предвари-
тельное следствие обязательно также
по уголовным делам в отно- шении лица,
совершившего запрещенное уголовным законом
де- яние в состоянии невменяемости, или
лица, у которого после со- вершения преступления
наступило психическое расстройство,
делающее невозможным назначение наказания
или его исполне- ние (ч. 1 ст. 434 и ч. 1 ст.
433 УПК).
Предварительное следствие
производится следователями — следо- вателями прокуратуры, а также
органов — Федеральной службы бе- зопасности,
внутренних дел Российской Федерации,
по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ (ст. 151
ч. 2 УПК).
Предварительное следствие, согласно
ст. 151 и 434 УПК РФ, обязательно по наиболее
сложным делам и по всем делам о преступлениях,
совершенных должностными лицами органов
федеральной службы безопасности, Службы
внешней разведки РФ, Федерального агентства
правительственной связи и информации
при Президенте РФ, Федеральной службы
охраны РФ, органов внутренних дел РФ,
учреждений и органов уголовно-исполнительной
системы Министерства юстиции РФ, органов
налоговой полиции, таможенных органов
РФ, военнослужащими, гражданами, проходящими
военные сборы, лицами гражданского персонала
Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских
формирований и органов в связи с исполнением
ими своих служебных обязанностей; по
делам в отношении лиц, совершивших запрещенное
уголовным законом деяние в состоянии
невменяемости, и лиц, у которых после
содеянного наступило психическое расстройство,
делающее невозможным назначение наказания
или его исполнение. Приведенный здесь
перечень не исчерпывающий.
От судебного предварительное следствие
отличается субъектами, средствами, целями,
местом и ролью в уголовном процессе этих
видов деятельности.
Предварительное следствие, как и любая
другая форма предварительного расследования,
состоит из процессуальных действий и
процессуальных решений.
Оно включает производство следственных
действий, применение мер принуждения,
привлечение лица в качестве обвиняемого,
допуск к участию в уголовном процессе
защитника, законных представителей, гражданских
истцов и других субъектов уголовного
процесса, ознакомление участников с материалами
дела и многое другое. Первоначальный
срок предварительного следствия установлен
в размере 2 месяцев. Однако он может быть
продлен прокурором в установленном законом
порядке.
47.Дознание. гл.23
48. Понятие и система общих
условий предварительного расследования.
Общие условия предварительного
расследования – правовые положения основывающиеся
на принципах уголовного судопроизводства,
характеризующие сущность и содержание
предварительного расследования.
. Следование им обеспечива- ет установление
в максимально короткий срок и с
наименьшими затратами сил и средств обстоятельств
преступления, предотвраща- ет возможные
ошибки.
Система общих условий предварительного
расследования:
соблюдение правил подследственности;
индивидуализация расследования путем
выделения и соединения уголовных дел;
своевременное начало предварительного
расследования;
сочетание единоличных и коллегиальных
начал в расследовании;
соблюдение сроков предварительного
расследования;
привлечение к участию в расследовании
широкого круга участников процесса;
производство следственных действий,
затрагивающих конституционные права
граждан, только по судебному решению;
обязательность удовлетворения ходатайств,
имеющих значение для дела;
использование специальных познаний
и научно-технических средств;
взаимодействие органов расследования;
наличие прокурорского надзора, ведомственного
и судебного контроля.
К общим условиям предварительного расследования
относятся: формы предварительного расследования;
подследственность; место производства
предварительного расследования; соединение
уголов- ных дел; выделение уголовного
дела; выделение в отдельное произ- водство
материалов уголовного дела; начало производства
предвари- тельного расследования;
производство неотложных следственных
действий; окончание предварительного
расследования; обязатель- ность рассмотрения
ходатайства; меры попечения о детях,
об ижди- венцах подозреваемого или обвиняемого
и меры по обеспечению со- хранности его
имущества; недопустимость разглашения
данных пред- варительного расследования
(гл. 21 УПК).
49.Место и начало производства
предварительного расследования. Недопустимость
разглашения данных предварительного
расследования. Ст. 152, 156,161.
50.Подследственность: понятие
и виды. Ст 151.
Подследственность — это совокупность
признаков уголовного дела, которые по-
зволяют установить определенный орган,
управомоченный его расследовать. К органам
расследования УПК относит следователя
и дознавателя (п. 7, 41 ст. 5, ст. 38, 41). Однако
правом проводить расследование наделены
также руководитель следственного органа
(п. 1 ч. 1 ст. 39) и начальник подразделения
дознания (ч. 2 ст 401). Кроме того, органы
дознания уполномочены осуществлять начальный
этап расследования — неотложные следственные
действия (ч. 3 ст. 40, ст. 157).
Подследственность характеризует отношение
между органом рассле- дования и уголовным
делом с точки зрения признаков дела (объекта).
Этим она отлича- ется от понятия компетенции,
относящегося к признакам соответствующего
органа (субъекта). Правила подследственности
непосредственно устанавливают надлежащие
фор- му расследования и его субъекта,
однако опосредованно это же должно обеспечивать
быстроту и качество подготовки дела к
судебному разбирательству. Правила подслед-
ственности связаны и с соблюдением прав
потерпевшего и обвиняемого, так они позво-
ляют им правильно адресовать свои ходатайства
и жалобы.
Несоблюдение правил подследствен- ности
признается существенным нарушением уголовно-процессуального
закона (ст. 381) и влечет признание полученных
доказательств недопустимыми (ч. 3 ст. 7).
Правила подследственности используются
также для распределения дел внутри след-
ственных подразделений и подразделений
дознания.
Уголовно-процессуальное законодательство
предусматривает два вида подслед- ственности: предметную
(родовую) — ст. 151 и территориальную (местную)
— ст. 152. Остальные признаки подследственности
являются исключениями (или допол- нениями)
для предметного признака. Исключения
применяются в силу: а) особенно- стей статуса
подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего
(персональная, или лич- ная подследственность),
б) связи с другим уголовным делом (альтернативная подследственность),
в) исключительной компетенции того или
иного органа уголов- ного преследования
(универсальная подследственность)2.
Предметная (родовая) подследственность
определяется категорией (родом, ви- дом)
преступления и разграничивает компетенцию
органов расследования различных ведомств
или их уровней в пределах одного и того
же ведомства. Она зависит от сте- пени
и характера общественной опасности преступления,
а также от особенностей его объекта (сферы
общественных отношений, нарушаемых преступлением
данного вида). Предметный признак подследственности
выражается в квалификации преступ- ления
по статьям Особенной части УК. По тяжким
и особо тяжким преступлениям производится
предварительное следствие, а по преступлениям
небольшой или сред- ней тяжести может
быть проведено дознание (ч. 2, 3 ст. 150 УПК).
Большинство преступлений расследуется
следователями и дознавателями орга- нов
внутренних дел (см. п. 3 ч. 2 ст. 151). К предметной
подследственности следова- телей следственного
комитета при прокуратуре, как правило,
относятся уголовные дела о преступлениях
с особенно высокой степенью общественной
опасности (убий- ство, похищение человека,
изнасилование, терроризм и др. — см. подп.
«а» п. 1 ч. 2 ст. 151). Следователи Федеральной
службы безопасности производят предваритель-
ное следствие по большинству преступлений
против основ конституционного строя
и безопасности государства и по некоторым
другим преступлениям (см. п. 2 ч. 2 ст. 151).
Территориальная (местная)
подследственность призвана разграничить компе- тенцию
органов расследования одного уровня
и ведомства в зависимости от места совершения
предполагаемого преступления (ст. 152).
Это место определяется терри- торией,
на которой совершено последнее деяние,
охватываемое объективной сторо- ной состава
преступления, вне зависимости от места
наступления преступных по- следствий.
В начале расследования территориальная
подследственность устанавливается вероятно,
прибли- зительно. Оно начинается в том
районе, в котором возбуждено уголовное
дело (или в который дело направлено прокурором).
Если в дальнейшем будет установлено иное
место окончания деяния, то дело может
быть передано по подследственности.
Однако далеко не во всех случаях следы
преступления, свидетели и сам обвиня-
емый находятся в том районе, где совершено
преступление. Поэтому в целях обеспе-
чения полноты, объективности и быстроты
расследования предусмотрены исключе-
ния из общего правила территориальной
подследственности. Для этого руководитель
следственного органа или прокурор вправе
передать дело в другой территориальный
орган расследования по месту совершения
наиболее тяжкого из преступлений, по
месту нахождения обвиняемого или большинства
свидетелей (ч. 3, 4 ст. 152).
Персональная (личная) подследственность уголовного
дела устанавливает изъ- ятия из правил
предметной подследственности в зависимости
от признаков обвиня- емого или потерпевшего.
Установлены два таких изъятия:
1. Из предметной подследственности
дознания в пользу другой формы
расследования — предварительного
следствия. Так, например, по делам
невменяемых или лиц, у которых
после совершения преступления
наступило психическое расстройство,
де- лающее невозможным назначение или
исполнение наказания, вне зависимости
от ква лификации деяния обязательно производство
предварительного следствия, даже если
по предметному признаку по делу должно
было бы производиться дознание (ч. 1 ст.
434).
2. Из предметной подследственности
любых других органов расследования
в пользу следователей следственного комитета при
прокуратуре по делам о преступлениях,
совершенных лицами, обладающими служебным
иммунитетом (ст. 447), должностными лицами
правоохранительных органов, военнослужащими,
а также ли- цами гражданского персонала
воинских формирований или правоохранительных
ор- ганов в связи с исполнением ими служебных
обязанностей или совершенных в распо-
ложении соответствующего учреждения,
а также о преступлениях, совершенных
в отношении указанных лиц в связи с их
служебной деятельностью. Следователи
следственного комитета при прокуратуре
(военной) проводят дознание «вместо»
командиров воинских частей соединений,
начальников военных учреждений или гарнизонов.
Альтернативная подследственность,
или подследственность по связи дел до- пускает
изъятия из предметной подследственности
дела в пользу того органа предва- рительного
следствия, который выявил соответствующее
преступление и возбудил уголовное дело
(ч. 5, 6 ст. 151). Это относится, например, к
таким преступлениям, как квалифицированное
мошенничество (ч. 2, 3 ст. 159 УК), незаконное
ношение оружия (ч. 2, 3 ст. 222 УК), отказ от
дачи показаний (ст. 308 УК), разглашение
данных предва- рительного расследования
(ст. 310 УК), злоупотребление служебными
полномочиями (ст. 285 УК), дача взятки (ст.
291 УК) и др.
При конкуренции различных признаков
подследственности решение о ее выборе
принимает прокурор (ч. 8 ст. 151 УПК). При
этом он руководствуется следующими общими
правилами:
— при соединении различных дел приоритет
имеет тот орган, к чьей предметной подследственности
относится более тяжкое преступление;
— поэтому орган предварительного следствия,
как правило, имеет преимуще- ство перед
дознавателем;
— при конкуренции предметной и персональной
подследственности приорите- том пользуется
персональная, кроме случаев, прямо предусмотренных
ч. 4 ст. 151