Эффективность уголовного предупреждения торговли людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В середине двадцатого века, приняв в 1956 году Дополнительную Конвенцию об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, мировое общество сделало попытку покончить с таким преступлением как торговля людьми, а также институтами схожими с рабством. Однако приходится признать, что в современный период развития человеческой цивилизации, торговля людьми процветает и этому есть масса причин, о которых мы будем говорить ниже.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ
1.1 Социально – правовые и исторические предпосылки криминализации торговли людьми
1.2 Криминологические проблемы за торговли людьми в уголовном праве

2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
2.1 Характеристика объекта и объективной стороны торговли людьми
2.2
Эффективность уголовного предупреждения торговли людьми

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Тлебаев.docx

— 153.25 Кб (Скачать файл)

С каждым годом проблема приобретает все большие масштабы, потому что все больше казахстанцев, в том числе, детей и подростков, ищет работу за рубежом или просто выезжает за границу, а в итоге попадает в самое настоящее рабство.  Принимая во внимание растущие масштабы угрозы, в Казахстане реализуются конкретные меры по противодействию торговле людьми. В то же время действия государственных властей не всегда носят завершенный характер.

Так, совершенствование законодательной базы в борьбе с трафиком людей в основном за счет внесения поправок и дополнений в действующее уголовное законодательство республики не в полной мере способствуют установлению действенного контроля и борьбы с организованными преступными сообществами, занятыми в сфере трафика людей.

Например, усилена ответственность за преступные деяния, связанные с торговлей людьми, а также ответственность за вывоз людей за пределы Казахстана или их транзит через его территорию с целью сексуальной или любой иной эксплуатации. В частности, Уголовным кодексом предусмотрено наказание за похищение человека, торговлю несовершеннолетними, вовлечение в занятие проституцией, организацию и содержание притонов для занятия проституцией и сводничество, незаконное лишение свободы, вербовку людей с целью эксплуатации, а также вывоз и транзит. Но в то же время упоминания о таких случаях постоянно появляются на страницах казахстанской прессы.

Конечно, можно отметить факт создания Межведомственной комиссии, состоящей из представителей Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Комитета национальной безопасности, Генеральной прокуратуры, Комитета по миграции и демографии, на которую возложена задача по выработке конкретных мер по противодействию торговле людьми. Но насколько эффективной была ее деятельность за последнее время, общественность не знает, как не знает и какова реальная ситуация с трафиком людей за пределы Республики Казахстан и их эксплуатации на территории республики [27].

Высока мера ответственности тех, кто занимается трафиком людей. Уголовно наказуемыми являются: принужденные к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 113 УК — лишение свободы до 10 лет), похищение человека (ч. 3 ст. 125 УК — от 10 до 15 лет), незаконное лишение свободы (ч. 3 ст. 126 УК — от 5 до 10 лет), торговля несовершеннолетними (ст. 133 УК — от 5 до 7 лет), умышленное незаконное пересечение охраняемой Государственной границы Республики Казахстан (ст. 330 УК), подделка, изготовление или сбыт поддельных документов (ст. 325 УК). Если незаконный выезд и нелегальная миграция людей совершаются с целью их дальнейшей трудовой и сексуальной эксплуатации, лица, осуществляющие данную деятельность, также подлежат уголовной ответственности за торговлю людьми (ст. 128 УК). 
Заметный эффект в деятельности правоохранительных органов в борьбе с торговлей людьми должны сыграть внесенные изменения в действующее законодательство РК. В ст. 28 Закона "О туристской деятельности в Республике Казахстан" внесено дополнение о запрещении туристской деятельности в целях организации незаконного выезда граждан республики на постоянное местожительство за границу, трудоустройства за рубежом, а также ввоза в Республику Казахстан иностранной рабочей силы, не предусмотренной соответствующими квотами.

Внесены также изменения и дополнения в статью 128 "Торговля людьми" УК РК, где предусматривается уголовная ответственность за куплю-продажу или совершение иных сделок в отношении лица для эксплуатации. 
С учетом межгосударственного характера транснациональной преступности, ее организованных форм, предупреждения и пресечения проявлений трафика людей правоохранительными органами Казахстана обеспечивается сотрудничество с правоохранительными органами стран СНГ и дальнего зарубежья. Одним из важных шагов Республики Казахстан в борьбе с торговлей людьми является присоединение к международным документам: к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции ООН о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами и Конвенции ОНН против транснациональной организованной  преступности.

Регулярно проводятся и специальные мероприятия по проверке агентств по трудоустройству, предлагающих услуги по оформлению выезда за рубеж на ПМЖ, а также модельных и брачных агентств. Итогом этой планомерной работы стало возбуждение ОВД за истекший период 2009 года уже более 150 уголовных дел по фактам торговли людьми. Большинство из них - 116 дел - по статье 271 УК РК (сводничество) в отношении сутенеров и организаторов борделей и «точек» для занятия проституцией. Еще 5 уголовных дел возбуждено по ст. 270 Уголовного кодекса - вовлечение в занятие проституцией. Однако весьма весома доля уголовных дел в отношении торговцев людьми (ст. 128 УК РК) - 14 дел, а также сопутствующих этому чудовищному деянию таких явлений, как торговля несовершеннолетними (ст. 133, 5 дел), похищение человека (ст. 125, 3 дела) и незаконное лишение свободы (ст. 126, 4 дела).

Искоренению торговли людьми и принудительного труда может поспособствовать ратификация международных документов, так как они могут послужить руководством для разработки и внедрения положений национального законодательства. Кроме того, законодательство требует адекватных механизмов контроля за его соблюдением. Опять же во многих странах этого нет. Более того, вслед за принятием законодательства необходимо предпринять конкретные действия в форме широких информационных кампаний, например, распространения информационных буклетов и плакатов, введения образовательных и учебных программ, и законы должны дополняться активной работой в этом направлении всех соответствующих учреждений и ведомств. Такой интегрированный и скоординированный  подход может быть сформулирован в национальном плане действий. Подобные усилия требуют затрат финансовых и людских ресурсов, а также политической воли.

Необходимо помнить, что каждый международный документ, касающийся вопросов торговли людьми, сфокусирован на различных аспектах этого процесса. Так как цикл торговли людьми состоит из нескольких стадий и видов деятельности, любой закон о предотвращении торговли людьми должен охватывать все в комплексе.

Бороться с подобным явлением можно не только путем установления уголовной ответственности за правонарушение, но и установлением гражданской и административной ответственности.

Более глубокое и качественное содержание международное законодательство по противодействию торговле людьми получило в 20 веке. За этот период в целях развития норм международного права по борьбе с работорговлей было разработано и принято большое количество документов.

Так, на высоком международном  уровне были закреплены единые подходы к определению таких основных понятий, как «торговля людьми», «рабство», «формы рабства». Также были определены и основные направления борьбы с конкретными преступлениями. Другими словами, были выработаны  универсальные правовые нормы, чтобы в дальнейшем  принявшие их государства имели возможность обеспечить проведение эффективной и скоординированной работы на международном уровне.

Среди основных документов этого периода можно назвать Конвенцию против рабства 1926 года. Всеобщую декларацию прав человека 1948 года. Дополнительную конвенцию об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 года. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года[28]. Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года и Стандартные принципы прав человека по отношению к лицам, которые пострадали от международной торговли людьми 1999 года

Отдельно следует выделить два наиболее важных международных документа, которые считаются современным общепризнанным стандартом в сфере борьбы с работорговлей. Это Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющий ее Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее. Конвенция и Протокол были открыты для подписания в декабре 2000 года. К началу 2003 года Протокол подписали 140 стран, в 23 из них он был ратифицирован [29].

Этот международный документ носит рамочный характер и устанавливает минимальные требования к государствам по всему комплексу вопросов, касающихся противодействия торговле людьми, включая ее предупреждение, уголовное преследование и наказание, а также защиту жертв и свидетелей. Протокол утверждает необходимость сотрудничества стран происхождения, назначения и транзита в борьбе с факторами, способствующими торговле людьми. В качестве таких факторов, с одной стороны, были названы «нищета, низкий уровень развития и отсутствие равных возможностей», а с другой – «спрос, порождающий эксплуатацию людей», то есть спрос на секс-услуги, дешевый рабский труд  или труд суррогатных матерей.

В целом закрепленные в международной правовой базе положения по борьбе с торговлей людьми нацелены на то, чтобы требовать от государств уважения и обеспечения гарантий прав человека, а также накладывают на государства обязательства по предотвращению насилия, надлежащему расследованию преступлений, применению соответствующего наказания против преступников и предоставлению помощи тем, кто пострадал от рук работорговцев.

18-20 сентября 2002  г. в г  Брюсселе (Бельгия) была проведена  Европейская конференция «Предупреждение  и борьба против торговли людьми  – глобальная задача на XXI век». В Конференции участвовали представители государств – членов ЕС, государств – кандидатов в члены ЕС, государств СНГ, США, Канады, Китая, а также представители международных организаций, неправительственных организаций, учреждений Европейского Союза. Итогом этой Конференции стала Брюссельская декларация о предупреждении и борьбе против торговли людьми. Брюссельская декларация ставит целью выработку всеобъемлющей стратегии борьбы против торговли людьми. Стратегии, которая принимала бы во внимание ситуацию по всей сети торговли, включая страны происхождения, транзита и назначения и позволяла бы сосредоточиться на вербовщиках, лицах, транспортирующих жертв, эксплуататорах других промежуточных звеньях, клиентах, и других лицах извлекающих выгоду из этого явления. Декларация призывает к борьбе против всех форм эксплуатации, включая сексуальную эксплуатацию, эксплуатацию труда, особенно детского, и эксплуатацию попрошайничества. В Приложении к Декларации включены проектные рекомендации, стандарты и оптимальные модели опыта против торговли людьми и обеспечения защиты и помощи жертвам торговли людьми.

Было бы ошибочным утверждать, что до 2000 года международным сообществом не принималось никаких мер по противодействию явлениям, обусловливающим возможность торговли людьми, а именно – рабству и сходным с ним институтам и обычаям эксплуатации проституции, дискриминации и т.п. [30].

Первым документом международного права, в котором поднимались вопросы пресечения рабства и работорговли, стала конвенция относительно рабства, принятая Лигой наций в 1926 г. Конвенция определяла рабство как «состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них», а торговлю невольниками как «всякий акт захвата, приобретения или уступки человека с целью продажи его в рабство, всякий акт приобретения невольника с целью продажи его или обмена; всякий акт уступки путем продажи или обмена невольника, приобретенного с целью продажи или обмена, равно как и вообще всякий акт торговли или перевозки невольника». Государства – участники Конвенции брали на себя обязательства предотвращать и пресекать торговлю невольниками, добиваться полной отмены рабства во всех его формах, принимать все соответствующие меры для предотвращения и прекращения погрузки, выгрузки и перевозки невольников в своих территориальных водах, ровно как и вообще на всех судах, носящих их национальные флаги [31].

Принятая в 1956 году  Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, обязала государства-участники  принимать все необходимые меры к полной отмене и упразднению [32]:

а) долговой кабалы, т.е. положения или состояния, возникающего вследствие заклада должником в обеспечение долга своего личного труда или труда зависимого от него лица, если надлежаще определяемая ценность выполняемой работы не зачитывается в погашение долга или если продолжительность этой работы не ограничена и характер ее не определен;

б) крепостного состояния, т.е. такого пользования землей, при котором пользователь обязан по закону, обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, и выполнять определенную работу для такого другого лица, за вознаграждение или без такового, и не может изменить это свое состояние;

в) любого института или обычая, в силу которых

г) женщину обещают выдать или выдают замуж, без права отказа с ее стороны, ее родители, опекун, семья или любое другое лицо или  группа лиц за вознаграждение деньгами или натурой;

д) муж женщины, его семья или его клан имеет право передать ее другому лицу за вознаграждение или иным образом; или

е) женщина по смерти мужа передается по наследству другому лицу; 
          ж) любого института или обычая, в силу которого ребенок или подросток, моложе 18 лет передается одним или обоими своими родителями или своим опекуном другому лицу, за вознаграждение или без такового, с целью эксплуатации этого ребенка или подростка или его труда».

Конвенция от 18 декабря 1979 года «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин обязала государства – участники  принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для пресечения всех видов торговли женщинами и эксплуатации проституции женщин.

Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1948 г. провозгласила недопустимость содержания любого человека в рабстве или в  подневольном состоянии и запретила рабство и работорговлю во всех их видах.

Принятая в 1950 году Европейская Конвенция о защите прав  человека и основных свобод также провозгласила запрещение рабства и подневольного состояния. Кроме того, в данной Конвенции было четко оговорено, что к принудительному труду в рамках Конвенции не относится любая работа, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении или условно освобожденное от такого заключения, любая военная служба, а в тех странах, в которых в качестве законного признается отказ от военной службы на основании  вероисповедания, служба, назначенная вместо обязательной военной службы, любая служба, обязательная в случае чрезвычайного положения  или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения;  любая работа или служба, которые входят в обычные гражданские обязанности.

Вопросам борьбы с эксплуатацией детского труда посвящена Конвенция Международной Организации Труда о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда, принятая в 1999 году. Под «наихудшими формами детского труда» в данной Конвенции понимается:

Информация о работе Эффективность уголовного предупреждения торговли людьми