Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 15:18, курсовая работа
Экономическая стабильность организации, ее вы¬живаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непре¬рывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществ¬ляться по принципу адаптации к внешней среде. Любая система управления по определению есть целенаправленная система, имеющая иерархическое строение и организованная для достижения целей, называемых целями функционирования системы управления.
Введение………………………………………………………………………….3
1Теоретические аспекты формирования целей управления…………………6
1.1Сущность целей организации и их роль в управлении…………………..6
1.2Глобальная цель организации и цель функционирования определенных подразделений…………………………………………………………………..12
1.3Понятие дерева целей организации и применение метода экспертных оценок для его построения……………………………………………………..17
2Анализ исследования целей управления в АКБ «Легион»………………..23
2.1Формулировка глобальной цели АКБ «Легион»………………………...23
2.2Дерево целей в АКБ «Легион»…………………………………………….27
3Повышение эффективности функционирования в достижении поставленных целей управления в АКБ «Легион»…………………………………………...32
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованной литературы………………………………………….40
Проектирование целей организации является обязательным и важным этапом процесса проектирования общей системы управления. Оно производится в несколько этапов, которые представлены на рисунке 14.
Рисунок
1. Проектирование целей организации
Цель может играть различную роль в процессе управления. В зависимости от ее значения можно выделить несколько типов процесса управления5:
На практике все типы процессов управления встречаются в сочетании, с преобладанием одного из них. В настоящее время большое значение имеет сочетание целевого и программного управления. Оно получило название программно-целевого управления.
Таким
образом, в реальных организациях, как
правило, приходится иметь дело с целой
совокупностью целей. Задача руководителя
организации любого уровня - суметь учесть
все многообразие факторов, влияющих на
функционирование организации, правильно
оценить ситуацию и выработать оптимальные
решения.
1.2
Глобальная цель
организации и
цель функционирования
определенных подразделений
Глобальная цель представляет собой фундамент, который позволяет установить ключевые цели для подсистем управления компании: маркетинг, производство, персонал, технология и оборудование производства, НИОКР, финансы, менеджмент. Глобальные цели – общие цели организации, которые являются фундаментом, миссией компании и ее глобальной стратегией6. Они являются долговременными целями, подчиняются миссии фирмы.
Миссия организации – выражение ее философии и смысла существования7. Миссия обычно декларирует статус предприятия, принципы его работы, намерения руководства. Она устремлена в будущее и не должна зависеть от текущего состояния организации. Миссия формируется высшим руководством организации, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации. Таким образом, центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель организации.
Значение соответствующей миссии, которая формально выражена и эффективно представлена сотрудникам организации очень велика. Выработанные на ее основе цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если руководители не знают, какова глобальная цель их организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы.
Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях8.
Следует
отметить, что любая генеральная
(глобальная) цель предприятия не складывается
из частных целей, а формируется
управляющим аппаратом и разделяется
на подцели. В свою очередь, подцель является
конкретной задачей по отношению к глобальной
цели. Ни одна генеральная цель не достигается
сама по себе, а реализуется через подцели
(задачи), на которые она распадается. Расчленение
глобальной цели прекращается по достижении
элементарного функционально-операционного
уровня. В таблице 2 сформулированы основные
цели функциональных подсистем организации.9
Таблица 2
Основные
цели функциональных подсистем организации.
подсистема | цель |
Маркетинг | Выйти на лидирующие позиции продукции на рынке |
Производство | Достичь наивысшего уровня производительности |
Инновации | Завоевать лидирующие позиции по вводу новых видов продукции/услуг |
Финансы | Сохранять и поддерживать на уровне все виды финансовых ресурсов |
Персонал | Обеспечить условия для творческой работы |
менеджмент | Определить
критические области |
Стоит отметить, что глобальная цель недиагностичная и, как правило, недостижима. Она описывает выбор, а локальная цель – соответствующую ему деятельность10.
На
рисунке 2 представлена модель управления
и целеполагания Ф.И. Перегудова11.
/ /─────────┬────────\ \ │
/ ┌────────┼────────┐ \ │
/┌───┴──┐┌────┴───┐┌───┴──┐\
Конечные продукты / │ КП ││ КП ││ КП │ \ │
/ └───┬──┘└────┬───┘└───┬──┘ \ │
/ ┌───┴───┬────┴───┬────┴──┐ \ │
/┌───┴──┐┌───┴───┐┌───┴───┐┌──
Пространство / │ НС ││ ПС ││ АС ││ СС │ \ │
инициирования целей / └───┬──┘└───┬───┘└───┬───┘└──┬
/ ┌─┴───────┴────┬───┴───────┴──
/┌─────┴──────┐┌──────┴──────┐
"Жизненный / │ Выявление ││ Производство││Потребление│ \ ─────────┘
цикл" / │потребностей││ ││ │ \ ─────────┐
/ └─────┬──────┘└──────┬──────┘└
/ ┌─────┴──────┬───────┴─────┬──
/┌────┴────┐┌──────┴─────┐┌───
Состав / │ Кадры ││ Средства ││ Предмет ││ Отношения │ \ │
системы / │
││деятельности││деятельности││
/ └────┬────┘└──────┬─────┘└────
/ ┌──┴────────────┼─────────────
Цикл /┌──────┴────────┐┌─────┴─────
управления
/ │Прогнозирование││
/ └──────┬────────┘└─────┬──────
/ ┌──┴───────────────┼──────────
/ ┌──────┴───────┐┌─────────┴───
/ │ Исполнение ││ Соисполнение ││ Согласование ││ Утверждение │ \
/ └──────────────┘└─────────────
/
Делегирование полномочий
/-----------------------------
Рисунок
2 Модель управления и целеполагания
Как видно из рисунка 2 данная модель представляет собой эшелонную структуру декомпозиции целеполагания по различным видам деятельности предприятия:
1. Первый уровень - формирование глобальной цели предприятия. Цель задается вышестоящей организацией и ориентирована на конечный продукт (КП). Конечным продуктом может являться материальная продукция, денежная прибыль, новый научный результат, научная информация, новое сотрудничество.
2.
Второй уровень - декомпозиция
по признаку «виды конечного
продукта». Для производства
3.
Третий уровень - декомпозиция
по признаку «пространство
4. Четвертый уровень - декомпозиция по признаку «жизненный цикл». На данном этапе выделяются конкретные функции (задачи) по достижению поставленных подцелей.
5.
Пятый этап - декомпозиция по основным
элементам (составу) системы.
6.
Шестой уровень - декомпозиция
по признаку «управленческий
цикл». Данный уровень
На
каждом уровне организации возникают
частные цели, причем только их совокупность
необходимо рассматривать как некоторую
цель определенного уровня управления.
Отсюда возникает необходимость структуризации
целей и построения дерева целей.
1.3
Понятие дерева целей
организации и применение
метода экспертных оценок
для его построения
На каждом уровне организации возникают частные цели, причем только их совокупность необходимо рассматривать как некоторую цель определенного уровня управления. Отсюда возникает необходимость структуризации целей и построения дерева целей. Количество и разнообразие целей задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация, независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента исследования целей можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа - дерева целей.