Квалиметрия – наука об измерении качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – оценка роли и значения квалиметрии в теории и практике управления качеством.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Квалиметрия — наука об измерении качества продукции………….5
1.1. Общее представление о квалиметрии ……………………………………..9
1.2. Принципы и задачи квалиметрии………………………………………….14
1.3. Классификация квалиметрии……………………………………………....16
1.4. Статусы квалиметрии, как науки…………………………………………..19
1.5. Методология определения и оценивания качеств………………………...20
1.6.Показатели качества………………………………………………………....22
1.7. Методы квалиметрии, используемые для оценки качества……………...24
Глава 2. Методы определения качества пищевого сырья в квалиметрии…..32
2.1. Использование квалиметрических методов при оценке качества сыров……………………………………………………………………………..36
Заключение………………………………………………………………………40
Список используемой литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Квалиметрия.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

  разделы:                                          разделы:             

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Структура квалитологии

Квалиметрия – выступает взаимосвязанной системой теории различной степени общности. К числу теории можно отнести [13]:

1) Общая квалиметрия, в ней разрабатываются общетеоретические проблемы:

а) систему понятий; (терминология)

б) теория оценивания; (законы и методы)

в) аксиоматика квалиметрии; (аксиомы и правила)

г) теория квалиметрического шкалирования; (в т.ч. ранжирование, весомость)

2)  Специальные квалиметрии (методы и модели оценок), в них рассматриваются модели и алгоритмы оценки, точность и достоверность оценкок:

а) экспертная квалиметрия, где оценки даются экспертами или автоматизированными экспертными системами;

б) вероятностно-статистическая квалиметрия, использующая методы теории вероятностей и математической статистики, оценивая однородность генеральной совокупности и выборок, совпадения законов распределения, эргодичность, марковость и тому подобное;

в) индексная квалиметрия, использующая меры качества, полученные при нормировке на базе индексации (сравнения);

г) квалиметрическая таксономия ( таксономия - от греч. taxis - расположение, строй, порядок; homos - закон), основывающаяся на классах качества (квалитаксонах) объекта, при этом рассматриваются вид, сорт, и т.д. объекта и такие же характеристики классифицирующей системы:

3) Предметную квалиметрию - по предмету (объекта) оценивания.

Квалиметрия - как отрасль науки выступает в виде взаимосвязанной системы теории (рис. 2).

 

 

 

 

             

                                              Разрабатываемые проблемы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2 Структура квалиметрии.

 

В свете сказанного можно сужать область применения квалиметрии до оценивания показателей отдельных свойств или расширять до количественно неизмеримых объектов, пытаясь дать комплексную оценку.

В настоящее время уже появились такие названия, как социологическая квалиметрия, географическая квалиметрия и так далее [3].

 

1.4. Статус квалиметрии, как науки

             СТАТУС (лат.) - положение, состояние, не путать со СТАТУТОМ - устав, собрание правил (например: название законодательных актов общенормативного характера - за рубежом)

            1) Экономический статус - обусловлен политэкономическим содержанием категории качества в ее взаимодействии с потребительной стоимостью и ценой.

            Квалиметрия включает в себя методы эконометрии как теории измерения экономических свойств объектов и процессов (иначе - называют экономическая квалиметрия)

            2) Технико-экономический статус - отражает ее направленность на комплексные оценки экономических и технических свойств объектов и процессов.

            Здесь - "результатно-затратная мера эффективности" (интегральные, технико- экономические показатели, технико-экономические уровни и т.д.)

            3) Общенаучный статус - определяется - философско-методологической и общенаучной функциями категории качество.  Поэтому - предметные квалиметрии (продукции, техники, труда, решений, проектов, процессов).

            4) Систематический статус - определяет ее как системологическую теорию.

            Это связано с тем, что категория качество имеет аспекты:

                        - структурности;

                        - динамичности;

                        - определенности;

                        - упорядоченности;

            Следовательно, все основные признаки системы. Значит, здесь возможен системный подход - и к оценке, и к анализу, и к управлению.[3]

 

1.5. Методология определения и оценивания качеств

      Так как качество объекта проявляется в первую очередь через его свойства, т.е. через объективные особенности объекта, то считается, что для оценки качества необходимо:

     во-первых, определить перечень тех свойств, совокупность которых в достаточно полной мере характеризует качество;

     во-вторых, измерить свойства, т.е. определить их численные значения;

     в-третьих, аналитически сопоставить полученные данные с подобными характеристиками другого объекта, принимаемого за образец или эталон качества. Полученный результат будет с достаточной степенью достоверности характеризовать качество исследуемого объекта.

На этапе метрологического измерения свойств (скорости, веса и т.д.) получают объективные сведения о них. Однако уже следующий квалиметрический этап  в исследовании качества объекта носит во многом субъективный характер. Субъективность заключается в самом выборе эталона качества или «базового образца», с данными о котором сопоставляются сведения о свойствах исследуемого объекта. Кроме того, субъективность итоговой характеристики уровня качества кроется в использовании таких методик квалиметрической обработки данных о свойствах сопоставляемых объектов, которые больше соответствуют интересам и задачам исследователя.

Исходя из современных представлений о качестве как о единстве внутренней или внешней определенности объекта, следует, что при оценке его качества необходимо учитывать не только отдельные свойства в их совокупности, но и признаки, а также характеристики внутренней определенности, например уровень внутренней структурированности, устойчивости структуры и ее элементов или же их приспособляемости к изменяющимся условиям функционирования и т.п. Однако с метрологической и, в частности, с квалиметрической позиции достаточно учесть только внешние проявления качества, только «качествообразующие» свойства. Такой подход к измерению качества приводит к не вполне адекватному результату. Такой результат измерения качества не ошибочен, он не полон и поэтому имеет большую погрешность.

Измерение и обобщение показателей внешних свойств и характеристик внутренней сущности объекта исследования, дают, очевидно, возможность получения более точной  численной характеристики уровня качества, т.е. более правильной оценки качества.

Полученный квалиметрический результат, т.е. численный показатель уровня качества  исследованного объекта  по отношению к качеству эталона, - это еще не окончательная оценка качества, а только основа для этого. Оценка качества – это ответ на вопрос, в какой мере полученный уровень качества исследованного объекта соответствует интересам или потребностям оценивающего объекта, группы людей или общества в целом.

При оценивании качества иногда рекомендуют использовать образ «идеального», необходимого полезного качества, которому редко когда соответствует  выбранный эталон. Даже идеальный эталон качества не может всех удовлетворить, т.к. интересы, потребности, взгляды на ценности у всех людей разные. Поэтому любые оценки качества субъективны с объективной их основой в виде численных показателей уровней качеств. Это свидетельствует о единстве и очевидном противоречии объективного и субъективного в оценках качества реальных объектов, интересующих людей. Здесь в полной мере проявляется диалектика объективного и субъективного в позиции любого качества.

Оценка качества, выражающая ценность или степень полезности объекта, является предметом изучения многих специальных наук, в том числе и аксиологии – теории ценностей. В этой теории раскрываются содержания основных категорий, которые выражают ту или иную ценность для человека. К таким категориям относятся, например, духовные ценности, материальные ценности (свойства товаров и услуг, безопасность техники). Понятийный аппарат аксиологии помогает при рассмотрении многих вопросов, связанных с качеством, прежде всего продукции, производственных процессов, услуг, окружающей среды и других объектов, изучаемых квалитологией и оцениваемых квалитометрией.

Итак, оценка качества (Qоц) есть результат взаимодействия четырех компонентов, а именно:

                       Qоц =< О, С, Б, Ал >,

где  О – оцениваемый объект;

        С – оценивающий объект;

        Б – база оценки (эталон качества);

        Ал – алгоритм (логика и приемы) оценивания. [3]

 

1.6. Показатели качества

В квалиметрии применяется ряд специфических терминов, требующих однозначного толкования. Поэтому - ГОСТ 15467-79 "Качество продукции. Термины" [1].

1) Качество продукции (услуги) - совокупность свойств продукции (услуги), обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

2) Свойство продукции (услуги) - объективная особенность продукции (услуги), проявляющаяся при ее создании, эксплуатации, использовании по назначению или потреблении (оказание услуги). Например: точность, надежность, своевременная поставка и т.д.

3) Показатель качества - количественная характеристика свойства объекта, входящего в состав его качества и рассматриваемая применительно к определенным условиям жизненного цикла объекта.

- Для продукции - к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.

- Для услуги - к определенным условиям ее разработки и оказания.

- Для процесса - к определенным условиям его подготовки и проведения и т.д.

Показатели качества (объектов) по количеству характеризуемых свойств могут быть (рис.  3):

                        - единичными;

                        - комплексными.

 

 

 

 

 

Рис. 3. Показатели качества объекта

 

4) Единичный показатель качества - показатель качества, относящийся только к одному из свойств объекта. (Например: коэффициент нелинейных искажений - характеризует линейность; вероятность безотказной работы или безотказность; средний срок хранения - сохраняемость и т.д.). При любом измерении нужен эталон сравнения (метр, килограмм и т.д.)

5) Базовый показатель качества - показатель качества объекта, принятый за эталон при сравнительных оценках качества. Базовые показатели так же могут быть единичными и комплексными.

6) Относительный показатель качества - отношение показателя качества оцениваемого объекта к базовому показателю качества, выраженное в относительных единицах.

7) Комплексный показатель качества - показатель качества объекта, относящийся к нескольким его свойствам. Комплексный показатель качества позволяет в целом охарактеризовывать качество объекта или группу его свойств. Например: коэффициент готовности - позволяет одновременно охарактеризовывать и безотказность, и ремонтопригодность изделия.

          8) Интегральный - это комплексный показатель качества, отражающий отношение суммарного полезного эффекта от использования объекта по назначению к затратам на создание и использование объекта по назначению.

9) Обобщенный показатель качества - показатель качества, относящийся к такой совокупности свойств объекта, по которой принято решение оценивать его качество в целом. Как правило - это так называемые существенные свойства.

 

1.7. Методы квалиметрии, используемые для оценки уровня качества

 

Существует множество методик комплексного количественного измерения качества. Их основные общие особенности заключаются в следующем. Качество рассматривается как некоторая иерархическая совокупность свойств, представляющих интерес для потребителя. В зависимости от используемых средств различают следующие методы измерения показателей качества:

      Экспериментальный - основывается на обнаружении и подсчете числа дефектов или бракованных деталей;

      Расчетный - вычисляются показатели качества в зависимости от значений различных параметров продукции;

      Экспертный (эвристический) - учитываются мнения специалистов;

      Органолептический - основывается на ощущениях органов чувств человека;

      Социологический - применяется сбор и анализ мнений фактических или возможных потребителей продукции.

Одной из главных задач квалиметрии является определение уровня качества, которому должна соответствовать выпускаемая продукция.

Уровень качества продукции – относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении совокупности показателей ее качества с совокупностью базовых показателей. Определение уровня качества продукции связано, прежде всего, с установлением того, насколько эта продукция пригодна выполнять свои функции.

Различают следующие методы оценки уровня качества:

1. Дифференциальный, заключающийся в сопоставлении единичных показателей объектов с соответствующими показателями базового образца.

2. Метод комплексной оценки уровня качества, предусматривающий использование комплексного (обобщающего) показателя. Как правило, используют один, главный показатель, характеризующий функциональные возможности и назначение объекта.

3. Смешанный метод оценки качества объекта соединяет в себе оба предыдущих метода с их достоинствами и недостатками. Сущность этого метода сводится к следующему: сначала единичные показатели объединяют в группы, для которых определяется групповой (комплексный) показатель, а затем значения последнего для различных групп и самостоятельно . учитываемых показателей сопоставляют с соответствующими базовыми показателями.

Информация о работе Квалиметрия – наука об измерении качества продукции