Контроль качества на производстве абразивной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 10:28, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – система контроля качества на производстве абразивной продукции.
Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления качеством продукции.
Объект исследования – ЗАО «Златоустовский абразивный завод.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, ЕЕ ТОВАРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТКИ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА 9
1.1 Понятие и показатели качества продукции 9
1.2 Управление качеством продукции 16
1.3 Экономика качества и анализ потребительских свойств 23
2 АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ЗАО «ЗЛАТОУСТОВСКИЙ АБРАЗИВНЫЙ ЗАВОД» 28
2.1 Общая характеристика предприятия 28
2.2 Анализ управления качеством абразивного производства 31
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО «ЗЛАТОУСТОВСКИЙ АБРАЗИВНЫЙ ЗАВОД» 40
3.1 Проблемы управления качеством на предприятии 40
3.2 Разработка проекта по совершенствованию управления качеством продукции на ЗАО «Златоустовский абразивный завод» по абразивному производству 44
3.3 Оценка экономической и социальной эффективности рекомендаций 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ кач-ва продукции в орг (2).docx

— 209.27 Кб (Скачать файл)

Во всех случаях политика в области качества должна убеждать заказчика в том, что на предприятии верно определены направления работ, цели в области качества и выбраны реальные средства для их достижения, которые позволяют предприятию поставлять продукцию требуемого качества.

  1. Планирование качества в стандарте определено как деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству и применение элементов системы качества, также оценку качества, подготовку системы качества и выработку положений по улучшению качества [22, с. 230] .

Планирование осуществляется на 2-х уровнях:

  • Стратегическое, в котором намечаются основные направления работ в области качества на перспективу. Стратегия качества является частью общей стратегией предприятия и включает в себя также распределение ресурсов, адаптацию к изменениям внешней среды.

  • Текущее планирование качества, включающее мероприятия, намечаемые на предстоящий год. Эти мероприятия обычно предусматривают:

    •  cнятие с производства устаревших изделий;

    •  модернизацию выпускаемых изделий с повышением их качества;

    •  разработку и освоение новых изделий;

    •  проведение научно-исследовательских работ;

Планирование качества осуществляется, исходя из требований заказчиков и рынков сбыта и направлено на их удовлетворение. Планы качества разрабатываются плановыми органами и Службой качества на основе предложений исследовательских, конструкторских, технологических и производственных служб, Отдела маркетинга и сбыта, при необходимости, - других подразделений.

3) Организация работ по  качеству – это построение  структуры и обеспечение ее  эффективного функционирования. При  организации работ по качеству  используются те же принципы, что и в науке управления: «горизонтальное»  разделение труда по специализации  и «вертикальное» делегирование  полномочий и ответственности  для управления построенной структурой.

При организации работ по качеству крайне важно обратить внимание на то, чтобы на всех этапах производственного процесса было предусмотрено все необходимое для обеспечения качества продукции: хорошие материалы, современное оборудование, инструмент и средства измерений, хорошо обученный дисциплинированный персонал и необходимая документация.

Создание и сертификация Системы менеджмента качества, обеспечение эффективного функционирования системы и ее дальнейшее совершенствование составляют основное содержание организации работ по управлению качеством на предприятии.

4) Обучение и мотивация  персонала – это часть функции  управления персоналом, которая  является одним из аспектов  управления предприятием и изучается  как самостоятельная дисциплина. Эти две функции направлены  на формирование активного и  квалифицированного персонала, который  наряду с материальной базой  и организацией работ, является  одним из основных факторов  качества.

Для обеспечения эффективной деятельности предприятия в условиях научно-технического прогресса требуется постоянное повышение квалификации и переподготовка персонала по всем необходимым направлениям, в том числе – обеспечению качества.

Руководству предприятия требуется четкое понимание принципов обеспечения качества и управления качеством, умение верно определять политику в области качества и осуществлять стратегическое планирование с учетом внешних и внутренних факторов [8, с. 166] .

Управленческому персоналу, кроме этого, нужно твердо знать функции своих подразделений в системе качества и методы их выполнения, имея общее представление о системе качества и понимая свою роль и место в этой системе.

При обучении производственного персонала необходимо иметь в виду, что качество формируется в производственном процессе и, значит, методы разработки и изготовления продукции сами по себе должны быть направлены на достижение необходимых характеристик. Поэтому здесь обучение качеству неотрывно от обучения профессии.

 Кроме того, поскольку  такой работник, выполняя свою  конкретную работу, участвует в  общем производственном процессе, ему необходимо иметь общее  представление о действующей  системе качества, знать свою  роль и место в этой системе, а также знать, как он взаимодействует  по вопросам качества с другими  работниками и администрацией.

 

1.3 Экономика  качества  и анализ потребительских  свойств

 

Ориентация стандартов ИСО серии 9001:2000 на удовлетворение всех заинтересованных сторон, а не только потребителей, существенно повышает роль финансовых механизмов менеджмента качества, направленных на повышение экономической эффективности хозяйственной деятельности. При этом проблема мониторинга затрат на качество наиболее существенна в условиях современного производства. По различным источникам, затраты на качество могут составлять от 2 до 80% производственных затрат. Задача экономики качества состоит в том, чтобы корректно учесть эти затраты и связать их с общими показателями эффективности производства.

Многие предприятия, внедрившие систему менеджмента качества (СМК) и получившие сертификат, не смогли повысить рентабельность производства, так как не уделили должного внимания экономическим аспектам качества [11, с. 153].

Для того чтобы СМК способствовала систематическому повышению рентабельности предприятия, необходимо наладить учет и анализ затрат на обеспечение качества, учет и анализ потерь.

Рекомендации по организации учета расходов на качество.

Эволюционное развитие теории «управления качеством» ставит предприятия, вступившие на путь постоянного улучшения, перед необходимостью совершенствования информационной базы – учетной системы, которая, с одной стороны, будет основой для нового стиля управления, с другой – информационной опорой функционирования СМК.

Поскольку система управленческого учета и СМК интегрированы в общую систему управления предприятием, то система управленческого учета не может функционировать автономно. Результат взаимодействия двух этих систем в интегрированной системе управления организацией – это подсистема учета расходов на управление качеством, или подсистема управления расходами на качество [16, с. 154] .

В российском законодательстве сегодня отсутствуют какие-либо преграды для развития управленческого учета расходов на качество. Назрели объективные предпосылки для его становления и развития на предприятиях с учетом ранее накопленного опыта и традиций. Учет расходов на качество организуется по двум основным направлениям: учет затрат на обеспечение качества и учет потерь.

Учет расходов на качество не является автономной учетной системой и не требует применения специального метода учета и калькулирования себестоимости.

Подтверждением данных учета расходов на качество являются:

– первичные учетные документы;

– аналитические регистры учета расходов на качество;

– расчет суммы расходов на качество продукции.

Учет и распределение затрат на обеспечение качества по видам продукции.

В полном объеме в себестоимость продукции определенного вида включаются те затраты, в отношении которых можно однозначно сказать, что они возникли в связи с ее производством. Такие затраты относят к категории прямых затрат. Распределение прямых затрат по видам продукции в функциональной и традиционной калькуляции не имеет различий и не вызывает методических сложностей.

Если для затрат на качество, которые относятся к категории прямых, сохраняется действующий порядок учета и распределения по видам продукции, то в отношении косвенных затрат (а большинство затрат на обеспечение качества относится именно к этой категории) этого сказать нельзя.

Как в традиционной, так и в функциональной системе применяется двухэтапный процесс распределения косвенных затрат.

На первом этапе все затраты аккумулируются по процессам (по объектам учета), в том числе по процессам менеджмента качества, используя систему кодов [23, с. 64].

Косвенные по отношению к бизнес-процессу затраты распределяются пропорционально фактору ресурсных затрат. Затраты обслуживающих и управляющих процессов не перераспределяются на основные процессы.

На втором этапе все затраты на бизнес-процессы, в том числе на процессы менеджмента качества, относятся на себестоимость продукции определенного вида, пропорционально выбранным факторам издержек.

Рассматривая классификацию затрат на качество продукции, проанализируем некоторые аспекты затратных форм оплаты труда. Сегодня трудящиеся вынуждены скрывать реальные затраты труда и времени, потому что не хотят сокращать затраты необходимого труда для того, чтобы еще больше выросли затраты труда прибавочного. По тем же причинам гасится их интерес к повышению качества продукции, ибо в условиях затратного хозрасчета оплата труда пропорциональна количеству труда, т.е. количеству изготовленных изделий или рабочего времени. При такой системе прямое снижение трудоемкости означает прямое снижение зарплаты.

Однако в настоящее время указанный принцип пришел в противоречие с уровнем развития производительных сил, коренными интересами трудящихся, потребностями повышения качества продукции и ускорения научно-технического прогресса. Это противоречие выражается, в том, что трудящиеся, будучи производителями, заинтересованы в увеличении номинальной зарплаты и, следовательно, в увеличении расценок и промежуточных оптовых цен на выпускаемую продукцию, но, будучи потребителями, они заинтересованы в увеличении реальной зарплаты, и следовательно, в снижении конечных.

Сам факт существования такого противоречия свидетельствует о том, что денежно-хозрасчетная система оплаты труда принуждает трудящихся работать против самих себя, против собственных же материальных интересов. Как указывалось раньше, выход из сложившейся ситуации открывает принципиально новая система организации и оплаты труда: по эффективности труда. При такой системе оплата осуществляется прямо пропорционально конечным результатам (качеству) и обратно пропорционально конечным результатам (количеству) труда.

Классификация затрат на качество – одна из главных задач, от правильного решения которой зависит определение их состава и требований к организации учета, анализа и оценки. Основным требованием к классификации является наиболее полный охват всех затрат, связанных с качеством продукции и влияющих на него, а также полная характеристика, отражающая сложность и многофакторный характер процесса формирования качества. Поэтому классификация должна охватывать все стадии создания и потребления продукции и в нее следует включать максимально возможное число признаков.

Таблица 2 – Обобщенная классификация затрат на качество

Признак классификации

Классификационная группа затрат

По целевому назначению

На улучшение качества

На обеспечение качества

На управление качеством

По экономическому характеру затрат

Текущие, Единовременные

По виду затрат

Производительные, Непроизводительные

По методу определения

Прямые, Косвенные

По возможности учета

Поддающиеся прямому учету

Не поддающиеся прямому учету

Те, которые экономически нецелесообразно учитывать

По стадиям жизненного цикла продукции

На качество при разработке изделия

На качество при изготовлении изделия

На качество при использовании изделия

По возможности оценки

Планируемые и фактические

По характеру структурирования

По предприятию, по цеху и участку, по видам продукции

По объемам формирования и учета

Продукция, процессы, услуги

По виду учета

Оперативный, аналитический, бухгалтерский, целевой

По отношению к производственному процессу

На качество в основном производстве

На качество во вспомогательном производстве

На качество при обслуживании производства


 

 

2 АНАЛИЗ КАЧЕСТВА  ПРОДУКЦИИ ЗАО «ЗЛАТОУСТОВСКИЙ  АБРАЗИВНЫЙ ЗАВОД»

 

2.1  Общая характеристика  предприятия

 

В качестве объекта для анализа в данной работе был выбран ЗАО «Златоустовский абразивный завод». Расположено предприятие на Южном Урале, и занимает значимое место в инфраструктуре региона. Златоустовский абразивный завод, предприятие машиностроительной отрасли, ЗАО. Необходимость организации отечественного производства возникла в 1914, когда прекратился ввоз абразивных материалов из-за границы в связи с 1-й мировой войной.

Первонач. выпускались точила только на магнезиальной связке. В том же году начато производство масляных кругов, связкой в которых служили сера и канифоль, расплавленные в горячем растительном масле. Сырьевую базу составляли залежи кристаллического корунда в районе оз. Тургояк и г. Миасса, наждака в окрестностях г. Кыштыма. Все операции — дробление и рассев минералов, транспортировка и укладка формовочной смеси в форму, извлечение затвердевшего точила (круга) из формы — производились вручную. Мощность фабрики в 1917 составляла около 1000 пуд магнезиальных и 130 пуд масляных кругов. В 1920 принято решение об организации при ФИТ производства точил на керамической и вулканитовой связках из корундовых, карбид-кремниевых и карборундовых материалов. В 1923 производство абразивов в Златоусте стало стабильным; продукция фабрики поставлялась на заводы Ижевска, Перми, Тулы. В 1927 началась подготовка к расширению и переоборудованию фабрики (составление проектов, смет). Руководил подготовкой инженер Златоустовского механического завода Н. В. Князев. В 1930-х гг. проведены реконструкция и расширение ФИТ, труд частично механизирован, усовершенствован технологический процесс. Развитию и строительству абразивных мощностей уделялось особое внимание, т. к. дефицит абразивов сдерживал рост станкостроительных  и машиностроительных заводов. Возникла целая абразивная отрасль, требующая единой системы управления, в связи с чем был образован главк «Станкоинструмент».

Информация о работе Контроль качества на производстве абразивной продукции