Контроль качества на производстве абразивной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 10:28, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – система контроля качества на производстве абразивной продукции.
Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления качеством продукции.
Объект исследования – ЗАО «Златоустовский абразивный завод.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, ЕЕ ТОВАРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТКИ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА 9
1.1 Понятие и показатели качества продукции 9
1.2 Управление качеством продукции 16
1.3 Экономика качества и анализ потребительских свойств 23
2 АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ЗАО «ЗЛАТОУСТОВСКИЙ АБРАЗИВНЫЙ ЗАВОД» 28
2.1 Общая характеристика предприятия 28
2.2 Анализ управления качеством абразивного производства 31
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО «ЗЛАТОУСТОВСКИЙ АБРАЗИВНЫЙ ЗАВОД» 40
3.1 Проблемы управления качеством на предприятии 40
3.2 Разработка проекта по совершенствованию управления качеством продукции на ЗАО «Златоустовский абразивный завод» по абразивному производству 44
3.3 Оценка экономической и социальной эффективности рекомендаций 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ кач-ва продукции в орг (2).docx

— 209.27 Кб (Скачать файл)

Освоено производство отрезных кругов для ВАЗа диаметром 50—80 мм, кругов с графитовым наполнителем для полирования, скоростных кругов с упрочняющими элементами (и без таковых) высотой 1,6—3,0 мм. Значит, расширился ассортимент выпускаемого абразивного инструмента (более 200 типоразмеров и характеристик). ОАО «Златоустовский абразивный завод» вошел в число 5 тыс. ведущих российских предприятий; в 1995 ему присвоен офиц. статус «Лидер российской экономики». Качество выпускаемой продукции подтверждено сертификационными испытаниями, проведенным в 1996 Госстандартом РФ. С 2000 на заводе действует лаборатория, оснащенная и аккредитованная Госстандартом. В 1997 предприятие получило статус ОАО, в 2006 – ЗАО. В 2001 введена в эксплуатацию линия по производству гибкого инструмента — шлифовальных сетчатых дисков и листов, предназначенных для абразивной обработки различных поверхностей; введен в эксплуатацию 1-камерный бакелизатор для термообработки сетчатых дисков. В 2002 изготовлены два 1-камерных электробакелизатора с поворотным столом; произведен капитальный ремонт с реконструкцией электробакелизатора № 5. Выпускаемый «Златоустовский абразивный завод» инструмент применяется при круглом, врезном, плоском шлифовании; шлифовании наружной поверхностью и торцом круга; при заточке лезвийного инструмента; для чернового и чистового шлифования, доводки, отрезки, прорезки и т. д. Завод поставляет продукцию в большинство городов РФ. В числе потребителей Горьковский, Волжский, Камский автозаводы, а также подшипниковые, машиностроительные, металлургические, металлообрабатывающие предприятий. В конце 1990-х — начале 2000-х гг. выпуск абразивного инструмента держался на одном уровне (3,2—3,3 тыс. т). На предприятии сложилось немало трудовых династий. В числе передовиков производства: Л. И. Богачева, Н. С. Журавлева, А. К. Касаткин, В. В. Рудольф, Б. Н. Тарелкин, Б. В. Шалыгин и др. За значит, вклад в разработку и пр-во новых видов абразивного инструмента, многолетний добросовестный труд 13 работникам завода присвоено звание «Почетный машиностроитель». Численность сотрудников «Златоустовский абразивный завод» ок. 300 чел. (2012).

Контроль качества продукции ЗАО «Златоустовский абразивный завод» осуществляют несколько специализированных подразделений:

  1. Отдел управления качеством (ОУК) – был создан в 2006 году с целью внедрения Системы менеджмента качества на ЗАО «Златоустовский абразивный завод».

  1. Отдел технического контроля (ОТК) – в который входят: участок внешней приемки сырья, участок цехов абразивного производства и аналитическая группа качества. Все стадии производства, начиная с подготовки сырьевых материалов и заканчивая тестированием готовой продукции, согласно разработанным схемам, подвергаются строжайшему контролю ОТК, что позволяет гарантировать соответствие готового продукта требованием потребителей;

  1. Лаборатория  метрологии – метрологическая служба обеспечивает периодическую проверку всех средств измерения, задействованных в производственном процессе и отгрузке продукции потребителю. В декабре 2005 года метрологическая служба прошла аккредитацию на право проверки средств измерений;

  1. Лаборатория – Используя современные физические и физико-химические методы, это подразделение проводят высококвалифицированную исследовательскую работу по определению и улучшению качества выпускаемой продукции. В лаборатории создана система, позволяющая формировать банк данных по всем контролируемым качественным показателям сырьевых материалов и ферросплавной продукции. Лаборатория аттестована, одной из первых в металлургической отрасли, и первой аккредитована на техническую компетентность по линии Госстандарта России. Последнюю аккредитацию на техническую компетенцию лаборатория прошла в 2007 году.

 

2.2 Анализ управления качеством абразивного производства

 

Усиление конкурентных позиций предприятия на целевых рынках предполагает улучшение качества производимой продукции. На предприятии разрабатывается и внедряется системы менеджмента качества по международному стандарту ISO 9001. Данная система ориентирована на удовлетворение потребностей потребителя, взаимовыгодное сотрудничество с поставщиками и партнерами, а также на создание благоприятных условий труда для работников.

Оценки и анализа системы менеджмента качества  предприятия, отдельных производственных подразделений, политики взаимодействия с клиентами, основывается на статистических и коррекционных методах деятельности предприятия. Политика предприятия в области качества является неотъемлемой частью его деятельности. Поэтому, для анализа и корректировки применяется структурирование функций качества или QFD «Дом качества». Данный метод планирования качества продукции основан на исследовании рынка с целью максимального удовлетворения требований потребителей при производстве продукции, с наивысшим качеством в кратчайшие возможные сроки и при минимальных затратах изготовителя. Метод позволяет оптимизировать политику управления предприятия в сторону улучшения конкурентоспособности и «выживания». Создает основу для тесного взаимодействия специалистов по маркетингу, инженеров–проектировщиков и производственного персонала с момента, когда принято решение о создании новой или модернизации уже существующей продукции.

Согласно методу QFD, требования потребителя необходимо конкретизировать и в соответствии с этим разрабатывать методику повышения конкурентоспособности производимой продукции, которая включает основные этапы:

Этап 1. Уточнение требований и желаний  потребителей;

Этап 2. Выделение и выявление  приоритетных потребительских требований;

Этап 3. Перевод требований потребителя в направлении производимой продукции ее свойств и характеристик;

Этап 4. Выявление тесноты связи (корреляции) между требованиями

потребителей и техническими характеристиками продукции;

Этап 5. Определение абсолютной и относительной важности и приоритетности технических характеристик;

Этап 6. Установление корреляционных связей между техническими

характеристиками продукции;

Этап 7. Определение сравнительной ценности продукции (бенчмаркетинг);

Этап 8. Принятие решения о направлениях улучшений и вложении 
Инвестиций.

При составлении матрицы качества определяем важность ожидания, приоритетные желания потребителя в производимой продукции: 5 – очень ценно, 4 – ценно, 3 – менее ценно, но возможно быть, 2- не очень ценно и возможно не представляет ценности. К примеру, Дизайн как увеличение разновидности и форм шлифовальной шкурки для потребителя имеет  больший интерес по сравнению с уменьшением цены, так как цена на производимую продукцию является приемлемой. В таблицы матрицы заносится соотношение корректировок с помощью значков выставляемых в соответствии нахождения корреляционной связи между потребительскими требованиями и техническими характеристиками. Техническим характеристикам присваивается рейтинг, суммированный на основе доли  соответствия желания потребителя качеству продукции. В итоговом столбце «суммарная оценка» суммируются рейтинги в вертикальной направленности для каждой характеристики. В строке «Оценка», анализируется, насколько производимая нами продукция является совершенной при сравнении с лучшими аналогами конкурирующих фирм. В этом случае также используется пятибалльная шкала от «отлично» до «плохо», а именно:

5 – отлично;

4 – хорошо;

3 – удовлетворительно (в основном соответствует);

2 – не очень удовлетворительно (соответствует отчасти);

1 – плохо (не соответствует ожиданиям).

Черным заштрихована ячейка, отображающая свойства продукции ЗАО «Златоустовский абразивный завод», серым производителя конкурента (ОАО «Челябинский завод абразивных материалов»). На этапе установления целей проекта мы желаем улучшить (исправить) имеющийся уровень показателей удовлетворения ожиданий потребителей по отношению к установленным показателям для конкурента. При этом еще раз используется пятибалльная шкала – целевое значение. Ожиданиям потребителей были присвоены целевые значения соответственно  4 и 5, которые будут оставаться постоянными на тех же уровнях, значение качество которых должно быть улучшено 3 – «Дизайн».

На основе определенных целевых значений могут быть вычислены относительные величины «степени улучшения» качества по формуле:

 

Степень улучшения = целевое значение/оценка продукции (1)

 

Результаты вычислений по формуле 1 свидетельствуют о том, что степень требований качества производимой продукции составит: 1,25; 1; 1,3; 1; 1; 1,25; 1,25. В рамках определения целей проекта должна быть установлена весомость каждого ожидания потребителя или характеристики продукции. При этом весомость вычисляют по формуле:

 

Весомость ожидания потребителей = Важность ожидания потребителей Х Степень улучшения (2)

 

И как следствие вычисляем долю весомости каждого проекта в общей совокупности = 100%.

В данной матрице дизайн  - типы и размеры шлифовальной шкурки, экономичность - изнашиваемость абразивных инструментов. При этом графа затраты « Малый расход» является основной, так как  уменьшение затрат прямо пропорционально уменьшению цены и увеличению конкурентоспособности производимой продукции. Требования качеством - физико-математические характеристики элементов структуры абразивной продукции. Столбцы оценка предоставляет возможность проанализировать  и сравнить деятельность предприятия  с предприятием конкурентом в отраслевой направленности в данной модели это Абразивный завод.

Рисунок 1 – «Дом качества» по основным свойствам продукции

Направления  степень значимости и улучшения  позволяют сравнить отставания или лидерство производителя перед конкурентом, а так же степень улучшенного качества в соответствии с требованием клиента. «Крыша» матрицы заполняется аналитиком  по истечению определенного периода времени,  так как  это итоговая реакция потребителя на  изменения и улучшения качества производителя.

Данная методика имеет  так же отрицательные моменты:

– сложность в структурировании, в подборе анализируемой информации;

– данная модель дает одностороннее видение объекта, исключая степень, оценки  рейтингов отклонения  производства конкурента.

Для построения наглядной картины всего комплекса взаимосвязей. Необходимо учитывать обе анализируемые стороны. 
Данная матрица разработана для конкретного предприятия и определенной отраслевой направленности.

Рисунок 2 – «Дом качества» по рейтингу предприятий отрасли в различных регионах страны

 

Для построения «НОВОЙ» модели предлагается, определение требований в соответствии с рейтингом по десятибалльной шкале от 1-10. При этом если наименьшее значение 6 – то предполагается что это приоритетное желание потребителя в изменение данного качества. В данном случае это «Дизайн». Каждому значку присваивается коэффициент корреляции, например ◊ – 0,01 в зависимости от свойств и способности предприятия с точки зрения технических характеристик видоизменить данную продукцию. В итоге параметры каждого столбца перемножаются и суммируются, что дает сравнить данные в рейтинговом количестве и оценить способности предприятия скорректировать отдельные параметры исследуемой продукции с учетом рыночных требований.

Для обозначения степени связи между инженерными характеристиками в соответствии с методологией структурирования функции качества использовали те же символы и значения, что и при нахождении корреляционной связи между потребительскими требованиями и техническими характеристиками:

◊ – абсолютная норма свойств и качества; «Абсолютизация связи»;

● – умеренная направленность качества; « Умеренная связь »;

*– Умеренно-средняя направленность;

▲– отрицательная  направленность, требующая корректировки;

■ – отрицательно -  ограниченная направленность; доработка не возможна или требует больших затрат;

Разработанная матрица отражает рейтинговое преимущество ОАО «Белгородский Абразивный Завод» 69 баллов в сравнении с 58 баллами Челябинского Абразивного завода, а также предоставляет информацию производителю об уровне корректировки качества и свойств, производимой продукции. Вследствие данного «упрощенного» анализа возможно оценить уровень конкурентоспособности продукции и уменьшить затраты производителя на сбор и обработку большего массива информации.

Построение «Дома качества» показывает, какие технологические свойства изделия необходимо улучшать для большей удовлетворенности потребителя данным видом продукции, позволяет сравнить качество своей продукции с продукцией конкурентов и оценить свое место на рынке производства абразивов, а также произвести корректировку стоимости своей продукции в зависимости от ситуации на рынке производителей.

Матрица упрощенного вида дает возможность производителю, кроме сокращения издержек, оценить уровень развития производителя-конкурента и оценить рейтинг его развития не выявляя степень улучшения продукции. 
Будучи набором процедур планирования и взаимодействия QFD фокусирует и координирует потенциал предприятия сначала на проектировании, а затем на производстве и продаже товаров, которые потребители хотели бы потреблять (рис.3).

 Рисунок 3 – Процесс планирования качества производства продукции

 

С помощью «Дома качества» предприятие должно стремиться соединить требования потребителей в возможности предприятия для их реализации. Поэтому создание и поддержка предприятий способных функционировать в условиях жесткой рыночной конкуренции, использующих современные инновационные методики и программы управления, ориентированных на выпуск качественной и востребованной продукции, должно стать основным направлением программы экономического развития региона в частности, и страны в целом.

Даная модель может быть применена при сравнении нескольких предприятий, развивающихся в различных регионах и имеющих различную организационно-правовую форму, но производящих продукцию одной отраслевой направленности. Также она применима и для сравнительной оценки различных видов одной продукции внутри предприятия в целях совершенствования ассортимента.

Информация о работе Контроль качества на производстве абразивной продукции