Кружки качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время в экономике наблюдается тенденция, при которой качество играет одну из важнейших ролей в управлении производством продукции и ее последующего продвижения. Качество — комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции.

Содержание

1. Основы деятельности кружков качества………………………..5-10
2. Зарождение и развитие кружков качества в Японии…………..10-12
3. Организация обучения в японской системе управления качеством………………………………………………………….13-16
4. Деятельность кружков качества в других странах……………..17
5. Этапы создания и программы деятельности Кружков качества……………………………………………………………19-25
Создание команды...................................................................19-20
Организация занятий в группе качества

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 177.47 Кб (Скачать файл)

Необходимо обучение методам  сбора и анализа данных, решения  проблем, скусства презентации и командной работы. Это требует серьезных инвестиций.

Для общего руководства работой  кружков необходим комитет, в  ведении которого бы находились принципиальные вопросы, такие как определение  необходимого числа кружков, выделение  ресурсов, определение стимулов и  общего направления работы, а так  же мониторинг и оценка всей программы.

Для того чтобы обеспечить возможность преодоления неизбежных трудностей, от недостатка желающих заниматься, до плохого представления о том, чем следует заниматься, в руководстве компании должен быть человек, курирующий работу координационного комитета. Его обязанности, в основном совпадают с задачами комитета, но отправляются на уровне высшего руководства, что позволяет принимать необходимые решения.

Каждому кружку необходим  руководитель, который, кроме, всего  прочего председательствует на собраниях  кружка. Роль руководителя может принять на себя непосредственно начальник его членов.  Всем членам кружка следует пройти обучение методам формулирования проблем и их решения.  В сущности, было бы полезным провести такое обучение во всей компании, это обеспечило бы общий язык и подход к улучшению.

Создание  команды.

Выбор участников:

Для оптимального проведения группы качества необходимо привлечь в ее состав:

  • Большинство неформальных лидеров подразделения, которых можно определить с помощью социометрии, в самом упрощенном виде ее можно провести путем голосования за предложения по очереди, выдвигаемые кандидатами в группу качества, за чье предложение проголосует больше коллег, те и будут, скорее всего, неформальными лидерами.
  • Рабочих и мастеров, обладающих большим подтвержденным на деле профессиональным опытом.
  • «переломных», тех, кто по результатам социометрии получил примерно равное количество голосов «за» и «против»
  • Энтузиастов дела вне зависимости от уровня профессионализма на данный момент.

Нежелательно привлекать в группу качества:

  • Родственников вышестоящего руководства
  • «аутсайдеров» получивших при голосовании максимальное количество голосов «против»
  • Сложных во взаимоотношениях людей: скандалистов, бузотеров, хулиганов
  • Людей, открыто выражающих негативное отношение  к своей профессии и компании

Предварительная мотивация:

На презентации при  формировании группы качества важно  отметить:

  • Миссию компании в области качества
  • На наглядных примерах показать увлекательность занятий
  • Всю полноту системы нематериальной и материальной мотивации
  • Примеры эффективного воплощения групп качества, например в других подразделениях Компании.

Презентацию необходимо провести бодро и зажигательно.

Организация занятий в группе качества

Для эффективного проведения группы качества необходимо:

По  срокам:

  • Сообщать о сроках проведения последующих занятий не менее, чем за 10 дней
  • Проводить занятия не реже 2 раз в месяц, но не чаще 4 раз в месяц
  • Проводить каждое занятие не менее 1 часа 20 минут, но не более 2 часов 30 минут
  • Давать «домашнее задание» на период не более 1-й недели

По  помещению:

  • На каждого участника группы качества, включая представителей секторов и отделов качества, должно приходиться не менее 2,5 квадратных метров площади
  • Количество стульев и столов точно соответствовать количеству участников(не больше, но и не меньше)
  • Помещение должно иметь естественное освещение
  • В отделке помещения не должно присутствовать избытка деревянных элементов
  • В помещение должно быть необходимое электропитание
  • В помещение не должны присутствовать выраженные запахи пищи, выхлопных газов, пота и отработанного масла.

По  материалам:

  • Доска с листами для записей (флип-чарт)
  • Набор из не менее 4 маркеров разных цветов
  • Средства письма по числу участников
  • Бумага или блокноты по числу участников
  • По возможности средство фиксации информации (цифровой фотоаппарат, диктофон)

По  обязанностям:

  • Четко распределите роли между собой при проведении группы качества, определите, кто в большей мере выполняет роль ведущего, кто отвечает за фиксацию всех материалов, кто на какие вопросы отвечает
  • Определите правила ведения занятия
  • Распределите роли участников: кто записывает, кто критикует
  • Назначьте ответственных за:
    • То, чтобы дискуссия не отклонялась раньше времени от темы
    • За явку участников
    • Выполнение «домашних заданий»
    • За полноту всех записей
    • За практическую апробацию тех предложений, которые можно внедрить решением групп качества

Подготовка  к занятию:

  • Поставьте перед собой цель предстоящего занятия
  • Составьте план предстоящего занятия с разбивкой до 5 минут
  • Составьте список необходимой информации для подготовки
  • Подготовьте необходимые материалы для участников по их числу
  • Составьте список координационных действий(звонки, вызов транспорта, предупреждение руководства)
  • Подготовьте все необходимые материалы, включая результаты предыдущего занятия

По  приезду на место:

  • Подготовьте помещение
  • Разложите материалы для участников
  • Установите доску
  • Проверьте маркеры и ручки, при необходимости «распишите» их
  • Проветрите помещение
  • Пригласите участников и рассадите их в соответствии с Вашими задачами

 

В Таблице 1 представлен сценарий, проведения занятия в кружке качества.

Таблица 1.

Этап

Методы и средства

Рекомендации

Продолжительность

Подготовительный

Общение и этикет

  1. Поприветствуйте рукопожатием каждого вошедшего
  2. Предложите каждому место в зависимости от запланированной Вами рассадки
  3. Предложите участникам взять подготовленные материалы
  4. Договоритесь, сколько времени будете ожидать опоздавших
  5. «Поддержите разговор», поинтересуйтесь как дела, как помещение и т.д.

3-5 минут

Приветствие

Правила презентации

  • Теперь уже официально поприветствуйте всех участников
  • Представьте себя
  • Представьте цель и план текущего занятия
  • Подведите итоги предыдущего занятия
  • Опросите участников, что интересует их

3-5 минут

Снятие сопротивления

Правила проведения презентации

Работа с отговорками

Позитивная коннотация

Правила ведения дискуссии

Управление группой

  1. Постройте процедуру опроса участников по поводу актуальных проблем
  2. Проведите опрос по выбранной процедуре
  3. Постройте процедуру обсуждения и проведите ее
  4. Переведите беседу в позитивное русло
  5. Проведите игровое упражнение для снятия напряжения

5-20 минут

Обсуждение регламента

Правила работы на тренинге

  1. Обсудите регламент или (на последующие занятиях) напомните о регламента и при необходимости скорректируйте его

10 (2-3 в дальнейшем) минут

Выбор темы занятия

Социометрия

Управление группой

  • Предложите участникам на выбор несколько заготовленных вариантов темы (или одну)
  • Сделайте введение в данную тему
  • Опишите ожидаемый результат обсуждения
  • Распределите роли (см. выше) среди участников

10 минут

Проведение основной части  занятия

Методики анализа качества

Принципы Деминга

План мероприятий

  1. Объясните или напомните методы, с помощью которых будет производиться обсуждение темы
  2. Организуйте работу, при необходимости пересадите участников по подгруппам
  3. Обеспечьте процесс активного обсуждения, при необходимости включайтесь в работу группы или подгрупп
  4. Организуйте презентацию и фиксацию результатов работы группы или подгрупп
  5. Организуйте обсуждение результатов
  6. Проведите игровое упражнение для релаксации
  7. Постройте план мероприятий по результатам обсуждения

5-15 минут

1-2 минуты

10-30 минут

5-10 минут

10-20 минут

5-10 минут

10 минут

Подведение итогов

 
  1. Подчеркните все достигнутые результаты
  2. При необходимости дайте домашнее задание
  3. Поблагодарите за активное участие
  4. Назначьте следующее занятие и его тему

5 минут


Организатор должен дипломатично влиять на работу кружка. На первых этапах он лишь помогает участникам выявлять проблемы. По мере накопления опыта  члены кружка могут самостоятельно это сделать. Члены кружка регулярно  должны получать информацию на какой стадии находится рассмотрение проблем.

На  рисунке 1 представлены этапы решения  задач.

Рис.1

 

 

Обработка результатов группы качества:

  1. Составьте протокол занятия группы качества
  2. Составьте план Ваших мероприятий по результатам занятия группы качества
  3. Подготовьте информационные письма и документы с предложениями группы качества подразделениям и должностным лицам в части их касающейся
  4. Проведите анализ качества проведения самого занятия группы
  5. Составьте краткую сводку по результатам занятия для участников, чтобы раздать им ее на последующем занятии
  6. Составьте план последующего занятия
  7. Подготовьте информацию по результатам внедрения идей, сформулированных на группе качества за истекший период

 

Заключение

Все выше изложенное дает основание считать, что цель работы достигнута. В работе изучены теоретические основы «кружков качества».

Японский опыт в решении задач управления персоналом и повышения качества продукции, обеспечивший ей самую высокую конкурентоспособность товаров на мировом рынке, изучается менеджерами многих стран мира. В Японии основным движущим фактором развития экономики считается движение за качество. На всех японских предприятиях управление осуществляется посредством кружков качества. Деятельность кружков качества в настоящее время направлена на решение важных задач, одинаково характерных для предприятий всего мира.

        Успехам Японии в этой области способствовал комплекс мер: интенсивное изучение теорий и практики обеспечения качества; создание, развитие и эффективное использование государственных систем стандартизации и контроля экспортной продукции; перестройка внутрифирменного управления и специальные организация производства и мотивация труда персонала, позволяющие достигать более высокой производительности и качества труда.

В кружках качества решаются такие проблемы, как уменьшение брака; совершенствование технологических  процессов; модернизация инструмента  и оборудования; снижение издержек производства; повышение квалификации и обучение персонала; техника безопасности; организация труда; трудовая дисциплина и т. д.

Так американские специалисты  усматривают в деятельности кружков  качества “ключ к успеху японского  бизнеса”. Американские компании прилагают  значительные усилия к развитию аналогичных  групп на своих предприятиях. Решение  этой задачи очень трудное дело. Чтобы опыт одной культуры оказался эффективным и в условиях другой, следует сбалансировать сформировавшиеся на обоих полюсах социальные ценности. Вместе с тем целый ряд чисто  технических приемов управления поддается заимствованию без  особых затруднений. Деятельность кружков  качества может получить развитие в  любой стране. Они не обязательно  должны создаваться по японскому образцу. Эффективное использование человеческих ресурсов должно рассматриваться как долговременная стратегия управления. Система подготовки и обучения персонала на японских предприятиях заслуживает тщательного изучения и применения.

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Ершов А. К. «Управление качеством»: учеб. Пособие.-М.: Университетская книга; Логос, 2008.-288с.
  2. Кен Холмс «Тотальное управление качеством» Москва; Издательство МГУП 2000.
  3. Ю.И. Ребрин «Управление качеством»:учеб. пособие. -Таганрог: Издательство ТРТУ, 2004.

 

Интернет-ресурсы

 

  1. http://qh.siteedit.ru/krujokkachestva

 

  1. http://www.klubok.net/article2111

 

  1. http://mrybakov.ru

 

  1. http://quality.eup.ru/gost.html

 


Информация о работе Кружки качества