Основные элементы системы качества, рекомендуемые ISO 9000

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 07:16, реферат

Краткое описание

Комплекс международных стандартов ISO серии 9000 под общим названием "Системы менеджмента качества" (ISO - отечественный аналог) аккумулирует в себе мировой опыт наиболее успешных компаний.
Особенностью стандарта является то, что он предъявляет требования не к качеству продукции/услуг напрямую, а к системе управления предприятием (т.е., к системе менеджмента качества), которая в свою очередь обеспечивает предсказуемый и стабильный уровень качества продукции/услуг.
Стандарт ISO 9000 (ИСО 9000) помогает построить эффективную клиенто-ориентированную систему менеджмента, позволяющую удовлетворять и предвосхищать ожидания клиентов, что в свою очередь дает компании возможность стабильно зарабатывать деньги. Сегодня в Украине сотни, а в Европе – сотни тысяч предприятий внедрили и сертифицировали Систему менеджмента качества (СМК) на базе ISO 9001, и с каждым годом их число неуклонно растет.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Сущность и понятие качества продукции………………………………….4
2. Создание систем качества на предприятиях, этапы работ и краткая характеристика………………………………………………………………….7
3.Организационная структура…………………………………………………12
4. Основные элементы системы качества, рекомендуемые ISO 9000……………………………………………………………………………..16
Заключение…………………………………………………………………….21
Список литературы……………………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

управление качеством.docx

— 44.06 Кб (Скачать файл)

Однако, как показала практика, подходы к управлению качеством, представленные по МС ИСО 9001—1994 системами качества, недостаточны для достижения и поддержания конкурентоспособности организации. Элементная структура системы качества применялась около 15 лет.

В 2000 г. Международной организацией по стандартизации приняты новые стандарты ИСО серии 9000. В связи с тем, что требования к системам менеджмента качества по МС ИСО 9001— 2000 существенно отличаются от требований МС ИСО 9001-1994, установлен трехлетний период для перехода от систем качества к новым системам менеджмента качества. В этот период допускается сертификация систем качества и по стандартам 1994 г.

При разработке стандартов учитывался опыт практического использования стандартов ИСО серии 9000-1994. В частности, было сокращено количество стандартов. В МС ИСО серии 9000-2000 включены:

- ИСО 9000—2000 "Системы менеджмента  качества. Фундаментальные принципы  и словарь"; [3]

- ИСО 9001—2000 "Системы менеджмента  качества. Требования";

- ИСО 9004—2000 "Системы менеджмента  качества. Руководящие указания  по совершенствованию характеристик  деятельности".

МС ИСО 9002-1994 и МС ИСО 9003-1994 "встроены" в МС ИСО 9001—2000 и аннулируются. Если какое-то требование МС ИСО 9001—2000 нельзя применить ввиду специфики организации и её продукции, допускается его исключение при условии, что это касается только требований, относящихся к процессам жизненного цикла продукции раздела 7.

Стандарты ИСО 9001-2000 и ИСО 9004-2000 - это согласованная пара стандартов, дополняющая друг друга при совместном использовании, но могут также применяться как независимые документы при последовательном внедрении.

Стандарты ИСО 9001-2000 и ИСО 9004-2000 имеют одинаковую структуру, но различные области применения. Для удобства ИСО 9004—2000 содержит требования ИСО 9001— 2000, выделенные в рамки, и рекомендации по дальнейшему развитию и совершенствованию системы.

Стандарт ИСО 9001—2000 устанавливает минимальный набор требований к системе менеджмента качества, который может использоваться для внутреннего применения организациями в целях доказательства заинтересованным сторонам, что в организации реализована система менеджмента качества, способная выполнить указанные в контракте требования потребителя, а также требования соответствующих законодательств. Областью применения ИСО 9001—2000 по-прежнему остается сертификация для упрощения взаимоотношений в бизнесе.

Стандарт ИСО 9004—2000 содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, особенно по постоянному улучшению деятельности организации, а также ее эффективности и результативности. Он не применяется в договорных и сертификационных целях.

Стандартами ИСО 9001-2000 и ИСО 9004-2000 уже не предполагается обеспечение качества продукции, а поставлена цель удовлетворения потребителей путем выполнения и перевыполнения их требований посредством эффективного внедрения систем менеджмента качества, постоянного повышения ее результативности и продуктивности, а также предупреждения несоответствий между ожиданиями потребителей и качеством выпускаемой продукции. Вместо термина "система качества" введен термин "система менеджмента качества", который подчеркивает системный характер управления организацией.

Стандарты ИСО серии 9000—2000 различают требования к системам менеджмента качества и продукции:

- требования к управленческим  системам регламентируются стандартами  ИСО 9001 и ИСО 9004;

- требования к продукции  устанавливают либо потребители, либо сами организации исходя  из предполагаемых запросов потребителей  и требований нормативных документов.

Требования к системе менеджмента качества дополняют технические требования к продукции.

Стандарты ИСО 9001-2000 и ИСО 9004-2000 не предполагают единообразия в структуре систем менеджмента качества и документации.

Разработка и внедрение системы менеджмента качества индивидуальны в каждой организации.

 

 

 

Заключение

В литературе понятие качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понятиях качества лежит между его пониманием в условиях командно-административной и рыночной экономики. Так, в командно-административной экономике качество трактуется с позиции производителя, в то время как в рыночной экономике качество рассматривается с позиции потребителя.

Качество продукции имеет внутренние и внешние компоненты. Внутренние компоненты качества - это характеристики, внутренне присущие выпускаемому изделию: срок службы, отсутствие дефектов, технические характеристики, дизайн. Внешние компоненты - соответствие изделия вкусам потребителя, конкурентоспособность.

По мере развития экономических реформ в России все большее внимание уделяется качеству. В настоящее время одной из серьезных проблем для российских предприятий является создание системы качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции.

Под системой качества понимается совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (административного управления качеством).

Наиболее характерными представителями системной организации работ по праву считаются: Саратовская система бездефектного изготовления продукции и сдачи ее ОТК и заказчику с первого предъявления (БИП); Система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), разработанная рядом проектно-конструкторских организаций Горьковской области; Ярославская система НОРМ (научная организация работ по увеличению мотто-ресурса; Львовская комплексная система управления качеством продукции (КС УКП) и др.

Политика в области управления качеством в международном масштабе вырабатывается Международной организацией по стандартизации. В 1996 г. были разработаны принципы управления качеством и руководство по их применению. Всего было выделено восемь принципов: организация, ориентированная на потребителя; руководство; вовлеченность работников; подход, основанный на процессах; системный подход к управлению; непрерывное совершенствование; принятие решений на основе фактов; взаимовыгодные отношения с поставщиком.

С целью устранения различий и для гармонизации требований на международном уровне, разработки единообразного подхода к решению вопросов управления качеством в составе Международной организации стандартизации (ИСО) был создан технический комитет ИЮ/ТК 176 "Управление качеством и обеспечение качества", в задачу которого входила стандартизация основополагающих принципов системы качества.

В настоящее время более 70 стран имеют национальные стандарты, эквивалентные стандартам ИСО серии 9000—1994, в том числе и Россия. К 2000 г. в мире насчитывалось более 350 тыс. предприятий, сертифицировавших свои системы качества.

Стандарты ИСО серии 9000—2000 различают требования к системам менеджмента качества и продукции:

- требования к управленческим  системам регламентируются стандартами  ИСО 9001 и ИСО 9004;

- требования к продукции  устанавливают либо потребители, либо сами организации исходя  из предполагаемых запросов потребителей  и требований нормативных документов.

Требования к системе менеджмента качества дополняют технические требования к продукции.

 

Список литературы

1)  Весенин В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2007.

2)  Герасимов Б.И, Злобина Н.В., Спиридонов С.П. Управление качеством. – М.: КНОРУС, 2007.

3)  Глухов В.В. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2007. – 608 с.

4)  Огарков А.А. Управление организацией, - М.: Эксмо, 2006.

5)  Миронов М.Г. Управление качеством. - М.: Проспект, 2007. -.

6)  Мишин В.М. Управление качеством. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007

7) Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2006

 

 

 


Информация о работе Основные элементы системы качества, рекомендуемые ISO 9000