Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:42, реферат
Целью реферата является рассмотрение теоретических основ конкурентоспособности и анализ конкурентоспособности продукции. Для выполнения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1) рассмотрение теории анализа и оценке конкурентоспособности;
2) рассмотрение зарубежного опыта повышения конкурентоспособности;
Работа состоит из введения, основной части из двух глав, заключения и списка литературы.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ …………………………..4
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции…………………………..4
1.2 Цель, задачи, этапы и информационное обеспечение анализа качества продукции………………………………..6
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ …………………………12
2.1 Основные показатели конкурентоспособности продукции и система ее оценки……………………………………12
2.2 Оценка зарубежного опыта по обеспечению конкурентоспособности товаров……………………………………20
2.3 Влияние жизненного цикла продукции на ее конкурентоспособность……………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...34
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ …………………………..4
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции…………………………..4
1.2 Цель, задачи, этапы и информационное
обеспечение анализа качества продукции………………………………………………………
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ …………………………12
2.1 Основные показатели конкурентоспособности
продукции и система ее оценки………………………………………………………………
2.2 Оценка зарубежного опыта
по обеспечению конкурентоспособности
товаров……………………………………………………………
2.3 Влияние жизненного цикла
продукции на ее конкурентоспособность………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...34
ВВЕДЕНИЕ
Успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.
Конкуренция является необходимым
и важнейшим элементом
На современном этапе мирового развития конкуренция как движущая сила развития общества вынуждает производителей товаров постоянно искать пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса потребителей товара на конкретном рынке, снижения эксплуатационных затрат на его использование.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблема качества и конкурентоспособности становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:
- сосредоточении усилий широкого круга компаний на налаживании производства продукции конкурентоспособной по своим характеристикам;
- изучении опыта западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную, с целью возможного его использования на своем предприятии;
-активизации деятельности
по разработке и внедрению
системы менеджмента качества
продукции, отвечающих
Решение проблемы качества - неотъемлемый элемент стратегии развития современных компаний.
Целью реферата является рассмотрение теоретических основ конкурентоспособности и анализ конкурентоспособности продукции. Для выполнения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1) рассмотрение теории
анализа и оценке
2) рассмотрение зарубежного
опыта повышения
Работа состоит из введения, основной части из двух глав, заключения и списка литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции
Проблема качества и конкурентоспособности
продукции носит в современном
мире универсальный характер. От того,
насколько успешно она
Конкурентоспособность - концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.
Фактор конкуренции носит
принудительный характер, заставляя
производителя под угрозой
Конкурентоспособность продукции - решающий фактор ее коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время эксплуатации. 1
Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров - аналогов. И, поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются.
Любой товар, находящийся
на рынке, фактически проходит там проверку
на степень удовлетворения общественных
потребностей: каждый покупатель приобретает
тот товар, который максимально
удовлетворяет его личные потребности,
а вся совокупность покупателей
- тот товар, который наиболее полно
соответствует общественным потребностям,
чем конкурирующие с ним
Поэтому конкурентоспособность
(т.е. возможность коммерчески
Наконец, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя (и, естественно, гарантируют удовлетворение данной потребности). Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях.
Превышение норм, стандартов и правил (если только оно не вызвано предстоящим повышением государственных и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает её, поскольку ведёт к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительской ценности, в силу чего представляется ему бесполезным.
Изучение
Вместе с тем любой
товар после выхода на рынок начинает
постепенно расходовать свой потенциал
конкурентоспособности. Такой процесс
можно замедлить и даже временно
задержать, но остановить - невозможно.
Поэтому новое изделие
1.2 Цель, задачи, этапы и информационное обеспечение анализа качества продукции
Важным показателем, характеризующим
выпуск продукции, является качество продукции.
Под качеством продукции
Анализ качества продукции
имеет множество различных
-оценку технического уровня продукции;
-выявление отклонения
технического уровня отдельных
изделий по сравнению с
-анализ структуры выпуска
по параметрам, характеризующим
качество изготовления и
-выявление факторов, сдерживающих
рост технического уровня
-обоснование возможности повышения качества.
В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:
- оценивается технический уровень продукции;
- выявляются отклонения
этого уровня по отдельным
изделиям по сравнению с
- анализируется структура
выпуска продукции по
- выявляются факторы,
сдерживающие рост
- обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь. 3
Анализ качества продукции проводится в два этапа: сначала определяется удельный вес продукции со знаком качества, а потом определяется продукция по категориям:
- Продукция 1-ой категории,
продукция определенных
- Продукция 2-ой категории, используемая в промышленности, но не соответствующая мировым стандартам.
- Продукция, оцениваемая
по 2-ой категории, подлежит
Там, где продукция не оценивается по категориям качества, используется показатель сортности, который тоже характеризует качество, но для определенных отраслей. При определении сортности используют ГОСТы и ОСТы и определяют коэффициенты сортности, подтверждая уровень качества.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются следующие показатели:
· доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства;
· средний коэффициент сортности;
· средневзвешенная цена в сопоставимых условиях. 4
Для проведения анализа качества
и конкурентоспособности
Качество продукции является «зеркалом» работы предприятия, в котором объективно отражается уровень применяемой техники, технологии и управления.
Качество продукции - важнейшая экономическая категория, которая тесно связана с различными другими экономическими показателями, такими как себестоимость, прибыль, рентабельность и другие.
Повышение качества продукции позволяет государству:
· увеличить повышение качества товаров и услуг;
· улучшить структуру экспорта;
· осуществить на практике НТП и др.
Таким образом, высокий уровень
качества продукции для государства
положительно влияет на ускорение НТП,
увеличение экспорта, могущество, процветание,
новые рынки сбыта. Следовательно,
государственная политика должна быть
направлена на повышение качества продукции.
А для предприятий в условиях
рыночных отношений постоянный выпуск
качественной продукции означает очень
многое, и прежде всего - формирование
имиджа предприятия. Имидж высокого
уровня - это уверенность и
Таким образом, решение проблемы качества продукции на предприятии - это высокий его имидж у покупателей, это выход так же на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли устойчивого качества продукции.
На каждом предприятии на качество продукции влияют разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.
К внутренним относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально - психологические.