Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 12:00, курсовая работа
Основная цель исследования – показать основные экономические аспекты управления качеством продукции.
Основные задачи исследования:
- изучить основные экономические аспекты управления качеством продукции;
- рассмотреть систему управления качеством продукции на предприятии;
- предложить рекомендации по совершенствованию системы управления качеством продукции.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы экономических аспектов системы управления качеством продукции в предприятии……………………………………………5
1.1 Понятие и показатели качества продукции…………………………………5
1.2 Основные экономические аспекты управления качеством предприятия…7
1.3 Основные этапы разработки и внедрения экономических аспектов управления качества……………………………………………………………..10
Глава 2. Анализ управления качеством продукции в предприятии………….23
2.1 Организационная характеристика предприятия…………………………...23
2.2 Исследование системы управления качеством в предприятии…………...27
Глава З. Основные направления по совершенствованию качества…………..30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы ……………………………………………………………...33
Экономические аспекты обеспечения качества
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы экономических аспектов системы управления качеством продукции в предприятии……………………………………………5
1.1 Понятие и показатели качества продукции…………………………………5
1.2 Основные экономические аспекты управления качеством предприятия…7
1.3
Основные этапы разработки и внедрения
экономических аспектов управления качества…………………………………………………………
Глава 2. Анализ управления качеством продукции в предприятии………….23
2.1 Организационная
2.2 Исследование системы управления качеством в предприятии…………...27
Глава З. Основные направления по совершенствованию качества…………..30
Заключение……………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………………...33
Введение
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связанно с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Управление качеством является одной из ключевых функций как корпоративного, так и проектного менеджмента, основным средством достижения и поддержания конкурентоспособности любого предприятия.
В России внимание к управлению качеством постоянно возрастает. Вместе с тем многие менеджеры до сих пор основную часть рабочего времени посвящают «сиюминутным» проблемам, а не планированию качества с самого начала.
Ключевой задачей менеджмента компаний является создание, практическая реализация и последующая сертификация системы менеджмента качества и поставляемой продукции в течение определенного периода времени (действия контракта, срока выпуска продукции данного вида и т. д.).
Управление качеством является, по существу, сквозным аспектом системы управления предприятием – аналогичным таким, как время, затраты, управление персоналом. Именно это положение находится в основе основополагающих принципов, находящихся в основе современных систем менеджмента качества.
Тема экономики качества в последнее время стала одной из наиболее популярных при обсуждении вопросов менеджмента качества. Судить об этом возможно и по резко возросшему количеству публикаций по данной проблеме, и по тому интересу, который проявляют руководители предприятий и организаций к обучению специалистов экономических служб, и по содержанию работ, представляемых на различные конкурсы и премии в области качества. Если к концу 1997 года финансовыми аспектами качества занималось менее 30% от общего количества предприятий, внедривших систему качества в соответствии с требованиями ИСО серии 9000, то в 2000-е годы эта цифра возросла почти до 70%. Изменение отношения к экономическим аспектам качества связано и с необходимостью получать оперативную экономическую информацию для принятия управленческих решений в области качества, поскольку именно экономические причины должны служить движущей силой всех нововведений и изменений, происходящих в организации.
Объект исследования – система управления качеством продукции.
Предметом являются экономические аспекты системы управления качеством продукции.
Основная цель исследования – показать основные экономические аспекты управления качеством продукции.
Основные задачи исследования:
- изучить основные
- рассмотреть систему
- предложить рекомендации по совершенствованию системы управления качеством продукции.
Глава 1. Теоретические основы экономических аспектов системы управления качеством продукции в предприятии
В современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место.
Качество — это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, и работа по управлению качеством на фирме — альфа и омега для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя. Качество продукции — важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции — характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Она охватила европейские, американские и азиатские предприятия. И качество выпускаемой продукции — основной фактор конкуренции между фирмами.
Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом, гост 15467-79 «Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация:».
Качество продукции – это совокупность свойств товара, обуславливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением. Каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности. В целом покупатели приобретают тот товар, который более полно соответствует общественным потребностям по сравнению с другими.
Продукция имеет множество различных свойств, которые необходимо учитывать при ее разработке, производстве, хранение, транспортировании, эксплуатации или потреблении.
Свойства могут быть простыми и сложными. К проcтым относятся масса, емкость, скорость и т. д. К сложным – надежность технических средств, безотказность прибора, ремонтопригодность станка и другие. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.
По способу выражения показатели продукции могут быть натуральными (метры, километры), относительными (проценты, коэффициенты, баллы, индексы), а также стоимостными.
По стадии определения – прогнозируемые, проектные, нормативные, фактические.
По характеризуемым свойствам применяются следующие группы показателей:
Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обслуживают область применения продукции.
Показатели надежности – безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия.
Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности достигается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовления и эксплуатации продукции.
Показатели стандартизации и унификации – это насыщенность продукции стандартами, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями.
Заниматься качеством должны все – от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством. Управление качеством – действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.
Современный подход к управлению качеством отличает его нацеленность на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях предприятия. Отличительными элементами этого подхода являются ориентация управления на контроль качества процессов и предотвращения возможности дефектов. Полное возложение ответственности за качество результатов труда на непосредственных исполнителей, а также активное использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих путем мотивации труда.
Важным элементом управления качеством служат также детальное исследование и анализ возникающих проблем обеспечения качества на всех этапах разработки, производства и эксплуатации продукции по принципу восходящего потока, то есть от последующей операции этого процесса к предыдущей.
Управление качеством продукции представляет процесс, осуществляемый поэтапно, в том числе: разработка плана повышения качества, включая разработку новых требований к качеству продукции и мероприятия, обеспечивающие создание новой продукции с желаемыми (проектируемыми) свойствами; оценка соответствия свойств изготовляемой продукции требованиям, которые были предусмотрены в плане;
принятие необходимых мер воздействия на процесс создания ценности (качества) продукции в тех случаях, когда не удалось обеспечить соответствие; изучение условий эксплуатации с целью определения направлений дальнейшего повышения качества продукции.
Рис.1.1 Универсальная схема управления качеством.
На рисунке 1.1 представлена универсальная система управления качеством.
Целью контроля качества является обеспечение установленного качества продукции, предупреждение брака, недопущение выпуска недоброкачественной продукции. Ответственность за качество продукции несут все работники предприятия.
Средствами контроля качества продукции являются контрольно – измерительные приборы, инструменты и автоматически контрольные устройства. Особенно эффективны автоматические средства контроля, встроенные в технологическое оборудование, обеспечивающие контроль непосредственно в процессе изготовления продукции. Это позволяет снизить численность контролеров и предупреждает появление брака. Виды контроля качества устанавливаются в зависимости от характера производства и требований к качеству продукции.
Различают следующие виды контроля:
В последние годы сформировался новый подход, новая стратегия в управлении качеством. Она характеризуется рядом моментов:
Все это осуществимо только тогда, когда действует четко организованная система управления качеством, направленная на интересы потребителей, затрагивающая все подразделения и приемлемая для всего персонала.
В условиях острой конкурентной борьбы фирмы смогут успешно развиваться, лишь внедряя системное управление качеством продукции.
1.3 основные этапы разработки и внедрения экономических аспектов управления качества
Всю деятельность предприятия по разработке и внедрению экономических аспектов качества можно разбить в общем случае на шесть этапов:
Руководителям предприятий при внедрении финансовых аспектов менеджмента качества у себя в организации необходимо особое внимание уделить именно комплексности и последовательности работ в этой области. Как и в случае с системой менеджмента качества, реальные результаты от внедрения ее финансовых аспектов появляются лишь по прошествии некоторого времени (1-2 года), поэтому ни в коем случае не следует останавливаться на полдороге, не следует торопиться
Информация о работе Экономические аспекты обеспечения качества