Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2014 в 20:13, курсовая работа
Подвижные игры оказывают большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Среда в которой живет ребенок, должна развивать и воспитывать, побуждать взаимодействовать с ее различными элементами, вызывать стремление к движению, представлять возможность для многовариантных игр, быть комфортной.
Введение……………………………………………………………………………2
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме двигательного развития детей старшего дошкольного возраста ………...…..….4
1.1 Значение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………4
1.2 Особенности двигательного развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………5
1.3 Средства оптимизации двигательного развития детей ………………………11
1.4 Использование подвижных игр в целях развития движений, их планирование и методика руководства двигательной деятельностью ………………………...15
Вывод……………………………………………………………………………….17
Глава 2. Экспериментальное использования подвижных игр как средства двигательного развития детей старшего дошкольного возраста ……………….18
2.1 Диагностика уровня двигательного развития детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………..18
2.2 Экспериментальная программа использования подвижных игр как средства двигательного развития ……………………………………………………………20
2.3 Выявление эффективности проделанной работы……………………………24
Вывод………………………………………………………………………………...27
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме двигательного развития детей старшего дошкольного возраста ………...…..….4
1.1 Значение
двигательного развития детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………
1.2 Особенности
двигательного развития детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………………
1.3 Средства оптимизации двигательного развития детей ………………………11
1.4 Использование подвижных игр в целях развития движений, их планирование и методика руководства двигательной деятельностью ………………………...15
Вывод…………………………………………………………………
Глава 2. Экспериментальное использования подвижных игр как средства двигательного развития детей старшего дошкольного возраста ……………….18
2.1 Диагностика уровня двигательного развития детей
старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………….
2.2 Экспериментальная программа использования подвижных игр как средства двигательного развития ……………………………………………………………20
2.3 Выявление эффективности проделанной работы……………………………24
Вывод…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников……………………………………………..
Приложения……………………………………………………
Введение
Здоровье - это не только отсутствие болезней, определенный уровень физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологической основой физического и психического благополучия. Исходя из концепции физического (соматического) здоровья, основным его критерием следует считать энергопотенциал биосистемы, поскольку жизнедеятельность любого живого организма зависит от возможности потребления энергии из окружающей среды, ее аккумуляции и мобилизации для обеспечения физиологических функций. Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, широкое использование транспорта, других технических средств оказывают неблагоприятное воздействие на двигательную деятельность детей. В современном обществе проявляется противоречие между требованиями физической подготовленности детей и образом жизни. Естественные условия и обучение в школе ограничивают двигательную деятельность и не обеспечивают необходимого режима, позволяющего более значительно повысить результаты жизненно необходимых двигательных качеств. Поэтому возникает необходимость поиска наиболее целесообразных средств и методов повышения физической подготовленности дошкольников.
Следует подчеркнуть, что в современных условиях в профилактике болезней, укреплении здоровья и повышении работоспособности детей первостепенную роль играет широкое использование средств и методов физической подготовки.
Сложившаяся в стране за последние годы экологическая ситуация, привела к увеличению заболеваемости в два раза, поэтому одной из важнейших проблем становится поиск средств, способствующих повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Дошкольный возраст является ответственным периодом жизни в формировании физического компонента здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его укрепление, совершенствование и сохранение в будущем. Поэтому результатом физического воспитания дошкольников старшего возраста должны стать высокий уровень здоровья и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека .
Игра - вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества. В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для воспитания своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности, соответствующей его внутреннему состоянию. Поэтому, через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая прямое давление, наказание, излишнюю нервозность в работе с детьми .
Подвижные игры оказывают большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Среда в которой живет ребенок, должна развивать и воспитывать, побуждать взаимодействовать с ее различными элементами, вызывать стремление к движению, представлять возможность для многовариантных игр, быть комфортной.
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме двигательного развития у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Значение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста
Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели важную биологическую роль в его жизнедеятельности.
Анализ научно-методической литературы, многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у учащихся. Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности ребенка. От последних в свою очередь зависит скорость движений. Необходимо также учитывать и сочетать методы относительно стандартного повторения движений с максимальной скоростью и методы достаточно широкого варьирования скоростных упражнений.
Уровень развития двигательных качеств в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в дошкольном учреждении. Поэтому, проблема воспитания двигательных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего ее совершенствования.
Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения.
За последние годы подвижные игры все решительнее завоевывает симпатии педагогов. Творчески работающие педагоги стремятся широко и разносторонне вводить игру или ее элементы в повседневную жизнь дошкольника. А ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях не только сравнительно легко перестраиваясь при последующем, более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. А на этапе совершенствования двигательных действий и неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у детей способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде. Можно полагать, что использование дошкольниками старших групп подвижных игр различной направленности значительно повысят уровень и темп развития учащихся.
1.2 Особенности двигательного развития детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом развития скоростных, скоростно-силовых, двигательно-координационных способностей и гибкости. В этом возрасте наблюдается также положительная динамика в показателях, характеризующих развитие силовых способностей и общей выносливости. При этом у детей 5-7 лет установлено наличие индивидуальных различий в развитии двигательных способностей, особенно координационных, что свидетельствует о генетической детерминированности становления двигательной функции старших дошкольников.
Отличительной особенностью развития двигательных способностей в дошкольном возрасте является их тесная взаимосвязь с процессом овладения детьми разнообразными видами двигательной активности и, прежде всего, основными движениями.
Развитие двигательных способностей старших дошкольников происходит в разнообразных видах деятельности (игровой, трудовой, продуктивной, двигательной и т.п.), в которых в качестве операций выступают движения ребенка. Но только в условиях двигательной деятельности, инициируемой взрослым, этот процесс носит целенаправленный характер. Внутреннее противоречие этого процесса заключается в том, что двигательная деятельность, в которой происходит становление двигательной сферы ребенка, в дошкольном возрасте еще не сформирована. У детей, с одной стороны, есть потребность в ее осуществлении, с другой стороны, отсутствуют мотивы, действия и операции, посредством которых она может быть многосторонне и цельно реализована.
Таким образом, развитие двигательных способностей способствует гармоничному физическому развитию детей старшего дошкольного возраста, повышает устойчивость детского организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.
Увеличение в старшем дошкольном возрасте подвижности, силы и уравновешенности процессов возбуждения и торможения ЦНС, а также функциональная зрелость мышечной системы обеспечивает значительное повышение уровня развития быстроты двигательных действий. Скрытый период двигательной реакции с возрастом укорачивается, время реакции руки меньше, чем время реакции ноги. В данном возрасте упражняемость детей в разнообразных бытовых, игровых движениях оказывает тренирующее воздействие на данные группы мышц и двигательные центры коры головного мозга.
Наряду с быстротой в старшем дошкольном возрасте активно развивается мышечная сила. В то же время, следует отметить, что в старшем дошкольном возрасте детям не всегда удается мобилизовать мышечные усилия в нужный момент, поэтому результаты проявления чистого качества силы при выполнении движений сложны даже для детей этого возраста. Значительно успешнее дети выполняют задания, которые дают возможность комплексного проявления работы нескольких мышечных групп - например, бросок набивного мяча. В данном возрасте в основном используются упражнения, требующие совместного проявления силы и быстроты движения (метания, прыжки).
Экспериментальные исследования развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста показали, что время деятельности, в течение которого дети могут поддерживать заданную интенсивность, заметно возрастает. Как показывают наблюдения, дети 6 лет в среднем могут пробегать 3120 м без отдыха, при этом отсутствуют внешне выраженные признаки утомления.
Развитие силы и выносливости обеспечивает повышение уровня физической работоспособности. Как показывают исследования, режим двигательной активности влияет на данный показатель существенно.
Умение произвольно координировать свои движения совершенствуется на протяжении всего дошкольного возраста. Особенно большие сдвиги в управлении движениями наблюдаются у детей 6-7-го года жизни. Способность точно и четко выполнять разнообразные движения в старшем дошкольном возрасте повышается, что обусловлено зрелостью нервной системы, увеличением роли кинестетического контроля с возрастом.
Изучение структуры двигательных качеств показало, что в дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все двигательные качества, но преимущественное значение приобретает какое-нибудь одно из них. Например, при беге на короткие дистанции - быстрота, при беге на длинную дистанцию - выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега - сила в сочетании с быстротой. С развитием быстроты, ловкости, силы увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания.
Правильное выполнение физических упражнений положительно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата. Так, ребенок, научившись правильно метать на дальность способом «из-за спины через плечо», выполняет замах и бросок с большей амплитудой движения туловища, ног, рук, что способствует лучшему развитию соответствующих мышц, связок и суставов.
Сформированные двигательные навыки и умения позволяют экономить физические силы. Если ребенок делает упражнение легко, без напряжения, то он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его выполнение. Благодаря этому есть возможность повторять упражнение большее количество раз и более эффективно влиять на сердечнососудистую и дыхательную системы, а также развивать двигательные качества.
Использование прочно сформированных навыков и умений позволяет осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе двигательной, особенно игровой, деятельности. Так, ребенок, научившись правильно прыгать в длину с разбега, уже думает не о том, как надо прыгать через ров в игре «волк во рву», а о том, как лучше спастись от волка.
Двигательные навыки и умения, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. Следовательно, правильно организованное педагогическое воздействие по целенаправленному формированию и совершенствованию физических качеств оказывает положительное влияние на здоровье ребенка, на работоспособность организма, умственное развитие.
Информация о работе Двигательное развития детей старшего дошкольного возраста