Двигательное развития детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2014 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Подвижные игры оказывают большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Среда в которой живет ребенок, должна развивать и воспитывать, побуждать взаимодействовать с ее различными элементами, вызывать стремление к движению, представлять возможность для многовариантных игр, быть комфортной.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме двигательного развития детей старшего дошкольного возраста ………...…..….4
1.1 Значение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………4
1.2 Особенности двигательного развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………5
1.3 Средства оптимизации двигательного развития детей ………………………11
1.4 Использование подвижных игр в целях развития движений, их планирование и методика руководства двигательной деятельностью ………………………...15
Вывод……………………………………………………………………………….17
Глава 2. Экспериментальное использования подвижных игр как средства двигательного развития детей старшего дошкольного возраста ……………….18
2.1 Диагностика уровня двигательного развития детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………..18
2.2 Экспериментальная программа использования подвижных игр как средства двигательного развития ……………………………………………………………20
2.3 Выявление эффективности проделанной работы……………………………24
Вывод………………………………………………………………………………...27
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.rtf

— 1.46 Мб (Скачать файл)

Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления - двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость. Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей.

У каждого человека двигательные способности развиты по-своему. В основе разного развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков.

На развитие двигательных способностей влияют также и психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и само регуляции психических состояний и др.).

Для развития двигательных способностей необходимо создавать Определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.

В структуре двигательных способностей выделяют морфологические, психофизиологические, психические, биохимические, биомеханические, личностные и другие компоненты. Так, например, скоростно-силовые способности зависят от силы процессов возбуждения и скорости проведения нервных импульсов, соотношения белых и красных мышечных волокон в мышцах.

Готовность организма ребенка к разным видам двигательной деятельности, его устойчивость к разнообразным факторам окружающей среды определяются уровнем созревания соответствующих функциональных систем.

В современной литературе традиционными являются представления о том, что в основе развития способностей, в том числе и двигательных (моторных), лежат биологически закрепленные предпосылки развития - задатки. Считают, что задатки, существенно влияя на процесс формирования способностей и содействуя успешному их развитию, вместе с тем не предопределяют одаренность человека к той или иной деятельности. Развитие способностей - результат сложного взаимодействия генетических и средовых факторов. Применительно к спортивной деятельности в качестве факторов среды выступают процессы направленного воспитания, обучения и тренировки. Задатки многозначны (многофункциональны), т.е. на основе одних и тех же предпосылок могут развиваться различные свойства организма, возникнуть неодинаковые совокупности признаков, разные формы их взаимодействия.

Таким образом, бег, прыжки, метания - те двигательные умения, которые ребенок должен освоить до школы. Насколько успешно он это сделает, зависит от ловкости, быстроты, силы и выносливости, т.е. от развития основных двигательных качеств. По уровню развития этих качеств можно судить о физической подготовленности ребенка.

 

 

 

1.3 Средства оптимизации двигательного развития детей

Организация двигательного режима.  Одним из эффективнейших средств двигательного развития детей является правильная организация двигательного режима. Цель его состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность в движении, ребёнок имел возможность самовыражения в двигательной деятельности через общение со сверстниками. Необходимо создать условия для овладения двигательными умениями и навыками, развития двигательного творчества, воспитания у детей потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Требования к разработке двигательного режима.  Продолжительность  Д.А. (Двигательная Активность) должна составлять не менее 50-60% периода бодрствования, что равняется примерно 6 часов в сутки. Содержанием двигательного режима является деятельность, разнообразная по формам

(самостоятельная, организованная) и видам (двигательная, игровая, учебная), а также составу движений и физических упражнений.

В распорядке дня периоды высокой Д.А. должны чередоваться с отдыхом и малоподвижными видами деятельности. Наиболее целесообразно распределить интенсивность физических нагрузок следующим образом. Во время утреннего приёма, перед занятиями умственного характера они должны быть умеренно интенсивными.  Следует осторожно подходить  к физическим нагрузкам после дневного сна. В это время нецелесообразны организованные физические упражнения сразу после подъёма детей. Лучше всего предоставить детям возможность  двигаться самостоятельно, создав условия для движений. Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки ( с 10 до 12 часов). Д. А. здесь  должна составлять  65-75% времени.

К организованным формам Д. А. относятся:

1)  Физкультурные занятия

2)  Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

3)  Активный отдых (простейший туризм,   физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, каникулы)

4)  Домашнее задание по физкультуре

5)  Индивидуальная и дифференцированная коррекционная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии)

6)  Секционно-кружковые занятия (для развития двигательных способностей)

7)  Профилактические и реабилитационные мероприятия (по плану врача)

Организация и руководство самостоятельной двигательной деятельностью   Двигательный режим складывается из самостоятельной двигательной деятельности и организованных физкультурных мероприятий. Процентное соотношение их разное в группах раннего, младшего и старшего дошкольного возраста, однако самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее 2/3 объёма их общей Д.А. Это можно объяснить тем, что потребность детей в движении наиболее полно реализуется в самостоятельной деятельности. Она является наименее утомительной из всех форм двигательной активности и содействует индивидуализации двигательного режима.  Кроме того, именно  в самостоятельной деятельности ребёнка в наибольшей степени проявляет своё двигательное творчество, а также уровень овладения двигательными умениями. Самостоятельная двигательная деятельность детей требует особого - опосредованного- руководства, которое осуществляется с учётом индивидуальных  особенностей детей. Поэтому воспитателю необходимо:

* Обеспечить каждому ребёнку возможность двигаться по своему усмотрению в любое время дня;

* Наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости прийти на помощь;

* Предусмотреть каждому из детей место для движения, где никто не мешает, обеспечить это пространство;

* Привлекать детей к размещению физкультурных пособий в группе, на участке, стимулируя этим желание выполнить  те или иные движения;

*  Снимать напряжение, скованность отдельных детей улыбок, поощрением; если ребёнок затрудняется, помочь ему выбрать пособие для движений при помощи вопроса, загадки, совета;

* Пытаться без навязывания объединить в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, куклу, обруч, скакалку и т.д.) и показав варианты действий, если это необходимо;

* Обыгрывать новые пособия и игрушки, показав, как по-разному можно с ними действовать (например, по доске ходить, бегать, прыгать, ползать, машину прокатывать и т.д.)

* При знакомстве с новой игрушкой показать в первую очередь: малоподвижным детям - несложные активные движения и перемещения в пространстве, детям большой подвижности - действия, требующие точности, сдержанности, осторожности ( ходьба, бег, лазанья и т.п.);

* Отдавать предпочтение пособиям и игрушкам, требующим активных действий, чаще менять их расположение, обеспечить сменяемость не только в течение недели, но и дня;

* Не усаживать на место чрезмерно подвижного ребёнка, полезнее внести в его бесцельный бег целесообразность, подсказать сюжет;

* Иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения, вызвать интерес к ним;

* Периодически строить вместе с детьми «полосы препятствий» из имеющихся пособий и учить преодолевать их по-разному;

* Обогащать сюжетно-ролевые игры детей разнообразными видами и способами всех основных движений.

Коррекционная работа. Коррекционная работа проводится в трёх основных направлениях и включает: деятельность воспитателя в процессе проведения режимных моментов; специальные мероприятия выполняемые руководителем физического воспитания и  ближайшей зоны двигательного развития каждого из детей указывают направления коррекционной работы.

Основные направления коррекции двигательной активности. У малоподвижных детей следует воспитывать интерес к движениям, потребность  в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделяется развитию всех основных движений. На протяжении всего дня дети вовлекаются в активную двигательную деятельность, которая должна быть для детей интересной, непринуждённой. Не нужно бояться, что дети утомятся. Этого не произойдёт, если обеспечить условия для разнообразных движений.  Разнообразная Д.А. не утомит ребёнка, а наоборот, снимает утомление, активизирует память, мышление, все психологические процессы. Совершенно не обоснованно утверждение о том, что надо сдерживать, ограничивать в движениях гиперподвижных  детей.  Надо не уменьшать, а регулировать активность.

Этапы коррекционной работы

Первый этап. Диагностической, длительностью 2 месяца. Этот этап необходим для изучения особенностей Д.А. детей.

Второй этап.  Проведение дифференцированной коррекционной работы. Целью данного этапа является обогащение движений, экспериментирование с движениями и игрушками.

Третий этап. Проверочный. Важно выявить какие изменения произошли в Д. А. детей, найти причины нерешённых проблем. 

 

 

 

1.4 Использование подвижных игр в целях развития движений, их планирование и методика руководства двигательной деятельностью

Ни для кого не секрет, что хорошее настроение способствует более полноценному развитию и функционированию всего организма, в том числе и развивающегося растущего ребенка.  Активное движение позволяет малышу расходовать свою неограниченную энергию, приобретать необходимые двигательные навыки. Цель подвижных игр  -- это: Давать выход запасам энергии ребенка. Развитие  координации движений. Повысить положительный настрой и укрепить психо0эмоциональное здоровье. Развитие навыков общения. Умение оценивать ситуацию и делать соответствующие выводы. Развивать быстроту реакции....

Любая игра направлена на решение задач по развитию и оздоровлению  детей. Основными задачами игр, в том числе и подвижных игр на свежем воздухе являются. Образовательные. Эта цель достигается  созданием процесса игры таким образом, чтобы ребенок приобрел, систематизированные познания окружающего мира его законов и правил.  Правильно составленный план проведения, поможет успешно  решать образовательные задачи, связанные с развитием  способности ребенка воспринимать правила и цели, поставленные перед ним воспитателем. Научиться передавать свои впечатления и мысли, в процессе игры, обосновывать свои поступки и оценивать поведение участников игры. Воспитательные. Создание условий для формирования нравственного стереотипа поведения. Развитие целеустремленности, воли, умения быть лидером и подчинятся, индивидуальности  личности. Все это проводится в комплексе с физическим становлением и развитием ребенка. Оздоровительные. Формирование нормального физического развития организма ребенка, его психофизического здоровья. Расширять функциональные возможности организма, помогает использование подвижной игры, как метода для выполнения физических упражнений и получения дозированных физических нагрузок. Использование подвижных игр Активность ребенка в подвижной игре зависит от многих условий. Это содержание игры, насколько интенсивно следует двигаться по предусмотренным правилам, насколько познавательна  ее направленность, подготовленность детей к данной игре. Эффективность игры во многом  зависит от ее продолжительности.  Игра развивает двигательные навыки, волевые проявления. Чем более продолжительное время находится в игре, тем больше упражняется в  различных движениях и упражнениях. Анализ поведения ребенка покажет  его возможности в достижении поставленной цели, умении  быть внимательным и настойчивым. В любом возрасте использование подвижных игр на свежем воздухе стало средством не только развития координации движений, но и воспитания важных качеств таких, как быстрота реакции, ловкость, выносливость целеустремленность. В процессе игры ребенок учится умению взаимодействовать с остальными участниками игры, корректировать и соотносить свои поступки и действия с поступками и остальных. Роль подвижных игр Веселые и разнообразные игры помогают ребенку расширять свой кругозор, углублять представления о мире, познавать его и себя, как часть этого мира.  Наилучший эффект достигается когда детки выходят на свежий воздух в сад или во двор и там играют. Активные движения бег, усиливают работу сердца и легких, увеличивается поступление кислорода в мозг, благоприятно влияет на все состояние, укрепляя нервную систему и психологическое состояние.  Но, пожалуй, наиболее важную роль игра в жизни ребенка играет как процесс обучения. В игре он начинает учиться общаться  со сверстниками, старшими и младшими, познавать законы и правила окружающего мира. Особенности поведения ребенка в игре можно корректировать, усиливая и развивая положительные качества, стараясь подавить и объяснить ребенку плохие стороны его поступков. Роль игрового процесса велика не только для становления физического здоровья, но и важна в становлении правильного психологического стереотипа поведения. Нормального и уравновешенного поведения, умения ребенка общаться  с другими людьми....

Информация о работе Двигательное развития детей старшего дошкольного возраста