Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2014 в 20:13, курсовая работа
Подвижные игры оказывают большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Среда в которой живет ребенок, должна развивать и воспитывать, побуждать взаимодействовать с ее различными элементами, вызывать стремление к движению, представлять возможность для многовариантных игр, быть комфортной.
Введение……………………………………………………………………………2
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме двигательного развития детей старшего дошкольного возраста ………...…..….4
1.1 Значение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………4
1.2 Особенности двигательного развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………5
1.3 Средства оптимизации двигательного развития детей ………………………11
1.4 Использование подвижных игр в целях развития движений, их планирование и методика руководства двигательной деятельностью ………………………...15
Вывод……………………………………………………………………………….17
Глава 2. Экспериментальное использования подвижных игр как средства двигательного развития детей старшего дошкольного возраста ……………….18
2.1 Диагностика уровня двигательного развития детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………..18
2.2 Экспериментальная программа использования подвижных игр как средства двигательного развития ……………………………………………………………20
2.3 Выявление эффективности проделанной работы……………………………24
Вывод………………………………………………………………………………...27
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………
Приложение 3
Перечень показателей развития двигательных навыков и качеств детей 5-7 лет, рекомендованных для оценки физической подготовленности в образовательных программах
Образовательные программы |
Показатели развития (базовые и дополнительные) |
“Детство”, 1995 г. |
Бег на 30 м. Прыжок в длину с места. Прыжок в длину с разбега. Прыжок в высоту с разбега. Прыжок вверх с места. Прыжок в глубину (с поверхности выше уровня пола). Метание предметов весом 250, 80 г. Метание набивного мяча |
“Истоки”, 2001 г. |
Основные задания: Бег на 10 м с хода. Челночный бег (10 м ? 3). Подбрасывание и ловля мяча. Сохранение статического равновесия. Наклоны вперед из положения стоя. Прыжок в длину с места. Бросок набивного мяча. Дополнительные задания: Отбивание мяча от пола. Бег на 30 м со старта. Прыжок вверх с места. Прыжок в длину с разбега. Бросок теннисного мяча ведущей рукой. Бег на выносливость, дистанция от 500-1500 м. Подъем туловища из положения лежа на спине |
“Из детства - в отрочество”, 2002 г. |
Бег на 10 м со старта, с ходу. Бег на 30 м со старта. Челночный бег (10 м ? 3). Бег трусцой со средней скоростью. Непрерывные подскоки. Прыжок в длину с места и с разбега. Прыжок в высоту с разбега. Метание на дальность. Метание в цель. Оценка силы и выносливости мышц спины и живота. Вис на согнутых руках на перекладине. Наклоны туловища из положения стоя |
“Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста”, 2004 г. |
Сохранение статического равновесия. Подбрасывание и ловля мяча двумя руками. Прыжок в длину с места. Бег на 30 м. Бросание теннисного мяча удобной рукой |
“Программа воспитания и обучения в детском саду”, 2005 г. |
Прыжки с высоты до 40 см. Прыжки в длину с места, с разбега; в высоту с разбега; через скакалку. Перебрасывание набивного мяча, бросок предметов в вертикальную и горизонтальную цель. Метание правой и левой рукой в движущуюся цель. Плавание произвольным способом на расстояние 15 м |
Приложение 4
ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Умение контролировать уровень достигнутых ребенком результатов - необходимое условие грамотного процесса физического воспитания. Каждому человеку, работающему с детьми, чрезвычайно важно владеть элементарными приемами, (тестами), позволяющими судить об уровне развития, состояния здоровья и физической подготовленности воспитанников.
Тестирование позволяет выявить реальный уровень подготовленности ребенка и степень его соответствия возрастным нормам, а также определить недостатки. Результаты диагностики являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приемов педагогического воздействия, которое будет наиболее адекватным.
Безусловно, глубокий и разносторонний анализ развития ребенка осуществляется специалистами соответствующего профиля. Данные методические рекомендации призваны вооружить интересующихся экспресс-методами, позволяющими контролировать как развитие детей, так и, в определенной мере, результаты своего педагогического труда. Предлагаемые здесь приемы и методы диагностики, с одной стороны, позволяют получить статистически достоверные, надежные результаты, а с другой стороны, доступны, не требуют дополнительной специальной подготовки.
Комплекс контрольных упражнений и тестов для определения уровня физической подготовленности
Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость.
Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.
Быстрота - это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок,
В качестве тестового упражнения предлагается бег на дистанцию 10 м с хода и 30 м со старта (таблица 1).
Таблица 1 - Средние показатели скорости бега на 10 и 30 м
Возраст, лет |
пол |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
10 м с хода (сек) |
М |
3,5-2,8 |
3,3-2,4 |
2,5-2,1 |
2,4-1,9 |
2,2-1,8 |
Д |
3,8-2,7 |
3,4-2,6 |
2,7-2,2 |
2,5-2,0 |
2,4-1,8 | |
30м со старта (сек) |
М |
11,0-9,0 |
10,5-8,8 |
9,2-7,9 |
8,4-7,6 |
8,0-7,4 |
Д |
12,0-9,5 |
10,7-8,7 |
9,8-8,3 |
8,9-7,7 |
8,7-7,3 |
Сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного напряжения. Проявление силы обеспечивается, прежде всего, силой и концентрацией нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата. В связи с возрастными особенностями, у дошкольников определяются комплексные проявления силы и скорости в скоростно-силовых упражнениях.
Скоростно-силовые способности плечевого пояса можно измерить по расстоянию, на которое ребенок бросает двумя руками набивной мяч (медбол) массой 1 кг стоя ноги врозь, без шага вперед (таблица 2).
Скоростно-силовые способности нижних конечностей определяется по результатам в прыжках в длину с места, в высоту с места, в длину и высоту с разбега (в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги»). Средние показатели представлены в таблице 3.
Другие результаты определения скоростно-силовых способностей представлены в таблице 4:
Контрольное упражнение № 1 - ползание по скамейке 6 м на животе подтягиваясь руками.
Контрольное упражнение № 2, «пресс» - поднимание туловища из положения лежа согнув ноги, максимально быстро в течение 30 секунд.
Таблица 3 - Метание медбол (1 кг) стоя во фронтальной стойке без шага вперед (см)
Возраст |
Мальчики |
Девочки |
3 |
119-157 |
97-153 |
4 |
117-185 |
97-178 |
5 |
187-270 |
138-221 |
6 |
221-303 |
156-256 |
7 |
242-360 |
193-311 |
Таблица 4 - Средние результаты прыжков (см)
Возраст, лет |
Пол |
В длину |
В высоту | ||
с места |
с разбега |
с места |
разбега | ||
3 |
М |
47,0-67,6 |
- |
- |
- |
Д |
36,2-64 |
- |
- |
- | |
4 |
М |
53,5-76,6 |
- |
14-18 |
- |
Д |
51,1-73,9 |
- |
12-15 |
- | |
5 |
М |
81,2-102,4 |
118-139 |
20,2-25,8 |
36-42 |
Д |
66-94 |
105-124 |
20,4-25,6 |
34-40 | |
6 |
М |
86,3-108,7 |
139-170 |
21,1-26,9 |
42-54 |
Д |
77,7-99,6 |
124-160 |
20,9-27,1 |
40-51 | |
7 |
М |
94-122,4 |
170-190 |
23,8-30,2 |
54-60 |
Д |
80-123 |
160-180 |
22,9-29,1 |
51-56 |
Ловкость - способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
В связи с таким широким понятием, ловкость можно определять комплексом различных упражнений показывающих разные стороны развития ловкости. Например:
ловкость в беге (челночный, змейкой), таблица 5;
ловкость в координации (равновесие «фламинго»), таблица 6;
ловкость в лазании (влезание по гимнастической лестнице 3 м), таблица 7 (№ 3);
ловкость в точности (метания в цель), таблица 8 (№ 4);
Ловкость в беге можно оценить по результатам бега на дистанцию 10 м она определяется как разница во времени, за которое ребенок пробегает эту дистанцию с поворотом (5 + 5 м) и по прямой. Е.Н. Вавилова рекомендует использовать разницу бегания дистанции 30 м по прямой и 3-х 10 м (челночный бег) или 30м с беганием препятствий (змейкой), количество препятствий Е.Н. Вавилова не указывает. Чем меньше разница, тем выше уровень ловкости.
Таблица 5 - Результаты челночного бега 3-х 10 м и бегания препятствий (сек)
Возраст, лет |
Челночный бег 3-х 10 м |
Бегание препятствий | ||
мальчики |
девочки |
мальчики |
девочки | |
4 |
14,5 |
15,0 |
8,5 |
9,5 |
5 |
12,7 |
13,0 |
7 2 |
8,0 |
6 |
11,5 |
12,1 |
5,6 |
6,0 |
7 |
10,5 |
11,0 |
5,0 |
5,5 |
Координационные способности (ловкость). Удержание равновесия на одной ноге, другая стопой к колену опорной, ее колено отведено в сторону на 30 градусов, руки на пояс (сек)
Таблица 6 - «Фламинго» - равновесие на одной ноге
Пол |
4 года |
5 лет |
6 лет |
7 лет |
8 лет |
М |
До 8,6 |
8,7-15,0 |
15,1-27,9 |
28,0-34,3 |
34,4 и больше |
Д |
До 7,3 |
7,3-13,6 |
13,7-26,7 |
26,8-33,2 |
33,3 и больше |
Выносливость - способность противостоять утомлению. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.
Общая выносливость определяется скоростью бегания длинных дистанций:
для детей 5 лет - 90 м в среднем за 30,6-25,0 сек,
для детей 6 лет -120 м за 35,7-29,2 сек,
для детей 7 лет - 150 м за 41,2-33,6 сек.
По времени бегания дистанции 300 м:
лет, мальчики - 105,1-85,8 сек
лет девочки - 107,2-84,2 сек
лет мальчики - 97,3-81,2 сек,
лет девочки - 101,2- 84,6 сек.
Силовая выносливость рук определяется по времени виса на прямых руках на гимнастической стенке, спиной к стенке. Упражнение начинается по команде и заканчивается при попытке изменить положение рук, тела (перехватиться), упоре ногой в перекладину.
Таблица 7 - Вис на прямых руках (сек)
Пол |
4 года |
5 лет |
6лет |
7лет |
8 лет |
М |
Меньше 16,9 |
17,0-25,4 |
25,6-32,5 |
32,6-51,0 |
Больше 51,1 |
Д |
Меньше 18,8 |
18,9-21,2 |
21,3-28,5 |
28,6-44,1 |
Больше 44,2 |
Таблица 8 - Другие показатели уровня физического состояния и развития детей (скоростно-силовые - 1,2; ловкость - 3,4; выносливость - 5; гибкость - 6)
№ |
Показатель |
Пол |
5-6 лет |
6-7 лет |
1 |
Ползание 6 м |
Д |
18,4-15,1 |
14,6-13,9 |
М |
17,7-11,3 |
13,1-10,8 | ||
2 |
Пресс к-во раз за 30 сек |
Д |
10,8-12,7 |
11,5-15,2 |
М |
9,7-14,8 |
13,7-16,4 | ||
3 |
Лазанье 3 м (сек) |
Д |
10,1-7,9 |
9,2-7,5 |
М |
8,5-6,7 |
6,7-5,2 | ||
4 |
Метание в мишень (очки из 25) |
Д |
3,9-7,9 |
6,6-9,7 |
М |
5,8-8,9 |
6,8-11,5 | ||
5 |
Вис на согнутых руках (сек) |
Д |
19,9-23,4 |
15,6-25,3 |
М |
14,2-21,8 |
21,4-30,3 | ||
6 |
Наклон вперед сидя (см) |
Д |
16,9-18,8 |
17,5-23,2 |
М |
16,6-18,0 |
16,9-20,6 |
Информация о работе Двигательное развития детей старшего дошкольного возраста