Здоровый образ жизни и физическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:09, контрольная работа

Краткое описание

Здоровый образ жизни человека — это способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данно¬го человека, конкретным условиям жизни и направ¬ленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья.
Для чего же нужен ЗОЖ?:
• для выполнения всех бытовых и общественных функций в оптимальном режиме для человека;
• для сохранения и укрепления здоровья;
• для воплощения социальных, психологических и фи¬зических возможностей, раскрытия потенциала лич¬ности;
• для продления рода и достижения активного долго¬летия.

Содержание

Раздел 1. Социальные основы физической культуры
Тема: Здоровый образ жизни и физическая культура. ………………………………… 3
Раздел 2. Биологические основы физической культуры
Тема: Система дыхания ………………………………………………………………….9
Раздел 3. Психологические основы физической культуры
Тема: Специфические методы и приёмы “психорегулирующей тренировке” ………13
Раздел 4. Физиологические основы физической культуры
Тема: Значение работ отечественных учёных в развитии физиологии (Сеченов И.М., Павлов И.П., Анохин) …. ....…………………………………………………………… 22
Список используемой литературы ……………………………………………………. 30
Приложение …………………………………………………………………………… 31

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по физре.docx

— 309.34 Кб (Скачать файл)

Роль физики, химии и  смежных биологических наук в  развитии физиологии. Успехи современной физики и химии позволили раскрыть некоторые закономерности тончайшего строения и функций клеток и разных органоидов клетки.

Для физиологии существенное значение имеет программирование в  нуклеиновых кислотах наследственных особенностей строения и функций  организма, их участие в процессе памяти. Новые методы физики и химии  значительно продвинули наши представления о функциях различных отделов нервной системы, о передаче импульсов по нервным путям и с нервов па органы, вооружили способами направленных изменений функций организма. Благодаря новым физическим методам исследования обнаружены ранее неизвестные факты о работе органов чувств, а в современной биологической химии разработаны способы синтеза некоторых белков, имеющих большое значение для регуляции функций.

Для физиологического анализа  используются современные математические методы и идеи кибернетики и автоматического  регулирования, которые особенно плодотворны  при изучении физиологии органов  чувств и нервной системы, восприятия, узнавания, поведения и обучения. Для анализа и учета результатов эксперимента используются электронно-вычислительные машины.

Основные подразделения физиологии и ее место среди других наук. Физиология делится на общую, частную, или специальную, сравнительную, эволюционную и физиологию человека.

Общая физиология изучает основные процессы жизни, свойственные всем живым существам, коренные, качественные отличия живого от неживого, общие законы изменения функций организмов при разнообразных воздействиях внешней среды,

Частная, или специальная, физиология изучает особенности функций организма, органов и тканей у отдельных групп животных, например сельскохозяйственных животных, а также функции отдельных органов и их систем.

Сравнительная физиология изучает фило - и онтогенез функций у разных групп животных организмов, выявляя общие и особенные их черты.

Эволюционная физиология изучает эволюцию функций, или историю формирования отдельных функций и их взаимных отношений. Она исследует также функциональную эволюцию или развитие эволюционной теории на основе физиологических, а, по только морфологических признаков, т. е. раскрывает принципы эволюции животных организмов на материале исторически!

Особенно большое теоретическое  и практическое значение имеет развитие физиологии человека, которая разделяется на физиологию труда, физических упражнений и спорта, питания, авиационную, космическую, возрастную и др.

Физиология органов  чувств и нервной системы имеет  непосредственную связь с философией, психологией и педагогикой.

   Раскрытие закономерностей  физиологии человека — необходимое  условие увеличения продолжительности  жизни, рациональной организации  оздоровления и облегчения условий  труда и быта, открытия новых  методов предупреждения и лечения  заболеваний.

Физиология человека — основа общественной  (социальной) и личной гигиены, охраны здоровья матери и ребенка, школьной гигиены, рациональной организации труда, повышения его производительности, производственного обучения и учебного процесса в школах. Физиология питания дает практические знания для рациональной организации общественного и индивидуального питания. Климатическая физиология рекомендует дозировку естественных факторов внешней среды.

Роль физиологии в формировании диалектико-материалистического мировоззрения.

Рефлекторная теория И.М. Сеченова и И.П. Павлова — одна из естественнонаучных основ теории отражения В.И. Ленина. Физиология органов чувств и нервной системы раскрывает материальные основы возникновения у людей ощущений, мышления и сознания.

     Физиология  возникла в глубокой древности  из потребностей медицины, так  как для предупреждения болезней  и лечения людей необходимо  было знать строение организма  и функции органов. Поэтому  анатомию и физиологию изучали  врачи древней Греции и Рима. Физиологические познания древних  ученых основывались главным  образом на догадках, вивисекции  производились очень редко и  поэтому многие заключения о  функциях тела были неточными или ошибочными.

Анатом Фабриций(1537—1619) обнаружил клапаны в венах.

Важный вклад в физиологию внес итальянский физиолог и физик Л. Гальвани (1737—1798) — один из основателей теории электричества. Он открыл возникновение электрического тока в нервах и мышцах лягушки при одновременном соприкосновении их с двумя разнородными металлами (железом и медью), что вызывало сокращение мышц, а затем доказал существование электричества в нервах.

Итальянский физик и физиолог А. Вольта (1745—1827) разъяснил, что при одновременном соприкосновении нервов и мышц с двумя разнородными металлами действует внешний электрический ток, а не собственное электричество. Он показал, что электрический ток возбуждает органы чувств, нервы и мышцы. Таким образом, Гальвани и Вольта стали основателями электрофизиологии, получившей дальнейшее развитие в трудах немецкого физиолога Дю буа-Реймона (1818 — 1896) и др.

Большое значение для физиологии имели биохимические исследования пищеварительных ферментов и роли ферментов в синтезе белков, проведенные А. Я. Данилевским (1838 — 1923).

Прогресс физиологии в XIX в. был основан на успехах физики и химии, приложенных к исследованию функций организма и его химического  состава и сочетавшихся с вивисекцией. Это направление получило большое развитие.

Ф. Мажанди доказал влияние  нервной системы на регуляцию 
обмена веществ в органах и тканях — трофическую функцию нервной системы.

Значительный вклад в физиологию внесли в прошлом веке также И. Мюллер (1801 — 1858) и его школа. Ему принадлежат многочисленные исследования по анатомии, сравнительной анатомии, гистологии, эмбриологии, по физиологии органов чувств, голосового аппарата и рефлексам. Его ученик Г. Гельмгольц (1821 —1894) сделал важные открытия в области физики, физиологии зрения и слуха, нервной и мышечной систем.

Для развития современной физиологии большое значение имеют исследования о природе нервного процесса (А. Ходжкин, А. Хаксли и др.), о закономерностях функционирования нервной системы (Ч. Шеррингтон, Р. Магнус, Д. Экклс и др.) и органов чувств (Р. Гранит), об активных веществах, участвующих в передаче нервного процесса (Г. Дейл, Д. Нахмансон, М. Бакк и др.), о функциях мозгового ствола (Г. Мэгун, Г. Моруцци и др.), головного мозга (Ю. Конорский), сердечно-сосудистой системы (Э. Старлинг, К. Уштерс, К. Гейманс и др.), о пищеварении (В. М. Бэйлисс, А. Айви и др.), деятельности почек (А. Кешни, A.Ричарде и др.).

Русская физиологическая школа. В России физиология зародилась в XVIII в. Физиологические эксперименты производили

B. Ф. Зуев (1754-1794), А. М. Филомафитский (1807 – 1849) и др. Первый отечественный учебник физиологии написал Д. М. Велланский (1773 — 1847). Вначале изучались физиология дыхания, крови и кровообращения, движения, а затем основным направлением стало исследование функций разных отделов нервной системы (Л. Н. Орловский, 1821 — 1856; А. Л. Соколовский, 1822—1891 и др.).

Основателем отечественной школы  физиологии был И.М. Сеченов в (1829— 1905). Он один из первых проводил электрофизиологические исследования нервной системы. В труде И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» излагается основная идея рефлекторной теории.

Рефлекторная теория и. м. Сеченова получила развитие в трудах И. П. Павлова (1849 — 1936), а также его непосредственных учеников – Н.Е. Введенского (1852 – 1922), А. Ф. Самойлова (1867-1930) и др.

Выдающиеся открытия в  физиологии нервной системы сделали учителя И. П. Павлова - И.Ф. Цион (1842 - 1912)  и Ф. В. Овсянников (1827 – 1906).

Первые работы И. П. Павлова  также были посвящены регуляции нервной системой работы сердца и кровообращения и изучению трофической функции нервной системы, а затем И. П. Павлов и его ученики впервые детально изучили роль нервной системы в работе пищеварительных желез. Развивая идею И. М. Сеченова о рефлексах головрюго мозга, И. П. Павлов открыл условные рефлексы.

И. П. Павлов исходил из ведущей  роли нервной системы во взаимодействии целостного животного организма  с внешней средой и в регуляции  деятельности всех его органов. Он экспериментально развил принцип нервизма, состоящий в исследовании влияния нервной системы на все функции организма.

Советские физиологи и  последователи школ Сеченова, Введенского и Павлова, применяя современные методы исследования, успешно развивают физиологию человека. Особенно велик прогресс физиологии труда, авиационной и космической и особенно возрастной физиологии детей, так как современные методы изучения функций позволяют исследовать физиологические процессы людей без вреда для здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Артюшина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: Учебное пособие для высшей школы. – 3-е изд. – М.: Академический Проект, 2005 – 560с.
  2. Атлас анатомии человека. – 2-е изд., доп. и  перераб. – М.: РИПОЛ классик, 2009. – 576с.
  3. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник /А.А. Васильков. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 381с.
  4. Гальперин С.И. Физиология человека и животных. Учеб. пособие для ун-тов и пед. ин-тов. М., «Высш. школа», 2003. – 650с.
  5. Грачёв О.К.  Физическая культура: Учебное пособие / Под ред. доцента Е.В. Харламова. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 464с.
  6. Дубровский В.И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред. и высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 512с.
  7. Железняк Ю.Д.  Теория и методика обучения предмету “Физическая культура”: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Ю.Д.Железняк, В.М. Минбулатов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2006. – 272с.
  8. Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: учебное пособие/ Ю.П. Кобяков. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 252с.
  9. Физическая культура 11 Готовые ответы на экзаменационные вопросы. – М. «Абрис Д», СПб.: «Виктория плюс», 2005.
  10. Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 416с.

 

 

Приложение 

Отечественные учёные в развитии физиологии

 

   


            П.К. Анохин

 

 

                        

        И.П. Павлов                               И.М. Сеченов

 

 

Частота дыхания при физических нагрузках

 

Функция легких в состоянии покоя (А) и при максимальной физической нагрузке (Б). Частота дыхания 10—15 и 40—50 мин-1 соответственно 1 — дыхательный  объем; 2 — резервный объем выдоха; 3 — резервный объем вдоха; 4 —  остаточный объем; 5 — внутриторакальный  объем крови. МГВд — максимально  глубокий вдох; НВд — нормальный вдох; НВы — нормальный выдох; МГВы — максимально глубокий выдох; а  — жизненная емкость легких; б  — функциональный остаточный объем, в — общий объем легких.

 


Информация о работе Здоровый образ жизни и физическая культура