Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 11:54, дипломная работа
В современных социально-экономических условиях, когда приоритетными качествами является прагматизм и успешность, физкультурное образование утратило свою привлекательность, продолжая полагаться в своей деятельности лишь на эстетическое воспитание различных социальных групп и использовать традиционные методы педагогики. Это вызвало снижение количества поступающих учиться в педагогические образовательные учреждения и рост конкуренции среди них. Однако в целом среди причин развивающейся кризисной ситуации с набором студентов в ВУЗы можно выделить как объективные, так и субъективные причины.
Во-первых, в конце прошлого века произошло резкое падение рождаемости, что привело к демографическому кризису и, естественно, к падению количества поступающих. Это объективный фактор, который неизбежно обостряет конкуренцию среди ВУЗов.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования имиджа высшего учебного заведения……………………………………………………………………………..5
1.1. Понятие имиджа высшего учебного заведения ………………………….....5
1.2. Проблема позитивного имиджа факультета физической культуры…………………………………………………………………………….11
Выводы по первой главе…………………………………………………………...19
Глава 2. Содержание имиджа факультета физической культуры………………………………………………………………………….....21
2.1. Психолого-педагогические основы имиджа факультета физической культуры…………………………………………………………………………….21
2.2. Элементы имиджа факультета физической культуры…………………........26
Выводы по второй главе…………………………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………….....36
Список литературы…………………………………………………………………39
4. Позитивный имидж должен соответствовать социальным ожиданиям масс;
5. Имидж должен быть реалистичным, т. е. содержать характеристики, воспринимаемые и трактуемые однозначно;
6. Позитивный имидж должен быть целостным, т. е. сбалансированным с точки зрения представленности его характеристик [17].
Позитивный имидж функционирует в системе: метафора (выразительный образ времени, ситуации) - герой (олицетворяет реальность, время) - знак (характеристики внешности, поведения, символика) [17]. И.П. Калошина, обобщая вышесказанные дефиниции имиджа, в своем диссертационном исследовании, рассматривает имидж политического лидера как эмоционально окрашенный образ, имеющий характер стереотипа и обладающий манипулятивными свойствами, с помощью ассоциаций, наделяющих объект дополнительными ценностями (социальными, психологическими, эстетическими и т. д.), необязательно имеющими социальной значимостью для воспринимающих такой образ [16].
Обобщение психологических, социальных и политологических исследований по проблеме позитивного имиджа позволило И.П. Калошиной сформулировать ряд общих требований к нему [16]:
-
в политическом имидже должны
отражаться черты победителя, что
проявляется в оценках
-
необходимо присутствие в
- имидж должен обладать свойством стереотипной многоплановости, чтобы пластично адаптироваться к требованиям определенных социальных групп;
- в позитивном имидже должны отчетливо проявляться черты открытости и доступности;
-
на эффективность
Позитивный имидж формируется в основном под влиянием трех основных групп мегафакторов: личностных характеристик позитивного имиджа; как позитивный имидж представлен средствами массово информации; историческими событиями или трудностями, с которыми политический лидер сталкивается в конкретные периоды времени [16].
Зная статус человека, от него ожидают типичных действий, наличия типичного набора качеств, определенного ролевого поведения, соответствующего данному статусу. Это называется социальным поведением. А.Г. Ковалев выделил пять критериев выбора модели социального поведения:
1.
Поведение должно
2. Нравственная безупречность (честность, справедливость совестливость).
3.
Учет конкретной ситуации, в которой
личность действует или
4. Цель, которую ставит перед собой личность.
5.
Самокритическая оценка
Поведение должно соответствовать общественным ожиданиям, быть примером.
Б.Г. Ананьев исследовал особенности и различия межгрупповой и межличностной перцепции. Межгрупповая перцепция отличается от межличностной следующими параметрами:
1. Целостностью (совпадением индивидуальных оценок).
2. Унифицированностью (распространенностью).
3. Устойчивостью.
4.
Основой, которой является
Рассматривая процесс формирования позитивного имиджа подчеркивал, что существует первичный имидж, отражающий изначальные ожидания электората и вторичный, который отражает изменившиеся в ходе борьбы ожидания электората. Автор выделяет ядро имиджа, состоящее из трех базовых характеристик: внешние поведенческие направленности личности; внутренние организации личности; иерархии временных Я личности [1].
При восприятии другого и себя одни признаки очевидны, другие - мало
заметны, о третьих можно судить только на основании косвенных данных. Это определяет индивидуальный облик и неповторимый стиль поведения.
Б.Г. Ананьев, исследуя формирование позитивного имиджа, выявила общие положения, сгруппированные по трем основаниям:
1) имидж - это образ. Сформировавшийся образ представляет предмет в социальной среде и становится столь же объективным, как и сам предмет. Это главный атрибут имиджа как социального факта;
2)
имидж раскрывается через
3) имидж, находясь под постоянным воздействием многих переменных, не является жестко зафиксированным образом, но вместе с тем устойчив в основных своих характеристиках [1].
Позитивный имидж повышает
потенциал факультета физической культуры
и повышает эффективность его функционирования.
Выводы
по первой главе
Современный
словарь трактует понятие «имидж»
как целенаправленно
Имидж – это категория, универсально применимая к любому объекту, становящемуся предметом социального познания: к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж юриста и пр.), образованию (имидж выпускника вуза, колледжа, лицея и т. д.), к торговой марке, к предметам, к отдельным потребительским характеристикам материальных объектов (имидж качества) и т. д.
Имиджем высшего учебного заведения - это сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый соотношением между различными сторонами его деятельности и транслируемый во внешнюю среду.
Можно выделить постоянные и переменные слагаемые позитивного имиджа образовательного учреждения.
К числу постоянных слагаемых имиджа относятся:
-
четкое определение
-
оптимистичный настрой и
- педагогическая, социальная и управленческая компетентность и т.д.
К числу переменных имиджа можно отнести:
-
содержание миссии и
- виды образовательных услуг;
-
материальную базу
Развитие позитивного имиджа обострило проблему моделирования, оптимизации, управления и формирования имиджа, сделав ее весьма актуальной и перспективной. Охватывая макро и микросоциальный (внешний), личностный (внутренний) уровень, исследование имиджа решает как государственные, региональные, так и индивидуальные задачи адаптации человека в социуме.
Позитивный имидж - это целенаправленно сформированный образ лица, явления или предмета, выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п.
Слагаемые позитивного имиджа факультета физической культуры:
1.
Профессионализм и
2. Нравственная принадлежность.
3. Компетентность в области психотехнологий как динамической системе, обеспечивающей взаимодействие человека с окружающей средой.
Общие положения позитивного имиджа, сгруппированные по трем основаниям:
1)
имидж - это образ. Сформировавшийся
образ представляет предмет в
социальной среде и становится
столь же объективным, как и
сам предмет. Это главный
2)
имидж раскрывается через
3)
имидж, находясь под
Глава
2. Содержание имиджа
факультета физической
культуры
2.1.
Психолого-педагогические
основы имиджа
факультета физической
культуры
Факультет физической культуры университета следует рассматривать как важнейшую составляющую общей культуры коллектива высшего по форме и содержанию учебного заведения. Это вид культуры, представляющий собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и метод физического совершенствования преподавателей, студентов, сотрудников для выполнения ими своих социальных функций.
Имидж факультета физической культуры университета следует представлять как системное многофункциональное явление со своей структурой, элементами, связями. Как системное явление – имидж факультета физической культуры должен в достаточной степени удовлетворять потребности каждого члена коллектива, прежде всего, в постижении ее ценностей и на основе развиваемых мотивов способствовать собственному здравостроению. Отмеченное выше, создает предпосылки для осмысления состояния имиджа факультета физической культуры в университете и реальных возможностей.
Определяющими и наиболее важными психолого-педагогическими основами имиджа физической культуры, являются [22]:
- специальные структурные подразделения факультета (преподавательский состав факультета, спортивный клуб и т.д.);
- репутация самого факультета кафедра физической культуры;
- корпоративные возможности.
Структурные подразделения факультета физической оказывают большое влияние на репутацию факультета и на его корпоративные возможности.
Корпоративный имидж факультета физической культуры – это общее представление о самом факультете физической культуры, состоящее из набора убеждений и ощущений, которые складывается у абитуриентов, при выборе факультета [5].
Репутация факультета физической культуры – ценностные характеристики, вызываемые корпоративным имиджем факультета физической культуры, сложившихся у поступающих на данный факультет [5].
Имидж факультета физической культуры, в частности, есть целостное восприятие (понимание и оценка) оценки различными группами общественности, формирующееся на основе хранящейся в их памяти информации о различных сторонах деятельности вуза: обучающей, научной, воспитательной, общественной и т.п.
Другими словами, содержание понятия имиджа факультета физической культуры включает в себя две составляющие:
- описательную (информационную) составляющую, которая представляет собой образ вуза, или совокупность всех представлений (знаний) об организации;
- составляющую, связанную с отношением, или оценочную составляющую. Оценочная составляющая существует в силу того, что хранящаяся в памяти информация не воспринимается безразлично, а пробуждает оценки и эмоции, которые могут обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа организации могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Люди оценивают высшее учебное заведение через призму своего прошлого и сегодняшнего опыта, ценностных ориентаций, общепринятых норм и моральных принципов.
Составляющие корпоративного имиджа факультета физической культуры [5]:
1) Нельзя забывать, что вся информация, которую факультет посылает во внешнюю среду, в той или иной степени, является имиджевой. Эта информация (вербальная и невербальная, символическая) следует систематизировать. Невербальная, символическая информация – это здания вуза, административный и учебные корпуса, отделка внутренних помещений, стиль одежды преподавателей и студентов, внешние особенности их общения и взаимодействия. Даже запах и звуки, которые слышны в коридорах зданий говорит о том, каким образом себя позиционирует этот факультет в образовательном, социальном пространстве города, региона.