Исследование особенностей домашнего задания по физкультуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 05:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследование особенностей домашнего задания по физкультуре.
Объект работы – домашнее задание на уроках физкультуры.
Задачи работы:
- изучить особенности планирования уроков физкультуры
- рассмотреть требования к домашнему заданию
- проанализировать эффективность воздействия выполнения домашнего задания по физкультуре на развитие ребенка

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 85.89 Кб (Скачать файл)

Цель работы – исследование особенностей домашнего задания  по физкультуре.

Объект работы – домашнее задание на уроках физкультуры.

Задачи работы:

-  изучить особенности планирования уроков физкультуры

-  рассмотреть требования к домашнему заданию

-  проанализировать эффективность воздействия выполнения домашнего задания по физкультуре на развитие ребенка

 
Введение 

 

Родители должны знать  санитарные нормы: на выполнение домашнего  задания во 2 — 3–м классе отводится  максимум 2 часа, в 5–м классе — не больше 2,5 часа, в 6–м — 3, после 7–го — 3,5, но с учетом, что на каждый предмет  потребуется не более 30 минут.

Правда, есть закономерность: время, которое тратят сильные и  слабые ученики на подготовку домашних заданий, соотносится как 1:6, т.е. если сильный ученик справляется с  уроками за 3 часа, то слабому потребуется 18! Поэтому домашнее задание должно быть дифференцированным. Учитывают  ли это учителя? Не всегда. В начальных  классах большинство учеников, даже хорошо успевающих, не справляются  с домашним заданием без помощи взрослых.

А еще по гигиеническим  требованиям нельзя, например, в  понедельник и субботу проводить  математику, химию, физику и контрольные  работы, тем более — первым или  последним уроками. Занятия математикой  или русским языком следует чередовать с физкультурой или рисованием.

Изменения в учебных программах вызваны стремлением сохранить  и укрепить здоровье учащихся, облегчить  социальную адаптацию выпускников  средней школы, более полно учесть специфику столичного рынка труда, отразить новые требования законодательства к общеобразовательной подготовке старшеклассников.

С этой целью усилено внимание к задаче индивидуализации учебного процесса, в вариантах рабочих  учебных планов на конкретных примерах показаны возможности некоторого сокращения инвариантного (базового) компонента, которое компенсируется введением  дополнительных модулей и курсов, учитывающих образовательные потребности  различных категорий учащихся. Предлагается достаточно технологичный вариант  построения индивидуальных учебных  планов старшеклассников, основные принципы которого прошли экспериментальную  проверку в практике работы ряда московских школ.

Подчеркивается значение активных форм обучения, прежде всего, проектной деятельности для развития творческой инициативы и самостоятельности  учащихся, для наполнения учебного процесса содержанием, имеющим для  ребенка реальное личностное значение, для усиления практической направленности образования.

Усилено внимание к необходимости  развития физической культуры и занятий  активно-двигательного характера  в системе общего образования. При  наличии условий (кадров, помещений, инвентаря, программно-методического  обеспечения) для организации занятий  физкультурой и спортом образовательным  учреждениям рекомендуется организовывать дополнительные занятия для желающих во второй половине дня.

С целью нормализации учебной  нагрузки школьников в таблицу плана  введена особая строка "Максимальный объем обязательных домашних заданий" (измеряется в час/день). Указанные  в ней временные ограничения  относятся к обязательной части  домашнего задания, которое должны выполнять все дети. Поэтому каждому  учителю необходимо тщательно продумывать  состав домашнего задания, разграничивать те задания, которые необходимо выполнить  каждому ребенку (чтобы закрепить  основные алгоритмы, или повторить  основные определения, базовые сведения и т.п.), и задания, которые любознательный ребенок или ученик, занимающийся по индивидуальной программе, может  выполнить дополнительно.

Необходимо также тщательно  соотносить время, которое планируется  учителем для выполнения обязательной части домашнего задания, с реальным временем его выполнения детьми; корректировать на этой основе объем домашнего задания, приучать детей к рациональной организации  выполнения домашней работы.

 
1. Планирование и  анализ уроков физической культуры

1.1 Планирование  учебного процесса по физической  культуре

Успех учебного процесса по физической культуре во многом зависит  от того, насколько продуманно составлено и как выполняется перспективное  планирование учебной работы в целом  и на конкретных уроках в частности.

В основе перспективного планирования лежат документы, которые должны быть у каждого учителя. К ним  относятся расчет часов по видам  физической подготовки, график учебного процесса и рабочий поурочный  план.

Типовой учебный план — расчет часов по разделам, который приводится в программе физического воспитания, требует обязательного уточнения применительно к климатическим условиям и состоянию материально-технической базы школы.

График учебного процесса раскрывает организацию и порядок  проведения занятий по программе  в течение учебного года. Он составляется на основе расчета часов учебного плана. Порядок составления и форма графика учебного процесса, так же как и рабочего плана, показаны в учебниках для институтов физической культуры «Теория и методика физического воспитания».

Рабочий план раскрывает методику последовательного изучения программного материала (обучение движениям и  воспитание (развитие) физических качеств) по установленным графиком циклам. Циклом в графике принято называть периоды проведения занятий: на открытом воздухе с начала учебного года до перехода в спортивный зал; в зале до перехода на лыжную подготовку и  т.д.

Необходимо, чтобы расчет часов по разделам программы был  утвержден директором школы. Это  необходимо для согласования данного  документа с планом спортивно-массовых мероприятий, которые будут проводиться  в школе. Остальные документы  перспективного планирования утверждаются заместителем директора по учебно-воспитательной работе, курирующим организацию физической подготовки школьников.

При планировании учебной  работы по физическому воспитанию школьников необходимо помнить о такой его  важной составляющей, как деятельность спортивных секций и проведение соревнований.

Необходимо позаботиться о том, чтобы спортивные секции были организованы в первую очередь по видам физической подготовки, включенным в учебную программу. Это даст возможность учителю физкультуры  подготовить актив, способный оказать  ему помощь при проведении уроков и спортивных мероприятий.

Участие школьников в спортивных соревнованиях позволяет лучше  закрепить учебный материал уроков физкультуры. Для этого календарный  план спортивно-массовых мероприятий, в том числе соревнований, должен быть максимально увязан с графиком учебного процесса и рабочими планами  педагогов. Оптимально, когда в зависимости  от вида физических упражнений, изучаемых  на уроке, планируется и проведение спортивных соревнований. Например, после  изучения техники игры надо проводить  общешкольные соревнования по спортивным играм и вовлечь в них максимальное число участников.

1.2 Подготовка  плана-конспекта урока

Заключительным этапом планирования является подготовка плана-конспекта  урока. Учитель не должен ограничивать себя составлением краткого плана урока. Опыт показывает, что в физическом воспитании не удается обеспечить необходимое  качество урока без детально развернутого плана, т.е. без конспекта. Конспекты  рекомендуется составлять не на разрозненных листках бумаги, а в тетради  или журнале большого формата  с заранее размеченными графами  и указанием недели и месяца проведения урока. По мере накопления опыта и  улучшения материальной базы, к тому же ориентируясь на лучшие конспекты  прошлых лет, учитель получит  возможность готовить более совершенный  документ.

Знакомясь с содержанием  конспекта, надо в первую очередь  обратить внимание на конкретность постановки задач и намеченных приемов их выполнения в условиях данного образовательного учреждения.

Качество обучения наиболее важным упражнениям оставляет желать лучшего во многих школах именно потому, что учитель не ставит конкретной задачи обучения, а учит учащихся в  общем, например прыжку в длину. Однако прыжок в длину состоит из ряда фаз (разбег, отталкивание, полет, приземление) и их необходимо последовательно  освоить и закрепить на нескольких уроках. Точно в соответствии с  задачами, решаемыми на конкретном уроке, нужно осуществлять и запись пройденного материала в классном журнале.

От постановки задачи зависит  и подбор учебного материала на уроке, особенно использование необходимых, но, к сожалению, редко применяемых, подводящих и специальных упражнений.

В процессе физического воспитания не только укрепляется здоровье учащихся, вырабатывается сила, выносливость, но и закаляется воля и характер, формируются  нравственные и эстетические качества. Практика лучших преподавателей, тренеров спортивных секций показывает, что  физкультура, спорт и туризм — это действенные средства воспитания учащихся. Поэтому нельзя ограничивать задачи урока лишь оздоровительной и образовательной функциями. Необходимо, чтобы конспекты учителя и тренера обязательно предусматривали как собственно физическое воспитание, так и конкретные задачи по нравственному развитию подростков.

Анализируя план-конспект, руководителю образовательного учреждения полезно поинтересоваться:

-  в какой последовательности учитель его составляет;

-  на какой момент урока приходится наибольшая нагрузка учащихся;

-  как взаимосвязаны между собой подготовительная, основная и заключительная части урока;

-  в какой мере каждая часть урока отвечает своему назначению.

При этом надо иметь в виду, что составление конспекта начинается с основной части урока, после  чего подбираются упражнения, наилучшим  образом подготавливающие учащихся к выполнению основного учебного материала и, как правило, к повышенным нагрузкам. Заключительная часть урока (в конспекте должно быть показано, за счет каких упражнений) ставит задачу успокоить занимающихся, организованно  закончить урок: дать домашнее задание, подвести итоги. В конспекте необходимо обязательно указать, какое оборудование и инвентарь потребуются на уроке и какое количество оборудования и инвентаря будет использовано.

1.3 Анализ  урока физической культуры

Центральным и основополагающим компонентом учебной работы по физическому  воспитанию является урок физической культуры. Посещая урок, руководителю целесообразно проанализировать следующие  его компоненты:

-  организацию урока;

-  физическую нагрузку учащегося;

-  общую и моторную плотность урока;

-  обучение двигательному действию;

-  домашнее задание.

Руководитель учебного заведения, давая разносторонний и объективный  анализ урока, прежде всего оценивает  то, как организован урок. Быстрое  построение учащихся, наличие у них  требуемой спортивной формы, четкая и доходчивая для школьников форма  постановки задач урока, минимальная  потеря времени на установку оборудования и высокая общая плотность  занятий, организованный переход от одной части урока к последующей, хорошая дисциплина и сознательное выполнение учащимися учебных заданий — наиболее важные моменты организации урока, на которые в первую очередь следует обратить внимание.

Другой важный компонент  урока — физическая нагрузка. Без соответствующей нагрузки, обязательного учета физических возможностей учащихся нельзя обеспечить эффективность физического воспитания. Учитель должен знать индивидуальные физические возможности каждого учащегося, владеть разнообразными способами и приемами регулирования физической нагрузки на уроке.

Я.С. Вайнбаум предлагает ряд параметров, которые следует выполнять при дозировании нагрузок на уроках физической культуры (см. табл. 1.1).

Таблица 1.1 Должное нормирование нагрузок на уроке физкультуры

Структура нагрузок

Упражнения

Норма нагрузок

Метод выполнения

Направленность

Группы мышц

Интенсивность

Объем

Развивающий

Поддерживающий

Кол-во серий

Время, мин.

Кол-во серий

Время, мин.

Сила

Плечевой пояс и руки

Упражнения основной и  снарядной гимнастики, акробатики

70–75% от максимальной, интервал  между сериями 40–90 сек.

3

4–5

2

2–3

Повторно-серийный

Ноги, брюшной пресс, спина

«-»

«-»

«-»

3

3

3

2

2

2

«-»

«-»

«-»

Скоростная взрывная сила

Туловище, плечевой пояс и  руки

Метания, игры, прыжки

80–100% от максимальной

3 (по 2–3 повторения)

6

2

3

Повторно-серийный

Ноги

«-»

«-»

Скорость

 

Бег, игры

3 (по 2–3 повторения)

3 (по 2–3 повторения)

3

1

1

Повторно-серийный

Общая выносливость

 

Бег, игры

150–160 уд./мин.

15 мин.

15 мин.

Непрерывный, равно-мерный и  переменный

Информация о работе Исследование особенностей домашнего задания по физкультуре