Исследование особенностей домашнего задания по физкультуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 05:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследование особенностей домашнего задания по физкультуре.
Объект работы – домашнее задание на уроках физкультуры.
Задачи работы:
- изучить особенности планирования уроков физкультуры
- рассмотреть требования к домашнему заданию
- проанализировать эффективность воздействия выполнения домашнего задания по физкультуре на развитие ребенка

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 85.89 Кб (Скачать файл)

Важным показателем воздействия  физической нагрузки на организм учащихся является степень изменения у  них частоты сердечных сокращений в покое и при выполнении физических упражнений, которая может быть зафиксирована  в специальном протоколе. П.К. Петров предлагает следующую разновидность протокола учета пульсовых данных на уроке.

Протокол учета пульсовых  данных на уроке

Школа № _____. Класс 2«Г».

Урок провел _________________         

Дата ______ Время ____________

Место проведения — спортивный зал.

Количество учащихся — 24, из них: мальчиков — 12, девочек — 12.

Количество отделений 1 (м), 1 (д).

Задачи урока:

1. Научиться кувырку вперед.

2. Совершенствовать умение  лазать по наклонно поставленным  скамейкам.

3. Научиться играть в  игру «К своим флажкам».

Фамилия наблюдаемого — Иванов К.

Фамилия наблюдающего — Петров В.К.

Пульс до занятий в спокойном  состоянии — 84 уд./мин.

На основе данных протокола  составляется график нагрузки. Для  этого по вертикальной оси откладывают  количество ударов пульса, начиная  от 70, а по горизонтальной — время измерения пульса.

Каждый учащийся должен хорошо знать свой организм, уметь измерять пульс, следить за процессом приспособления организма к нагрузке. Пульс можно  считать в течение одной минуты; 30, 15 или 10 секунд с последующим умножением результата на 2, 4 или 6.

В результате систематических  занятий физическими упражнениями происходит понижение частоты пульса. После 6–7 месяцев тренировки пульс  снижается на 3–4 уд./мин., а после года занятий — на 5–8 уд./мин. и более. Пульс во время физической нагрузки и сразу после нее у старшеклассников может достигать 160–170 уд./мин. и больше. Но через 3–5 мин. он должен приходить в норму. Чем тренированнее учащийся, тем быстрее пульс приходит в норму после нагрузки. При снижении уровня тренированности вследствие прекращения или уменьшения нагрузки вновь происходит некоторое учащение пульса.

Время измерения, мин.

Пульс

Характер физических упражнений

За 10"

За 1'

5

16

96

Ходьба на носках

7

17

102

Упражнение на дыхание

9

20

120

Приседания

10

20

120

Наклоны туловища вперед

11

21

126

Маховые движения ног

12

22

132

Наклоны туловища в стороны

13

23

138

Прыжки на месте

14

19

114

Перестроение в одну шеренгу

17

22

132

Лазанье по скамейке (1-й подход)

20

22

132

Лазанье по скамейке (2-й подход)

24

21

126

Лазанье по скамейке (3-й подход)

27

20

120

Из положения лежа группировка (2 раза)

30

22

132

Перекаты вперед и назад  в группировке

34

23

138

Игра «К своим флажкам»

37

24

144

Игра «К своим флажкам»

39

19

114

Ходьба по кругу

42

18

108

Игра на внимание «Делай, как я»

43

17

102

Игра на внимание

44

17

102

Игра на внимание

45

15

90

Окончание урока


 

В физическом воспитании существуют такие понятия, как общая и  моторная плотность урока. При определении  общей плотности урока учитывается  вся полезная деятельность учащихся и учителя, включая организацию  учащихся, объяснение и показ упражнений, а также непосредственное выполнение физических упражнений. В моторную же плотность урока входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, т.е. непосредственная физическая нагрузка.

Стремясь к высокой  нагрузке, учитель должен стараться  добиваться максимально высокой  моторной плотности. Однако он должен учитывать, что при изучении нового материала в силу целого ряда объективных  причин, таких как обстоятельное  объяснение, многократный показ, моторная плотность и физическая нагрузка значительно ниже, чем на уроках повторения и совершенствования  учебного материала.

Способами повышения моторной плотности урока являются применение многокомплектного, т.е. нестандартного, универсального спортивного оборудования и проведение круговых тренировок.

Прежде всего следует  отметить, что задача обучения должна решаться на каждом уроке физкультуры. Процесс обучения двигательному  действию подразделяется на три фазы: создание предварительного представления  об упражнении; разучивание упражнения (целостным или расчлененным методом); закрепление и совершенствование  двигательного навыка.

Приведем пример решения  образовательных задач в третьей  фазе обучения. Занятия заключаются  в систематическом многократном повторении разученного упражнения с постепенным усложнением задач  или условий его выполнения и  одновременным повышением физической нагрузки. В результате многократных повторений движения в основном стабилизируются. Однако в дальнейшем для того, чтобы  избежать «натаскивания и косного  навыка», надо варьировать и усложнять  двигательную задачу, изменяя направление, подбирая различные виды одного и  того же упражнения и т.д. Благодаря  вариативности повышается уверенность  при выполнении упражнения, что способствует, например, на занятиях гимнастикой  устранению срывов и падений со снаряда.

1.4 Домашние  задания по физической культуре

Ежедневные занятия физическими  упражнениями в форме домашних заданий  дополняют уроки, что особенно важно  для учащихся, имеющих слабое физическое развитие. Выполняя их систематически, школьники приучаются к регулярным занятиям физическими упражнениями, которые постепенно становятся повседневной потребностью учащихся.

Домашние задания по физкультуре  могут задаваться только при условии, если учитель систематически уделяет  внимание их проверке, наглядно показывает задаваемые упражнения, рекомендует  нагрузку. Домашние задания по физкультуре  полезны всем школьникам, в том  числе и тем, кто занимается в  спортивных секциях, потому что они  повышают качество выполнения программы  физического воспитания по всем видам  физической подготовки.

В домашние задания можно  включать: упражнения для совершенствования  техники движений (закрепления и  совершенствования отдельных двигательных навыков и умений), для улучшения  осанки, развития необходимых физических качеств (силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости и др.).

Таблица 1.2 Рекомендуемые  упражнения в недельном двигательном режиме

Упражнения

Объем двигательной деятельности (суммарно в неделю)

Юноши

Девушки

Бег или ходьба на лыжах (км)

18–20

13–15

Прыжки со скалкой (количество раз)

2200–2400

2000–2200

Подтягивание на перекладине (количество раз)

90–100

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз)

230–250

140–150

Поднимание прямых ног  из положения лежа (количество раз)

150–170

130–150

Поднимание туловища из положения  лежа на спине (количество раз)

150–170

130–150

Приседание на двух ногах (количество раз)

250–270

200–220


При подборе домашних заданий  следует отдать предпочтение оздоровительному бегу. Это средство в большей степени, чем любое другое упражнение, способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной  систем, нормализует массу тела, повышает работоспособность организма.

В качестве домашних заданий, например, можно использовать различные  силовые упражнения, выполняемые  в положении упора лежа для  мышц рук и лежа — для мышц туловища и брюшного пресса; различные виды приседаний (на полной стопе, носках и т.д.); упражнения на равновесие («ласточка» и др.); различные силовые упражнения с резиновым бинтом, эспандером, гантелями и использованием тренажерных устройств; прыжки через скакалку на одной и обеих ногах; упражнения на узкой опоре (на равновесие) и др.

Вводить домашние задания  в учебный процесс нужно постепенно. Вначале учащимся предлагают подготовить  простейший комплекс утренней зарядки, физкультурной паузы, выучить упражнения со скакалкой или другим предметом, систематически проделывать ряд  упражнений для развития силы мышц верхнего плечевого пояса, брюшного пресса и т.п. Имеет смысл введение в домашнее задание рекомендаций по недельному двигательному режиму (см. табл. 1.2)

Нецелесообразно давать какие-либо обширные устные или сложные письменные задания по физической культуре на дом, учитывая, что учащиеся достаточно загружены подобными заданиями  по другим предметам. Вместе с тем  школьники всегда должны иметь возможность  получить дополнительную консультацию учителя по выполнению домашних заданий. Этому способствуют уголки физической культуры, в которых могут размещаться  фотомонтажи; списки рекомендуемой  литературы по вопросам физического  воспитания, имеющейся в кабинете физкультуры или библиотеке; кинограммы выполнения отдельных упражнений; информация о методиках проведения занятий, их дозировке; необходимой спортивной экипировке и т.д.

1.5 Методика  системного анализа и оценки  эффективности проведения урока  физической культуры

Последовательность определения  итоговой оценки

1. Оценки отдельных составляющих  в каждом из восьми разделов  выставляются по 5-балльной шкале.

2. Сумма оценок, деленная  на число учитываемых показателей  в разделе, определяет общую  оценку за раздел. Оценка за  восьмой раздел умножается на 2.

3. Сумма оценок за все  разделы, деленная на 8, является  итоговой (см. таблицу 1.3).

Таблица 1.3. Критерии и пример оценки урока

№ п/п

№ п/п

Критерии оценки

Пример оценки

А

Б

1

2

3

4

5

1.0

Подготовка к уроку

1.1

План-конспект, его анализ и оценка

3

3,33

1.2

Подготовка места занятия (оборудование, инвентарь)

4

1.3

Физкультурная форма учащихся и внешний вид учителя

3

2.0

Проведение подготовительной части урока

2.1

Оценка постановки учителем задач урока

2

3,5

2.2

Вводно-организующие и установочные действия

4

2.3

Содержание общей и  целенаправленность специальной разминки

4

2.4

Рациональность затрат урочного времени

4

3.0

Проведение основной части  урока

3.1

Оправданность и степень  реализации намеченных задач урока

4

3,83

3.2

Рациональность способов организации учебной деятельности школьников

3

3.3

Последовательность выполнения неоднородных разделов основной части  урока

4

3.4

Оценка методики обучения (в т.ч. применение специальных и  подводящих упражнений, реализация индивидуального  подхода)

3

3.5

Оценка методики воспитания физических способностей (качеств)

4

3.6

Общая и моторная плотность, характеристика и методика регулирования  нагрузки

5

4.0

Проведение заключительной части урока

4.1

Восстановительная направленность, содержание и целенаправленность использования  упражнений

3

3,25

4.2

Подведение итогов урока (умение подводить итоги, ориентировать  учащихся на очередные задачи)

4

4.3

Домашнее задание (содержание, рекомендации по самоподготовке, срок выполнения и проверки)

2

4.4

Продолжительность, ориентировка на предстоящие занятия по иному  предмету, своевременность окончания  урока

4

5.0

Выполнение требований основных педагогических принципов

5.1

Сознательность и активность учащихся на уроке

4

3,6

5.2

Систематичность и преемственность  выполненных упражнений

4

5.3

Доступность и индивидуализация в процессе обучения

4

5.4

Постоянное повышение  требований к школьникам

3

5.5

Наглядность и применение ТСО

3

6.0

Воспитательная ценность урока

6.1

Воспитание нравственных, волевых и эстетических качеств  учащихся, их умственное развитие

3

4

6.2

Воздействие на повышение  эмоционального состояния, проявление интереса к физическим упражнениям

4

6.3

Дисциплина и деловая  активность учащихся на уроке

5

7.0

Оценка педагогически  оправданных и неоправданных  затрат времени на уроке

7.1

Затраты на объяснение и показ, восприятие и осмысление учебного материала

3

3,6

7.2

Время, занятое выполнением  подготовительных, основных и других упражнений

4

7.3

Время, уходящее на необходимый  оперативно-восстановительный отдых  учащихся

4

7.4

Время, затраченное на установку, перевод в рабочее состояние  и уборку оборудования, инвентаря, снаряжения

3

7.5

«Простой» — потери урочного времени, которые выражены в бездеятельности занимающихся по организационно-методическим и другим недостаткам

4

8.0

Общая оценка проведения урока

8.1

Соотношение между деятельностными  слагаемыми происходившего в уроке  и результативными показателями

4

4 x 2=8

8.2

Выполнение конкретно  поставленных задач. Оправданность  возможных отклонений от плана-конспекта

4

8.3

Оценка уровня деятельности учителя с учетом положительных  сторон, просчетов и ошибок на конкретном уроке

4

Итоговая оценка

-

4,13


Основа материальной базы для занятий физкультурой — это спортивные сооружения, позволяющие выполнить программу физического воспитания по предусмотренным в ней видам физической подготовки и отдельным упражнениям. В первую очередь к ним относится спортивный зал, где может быть пройден учебный материал по гимнастике, борьбе, спортивным играм, прикладным физическим упражнениям.

Уроки в спортивном зале целесообразно  проводить только зимой и в  ненастную погоду. Все остальное  время, при соответствующих гигиенических  условиях, учащиеся должны заниматься на открытом воздухе. Не случайно в  СанПиНе в числе требований к  территории образовательного учреждения указывается, что оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому  воспитанию, а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных  мероприятий.

Учебным заведениям, расположенным  в районах, где имеется возможность  вести лыжную подготовку, желательно иметь лыжную базу, расположенную  в двух изолированных друг от друга  помещениях, что позволит отдельно хранить инвентарь для учебной  и для внеклассной работы.

В понятие материальной базы входит также оборудование. Спортивное сооружение для учебных целей  должно быть оснащено таким образом, чтобы заниматься на нем в основной части урока могли одновременно все или не менее половины обучающихся.

В зале или соседних помещениях необходимо установить легко убирающееся  многокомплектное (так называемое нестандартное) универсальное спортивное оборудование и тренажеры, дополнительные баскетбольные щиты и приспособления для занятий различными видами физической подготовки. На школьной спортивной площадке имеет смысл оборудовать ямы для прыжков в длину и высоту увеличенных размеров с целью повышения их пропускной способности во время обучения, а для занятий общей и прикладной физической подготовкой установить гимнастическое оборудование (брусья, перекладины, бревно и т.д.), элементы препятствий и тренажеры. Широкое применение всего этого оборудования должно найти место во время проведения занятий спортивных секций, продленной перемены, спортивного часа в группе продленного дня. Необходимое оборудование следует разместить на лыжной базе и других спортивных объектах.

Во многих учебных заведениях широко используется универсальное  спортивное оборудование, к которому прежде всего относятся различные  тренажеры, благодаря чему значительно  возрастает моторная плотность уроков физкультуры, резко повышается качество физической подготовки учащихся, появляется возможность более дифференцированно  подойти к процессу обучения. Наличие  тренажеров позволяет индивидуализировать  работу со школьниками, повысить интерес  к систематическим занятиям физической культурой, поднять их эффективность. Часть тренажеров рекомендуется  разместить в таком месте, чтобы  учащиеся могли пользоваться ими  в свое свободное время. Систематические  занятия с применением тренажеров обычно оказывают положительное  влияние на поведение учащихся, помогают им отказаться от вредных привычек, таких как курение, стать более  собранными и дисциплинированными.

Информация о работе Исследование особенностей домашнего задания по физкультуре