Исходные понятия теории физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:35, лекция

Краткое описание

Для успешной работы в любой области профессиональной деятельности необходимо свободное владение специфическими профессиональными терминами и понятиями. Различные понимание и толкование (а тем более незнание профессиональных терминов) затрудняют как общение специалистов, так и преподавателя с учащимися, лишают возможности грамотно обучать и воспитывать людей.
В теории физической культуры используются такие понятия, как «физическая культура», «спорт», «физическое воспитание», «физическая рекреация», «физическая реабилитация», «физическое образование», «физическая подготовка», «физическое совершенство», «физические упражнения» и др.

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

У маленьких детей осанки как  таковой ещё нет, физиологические  изгибы позвоночника отсутствуют, вертикальная поза неустойчива. В процессе роста ребенка формируется двигательный стереотип, и в младшем школьном возрасте появляются первые элементы сегментального выравнивания. Однако у детей 6-9 лет осанка неустойчива, мы видим избыточный прогиб поясничного отдела позвоночника, выступающий живот, торчащие лопатки — это норма для 6-9 летних детей. Устойчивая осанка формируется в среднем и старшем школьном возрасте. Окончательно формирование осанки происходит с прекращением роста скелета.

Возраст 8-17 лет — самый важный для формирования осанки период жизни, даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей, именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов. В этом же возрасте наиболее эффективны мероприятия по воспитанию осанки.

С возрастом связки становятся более  жесткими, мышцы теряют эластичность, уменьшается подвижность суставов. К старости ухудшается и механизм управления осанкой (двигательный стереотип), по причине деградации нервной системы. В связи с этим способность сегментов тела к выравниванию ограничивается, осанка ухудшается, а возможность коррекции осанки снижается. В пожилом и старческом возрасте нарушается структура кости — возникает проблема, именуемая остеопороз и связанная с этим процессом деформация скелета (прежде всего позвоночника). Самые неприятные проявления остеопороза — почти ничем не спровоцированные, «случайные» переломы позвоночника, из-за чего нередко образуется так называемый «вдовий горб», чудовищно искривляющий осанку[16]. Возрастные изменения опорно-двигательного аппарата и нервной системы приводят к нарушению осанки, а плохая осанка в свою очередь способствует деформации скелета.

В поддержании правильной осанки важную роль играют мышцы туловища шеи и нижних конечностей. Одним  из основных элементов мышечной системы являются мышцы спины. В ней различают поверхностный слой, состоящий из трапециевидной и широчайшей мышц спины трапециевидная мышца, сокращаясь всеми пучками, приближает лопатку к позвоночному столбу; сокращаясь верхним пучком, поднимает лопатку, а нижним - опускает ее. Широчайшая мышца приводит плечо к туловищу и тянет верхнюю конечность назад к серединной линии, вращая ее внутрь. При укрепленной верхней конечности приближает к ней туловище. Эти мышцы связывают туловище с руками. Если их зафиксировать, то они могут натягивать позвоночник. 

Из глубоких мышц спины наибольшее значение для формирования правильной осанки имеет мышца, выпрямляющая туловище. Это самая мощная и длинная  мышца спины. Начинаясь от таза и  от остистых отростков нижних поясничных позвонков, она направляется кверху, где делится в поясничной области на три части: подвздошнорёберную мышцу, остистую мышцу и длиннейшую мышцу.  

Вся мышца, выпрямляющая туловище, при  двустороннем сокращении является мощным разгибателем позвоночного столба; удерживает туловище в вертикальном положении. При одностороннем сокращении эта мышца наклоняет позвоночный столб с соответствующую сторону. Верхние ее пучки тянут голову в свою сторону. Частью своих пучков она опускает ребра 

 
Все рефлекторные формы регуляции опорно-двигательной функции позвоночника и всей кинематической цепи "позвоночник-конечности", также как и произвольные функции этой системы, определяют ее прочность и состояние динамического мышечного корсета.  
 
Важнейшей системой при этом являются мышцы живота:

  • наружная косая мышца живота сокращаясь с одной стороны, вращает туловище в противоположную сторону; двустороннее сокращение при укрепленном тазе тянет грудную клетку и сгибает позвоночный столб;
  • внутренняя косая мышца живота, сокращаясь, с одной стороны вращает туловище в свою сторону;
  • поперечная мышца живота уплощает стенку живота, сближает нижние отделы грудной клетки;
  • прямая мышца живота и пирамидальная мышца - наклоняют туловище кпереди;
  • квадратная мышца поясницы - тянет подвздошную кость кверху, а XII ребро книзу; участвует в боковых сгибаниях поясничной части позвоночного столба; при двустороннем сокращении тянет поясничный отдел позвоночного столба назад.
  • Огромную роль играют также мышцы нижних конечностей, большая и малая ягодичные мышцы, подвздошно-поясничные мышцы, широчайшая мышца спины, трапециевидная мышца спины, большая и малая грудные. Именно они отвечают за поддержание позвоночника в вертикальном положении, во многом определяют общую физическую и умственную работоспособность и выносливость человека. Именно недостаток двигательной активности способствует недоразвитию и слабости корсетных мышц в детском возрасте, несформированности устойчивой потребности и привычки занятий оздоровительной физической культурой. Особенно быстро проблемы здоровья, связанные с нарушениями опорно-двигательного аппарата обостряются в период обучения в школе.  
     
    Физиологические особенности семи- десятилетнего ребёнка таковы, что большую часть активного времени суток для него правильнее, полезнее, а значит и лучше для его здоровья, активно двигаться: лазать, бегать, играть. В школе он большую часть времени проводит сидя за партой, склонившись к книге или тетрадке, и занимается интенсивной умственной работой. Можно уверенно сказать, что это довольно неблагоприятная для физического и психического компонентов здоровья ребёнка ситуация.  
     
    Наиболее часто у школьников встречаются ортопедические заболевания, как следствие недостатка развития костно-мышечной системы, вызванные, прежде всего, физической пассивностью. Причём, различные виды нарушения осанки занимают ведущее место в ряду так называемых "школьных патологий".  
     
    Нарушения осанки возникают по многим причинам, а не только в результате неправильного положения позвоночника во время сидения и работы за столом или партой. Это могут быть и наследственная предрасположенность, родовые и послеродовые травмы, патологические изменения структуры костных тканей, неправильное положение тела ребёнка во время сна. Одной из главных причин нарушения осанки является недостаточное развитие мышц спины (поверхностных и глубоких) и живота. Именно поэтому ребёнок не может в течение длительного времени сохранять правильную осанку и начинает сутулиться или склонять туловище в сторону. Но следует помнить, что независимо от причины возникновения нарушений осанки, необходимо постоянно следить за позой ребёнка и уделять значительно больше внимания её коррекции.

 
При письме или чтении у ребенка  с недоразвитым мышечным корсетом вместо правильного наклона вперед, с  сохранением осанки, спина ребёнка "сгорбливается", туловище замысловато изгибается вправо или влево, напряжённо вытягивается вперед шея. Возникает ощущение гутаперчивости детского тела. А во время выполнения письменных заданий ребенок буквально ложится на поверхность стола, слишком низко наклоняет голову, почти касаясь щекой поверхности тетради или учебника. При этом он не только провоцирует развитие патологических изменений осанки, но и "травмирует" глаз, вызывая развитие близорукости.

 
Отсутствие должного контроля со стороны педагогов и родителей усугубляет состояние здоровья ребёнка, ведет к развитию серьёзных заболеваний позвоночника. При их лечении требуются не только значительные усилия медиков, но и систематическое, грамотное участие со стороны педагогов и родителей.  
 
Нельзя забывать, что неправильная осанка портит не только фигуру человека, но и отрицательно влияет на работу сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта, что, в свою очередь, вызывает ухудшение обмена веществ и снижение физической и умственной работоспособности.

 

Обучению школьников основным упражнениям на формирование и закрепление правильной осанки, должны предшествовать основные знания о правильной и неправильной осанке.  
 
Ребенок должен уметь самостоятельно проверять и фиксировать правильную осанку, тем более что это довольно просто и доступно детям уже с начальной школы. Очень важно ознакомить ребенка с основными способами проверки и коррекции осанки, которые легко можно использовать в любой обстановке.

Для фиксации правильно  осанки достаточно встать спиной к стене, внизу которой нет плинтуса, или у двери с ровной поверхностью или боковой стенки шкафа, прижаться, касаясь шестью основными точками:

  1. затылком, при этом голову следует держать так, чтобы внешний угол глаза и верхний край уха находились на линии параллельной полу;
  2. спиной, прислонившись к поверхности лопатками;
  3. плечами (верхней частью рук);
  4. ягодицами;
  5. икроножными мышцами;
  6. пятками.

Спину выровнять следует  так, чтобы в области талии  между телом и поверхностью стены  оставалось пространство, позволяющее свободно "пройти" лишь вытянутой собственной ладони.  
 
Далее в этом положении следует вытянуться вверх, а опустить руки, еще раз, фиксируя правильное положение тела. Затем отойти от стены, стараясь сохранять эту позу. Для такого контроля за осанкой не требуется специальных приспособлений и много времени, и его достаточно часто можно использовать и дома и в школе.

 
При контроле за осанкой во фронтальной (лицевой) плоскости дома родители могут  помочь ребёнку осмотреть себя в  зеркало. Важно в положении стоя у стены с поднятыми руками осмотреть все ли части тела расположены симметрично, исправить возможные небольшие наклоны в стороны, обращая внимание ребёнка на запоминание правильного положения тела. Следует скорректировать осанку ребёнка и при осмотре тела со спины.

При неправильной осанке можно отметить следующие характерные  признаки:

  • выдвинутая за продольную ось тела голова. Она может быть опущена или запрокинута назад;
  • сведенные вперед, напряженно поднятые плечи. Следует обратить внимание на асимметрию положения плеч. Они должны быть выровнены и опущены в низ;
  • выпяченный живот, излишне увеличенный поясничный лордоз (изгиб);
  • несколько отставленный назад таз;
  • круглая спина и запавшая грудная клетка.

В основе различных изменений осанки лежит нарушение правильного сочетания и выраженности физиологических изгибов позвоночного столба. При этом различают плоскую, круглую, кругло-прогнутую и плоско-прогнутую спину.

  
 
ЛЕКЦИЯ.

СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ

 

Знания полного объема средств физического воспитания и их характеристик позволяет учителю в соответствии с сопоставленными педагогическими задачами комплексно использовать все виды средств, отбирать наиболее эффективные физические упражнения, разрабатывать новые системы физических упражнений и полноценно использовать имеющиеся педагогические квалификации.

Для физического воспитания характерна комплексность в применении средств, причем к средствам следует  относить, помимо физических упражнений, естественные силы природы и гигиенические факторы, но ведущим и специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения.

В группировку средств  физического воспитания (физические упражнения + естественные силы природы + гигиенические факторы) положены преимущественные функциональные возможности каждого средства. Любое применение средств оказывает воздействие на организм в целом, так не менее каждое обладает специфичным, только ему присущим акцентируемым воздействием на ту или иную систему, на тот или иной орган.

 

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖЕНИЯ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Понятие «физическое  упражнение» связано с представлением о деятельности человека, двигательных действиях и движениях. Различают  три вида деятельности: труд, учение и игру.

Каждая деятельность складывается из системы двигательных действий, объединенных единой целью.

Двигательным действием называется целенаправленное проявление двигательной активности человека, преследующее решение конкретной задачи.

Все двигательные действия имеют социальный характер: ученик обучается им, опираясь на знание и опыт общества. Двигательные действия, входя в состав деятельности, направлены на решение определенных педагогических задач.

Следовательно, характеристика любого двигательного действия как  произвольного акта должны опираться  на материалистическое понимание единства сознания и деятельности. Исходя из этого, в педагогической структуре двигательного действия принято различать: побуждение (или мотив) к совершению данного двигательного действия; осознание задачи, к которой стремиться ученик, выполняя данное двигательное действие; построение плана решения задачи, а также практическую реализацию плана. Отсюда вытекает большой важности педагогическое положение: ученик может успешно овладеть двигательным действием, только в том случае, если будет заинтересован процессом обучения, будет понимать, для чего следует изучать двигательное действие, уметь строить план предстоящего выполнения и реализовывать его.

Большинство двигательных действий формируется на основе знаний, имеющегося двигательного опыта  и определенного количества попыток выполнить данное двигательное действие. Каждое двигательное действие состоит из определенной системы движений.

Движение есть моторная функция организма. Дня физического воспитания имеют значение произвольные (приобретенные) движения, а не врожденные, поэтому в дальнейшем речь будет идти только о произвольных движениях, то есть, как своеобразно выразился И.П. Павлов: «...от коры полушарий исходящих движений», подчиненных воле человека.

Каждое произвольное движение характеризуется тремя признаками: во-первых, оно всегда является функцией сознания; во-вторых, приобретается человеком в результате жизнедеятельности (включая процесс обучения); в-третьих, обучение движениям повышает степень подчиненности их воле ученика. В силу того, что произвольное движение всегда является социальным, оно воздействует на человека в целом, как на личность.

Отдельное движение является составным элементом двигательного  действия. Посредством нескольких связанных  между собой движений осуществляется желаемое двигательное действие.

Следовательно, движения, преследующие решение конкретной задачи и на этой основе объеденные в определенную систему, и составят двигательное действие.

Информация о работе Исходные понятия теории физической культуры