Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 23:44, курсовая работа
Цель исследования: изучить виды тестовых упражнений, используемых для контроля силовых способностей у учащихся различного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности применения физических упражнений, направленных на развитие силовых способностей у учащихся различного возраста.
2. Описать особенности педагогического контроля в физическом воспитании.
3. Привести виды тестовых упражнений, используемых для контроля силовых способностей у учащихся различного возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛЫ………………………………………………………………………………...4
ГЛАВА 2 КОНТРОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ………………………………………………....11
ГЛАВА 3 КОНТРОЛЬ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ У УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА………………....21
3.1 Задачи контроля силовых способностей……………………………………...21
3.2 Используемые тестовые упражнения…………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………29
Другим необходимым условием информативности процедур циклового и этапного контроля является определенная стандартизация режима нагрузок и отдыха перед обследованиями, особенно перед теми, которые связаны с максимальной (либо близкой к максимальной) мобилизацией функциональных возможностей организма.
Речь идет не только о стандартизации разминки и отдыха непосредственно перед выполнением тестовых упражнений, но и о заблаговременном нормировании компонентов общего режима нагрузок и отдыха с направленностью на создание нужного фона для контрольных обследований. Суть дела тут заключается в том, чтобы путем временного приведения параметров используемых нагрузок к уже освоенным ранее и сочетания их с достаточным отдыхом в соответствующей фазе цикла или этапа способствовать завершению адаптационных перестроек, вызванных предшествующими нагрузками, и обеспечить, образно говоря, выравнивание уровня текущих сдвигов в состоянии занимающихся ко дню обследований (иначе получаемая в них информация окажется как бы зашумленной преходящим последействием примененных накануне нестандартных нагрузок). Для этого приходится заблаговременно до дня (дней) комплексного тестирования и других обследований выделять более или менее значительное время (в зависимости от суммарной величины предшествующих нагрузок) на активный и пассивный отдых, нормировать нагрузки так, чтобы они оказались хотя бы примерно пропорциональными бывшим в аналогичной фазе перед прошлым обследованием, соблюдать такую же, как и в прошлой аналогичной фазе, последовательность нагрузок.
Идти на это в каждом очередном микроцикле, конечно, нецелесообразно, поскольку возникнут неоправданные противоречия с общими поступательными тенденциями развертывания процесса физического воспитания, особенно в отношении темпов наращивания тренирующих воздействий. Обычно в процессе физического воспитания тестирующие и другие обследования в указанных условиях приурочивают к концу его этапов и подэтапов, месячных и околомесячных циклов, каждый из которых включает серию микроциклов, объединенных общей логикой продвижения к целевому результату и позволяющих в совокупности вызвать более или менее выраженные изменения относительно стабильных показателей состояния занимающихся, уровня тренированности и подготовленности в целом.
В конце такой серии микроциклов целесообразно отводить как минимум одно занятие специально для комплексного тестирования или аналогичных испытаний в контрольных упражнениях и обеспечивать подведение к результату, выделяя соответственно построенный микроцикл. Его содержание и структура в различных ситуациях, конечно, не могут быть жестко стереотипными, так как зависят, с одной стороны, от особенностей содержания и общего уровня нагрузок в занятиях предыдущих микроциклов, а с другой – от программы и условий организации обследований в данном микроцикле. Довольно распространенными вариантами такого микроцикла являются собственно-контрольный, контрольно-тренировочный и контрольно-соревновательный микроциклы.
Первый вариант (собственно-контрольный микроцикл) отличается наиболее строгой стандартизацией условий, средств и методов контроля, возможно полным устранением мешающих факторов, в том числе и нагрузок, способных вызвать перед обследованием далекоидущие сдвиги в состоянии занимающихся и тем затруднить получение нужной информации. Тестирование и другие обследования при этом варианте проводятся обычно по расширенной программе. Второй вариант (контрольно-тренировочный микроцикл) отличается от первого в основном более значительным объемом тренировочной работы и сокращенной программой тестирования и других обследований. Тренировочная работа может быть сопряжена с немалой нагрузкой при условии, однако, что она стандартизирована, не превышает освоенного ранее уровня, ставшего привычным, а если превышает, то на строго определенную, четко нормируемую величину. Третий вариант (контрольно-соревновательный микроцикл) характеризуется тем, что в качестве основного средства и метода выявления результатов проведенных занятий используется соревнование, организованное применительно к условиям контроля (с установкой не обязательно на победу, а на превышение или повторение индивидуального достижения, с кратковременным «подведением» к старту, с ограничением или увеличением числа попыток для демонстрации результата, с проведением сопутствующих обследований и т.д.) [15].
Круг упражнений, используемых в качестве контрольных при цикловом и этапном контроле, отчасти поэтапно обновляется в зависимости от изменения содержания занятий, отчасти остается однообразным, в том числе и в обследованиях, проводимых в конце продолжительных периодов годичного либо иного крупного цикла.
В качестве контрольных упражнений главным образом используются: упражнения, являющиеся основным предметом разучивания и совершенствования на этапе, достижения в которых предусматриваются как конкретная цель занятий в крупноцикловом плане (ими являются, например, и упражнения, выделяемые в качестве зачетных в школьных, вузовских программах физического воспитания; соревновательные упражнения, относящиеся к предмету спортивной специализации). Понятно, что тестирование либо подобные тестированию состязания в этих упражнениях есть смысл включать в этапный контроль лишь после того, как техника их выполнения доведена хотя бы до начальной степени стабильности (к сожалению, это условие подчас нарушается, что искажает педагогическую суть этапного контроля); другие упражнения, наиболее пригодные в конкретных условиях для оценки компонентов общей и специальной физической подготовленности, уровня тренированности, степени развития отдельных двигательных способностей. Состав данных контрольных упражнений сравнительно постоянен; вместе с тем он видоизменяется применительно к профилирующему направлению курса физического воспитания (общий обязательный курс физического воспитания, специализированная спортивная тренировка, профессионально-прикладная физическая подготовка). Выявляя и оценивая результаты в упражнениях, используемых в качестве средств циклового и этапного контроля, важно соблюдать, насколько это возможно, метрологические требования, которые предъявляются к тестированию (основные из них, как известно, предусматривают стандартность процедур и условий тестирования, наличие унифицированных оценочных шкал – систем оценок, информативность и надежность тестов). В той мере, в какой эти требования соблюдаются при выполнении и оценке контрольного упражнения, оно приобретает значение тестирующей процедуры. Однако не все названные упражнения могут быть выполнены и оценены в полном соответствии с правилами тестирования (в частности, потому, что ряд двигательных достижений, являющихся предметом контроля, не поддается строгой стандартизации и не оценивается в точных мерах), что не исключает возможности использования их в качестве контрольных упражнений, отчасти подобных тестирующим, хотя и снижает ценность получаемой с их помощью информации.
Для дифференцированной оценки произошедших за время цикла или этапа сдвигов в уровне функциональных возможностей организма, динамике различных сторон тренированности, тенденциях адаптационных процессов, развертывающихся под суммарным воздействием нагрузок, в цикловом и этапном контроле проводят углубленные избирательно-диагностические обследования, в том числе физиологические, биохимические и др. [24].
В практике физического воспитания используется пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение.
1. Предварительный контроль
2. Оперативный контроль
3. Текущий контроль проводится для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время восстановления работоспособности занимающихся после разных (по величине, направленности) физических нагрузок. Данные текущего состояния занимающихся служат основой для планирования содержания ближайших занятий и величины физических нагрузок в них.
4. Этапный контроль служит для
получения информации о
5. Итоговый контроль проводится
в конце учебного года для
определения успешности
В практике физического воспитания применяются следующие методы контроля: педагогическое наблюдение, опросы, прием учебных нормативов, тестирование, контрольные и другие соревнования, простейшие врачебные методы (измерение ЖЕЛ, массы тела, становой силы и др.), хронометрирование занятия, определение динамики физической нагрузки на занятии по ЧСС и др [24].
Большую информацию преподаватель получает с помощью метода педагогических наблюдений. Наблюдая в ходе занятия за учащимися, преподаватель обращает внимание на их поведение, проявление интереса, степень внимания (сосредоточенное, рассеянное), внешние признаки реакции на физическую нагрузку (изменение дыхания, цвета и выражения лица, координации движений, увеличение потливости и пр.).
Метод опроса представляет возможность получить информацию о состоянии занимающихся на основании их собственных показателей о самочувствии до, во время и после занятий (о болях в мышцах и пр.), об их стремлениях и желаниях. Субъективные ощущения – это результат физиологических процессов в организме. С ними надо считаться и в то же время помнить, что они не всегда отражают истинные возможности занимающихся [15].
Контрольные соревнования и тестирование позволяют получить объективные данные о степени тренированности и уровне физической подготовленности занимающихся. Они очень показательны и на их основе делают соответствующие выводы и корректировки в планах. Так, например, если уровень физической подготовленности не повышается или становится ниже, то пересматривают содержание, методику занятий, физические нагрузки [15].
Для контроля за освоением техники физического упражнения могут использоваться некоторые подводящие упражнения, применяемые на данном этапе обучения [19].
Основным методом контроля за усвоением знаний является устный опрос, требующий ответов в виде: 1) рассказа (например, о значении занятий физическими упражнениями); 2) описания (например, внешней формы и последовательности движений, составляющих двигательное действие); 3) объяснения (например, биомеханических закономерностей конкретных движений); 4) показа вариантов выполнения физического упражнения или его отдельных компонентов.
В практике физического воспитания применяется письменный опрос с помощью программ контроля знаний с выборочными вариантами ответов (программированный контроль знаний) [15].
ВЫВОД
К учету предъявляют требования: своевременность, объективность, точность и достоверность, полнота, простота и наглядность. Различают следующие виды учета: предварительный, текущий и итоговый. В содержание текущего учета входит регистрация: посещаемости занятий; пройденного материала и выполненного объема и интенсивности нагрузок; выполнения учебных требований и норм; данных об оценках знаний, умений и навыков; сведений о состоянии здоровья занимающихся. Основным документом учета служит журнал учета учебной работы группы (класса).
В практике физического воспитания используется пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение: предварительный контроль проводится обычно в начале учебного года (учебной четверти, семестра), оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия (урока) с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха, текущий контроль проводится для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после занятия, этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти или семестра, итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса физического воспитания и его составляющих.
ГЛАВА 3
КОНТРОЛЬ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ У УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА
3.1 Задачи контроля силовых
Задачи контроля силовых способностей заключаются в следующем:
- оценить эффективность применяемых средств и методов силовой тренировки;
- выполнить план силовой тренировки;
- установить контрольные нормативы, оценивающие физическую, техническую, тактическую, теоретическую подготовленность учащихся;
- выявить динамику развития силовых способностей и спрогнозировать достижения отдельных учащихся;
- отобрать талантливых учащихся для участия в соревнованиях;
- контроль за тренировочными нагрузками силовой направленности;
- контроль за состоянием занимающихся;
- контроль за техникой силовых упражнений;
- учет учебных и тренировочных результатов [составлено по данным источников 1, 5, 10, 21].
3.2 Используемые тестовые упражнения
В практике физического воспитания количественно силовые возможности оцениваются двумя способами: 1) с помощью измерительных устройств – динамометров, динамографов, тензометрических силоиз-мерительных устройств; 2) с помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу [22].
Современные измерительные устройства позволяют измерять силу практически всех мышечных групп в стандартных заданиях (сгибание и разгибание сегментов тела), а также в статических и динамических усилиях (измерение силы действия спортсмена в движении) [7].