Контроль уровня развития силовых способностей в физическом воспитании учащихся различного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 23:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить виды тестовых упражнений, используемых для контроля силовых способностей у учащихся различного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности применения физических упражнений, направленных на развитие силовых способностей у учащихся различного возраста.
2. Описать особенности педагогического контроля в физическом воспитании.
3. Привести виды тестовых упражнений, используемых для контроля силовых способностей у учащихся различного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛЫ………………………………………………………………………………...4
ГЛАВА 2 КОНТРОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ………………………………………………....11
ГЛАВА 3 КОНТРОЛЬ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ У УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА………………....21
3.1 Задачи контроля силовых способностей……………………………………...21
3.2 Используемые тестовые упражнения…………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

ИСПР. Контроль силовых способностей в ФВ. 27.05.14.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

Другим необходимым условием информативности процедур циклового и этапного контроля является определенная стандартизация режима нагрузок и отдыха перед обследованиями, особенно перед теми, которые связаны с максимальной (либо близкой к максимальной) мобилизацией функциональных возможностей организма.

Речь идет не только о стандартизации разминки и отдыха непосредственно перед выполнением тестовых упражнений, но и о заблаговременном нормировании компонентов общего режима нагрузок и отдыха с направленностью на создание нужного фона для контрольных обследований. Суть дела тут заключается в том, чтобы путем временного приведения параметров используемых нагрузок к уже освоенным ранее и сочетания их с достаточным отдыхом в соответствующей фазе цикла или этапа способствовать завершению адаптационных перестроек, вызванных предшествующими нагрузками, и обеспечить, образно говоря, выравнивание уровня текущих сдвигов в состоянии занимающихся ко дню обследований (иначе получаемая в них информация окажется как бы зашумленной преходящим последействием примененных накануне нестандартных нагрузок). Для этого приходится заблаговременно до дня (дней) комплексного тестирования и других обследований выделять более или менее значительное время (в зависимости от суммарной величины предшествующих нагрузок) на активный и пассивный отдых, нормировать нагрузки так, чтобы они оказались хотя бы примерно пропорциональными бывшим в аналогичной фазе перед прошлым обследованием, соблюдать такую же, как и в прошлой аналогичной фазе, последовательность нагрузок.

Идти на это в каждом очередном микроцикле, конечно, нецелесообразно, поскольку возникнут неоправданные противоречия с общими поступательными тенденциями развертывания процесса физического воспитания, особенно в отношении темпов наращивания тренирующих воздействий. Обычно в процессе физического воспитания тестирующие и другие обследования в указанных условиях приурочивают к концу его этапов и подэтапов, месячных и околомесячных циклов, каждый из которых включает серию микроциклов, объединенных общей логикой продвижения к целевому результату и позволяющих в совокупности вызвать более или менее выраженные изменения относительно стабильных показателей состояния занимающихся, уровня тренированности и подготовленности в целом.

В конце такой серии микроциклов целесообразно отводить как минимум одно занятие специально для комплексного тестирования или аналогичных испытаний в контрольных упражнениях и обеспечивать подведение к результату, выделяя соответственно построенный микроцикл. Его содержание и структура в различных ситуациях, конечно, не могут быть жестко стереотипными, так как зависят, с одной стороны, от особенностей содержания и общего уровня нагрузок в занятиях предыдущих микроциклов, а с другой – от программы и условий организации обследований в данном микроцикле. Довольно распространенными вариантами такого микроцикла являются собственно-контрольный, контрольно-тренировочный и контрольно-соревновательный микроциклы.

Первый вариант (собственно-контрольный микроцикл) отличается наиболее строгой стандартизацией условий, средств и методов контроля, возможно полным устранением мешающих факторов, в том числе и нагрузок, способных вызвать перед обследованием далекоидущие сдвиги в состоянии занимающихся и тем затруднить получение нужной информации. Тестирование и другие обследования при этом варианте проводятся обычно по расширенной программе. Второй вариант (контрольно-тренировочный микроцикл) отличается от первого в основном более значительным объемом тренировочной работы и сокращенной программой тестирования и других обследований. Тренировочная работа может быть сопряжена с немалой нагрузкой при условии, однако, что она стандартизирована, не превышает освоенного ранее уровня, ставшего привычным, а если превышает, то на строго определенную, четко нормируемую величину. Третий вариант (контрольно-соревновательный микроцикл) характеризуется тем, что в качестве основного средства и метода выявления результатов проведенных занятий используется соревнование, организованное применительно к условиям контроля (с установкой не обязательно на победу, а на превышение или повторение индивидуального достижения, с кратковременным «подведением» к старту, с ограничением или увеличением числа попыток для демонстрации результата, с проведением сопутствующих обследований и т.д.) [15].

Круг упражнений, используемых в качестве контрольных при цикловом и этапном контроле, отчасти поэтапно обновляется в зависимости от изменения содержания занятий, отчасти остается однообразным, в том числе и в обследованиях, проводимых в конце продолжительных периодов годичного либо иного крупного цикла.

В     качестве    контрольных    упражнений     главным     образом     используются: упражнения, являющиеся основным  предметом разучивания и совершенствования  на  этапе, достижения  в  которых  предусматриваются  как  конкретная  цель занятий в крупноцикловом плане  (ими являются, например, и упражнения, выделяемые в качестве зачетных в  школьных,  вузовских  программах физического воспитания; соревновательные упражнения, относящиеся к предмету спортивной специализации). Понятно, что тестирование либо подобные тестированию состязания в этих упражнениях есть смысл включать в этапный контроль лишь после того, как техника их выполнения доведена хотя бы до начальной степени стабильности (к сожалению, это условие подчас    нарушается,  что  искажает  педагогическую   суть этапного контроля); другие упражнения, наиболее пригодные в конкретных условиях для оценки компонентов общей и специальной физической подготовленности, уровня тренированности, степени развития отдельных двигательных способностей. Состав данных контрольных упражнений сравнительно постоянен; вместе с тем он видоизменяется  применительно к  профилирующему  направлению курса  физического воспитания (общий обязательный курс физического воспитания, специализированная спортивная тренировка, профессионально-прикладная физическая подготовка). Выявляя и оценивая результаты в упражнениях, используемых в качестве средств циклового и этапного контроля, важно соблюдать, насколько   это возможно, метрологические   требования,   которые предъявляются к тестированию (основные из них, как известно, предусматривают стандартность процедур и условий тестирования, наличие унифицированных оценочных шкал – систем оценок, информативность и надежность тестов). В той мере, в какой эти требования  соблюдаются при  выполнении  и  оценке контрольного упражнения,   оно  приобретает  значение  тестирующей   процедуры. Однако не все названные упражнения могут быть выполнены и оценены в полном соответствии с правилами тестирования  (в частности, потому, что ряд двигательных достижений, являющихся предметом контроля, не поддается строгой стандартизации и не оценивается в точных мерах), что не исключает возможности использования   их   в   качестве   контрольных   упражнений,   отчасти   подобных тестирующим, хотя и снижает ценность получаемой с их помощью информации.

Для дифференцированной оценки произошедших за время цикла или этапа сдвигов в уровне функциональных возможностей организма, динамике различных сторон тренированности, тенденциях адаптационных процессов, развертывающихся под суммарным воздействием нагрузок, в цикловом и этапном контроле проводят углубленные избирательно-диагностические обследования, в том числе физиологические, биохимические и др. [24].

В практике физического воспитания используется пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение.

1. Предварительный контроль проводится  обычно в начале учебного года (учебной четверти, семестра). Он предназначен для изучения состава занимающихся (состояние здоровья, физическая подготовленность, спортивная квалификация) и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям (к усвоению нового учебного материала или выполнению нормативных требований учебной программы). Данные такого контроля позволяют уточнить учебные задачи, средства и методы их решения.

2. Оперативный контроль предназначен  для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия (урока) с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным состоянием занимающихся (например, за готовностью к выполнению очередного упражнения, очередной попытки в беге, прыжках, к повторному прохождению отрезка лыжной дистанции и т.п.) осуществляется по таким показателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т.п. Данные оперативного контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на занятии.

3. Текущий контроль проводится для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время восстановления работоспособности занимающихся после разных (по величине, направленности) физических нагрузок. Данные текущего состояния занимающихся служат основой для планирования содержания ближайших занятий и величины физических нагрузок в них.

4. Этапный контроль служит для  получения информации о кумулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти или семестра. С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования физических нагрузок занимающихся.

5. Итоговый контроль проводится  в конце учебного года для  определения успешности выполнения  годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса физического воспитания и его составляющих. Данные итогового контроля (состояние здоровья занимающихся, успешность выполнения ими зачетных требований и учебных нормативов, уровень спортивных результатов и т.п.) являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса [15, 24].

В практике физического воспитания применяются следующие методы контроля: педагогическое наблюдение, опросы, прием учебных нормативов, тестирование, контрольные и другие соревнования, простейшие врачебные методы (измерение ЖЕЛ, массы тела, становой силы и др.), хронометрирование занятия, определение динамики физической нагрузки на занятии по ЧСС и др [24].

Большую информацию преподаватель получает с помощью метода педагогических наблюдений. Наблюдая в ходе занятия за учащимися, преподаватель обращает внимание на их поведение, проявление интереса, степень внимания (сосредоточенное, рассеянное), внешние признаки реакции на физическую нагрузку (изменение дыхания, цвета и выражения лица, координации движений, увеличение потливости и пр.).

Метод опроса представляет возможность получить информацию о состоянии занимающихся на основании их собственных показателей о самочувствии до, во время и после занятий (о болях в мышцах и пр.), об их стремлениях и желаниях. Субъективные ощущения – это результат физиологических процессов в организме. С ними надо считаться и в то же время помнить, что они не всегда отражают истинные возможности занимающихся [15].

Контрольные соревнования и тестирование позволяют получить объективные данные о степени тренированности и уровне физической подготовленности занимающихся. Они очень показательны и на их основе делают соответствующие выводы и корректировки в планах. Так, например, если уровень физической подготовленности не повышается или становится ниже, то пересматривают содержание, методику занятий, физические нагрузки [15].

Для контроля за освоением техники физического упражнения могут использоваться некоторые подводящие упражнения, применяемые на данном этапе обучения [19].

Основным методом контроля за усвоением знаний является устный опрос, требующий ответов в виде: 1) рассказа (например, о значении занятий физическими упражнениями); 2) описания (например, внешней формы и последовательности движений, составляющих двигательное действие); 3) объяснения (например, биомеханических закономерностей конкретных движений); 4) показа вариантов выполнения физического упражнения или его отдельных компонентов.

В практике физического воспитания применяется письменный опрос с помощью программ контроля знаний с выборочными вариантами ответов (программированный контроль знаний) [15].

 

 

ВЫВОД

 

К учету предъявляют требования: своевременность, объективность, точность и достоверность, полнота, простота и наглядность. Различают следующие виды учета: предварительный, текущий и итоговый. В содержание текущего учета входит регистрация: посещаемости занятий; пройденного материала и выполненного объема и интенсивности нагрузок; выполнения учебных требований и норм; данных об оценках знаний, умений и навыков; сведений о состоянии здоровья занимающихся. Основным документом учета служит журнал учета учебной работы группы (класса).

В практике физического воспитания используется пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение: предварительный контроль проводится обычно в начале учебного года (учебной четверти, семестра), оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия (урока) с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха, текущий контроль проводится для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после занятия, этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти или семестра, итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса физического воспитания и его составляющих.

 

ГЛАВА 3

КОНТРОЛЬ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ У УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА

 

 

3.1 Задачи контроля силовых способностей

 

Задачи контроля силовых способностей заключаются в следующем:

- оценить эффективность применяемых средств и методов силовой тренировки;

- выполнить план силовой тренировки;

- установить контрольные нормативы, оценивающие физическую, техническую, тактическую, теоретическую подготовленность учащихся;

- выявить динамику развития силовых способностей и спрогнозировать достижения отдельных учащихся;

- отобрать талантливых учащихся для участия в соревнованиях;

- контроль за тренировочными нагрузками силовой направленности;

- контроль за состоянием занимающихся;

- контроль за техникой силовых упражнений;

- учет учебных и тренировочных результатов [составлено по данным источников 1, 5, 10, 21].

 

 

3.2 Используемые тестовые упражнения

 

В практике физического воспитания количественно силовые возможности оцениваются двумя способами: 1) с помощью измерительных устройств – динамометров, динамографов, тензометрических силоиз-мерительных устройств; 2) с помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу [22].

Современные измерительные устройства позволяют измерять силу практически всех мышечных групп в стандартных заданиях (сгибание и разгибание сегментов тела), а также в статических и динамических усилиях (измерение силы действия спортсмена в движении) [7].

Информация о работе Контроль уровня развития силовых способностей в физическом воспитании учащихся различного возраста