Методика развития двигательно-координационных способностей у пловцов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Значение координационных способностей для занятий многими видами спорта неоспоримо. По мнению ряда авторов они являются критерием высокого спортивного мастерства. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются высокие требования в плане проявления координационных способностей. Это обусловливает необходимость поиска новых путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями. Возможно, эффективным путём станет оптимизация учебно-тренировочного процесса с учётом свойств нервной системы занимающихся.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬ-НО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ.
1.1Современные представления о структуре двигательной координации.
1.2
1.3
ГЛАВА II. КООРДИНАЦИОННЫЕСПОСОБНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ВИ-ДОВ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
2.1Понятие координационных способностей.
2.2Виды координационных способностей.
2.3Факторы, влияющие на проявление координационных способностей.
ГЛАВА III.СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ.
3.1Задачи развития координационных способностей.
3.2Контроль координационных способностей.
3.3Средства воспитания координационных способностей.
3.4 Методические подходы и методы воспитания координационных способ-ностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 170.69 Кб (Скачать файл)

          Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Курский государственный университет»

 

Кафедра физкультуры  и спорта

 

Курсовая работа

Методика развития двигательно-координационных способностей у пловцов

                                                             

                                                              Работу выполнила:

                                                              студентка 21 гр. факультета физической

                                                              культуры и спорта

                                                              Назарова  Елена  Владиславовна

                                                              Научный руководитель:

                                                             

 

                                               

                                                  

                                                     Курск- 2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬ-НО- КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ.

1.1 Современные представления о структуре двигательной координации.

1.2

1.3

ГЛАВА II. КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ВИ-ДОВ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

2.1 Понятие координационных способностей.

2.2 Виды координационных способностей.

2.3 Факторы, влияющие на проявление координационных способностей.

ГЛАВА III. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ.

3.1 Задачи развития координационных способностей.

3.2 Контроль координационных способностей.

3.3 Средства воспитания координационных способностей.

3.4  Методические подходы и методы воспитания координационных способ-ностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

  Значение координационных способностей для занятий многими видами спорта неоспоримо. По мнению ряда авторов они являются критерием высокого спортивного мастерства. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются высокие требования в плане проявления координационных способностей. Это обусловливает необходимость поиска новых путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями. Возможно, эффективным путём станет оптимизация учебно-тренировочного процесса с учётом свойств нервной системы занимающихся.

  Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику.           Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения.

  В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей.

  Ведущую роль в трактовке координационных способностей отводят координационным функциям центральной нервной системы.

  Способность преобразовывать новые, все усложняющиеся формы движений в наибольшей мере требуется в видах спорта, имеющих периодически обновляемую и произвольную программы состязаний (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и др.). От этой способности существенно зависит прогресс и в других видах спорта со сложным составом двигательных действий.

  Координационное совершенствование направлено также на подготовку молодежи к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни.

  Уровень координационной способности определяется следующими способами индивида:

- быстро реагировать на  различные сигналы, в частности,  на движущийся объект;

- точно и быстро выполнять  двигательные действия за минимальный  промежуток времени;

- дифференцировать пространственные  временные и силовые параметры движения;

- приспосабливаться к  изменяющимся ситуациям, к необычной постановке задачи;

- прогнозировать (предугадывать)  положение движущегося предмета в нужный момент времени;

- ориентироваться во времени  двигательной задачи координационных способности.

  Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Еще Т.Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность «умения изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью» [2, с. 89].

  Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.

  Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.

  Только сформированные координационные способности - необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.

  Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих Фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.

  Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.

  Поэтому совершенствование координационных способностей помимо физических качеств в школьном возрасте является актуальной задачей процесса воспитания. Тем более, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным в этом отношении.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ  РАЗВИТИЯ

ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ

 

1.1. Современные представления  о структуре двигательной координации.

 

  Управление движениями представляет собой сложный процесс, обеспечиваемый функциями различных систем организма. По мнению Л.Д. Назаренко [6], первые научные подходы, объясняющие механизмы координации движений, нашли отражение в трудах русских физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова.

  Механизмы координации  рассматриваются с позиции теории  рефлекторной деятельности, характеризующейся  определённой упорядоченностью  и согласованностью реакций, то  есть координации. Как указывал  И.П. Павлов [7] , в основе всех  сложных регуляторных функций  организма лежит взаимодействие  возбуждения и торможения. Их  последовательная смена во времени  обеспечивает адекватность ответных  реакций организма на различные  воздействия.

  Рассматривая механизмы  произвольных движений, И.П. Павлов [7] пришёл к выводу, что кинестезические нейроны двигательного анализатора могут ассоциироваться со всеми клетками коры больших полушарий, воспроизводя сигналы от внешних и внутренних рецепторов.

    Интеграция нейронов  в одну работающую систему  происходит благодаря взаимному  настраиванию на общий ритм. При этом одни нейроны уменьшают ритм активности, а другие - усиливают. Доминирующие нервные центры с одинаковым ритмом активности тормозят нервные центры с другими ритмами. Соответственно, при усвоении общего ритма активности достигается более высокая степень координации движений. Устойчивость доминанты даёт возможность избирательно реагировать на более важные в конкретный момент внешние раздражители, определяющие эффективность движений.

  О большой заслуге  в разработке концепции о центральной  нервной координации Ч. Шеррингтона [9] свидетельствует Ю.А. Шулика и Л.Д. Назаренко [6]. Формулируя принцип «общего конечного пути» Ч. Шеррингтон [9] показал, что к двигательному нейрону спинного мозга стекаются импульсы из рецепторных аппаратов, расположенных в различных частях тела. Следует различать союзные (агитированные) и антагонистические рефлексы. Сливаясь на общем конечном пути, аллированные рефлексы усиливают друг друга, а антагонистические — тормозят. При усилении рефлексов происходит суммирование раздражителей. При взаимодействии антагонистических проявляется лишь один рефлекс, а другие рефлексы — затормаживаются. Благодаря этому происходит упорядочение во времени синхронизированных импульсов, что облегчает освоение двигательных действий.

  Основу современным представлениям о структуре координации заложил Н.А. Бернштейн [8]. Он предположил, что координация — есть преодоление избыточных степеней свободы наших органов движения, при этом степени свободы делятся на кинематические и динамические. Управление движениями заключается в контролировании движений посредством органов чувств (принцип сенсорных коррекций). По его мнению, произвольное движение не просто деятельность двигательных систем организма, в основном мышц как непосредственных двигателей и двигательных нервов, но и двигательных центров мозга, посылающих импульсы к мышцам.

  Таким образом, по мнению В.С.Фарфеля [10], координация движений представляется как сложный комплексный процесс изменений, происходящих в нашем организме. Это процесс согласования работы мышц с целью организации управляемости двигательного аппарата, имеющего огромное число степеней свободы.

  Следуя концепции Н.А. Бернштейна, Д.Д. Донской [11] предполагает, что координация движений представляет собой не только процесс ограничения степеней свободы, но и деятельность психики человека. Человек управляет своими движениями, чтобы достичь определённого результата, какой-то цели. Для этого и формируется двигательная задача и пути её решения как модель способа достижения требуемого результата.

  В исследованиях природы координационных способностей В.И. Лях (48-62) опирается на психологические механизмы процесса управления движениями со стороны ЦНС, рассматривает проблему развития координационных способностей в фило - и онтогенезе.

  И.Ю. Горская считает, что наиболее рациональную модель координационных способностей предложил Д.Д. Донской. Координацию движений следует рассматривать как совокупность трёх видов координации: нервной, мышечной и двигательной. Такое разделение условно, но оно наиболее полно позволяет понимать процессы координации движений.

  Определений каждому из видов координации достаточно много. Д.Д. Донской (26) считает, что нервная координация — это процесс согласования эффекторных нервных процессов (команд), приводящий в конкретных условиях к решению двигательной задачи посредством управления движениями через мышечные тяги.

  Н.В. Зимкин (106) под мышечной координацией понимает согласованное напряжение и расслабление мышц, обеспечивающее двигательную функцию.

  В.Н. Платонов (85) указывает на то, что координационные способности проявляются в целесообразном выборе двигательных действий из арсенала освоенных навыков, их оптимальном увязывании между собой, сознательном и условно-рефлекторном коррегировании движении.

При определении понятия  «координационные способности» необходимо исходить из критериев оценки данных способностей. В.И. Лях (51) выделяет четыре основных признака:

- рациональность;

- правильность;

- быстрота;

- находчивость.

  Данные критерии являются сложными и многозначными, специфично проявляясь в реальных видах двигательной деятельности и в разном сочетании друг с другом.

  Помимо критериев оценки необходимо рассматривать и виды координационных способностей. В настоящее время В.И. Лях (51) выделяет общие, специальные и специфические координационные способности.

  К общим координационным способностям A.M. Петров (74) относит:

- способность к проявлению  реакции после действия слухового,  зрительного или тактильного  раздражителя;

- кинестетическая способность;

- способность к сохранению  равновесия;

- способность к переключению (согласованию разнонаправленных движений) в процессе двигательной деятельности в соответствии с задуманной программой действий;

- способность к управлению  структурой темпоритмов;

- способность к ориентации  в пространстве.

Информация о работе Методика развития двигательно-координационных способностей у пловцов