Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 23:13, курсовая работа
Значение координационных способностей для занятий многими видами спорта неоспоримо. По мнению ряда авторов они являются критерием высокого спортивного мастерства. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются высокие требования в плане проявления координационных способностей. Это обусловливает необходимость поиска новых путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями. Возможно, эффективным путём станет оптимизация учебно-тренировочного процесса с учётом свойств нервной системы занимающихся.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬ-НО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ.
1.1Современные представления о структуре двигательной координации.
1.2
1.3
ГЛАВА II. КООРДИНАЦИОННЫЕСПОСОБНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ВИ-ДОВ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
2.1Понятие координационных способностей.
2.2Виды координационных способностей.
2.3Факторы, влияющие на проявление координационных способностей.
ГЛАВА III.СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ.
3.1Задачи развития координационных способностей.
3.2Контроль координационных способностей.
3.3Средства воспитания координационных способностей.
3.4 Методические подходы и методы воспитания координационных способ-ностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно: 1) способности человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей; 5) смелости и решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся и др.
Координационные способности,
которые характеризуются
Так, дети 4—6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий — низкая.
В возрасте 7—8 лет двигательные
координации характеризуются
В период от 11 до 13—14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 13—14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координации, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений.
В возрасте 14—15 лет наблюдается
некоторое снижение пространственного
анализа и координации
В онтогенетическом развитии двигательных координации способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11—12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек.
Задачи развития координационных способностей.
При воспитании координационных способностей решают две группы зада по разностороннему и б) специально направленному их развитию.
Первая группа указанных
задач преимущественно решается
в дошкольном возрасте и базовом
физическом воспитании учащихся. Достигнутый
здесь общий уровень развития
координационных способностей создает
широкие предпосылки для
Особенно большая роль
в этом отводится физическому
воспитанию в общеобразовательной
школе. Школьной программой предусматриваются
обеспечение широкого фонда новых
двигательных умений и навыков и
на этой основе развитие у учащихся
координационных способностей, проявляющихся
в циклических и ациклических
локомоциях, гимнастических упражнениях,
метательных движениях с
Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой избранного вида спорта, во втором — избранной профессией.
В видах спорта, где предметом состязаний является сама техника движений, первостепенное значение имеют способности образовывать новые, все более усложняющиеся формы движений, а также дифференцировать амплитуду и время выполнения движений различными частями тела, мышечные напряжения различными группами мышц.
Способность же быстро и целесообразно преобразовывать движения и формы действий по ходу состязаний в наибольшей мере требуется в спортивных играх и единоборствах, а также в таких видах спорта, как скоростной спуск на лыжах, горный и водный слалом, где в обстановку действий преднамеренно вводят препятствия, которые вынуждают мгновенно видоизменять движения или переключаться с одних точно координированных действий на другие.
В указанных видах спорта
стремятся довести
Воспитание координационных способностей имеет строго специализированный характер и в профессионально-прикладной физической подготовке
Многие существующие и
вновь возникающие в связи
с научно-техническим
Включение человека в сложную систему «человек—машина» ставит необходимое условие быстрого восприятия обстановки, переработки за короткий промежуток времени полученной информации и очень точных действий по пространственным, временным и силовым параметрам при общем дефиците времени. Исходя из этого, определены следующие задачи ППФП по развитию координационных способностей:
1) улучшение способности
согласовывать движения
2) развитие координации движений неведущей конечности;
3) развитие способностей
соразмерять движения по
Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных способностей прежде всего на занятиях с детьми, со школьниками и с другими занимающимися приводит к тому, что они:
- значительно быстрее и на более высоком качественном уровне овладевают различными двигательными действиями;
- постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками;
- приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной деятельности;
- испытывают в психологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движений.
Средства воспитания координационных способностей
Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности.
Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т. п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время.
Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют обще подготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами, относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики, упражнения в равновесии.
Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков, метаний, лазанья.
Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства, кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт.
Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.
Специальные упражнения для совершенствования координации движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями.
На спортивной тренировке применяют две группы таких средств:
а) подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта;
б) развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта.
Упражнения, направленные на
развитие координационных способностей,
эффективны до тех пор, пока они не
будут выполняться
Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.
Методические подходы и методы воспитания координационных способностей
При воспитании координационных способностей используются следующие основные методические подходы.
1 Обучение новым разнообразным
движениям с постепенным
Прекращение обучения новым
разнообразным движениям
2 Воспитание способности
перестраивать двигательную
3 Повышение пространственной,
временной и силовой точности
движений на основе улучшения
двигательных ощущений и
4 Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.
Мышечная напряженность проявляется в двух формах.
1 Тоническая напряженность.
Этот вид напряженности часто
возникает при значительном
Для ее снятия целесообразно использовать: а) упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера; б) разнообразные маховые движения конечностями в расслабленном состоянии; в) плавание; г) массаж, сауну, тепловые процедуры.
2 Координационная напряженность.
Для преодоления координационной
напряженности целесообразно
а) в процессе физического воспитания у занимающихся необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо специально обучать. Это во многом предупредит появление ненужной напряженности;
б) применять на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп. Этому способствуют такие упражнения, как сочетание расслабления одних мышечных групп с напряжением других; контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления и др.
Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы: 1) стандартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный.
При разучивании новых
достаточно сложных двигательных действий
применяют стандартно-
Метод вариативного упражнения
с его многими разновидностями
имеет более широкое
Информация о работе Методика развития двигательно-координационных способностей у пловцов