Методика развития двигательно-координационных способностей у пловцов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Значение координационных способностей для занятий многими видами спорта неоспоримо. По мнению ряда авторов они являются критерием высокого спортивного мастерства. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются высокие требования в плане проявления координационных способностей. Это обусловливает необходимость поиска новых путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями. Возможно, эффективным путём станет оптимизация учебно-тренировочного процесса с учётом свойств нервной системы занимающихся.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬ-НО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ.
1.1Современные представления о структуре двигательной координации.
1.2
1.3
ГЛАВА II. КООРДИНАЦИОННЫЕСПОСОБНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ВИ-ДОВ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
2.1Понятие координационных способностей.
2.2Виды координационных способностей.
2.3Факторы, влияющие на проявление координационных способностей.
ГЛАВА III.СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ.
3.1Задачи развития координационных способностей.
3.2Контроль координационных способностей.
3.3Средства воспитания координационных способностей.
3.4 Методические подходы и методы воспитания координационных способ-ностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 170.69 Кб (Скачать файл)

  Другой крупный советский теоретик в области физического воспитания Г.Н. Сатиров утверждал, что «не овладев комплексом прочно сформировавшихся двигательных умений и качеств», нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями», т.е. нельзя сформировать интегральную способность (или умение) управлять своими движениями. [69, с. 5]

  Третье утверждение, обобщающее и объединяющее два первых, более 100 лет тому назад высказал родоначальник и классик отечественной системы физкультурного образования П.Ф. Лесгафт. Суть его в том, что формирование названной интегральной способности составляет главную задачу и конечную цель общего среднего образования в сфере физической культуры.

  Что же такое координационные способности (КС)? Этим понятием ученые начали широко пользоваться в последние 25 - 30 лет для более конкретной интерпретации одного из двигательных качеств - ловкости. В подавляющем большинстве учебников, учебных пособий, монографий и статей до настоящего времени можно прочесть, что ловкость составляют две основные способности: во-первых, способность быстро овладевать новыми двигательными действиями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, способность быстро и более координировано перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапного изменения обстановки. Последнюю способность иногда рассматривают как способность к моторной адаптации, проявляющейся в относительно стандартных и неожиданных, быстро изменяющихся ситуациях.

  Такое представление оказалось, однако, не соответствующим огромному числу фактов, встречаемых в практике и полученных экспериментальным путем. Способность быстро обучаться, известная еще с 20-х годов, на самом деле оказалась весьма специфической. Иначе говоря, выяснилось, что человек, быстрее других обучающийся одним движениям (например, акробатическим или гимнастическим), в других случаях (скажем, при освоении технико-тактических, спортивно-игровых действий) может быть в числе последних [5, с. 32].

  Начиная с 30-х годов исследователи смогли доказать неправомерность сведения ловкости только к нескольким способностям. В результате на сегодняшний день насчитывают от 2-3 общих до 5-7 (по другим данным, до 11-20 и более) специальных и специфически проявляемых КС, таких как:

- координация деятельности  больших мышечных групп всего  тела;

- общее равновесие;

- равновесие со зрительным  контролем и без него;

- равновесие на предмете;

- уравновешивание предметов;

- быстрота перестройки  двигательной деятельности [5, с. 40].

  Среди координационных называют также способность к пространственной ориентации, мелкую моторику, способность к дифференцированию, воспроизведению, отмериванию и оценке пространственных, силовых и временных параметров движений, ритм, вестибулярную устойчивость, способность произвольно расслаблять мышцы и др.

  Такое положение привело к тому, что вместо термина «ловкость» ввели в науку и практику термин «координационные способности», стали говорить о системе (совокупности) таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их оценке и развитию.

  Однако термин КС не является общепринятым, объединяющим вышеназванные способности в систему связанных понятий. В публикациях отечественных и зарубежных ученых можно встретить самые разнообразные термины и понятия как более общего («ловкость», «координация движений», «способность управлять движениями», «общее равновесие» и т.п.), так и более узкого плана («координация движений верхних конечностей», «мелкая моторика», «динамическое равновесие», «согласование движений», «изменение ритма», «способность точно воспроизводить движения», «прыжковая ловкость» и др.) [5, с. 92].

  Большое число терминов и понятий, с помощью которых пытаются объяснить индивидуальные различия, встречающиеся при управлении и регуляции различных двигательных действий, с одной стороны, указывает на сложность и разнообразие координационных проявлений человека, а с другой - свидетельствует о неупорядоченности терминологического и понятийного аппарата, используемого для этой цели. Всё это, несомненно, осложняет понимание данного явления и создает для учителя определенные трудности при формировании координационных способностей детей в практике физического воспитания.

  Координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия.

 

 

2.2. Виды координационных способностей

  Под координационными способностями следует понимать способность человека быстро, точно, целесообразно и экономно, т. е. наиболее совершенно решать двигательные задачи. Существует много видов координационных способностей. Применительно к спортивному плаванию следует выделить два, во многом определяющих уровень мастерства пловцов. 
  Первый из них- способность к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движений- отражает совершенство таких специализированных восприятий как чувство развиваемых усилий, чувство времени, темпа, ритма, чувство воды.

  Пловцы высокой квалификации обладают удивительными сенсорно-перцептивными способностями к оценке и регуляции динамических, временных и пространственных параметров движений. Они способны преодолевать различные отрезки и дистанции со строго заданной скоростью, временем, темпом в очень широком диапазоне колебаний, практически не допуская ошибок; развивать заданное усилие при работе на тренажерах или при плавании на привязи с ошибкой не превышающей 1—2%; развивать одну и ту же скорость плавания при различном темпе движений и шаге гребков.

  Способность к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных характеристик движений особенно важна в плавании, так как в этом виде спорта резко ограничены возможности использования в процессе технико-тактической и физической подготовки зрительного и слухового анализаторов.

  Второй вид координационных способностей, существенно влияющий на эффективность тренировочной и соревновательной деятельности пловцов, — способность к произвольному расслаблению мышц. Высокий уровень этой способности создает хорошие предпосылки для синхронизации деятельности мышц (синергистов и антагонистов) при выполнении разнообразных тренировочных и соревновательных упражнений.

  Уровень развития координационных способностей пловцов зависит от многих компонентов, совершенствованию которых должно быть уделено необходимое внимание в процессе спортивной подготовки.

  Прежде всего пловец должен уметь объективно воспринимать и анализировать собственные движения, формировать в сознании образы динамических, временных и пространственных характеристик движений всего тела и его отдельных частей, планировать конкретные способы выполнения движений в строгом соответствии с характером поставленной двигательной задачи. При наличии этих умений спортсмен может обеспечить эффективную импульсацию мышц и мышечных групп, которые необходимо вовлечь для высокоэффективного выполнения движения.

   Не менее важно иметь хорошо развитую моторную (двигательную) память-свойство центральной нервной системы запоминать движения и воспроизводить их при необходимости. Моторная память пловцов высокого класса содержит большое количество навыков различной сложности, с помощью которых могут быть решены разнообразные двигательные задачи в тренировочной и соревновательной деятельности.

  Большая роль отводится  и мышечно-тактильной чувствительности, которая отличается избирательностью формирования. Поэтому при ее совершенствовании следует ориентироваться на использование разнообразных специально-подготовительных упражнений, вовлекающих в работу мышцы и суставы, несущие основную нагрузку при плавании.

  Высокий уровень координационных способностей позволяет  спортсмену быстро овладевать  новыми двигательными навыками;  рационально  использовать имеющийся запас навыков и двигательных качеств — силовых, скоростных возможностей, выносливости, гибкости, обеспечивать необходимую вариативность движений в соответствии с требованиями, возникающими в конкретных ситуациях  тренировочной и соревновательной 
деятельности (В.И. Лях, 1989; P. Hirtz, 1994; В.Н. Платонов, 1997).

  Координационные способности проявляются в целесообразном выборе двигательных действий из объема освоенных навыков, их оптимальном увязывании между собой, сознательном и условно-рефлекторном коррегировании движений. Поэтому чем большим объемом двигательных навыков владеет пловец, тем быстрее и эффективнее он решает задачи, возникающие в тренировочной и соревновательной деятельности, тем адекватнее его реакции на возникающие ситуации. Быстрота и эффективность решения двигательных задач, в свою очередь, увеличивает моторную память пловца.

  Виды координационных способностей, существенно влияющие на эффективность тренировочной и соревновательной деятельности пловца и их структура определяют методику совершенствования данного качества.

  Основной особенностью упражнений, направленных на совершенствование координационных способностей, является их сложность, нетрадиционность, новизна, возможность многообразных и неожиданных решений двигательных задач. При определении средств повышения координационных способностей следует помнить, что их совершенствование связано с накоплением большого количества разнообразных двигательных навыков и выбором путей их оперативного объединения в комплексные двигательные действия. 
   Все это обусловливает необходимость применения при развитии координационных способностей большого количества разнообразных упражнений и методических приемов.

  Относительно ограниченный и стандартный состав двигательных действий, характерных для плавания, создает трудности для полноценного развития координационных способностей преимущественно за счет выполнения специально-подготовительных и соревновательных упражнений. Поэтому в подготовке пловцов широко используются сложные в координационном отношении спортивные игры (водное поло, баскетбол, гандбол и др.) и упражнения общеподготовительного характера (бег, ходьба на лыжах по сильнопересеченной местности, элементы горнолыжного и воднолыжного спорта). 

  Применяются  также различные гимнастические  упражнения, элементы акробатики. Однако эти упражнения создают лишь основу для проявления  координационных способностей  при выполнении специально- 
подготовительных упражнений. Их  реализация в специфических условиях плавания и дальнейшее совершенствование применительно к  кругу задач, характерных для соревновательной деятельности  пловцов, требует  целенаправленной работы с использованием специальных методов и средств.            

  В связи с тем, что круг специальных  средств развития координационных способностей весьма ограничен, основной направленностью   методики их совершенствования по мере углубления спортивной  специализации становится введение разнообразия при выполнении  привычных действий, обеспечивающего возрастающие требования  к координации движений. Это достигается различными методическими приемами, в основе которых 
может быть введение необычных  исходных положений; вариативность динамических, временных и  пространственных характеристик  движений; создание неожиданных  ситуаций за счет изменения места  занятий и условий их проведения; использование тренажерных устройств и специального оборудования для расширения диапазона  вариативности двигательных навыков.

  Следует учитывать,  что при  совершенствовании  координационных способностей заученные  движения практически перестают  оказывать тренирующее воздействие и в лучшем случае позволяют удерживать координационные   способности на достигнутом уровне. 
  В тренировке квалифицированных пловцов не планируется отдельных занятий, способствующих развитию координационных способностей. Комплексы упражнений, направленных на их совершенствование, должны ежедневно и органически вписываться в программы тренировочных занятий, утреннюю зарядку.

  Известно, что для пловцов высокого класса характерна большая вариативность динамических, пространственных и временных характеристик в процессе преодоления соревновательной дистанции.

  Способность к выбору оптимального варианта двигательных действий в зависимости от ситуации, сложившейся в соревнованиях, и функционального состояния спортсмена в конкретный момент преодоления дистанции, позволяет ему добиться высокой и равномерной скорости.

  Способность пловца к эффективному варьированию основными характеристиками движений в значительной мере обусловливается как уровнем совершенства координационных способностей, так и умением их проявлять в условиях прогрессирующего утомления при преодолении дистанции. Это определяет одно из существенных требований к методике: выполнять работу, направленную на совершенствование координационных способностей, не только в условиях устойчивого состояния, но и в состоянии скрытого или явного утомления.

  Развитие координационных способностей тесно связано с совершенствованием специализированных восприятий - чувства воды, пространства, времени, темпа, ритма, развиваемых усилий, так как именно с этими способностями тесно связано умение пловца эффективно управлять своими движениями. В табл. 24.1 представлены упражнения для совершенствования специализированных восприятий.

  При развитии координационных способностей следует иметь в виду, что исключение или ограничение зрительного и слухового контроля за двигательными действиями предъявляет повышенные требования к мышечному чувству, активизирует функцию проприоцептивной чувствительности и способствует повышению эффективности управления динамическими, пространственными и временными параметрами движений.

    Целесообразно и акцентированное воздействие на один из анализаторов для принудительного формирования чувства темпа и ритма. Например, в последние годы в плавании широко используются звуковые и световые темпо- и ритмолидеры, способствующие выработке оптимального темпа и ритма движений и способности к его регулированию.  
При совершенствовании способности пловца к произвольному расслаблению мышц следует использовать следующие методические приемы:

Информация о работе Методика развития двигательно-координационных способностей у пловцов