Методика развития двигательно-координационных способностей у пловцов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Значение координационных способностей для занятий многими видами спорта неоспоримо. По мнению ряда авторов они являются критерием высокого спортивного мастерства. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются высокие требования в плане проявления координационных способностей. Это обусловливает необходимость поиска новых путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями. Возможно, эффективным путём станет оптимизация учебно-тренировочного процесса с учётом свойств нервной системы занимающихся.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬ-НО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ.
1.1Современные представления о структуре двигательной координации.
1.2
1.3
ГЛАВА II. КООРДИНАЦИОННЫЕСПОСОБНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ВИ-ДОВ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
2.1Понятие координационных способностей.
2.2Виды координационных способностей.
2.3Факторы, влияющие на проявление координационных способностей.
ГЛАВА III.СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ.
3.1Задачи развития координационных способностей.
3.2Контроль координационных способностей.
3.3Средства воспитания координационных способностей.
3.4 Методические подходы и методы воспитания координационных способ-ностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 170.69 Кб (Скачать файл)

б) нагрузки не должны вызывать значительного утомления, так как  при утомлении сильно снижается  четкость мышечных ощущений, а в  этом состоянии координационные  способности совершенствуются плохо;

в) в структуре отдельного занятия упражнения на развитие координационных  способностей желательно планировать  в начале основной части;

г) интервалы между повторениями отдельных упражнений должны быть достаточными для восстановления работоспособности;

д) воспитание различных  видов координационных способностей должно происходить в тесной связи  с развитием других двигательных способностей.

 

 

 

 

 

 

.      История физической культуры и спорта: Учебник для ин – тов. физ. культ./ Под ред. В.В.Столбова – М.: Физкультура и спорт, 1983.- 359 с.

2.      Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. Перевод с венгерского./ Под ред. В.В. Столбова.- М.: Радуга 1982.- 400с.

3.      Оксания С.В. Социально – экономическая эффективность физической культуры и спорта.//Теория и практика физической культуры. 1982, №2,  с. 35 – 37.

4.      Оливова В. Люди игры: у истоков современного спорта./ Пер. с чешск. – М.: Физкультура и спорт. 1985.- 240с.

5.      Янес Х. Я. Приемные часы для здоровых. – М.: Медицина. 1987.-176с.

  

 

 

 

 

 

 

2.3 Методы развития  и оценки координационных способностей.

  Для развития КС детей школьного возраста используют разнообразные методы. Первыми из них следует назвать методы строго регламентированного упражнения (или сокращенно - методы упражнения), основанные на двигательной деятельности. Эти методы используют в различных вариантах. Их разнообразие зависит от того, какой ведущий признак (принцип) положен в основу группировки.

  В частности, по степени избирательности воздействия на КС можно говорить о методах избирательно направленного упражнения с воздействием преимущественно на сходные КС, например на КС, проявляющиеся в циклических локомоциях или относящиеся к метательным движениям с акцентом на меткость, и о методах генерализованного упражнения (с общим воздействием на две и более КС) [29, с, 28].

  По признакам стандартизации или варьирования воздействий на уроке (тренировке, внеклассных занятиях) выделяют методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения.

  Первые используют для развития КС школьников при разучивании новых, достаточно сложных в координационном отношении двигательных действий, овладеть которыми можно лишь после ряда повторений их в относительно стандартных условиях. Вторые, по мнению большинства исследователей и практиков, являются главными методами развития КС [29,с.28]. Остановимся на них подробнее.

  Методы вариативного (переменного) упражнения для формирования КС можно представить в двух основных вариантах: методы строго регламентированного и не строго регламентированного варьирования.

  К первым можно отнести (разумеется, условно) 3 группы методических приемов [29, с.30].

  1-я группа - приемы строго заданного варьирования отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия:

а) изменение направления  движения (бег или ведение мяча с изменением направления движения, лыжное упражнение «слалом», прыжки «с кочки на кочку», и т.п.);

б) изменение силовых компонентов (чередование метаний при использовании  снарядов разной массы на дальность  и в цель; прыжки в длину или  в высоту с места в полную силу, вполсилы, в одну треть силы и  т.п.);

в) изменение скорости или  темпа движений (выполнение общеразвивающих  упражнений в обычном, ускоренном и  замедленном темпе; прыжки в длину  или в высоту с разбега с  повышенной скоростью; броски в корзину  в непривычном темпе - ускоренном или замедленном и т.п.);

г) изменение ритма движений (разбег в прыжках в длину или  в высоту, бросковые шаги в метании  малого мяча или копья, в баскетболе или гандболе и др.);

д) изменение исходных положений (выполнение общеразвивающих и специально-подготовительных упражнений в положении стоя, лежа, сидя, в приседе и др.; бег лицом  вперед, спиной, боком по направлению  движения, из приседа, из упора лежа и т.д.; прыжки в длину или глубину  из положения стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);

е) варьирование конечных положений (бросок мяча вверх из и.п. стоя, ловля - сидя; бросок мяча вверх из и.п. сидя, ловля - стоя; бросок мяча вверх из и.п. лежа, ловля - сидя или стоя и т.п.);

ж) изменение пространственных границ, в которых выполняют упражнение (игровые упражнения на уменьшенной  площадке, метание диска, толкание ядра из уменьшенного круга; выполнение упражнений в равновесии на уменьшенной опоре  и т.п.);

з) изменение способа выполнения действия (прыжки в высоту и в  длину при использовании разных вариантов техники прыжка; совершенствование  техники бросков или передач  мяча при целенаправленном изменении  способа выполнения приема и т.п.).

  2-я группа - приемы выполнения привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях:

а) усложнение привычного действия добавочными движениями (ловля мяча с предварительным хлопком в  ладоши, поворотом кругом, прыжком  с

поворотом и др.; опорные  прыжки с дополнительными поворотами перед приземлением, с хлопком  руками вверху, с кругом руками вперед и др.; подскоки на обеих ногах  с одновременными движениями рук  и т.п.);

б) комбинирование двигательных действий (объединение отдельных освоенных общеразвивающих упражнений без предметов или с предметами в новую комбинацию, выполняемую с ходу; соединение хорошо освоенных акробатических или гимнастических элементов в новую комбинацию; включение вновь разученного приема единоборства или игры в состав уже разученных технических или технико-тактических действий и т.п.);

в) зеркальное выполнение упражнений (смена толчковой и маховой  ноги в прыжках в высоту и в  длину с разбега; метание снарядов «неведущей»

рукой; выполнение бросковых  шагов в баскетболе, гандболе начиная  с другой ноги; передачи, броски и  ведение мяча «неведущей» рукой и т.п.) [30, с. 119].

  3-я группа - приемы введения внешних условий, строго регламентирующих направление и пределы варьирования:

а) использование различных  сигнальных раздражителей, требующих  срочной перемены действий (изменение  скорости или темпа выполнения упражнений по звуковому или зрительному сигналу, мгновенный переход от атакующих действий к защитным по звуковому сигналу и наоборот и т.п.);

б) усложнение движений с  помощью заданий типа жонглирования (ловля и передача двух мячей с  отскоком и без отскока от стены; жонглирование двумя мячами одинаковой и разной массы двумя и одной  рукой и т.п.);

в) выполнение освоенных  двигательных действий после раздражения  вестибулярного аппарата (упражнения в равновесии сразу после кувырков, вращений и т. п.; броски в кольцо или ведение мяча после акробатических кувырков или вращений и т.п.);

г) совершенствование техники  двигательных действий после соответствующей (дозированной) физической нагрузки или  на фоне утомления (совершенствование  техники передвижения на лыжах, бега на коньках на фоне утомления; выполнение серии штрафных бросков в баскетболе после каждой серии интенсивных  игровых заданий и т.п.);

д) выполнение упражнений в  условиях, ограничивающих или исключающих  зрительный контроль (ведение, передачи и броски мяча в кольцо в условиях плохой видимости или в специальных  очках; общеразвивающие упражнения и упражнения в равновесии с закрытыми  глазами; прыжки в длину с места  на заданное расстояние и метание  на точность с закрытыми глазами  и т.п.);

е) введение заранее точно  обусловленного противодействия партнера в единоборствах и спортивных играх (с отработкой финта только на проход вправо или на бросок - проход к щиту справа или слева от опекуна; заранее оговоренные индивидуальные, групповые или командные атакующие  и защитные тактические действия в спортивных играх; заранее принятая и оговоренная тактика в единоборстве и т.п.) [29, с. 30].

  Методы не строго регламентированного варьирования содержат следующие примерные приемы:

а) варьирование, связанное  с использованием необычных условий  естественной среды (бег, передвижение на лыжах, езда на велосипеде и др. по пересеченной и незнакомой местности; бег по снегу, льду, траве, в лесу и др.; периодическое выполнение технических, технико-тактических действий и проведение игры в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол в непривычных условиях, например на песчаной площадке или в лесу; выполнение упражнений, например прыжковых, на непривычной опорной поверхности и т.п.);

б) варьирование, связанное  с использованием в тренировке непривычных  снарядов, инвентаря, оборудования (технические  приемы игры разными мячами; прыжки в высоту через планку, веревочку, резинку, забор и др.; гимнастические упражнения на незнакомых снарядах и  т.п.);

в) осуществление индивидуальных, групповых и командных атакующих  и защитных тактических двигательных действий в условиях не строго регламентируемых взаимодействий соперников или партнеров. Это так называемое свободное  тактическое варьирование (отработка  технических приемов и тактических  взаимодействий, комбинаций, возникающих  в процессе самостоятельных и  учебно-тренировочных игр; выполнение различных тактических взаимодействий с разными соперниками и партнерами; проведение вольных схваток в  борьбе и т.п.);

г) игровое варьирование, связанное с использованием игрового и соревновательного методов. Его  можно назвать состязанием в  двигательном творчестве(соперничество в оригинальности построения новых движений и связок у акробатов, гимнастов, прыгунов в воду и на батуте и др.; «игра скоростей» - фартлек; игровое соперничество в искусстве создания новых вариантов индивидуальных, групповых и командных тактических действий в спортивных играх; упражнения на гимнастических снарядах в порядке оговоренного соперничества с партнерами и т.п.) [30, с. 56].

  При применении методов вариативного (переменного) упражнения необходимо использовать небольшое количество (8-12) повторений разнообразных физических упражнений, предъявляющих сходные требования к способу управления движением; многократно повторять эти упражнения, как можно чаще и целенаправленнее, изменяя при выполнении их отдельные характеристики и двигательные действия в целом, а также условия осуществления этих действий.

  Исследователям пока неясно, какие из методических приемов, относящихся к методам вариативного (переменного) упражнения, являются наиболее эффективными для развития и совершенствования КС школьников. Скорее всего, это зависит от задач, решаемых на уроке, возможностей школы и учителя, подготовленности учащихся, их возраста, пола, индивидуальных особенностей и других факторов. Однако важно в течение учебного года и всего периода обучения ребенка в школе обеспечить всеохватное и целенаправленное использование этих приемов, чтобы реализовать разностороннее развитие общих и специальных КС. Методы строго регламентированного варьирования должны занимать больше места при формировании КС в младшем и среднем школьном возрасте, не строго регламентированного - в старшем [39, с. 16-23].

  Методом, оказывающим существенное воздействие на проявление КС, можно назвать метод (или принцип) направленного сопряжения. Направленное сопряженное совершенствование КС и кондиционных способностей, КС и фаз техники и технико-тактических действий, технической и физической подготовки, как показали результаты исследований, прежде всего в большом спорте, является весьма перспективным. Однако этот метод недостаточно целенаправленно используют в практике физического воспитания школьников и юных спортсменов [20, с.24].

  Широкое применение в развитии и совершенствовании КС школьников занимают игровой и соревновательный методы. Заметим, что большинство упражнений, рекомендованных для развития КС, можно провести по этим методам.

  Для развития КС (особенно специфических, относящихся к конкретным видам спорта) в современной практике физического воспитания школьников все шире применяют так называемые специализированные средства, методы и методические приемы. Основное их назначение состоит в том, чтобы обеспечить соответствующие зрительные восприятия и представления; дать объективную информацию о параметрах выполняемых двигательных действий; способствовать исправлению отдельных параметров движений по ходу их выполнения; воздействовать на все органы чувств, которые участвуют в управлении движениями и их регулировке [20,с . 25].

  К специализированным средствам и методам можно отнести:

- средства киноциклографической и видеомагнитофонной демонстрации, позволяющие анализировать технику движений, относящихся к тому или иному виду спорта; метод идеомоторного упражнения, состоящий в попытке мысленного воспроизведения или воссоздания четких двигательных ощущений и восприятий двигательного действия в целом или отдельных его характеристик (например, пространственных параметров, решающих звеньев, фаз этих действий) перед выполнением движения;

- средства и методические  приемы лидирования, избирательной  демонстрации и ориентирования, позволяющие выполнять упражнения  под звуко- или светолидер, воссоздать пространственные, временные и ритмические характеристики движений и воспринять их зрительно, на слух или тактильно и т.д.;

- приемы и условия направленного  прочувствования движений, основанные на применении специальных тренажерных устройств, которые позволяют прочувствовать отдельные параметры движений (например, пространственные, динамические, временные характеристики или их совокупность);

- некоторые методы срочной  информации, основанные на применении  технических устройств, автоматически  регистрирующих параметры движений  и срочно сигнализирующих о  нарушении отдельных из них  [32, с. 17].

Информация о работе Методика развития двигательно-координационных способностей у пловцов