Методика развития двигательно-координационных способностей у пловцов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Значение координационных способностей для занятий многими видами спорта неоспоримо. По мнению ряда авторов они являются критерием высокого спортивного мастерства. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются высокие требования в плане проявления координационных способностей. Это обусловливает необходимость поиска новых путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями. Возможно, эффективным путём станет оптимизация учебно-тренировочного процесса с учётом свойств нервной системы занимающихся.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬ-НО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ.
1.1Современные представления о структуре двигательной координации.
1.2
1.3
ГЛАВА II. КООРДИНАЦИОННЫЕСПОСОБНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ВИ-ДОВ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
2.1Понятие координационных способностей.
2.2Виды координационных способностей.
2.3Факторы, влияющие на проявление координационных способностей.
ГЛАВА III.СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ.
3.1Задачи развития координационных способностей.
3.2Контроль координационных способностей.
3.3Средства воспитания координационных способностей.
3.4 Методические подходы и методы воспитания координационных способ-ностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 170.69 Кб (Скачать файл)

 Учителя физической культуры и тренеры должны, прежде всего, распознать, к каким специальным и специфическим КС ученик имеет высокие врожденные задатки. Затем с помощью соответствующих методов выявить показатели разных КС. Это поможет определить координационные возможности учеников и в соответствии с этим организовать ход учебно-тренировочного процесса.

  Для развития КС детей школьного возраста используют разнообразные методы, такие как методы строго регламентированного упражнения, методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения, которые являются главными методами развития координационных способностей. А также игровой и соревновательный методы.

  Основными методами оценки координационных способностей служат метод наблюдения, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов.

  Основным методом диагностики КС учащихся на сегодняшний день являются специально подобранные двигательные (моторные) тесты.

 

 

 

 

 

Заключение

Изучив научно-методическую литературу и опробовав комплекс упражнений для развития координационных  способностей детей 7-9 лет, выяснилось, что наша рабочая гипотеза, а именно - применение различных средств как  физические упражнения и гимнастические упражнения с динамическим характером на уроках физической культуры позволит качественно повысить уровень координационных  способностей детей 7-9 лет - подтвердилась.

Младший школьный возраст  ребенка - это возраст глубоких качественных изменений всех систем организма, его  совершенствование. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для  формирования у детей практически  всех физических качеств и координационных  способностей, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить  работу с этой категорией учащихся учителю необходимо иметь глубокие знания по анатомии, физиологии, психологии ребенка.

  1. Изучив научно-методическую литературу, мы выяснили, что координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Выделяют специальные, специфические и общие КС.

  Под общими КС понимаются потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

  Специальные КС - это возможности школьника, определяющие его готовность к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

  Специфические КС - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению отдельными специфическими заданиями на координацию - на равновесие, ритм, ориентирование в пространстве, реагирование, перестроение двигательной деятельности, согласование, дифференцирование параметров движений, сохранение статокинетической устойчивости и др.

  Основными методами оценки КС служат метод наблюдения, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов. Основным методом диагностики КС учащихся на сегодняшний день являются специально подобранные двигательные (моторные) тесты.

  2. Проанализировав методы развития координационных способностей, мы пришли к выводу, что для развития КС детей школьного возраста используют разнообразные методы. А методы строго регламентированного упражнения, методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения являются главными методами развития КС, а также игровой и соревновательный методы.

  3. Наиболее эффективными средствами воспитания координационных способностей являются игры и физические упражнения.

  Координация движений тренируема и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса, специально направленного на ее развитие. Высокая степень развития координационных способностей оказывает положительное влияние на овладение детьми новыми двигательными навыками. Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока. Установлено, что взаимосвязи между уровнем физического развития детей и уровнем развития их координационных способностей не существует, и поэтому есть основание заниматься упражнениями, направленными на развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения.

  4. Мы разработали экспериментальный комплекс упражнений для развития координационных способностей детей младшего школьного возраста. Этот комплекс упражнений предназначен для проведения на уроках физической культуры с гимнастической направленностью. В него вошли общеразвивающие упражнения, акробатические упражнения, упражнения на совершенствование координационных способностей и игры на развитие внимания, ловкости, равновесия, точности движений с использованием гимнастических предметов.

  5. В результате исследования стало ясно, что использование средств и методов художественной гимнастики на уроках вызвало существенный интерес у учеников. Повысилась посещаемость занятий благодаря именно этим нововведениям в некоторых классах. Дети стали с удовольствием выполнять некоторые акробатические упражнения и комплексы вольных, общеразвивающих упражнений, которые ранее они выполняли с неохотой.

  Исследования также показали, что применение упражнений художественной гимнастики, специальных подвижные игр с музыкальным сопровождением способствовали исправлению нарушений осанки и плоскостопия у детей. Кроме того, у детей появился навык самоконтроля и выработалось умение держать правильную позу во время сидения и ходьбы.

Занятия с использованием средств художественной гимнастики способствовали формированию устойчивого  интереса у детей к урокам физической культуры и спорту.

 

 

 

 

Список литературы

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: ФиС, 2000.

2. Бернштейн Н.А. О ловкости  и её развитии. - М.: «ФиС», 2001. - 186 с.

3. Бернштейн Н.А. Очерки  по физиологии движений и физиологии  активности. - М.: Медицина, 2006. - 146 с.

4. Блинов Н.Г., Игишева Л.Н. Практикум по психофизиологической диагностике. - М.: Физкультура и спорт, 2000. -140 с.

5. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физическая культура и спорт, 2005. - 234 с.

6. Вавилова Е.Н. Особенности  проявления двигательных качеств  у детей 6-7 лет. // Роль физического  воспитания в подготовке детей  к школе: Сб. науч. тр./ Под ред.  Ю.Ф. Змановского и Н.Т. Тереховой. - М., 2000. - с. 34.

7. Васильева О.Н., Леонова  Л.А. Особенности выработки точностного движения у детей 7 лет // Новые исследования по возрастной физиологии. - 1990. - № 114.- С. 101-105.

8. Волков Л.В. Система  управления развитием физических  способностей детей школьного  возраста в процессе занятий  физической культурой и спортом  - М.: Астрель, 2002. - 80 с.

9. Волкова Л.М. Влияние  упражнений разной направленности  на развитие физических качеств  младших школьников. - М.: АСТ, 2003. - 220 с.

10. Вопросы биомеханики  физических упражнений. Сб. научн. трудов. - Омск, 2002. -56 с.

11. Давыдов С.Ю. Морфофункциональные  показатели и развитие моторики  у детей 3-6-летнеко возраста  различных типов конституций. // Теория  и практика физической культуры. 1995.- №11.- с.39-43.

12. Гогунов Е.H., Мартъенов Б.Н. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2000. -

13. Григорян Э.А. Двигательная  координация школьников в зависимости  от возраста, пола и занятий  спортом. - Киев, 2006. - 134 с.

14. Двигательные качества  и моторика их развития у  младших школьников. / Сост. Н.А. Ноткина. - СПб: Образование, 2003. - 164 с.

15. Евстафьев Б.В. Понятийный  словарь по физической культуре  и спорту. - Л., 1990. - 126 с.

16. 3имницкая Р.Э. Нормирование  нагрузок, направленных на развитие  координационных способностей младших  школьников на уроках физической  культуры. - Минск, 2003. - 114 с.

17. Ильин Е.П. Двигательная  память, точность воспроизведения  амплитуды движений и свойства  нервной системы // Психомоторика.  Сб. научн. трудов. - Л., 2006. - 166 с.

18. Ильин Е.П. Ловкость - миф или реальность? // Теория  и практика физической культуры. -1992. - № 3. - С. 51-53.

19. Кабанов Ю.М. Методика  развития равновесия у детей  школьного возраста. - Минск, 2002. - 68 с.

20. Карпеев А.Г. Методологические  аспекты изучения координационных  способностей // Вопросы биомеханики  физических упражнений. Сб. научн. трудов. - Омск, 1992.- С. 24-32.

21. Кечетжиева А., Банкова М., Чиприянова М. Обучение детей художественной гимнастике. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 328 с.

22. Контрольные упражнения  для оценки координационных возможностей  юных спортсменов: Метод. рекомендации. - Минск, 2001. - 42 с.

23. Коссов А.И. Психомоторное развитие младших школьников. - М.: АкадемПресс, 2003. - 264 с.

24. Кофман П.К. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 280 с.

25. Лях В.И. Тесты в  физическом воспитании школьников. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 114 с.

26. Лях В.И. Понятие «координационные  способности» и «ловкость» // Теория  и практика физической культуры. -1993. - №8. - С. 44-46.

27. Лях В.И. Анализ свойств,  раскрывающих сущность понятия  «координационные способности» // Теория  и практика физической культуры. -1994. - №1.- С. 48-50.

28. Лях В.И. Развитие  координационных способностей в  школьном возрасте // Физкультура  в школе. -1997. - № 5. - С. 25-28.

29. Лях В.И. О классификации  координационных способностей // Теория  и практика физической культуры. -1997. - №7.- С. 28-30.

30. Лях В.И. Координационные  способности школьников. - Минск:  Полымя, 2001. - 152 с.

31. Лях В.И. Сенситивные  периоды развития координационных  способностей детей в школьном  возрасте // Теория и практика  физической культуры. -1990. - №3. -С. 15-18.

32. Лях В.И. Критерии  определения координационных способностей //Теория и практика физической  культуры. -1991. - №11. - С. 17-20.

33. Лях В.И. Координационно-двигательное  совершенствование в физическом  воспитании и спорте: история,  теория, экспериментальные исследования // Теория и практика физической  культуры. -1995. - №11.

34. Майорова Л.Т., Лопина Н.Г. Закономерности развития координационных способностей у детей 7-10 лет. - Красноярск, 2006. - 134 с.

35. Матвеев Л.П. Теория  и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 412 с.

36. Максименко A.M. Основы теории  и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2004 - 328 с..

37. Менхин Ю.В. Физическая подготовка к высшим достижениям в видах спорта со сложной координацией действий. - М.: ФиС, 2000.-148 с.

38. Минаева Н.А. Приёмы  определения координационных способностей  юных гимнастов // Ежегодник: Гимнастика. - М.: ФиС, 2003. - Вып.1.- 124 с.

39. Минаева Н.А. Педагогическая  характеристика проявления координационных  способностей гимнастов // Ежегодник:  Гимнастика. - М.: Физическая культура  и спорт, 2004. - Вып.1. - 136 с.

40. Михайлович Г.Н. Двигательное  развитие детей 6-7 лет в связи  с ориентацией к сложнокоординационной спортивной деятельности. - М.: Медицина, 2002. - 88 с.

41. Мир движений мальчиков  и девочек. Методическое пособие  для руководителей физического  воспитания школьных учреждений. - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001. - 156 с.

42. Назаров В.П. Координация  движений у детей школьного  возраста. -М.: Физкультура и спорт. 2004. - 144 с.

43. Наука в олимпийском  спорте. - 2000. - №1.- С. 53-59.

44. Панов В.А. Методика  развития координационных способностей  детей 7 лет на основе применения  стандартной тренировочной программы: - М.: ФиС, 2006. - 98 с.

45. Пидоря A.M., Годик М.А., Воронов А.И. Основы координационной подготовки спортсменов. - Омск, 1992. - 166 с.

46. Платонов В.Н., Булатова  М.М. Координация спортсмена и  методика её совершенствования:  Учебно-метод. пособие. - Киев, 1992. - 118 с.

47. Приймаков А.А., Козетов И.И. Закономерности развития и совершенствования координации движений у детей 7-9 лет. // Наука в олимпийском спорте. - 2000. - №1.- С.53-59.

48. Психомоторика: Сб. научн. трудов / Б.А. Ашмарин, Е.П. Ильин. - СПб, 2006. - 186 с.

49. Развитие равновесия  у детей школьного возраста: Метод,  рекомендации. - Минск, 1991. - 56 с.

50. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка. - М.: «Мозайка-синтез», 2000. - 212 с.

51. Сальников В.А. Способности  в сфере спортивной деятельности // Научные труды: Ежегодник. - Омск, СибГАФК, 2006. - 144 с.

52. Современные научные  исследования и передовой опыт  решения проблем физического  и психического здоровья школьников. / Под ред. В.И. Усакова. - Красноярск, 2006. - 126 с.

Информация о работе Методика развития двигательно-координационных способностей у пловцов