Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 16:33, курсовая работа
Цель исследования: развитие и совершенствование пространственной ориентировки у учащихся среднего школьного возраста в общеобразовательной школе по средствам игр и игровых моментов.
Задачи исследования. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по развитию пространственной ориентировки.
2. Выявить наиболее эффективные средства и методы развития пространственной ориентировки.
3. Обосновать результаты эксперимента.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………………......3
ГЛАВА I.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………….……………….…………...........5
1.1. Общая характеристика координационных способностей………..…..........5
1.1.1. Понятие координационных способностей……………….………………5
1.1.2. Классификация координационных способностей……………………….8
1.1.3. Основные средства и методы воспитания координационных способностей………………………………………………………………………………..10
1.2. Пространственная ориентировка…………………………………………..11
1.3. Психологическая характеристика среднего школьного возраста………..14
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………..…22
2.1. Методы исследования………………………………………………………22
2.1.1. Анализ и обработка научно–методической литературы по проблеме исследования………………………………………………………………………..22
2.1.2. Методы математической статистики…………………………………….22
2.1.3. Тестирование………………………………………………………………24
2.1.4. Педагогический эксперимент…………………………………………….26
2.2. Организация и проведение педагогического исследования…………...…26
ГЛАВА III. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ………....28
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..….32
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………….…..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
- метод математической
2.1.1. Анализ и обработка научно-методической литературы по проблеме исследования
В процессе работы над темой исследования была проанализирована научно-методическая литература по проблеме развития пространственной ориентировки у учащихся среднего школьного возраста.
Проведенный анализ показал, что в современной литературе проблема развития пространственной ориентировки раскрыта достаточно, однако не в полной мере.
В тоже время, в ходе анализа и обобщения научно-методической литературы удалось определить цели и задачи исследования, выбрать пути их решения.[3]
2.1.2. Методы математической статистики
С целью достижения объективности анализа, полученные в процессе исследования результаты, были подвергнуты статистической обработке.
При обработке и анализе полученных данных применялись общепринятые методы математической статистики. В настоящем исследовании использованы стандартные приемы и методы статистической обработки результатов, проведенной с помощью ЭВМ [5].
Для расчета средней арифметической величины, стандартного отклонения применялся одномерный статистический анализ. Для не сгруппированных данных среднее арифметическое вычисляется по формуле (2.1):
,
где n — объем выборки,
— варианты выборки,
— обозначение суммы n чисел ,
где индекс i (порядковый номер) суммируемых чисел пробегает значения от 1 до n.
Стандартное отклонение (или среднее квадратическое отклонение) рассчитывается как положительный корень квадратный из дисперсии (2.2):
, (2.2)
где — сумма квадратов отклонений значений признака от среднего арифметического ,
n — объем выборки.
Процентный прирост показателей рассчитывался по формуле (2.3), предложенной В.И. Усачевым (1982).
(2.3)
где, — прирост показателей темпов %;
— исходный уровень (среднее арифметическое показателя в начале исследования);
— конечный уровень (среднее арифметическое показателя в конце исследования).
Для проверки достоверности различий двух групп наблюдений рассчитывался t-критерий Стьюдента для зависимых и независимых выборок. Основываясь на предположении получения выборок из генеральных совокупностей, имеющих приближенно нормальное распределение, для сравнения двух выборочных значений для независимых выборок (контрольной и экспериментальной групп) t-критерий Стьюдента находится по формуле (2.4):
, (2.4)
где, и — средние арифметические двух выборок,
— стандартная ошибка
(2.5)
Для сравнения средних значений показателей опытных групп начала и конца эксперимента использовалась модификация t-критерия для связных выборок (2.6).
, (2.6)
где, — среднее арифметическое разностей связанных пар результатов измерений ,
— выборочное стандартное отклонение.
О достоверности различий судили по уровню значимости p< в соответствие с критическими значениями двустороннего t-критерия Стьюдента и числом степеней свободы [10].
2.1.3. Тестирование
Для оценки комплексного проявления координационных способностей школьников можно использовать тест: «Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения». По команде «На старт!» ученик принимает положение высокого старта за стартовой чертой с мячом в руках. По команде «Марш!» он ведет мяч одной рукой, последовательно обегает вокруг каждой из 3 стоек и финиширует, стремясь выполнить задание за наименьшее время.
При обводке стойки учащийся должен пробегать как можно ближе к ней. Если при ведении учащийся теряет контроль над мячом, который отлетает на расстояние более метра от стойки, ему предоставляется повторная попытка.
Оборудование: секундомер, 3 вертикальные стойки, баскетбольный мяч.
Таблица 2.1.
Оценка комплекса проявления координационных способностей школьников
«Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения»
Возраст. (лет) |
Уровень развития | ||||
Низкий |
Ниже Среднего |
Средний |
Выше Среднего |
Высокий | |
Мальчики | |||||
11 |
14,1 и > |
14,0 – 13,3 |
13,2 – 11,8 |
11,7 – 11,0 |
10,9 и < |
12 |
13,1 и > |
13,0 – 12,4 |
12,3 – 10,8 |
10,7 – 10,0 |
9,9 и < |
13 |
12,6 и > |
12,5 – 11,8 |
11,7 – 10,3 |
10,2 – 9,6 |
9,5 и < |
Девочки | |||||
11 |
16,1 и > |
16,0 – 15,2 |
15,1 – 13,4 |
13,3 – 12,5 |
12,4 и < |
12 |
15,3 и > |
15,2 – 14,4 |
14,3 – 12,5 |
12,4 – 11,6 |
11,5 и < |
13 |
13,3 и > |
13,2 – 12,9 |
12,8 – 11,8 |
11,7 – 11,3 |
11,2 и < |
Челночный бег 4х9 м вариант 1 – по команде «На старт!» ученик подходит к линии старта и принимает положение высокого старта. По команде «Марш» испытуемый бежит к брускам, поднимает один из них, возвращается к старту, кладет брусок за линию, бежит за вторым бруском возвращается, пересекая стартовую линию. Бросать бруски запрещается. Время фиксируется в момент пересечения финишной линии. С точностью до 0,1 сек.
Оборудование: 2 деревянных бруска размером 5х5х10 см, секундомер.
Таблица 2.2
Номы для оценки «Челночного бега 4х9 м».[8]
Возраст. (лет) |
Уровень развития | ||||
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше Среднего |
Высокий | |
Мальчики | |||||
11 |
10,4 и > |
10,3 – 10,1 |
10,0 – 9,5 |
9,4 – 9,2 |
9,1 и < |
12 |
10,4 и > |
10.3 – 10.0 |
9,9 – 9,3 |
9,2 – 8,9 |
8,8 и < |
13 |
9,9 и > |
9,8 – 9,6 |
9,5 – 9,0 |
8,9 – 8,7 |
8,6 и < |
Девочки | |||||
11 |
11,2 и > |
11, - 10,8 |
10,7 – 10,1 |
10,0 – 9,8 |
9,7 и < |
12 |
10,8 и > |
10,7 – 10,4 |
10,3 – 9,7 |
9,6 – 9,4 |
9,3 и < |
13 |
10,4 и > |
10,3 – 10,1 |
10,0 – 9,5 |
9,4 – 9,2 |
9,1 и < |
«Челночный бег елочка.» вариант 2 – на волейбольной площадке расположено 6 набивных мячей. Мячи располагаются на боковых линиях. Ученик становится на лицевой линии. По команде «На старт!» принимает высокий старт. По команде «Марш» испытуемый бежит к 1 мячу и касается его, после чего возвращается обратно. Затем он бежит к 2 мячу и касается его, затем обратно возвращается обратно. Тест продолжается до тех пор, пока ученик не коснется всех 6 мячей.
Таблица 2.3
Нормативные оценки «Челночный бег елочка.»
Возраст (Лет.) |
Уровень развития | ||||
Низкий |
Ниже Среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высокий | |
Мальчики | |||||
11 |
8,4 и > |
7,9 – 8,3 |
6,9 – 7,8 |
6,6 – 6,8 |
6,5 и < |
12 |
7,4 и > |
6,9 – 7,3 |
6,4 – 6,8 |
5,8 – 6,5 |
5,7 и < |
13 |
7,4 и > |
6,9 – 7,3 |
6,4 – 6,8 |
5,8 – 6,3 |
5,7 и < |
Девочки | |||||
11 |
9,6 и > |
9,0 – 9,5 |
8,5 – 8,9 |
7,8 – 8,4 |
7,7 и < |
12 |
9,0 и > |
8,5 – 8,9 |
7,9 – 8,4 |
7,6 –7,8 |
7,5 и < |
13 |
9,1 и > |
8,5 – 8,9 |
8,0 – 8,4 |
7,2 – 7,9 |
7,1 и < |
2.1.4. Педагогический эксперимент
Для экспериментального обоснования эффективности игровых методик по развитию координационных способностей (в частности, равновесия) в исследовании использован метод педагогического эксперимента.
Педагогический эксперимент проводился с 02 февраля по 14 марта 2009 года на базе средне школы д. Вертелишки Гродненского района. В эксперименте участвовало 42 ученика 7 классов, не имеющих отклонений в состоянии здоровья. За неделю до начала эксперимента было изучено состояние физического развития, функциональное состояние и координационные способности учащихся по тестовым упражнениям, описанным в подразделе 2.1.3. Аналогичное тестирование было проведено 6 неделями позже после окончания педагогического эксперимента.
Сущность педагогического эксперимента состояла в том, что разработанная нами методика была направлена на развитие координационных способностей у учащихся 5 классов по средствам спортивных игр. Как правило, в экспериментальной группе учащимся предлагались упражнения для развития координационных способностей. Упражнения-задания подбирались не произвольно, а в связи с программой обще образовательной школы по физической культуре. При изучении программного материала использовались упражнения для развития координационных способностей на основании изученной литературы.[4,7]
В эксперименте использовались метод круговой и игровой тренировки. Содержание упражнений и подвижных игр расположено в приложении 1,2.
2.2. Организация и проведение педагогического исследования
Педагогический эксперимент включал в себя три этапа: (предварительный, основной и заключительный).
На первом этапе была изучена научно – методическая литература, определена тема, цель, задачи и рабочая гипотеза экспериментальной работы. Далее было проведено комплектование опытных групп и разработка экспериментальных программ.
На втором этапе на занятиях физической культуры проводилось обоснование эффективности применения разработанных программ, направленных на повышение уровня физического и функционального развития, пространственной ориентировки.
Основной педагогический эксперимент проводился с 02 февраля по 14 марта 2009 года В экспериментальной группе было 21 учащихся, а в контрольной – 21.
В опытных классах проводилось 2 урока физической культуры в неделю. Учебный материал уроков для контрольной и экспериментальной групп был разработан на основе школьной программы по физической культуре и здоровью для учащихся 7-х классов общеобразовательной школы.
За время педагогического эксперимента было проведено 12 уроков физической культуры. Так же был разработан учебный материал уроков для экспериментальной группы, где включены средства, разработанные нами по развитию координационных способностей в процессе физического воспитания, проводимый в основном в подготовительной части каждого урока, а во торой группе – уроки физической культуры проводились по общепринятой методике. При проведении данного исследования применялись распространенные методы: игровой и метод круговой тренировки.