Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 22:34, дипломная работа
Объект исследования. Объектом нашего исследования является состояние показателей скоростно-силовых качеств пловцов 8-12-ти лет.
Предмет исследования. В работе изучалась эффективность применения методики развития скоростно-силовых качеств пловцов, на суше или в воде, и влияние этих упражнений на спортивный результат.
Гипотеза исследования. В данной работе мы исходили из предположения о том, что применение специально-подготовительных упражнений пловцов в воде или на суше, окажутся различными, что скажется на показателях скоростно-силовой подготовки.
Итак, физические нагрузки оказывают двойной тренирующий эффект: повышают устойчивость к кислородному голоданию и, увеличивая мощность дыхательной и сердечнососудистой систем, способствует лучшей утилизации кислорода.
Воздействуя, в процессе воспитания на одно из физических качеств, мы влияем на остальные. Характер и величина этого влияния зависит от двух причин: особенностей применяемых нагрузок и уровня физической подготовленности. У людей с низким уровнем физической подготовленности при преимущественном проявлении одного физического качества значительные требования предъявляются и к другим. Например, для новичков бег на 100 м является испытанием не только их быстроты, но в значительной мере и силы, и выносливости, и ловкости.
Развитие одного из физических качеств на начальных этапах тренировок приводит к совершенствованию и других. Однако в дальнейшем развитие качества прекращается. При этом упражнения, которые раньше оказывали влияние на развитие всех физических качеств, теперь будут оказывать тренирующее воздействие лишь на некоторые из них. В последующем могут даже проявиться отрицательные взаимоотношения между отдельными качествами.
Глава 2. Цель, задачи методы организации исследования и обследуемые
2.1 Цель, задачи и методы исследования
Цель работы: Показать и доказать правильность воспитания общей и специальной выносливости пловца.
Задачи исследования
1. Выявить динамику показателей при выполнении упражнений на развитие общей и специальной выносливости.
2. Выявить допущенные ошибки при выполнении упражнений на развитие общей и специальной выносливости.
2.2 Методы исследования
1.Анализ и обобщение
2.Педагогические наблюдения
3.Контрольные испытания
4.Педагогический эксперимент
5.Статистическая обработка
В процессе исследования изучалась литература по теме исследования. Анализ научно-методической литературы осуществлялся для постановки задач, подбора методов исследования, обсуждение полученных результатов.
Педагогические наблюдения за действиями пловцов проводились в процессе учебных занятий для визуального определения ошибок при выполнении упражнений на развитие общей и специальной выносливости. Результаты заносились в специальную карточку – протокол.
Тестирование проводилось при плавании в равномерном темпе (до 30 мин); безостановочном длительном плавании (от 10 до 30 мин) в медленном темпе, прерываемое произвольными ускорениями; при беге по пересеченной местности (кросс) 2-5 км при ЧСС 140-160 у/мин; прыжках через короткую скакалку, длительность непрерывных прыжков 3 мин и более, темп прыжков 135 – 140 раз в минуту; при марш-броске на 3-4 км и более; при беговом 12-минутном беговом тесте Купера; подтягивание в висе на высокой перекладине.
Все данные цифрового материала, приведенные в протоколах, подвергались статистической обработке при этом использовалось сравнение двух выборок и попарно несвязанные между собой.
Были рассчитаны – среднее арифметическое, которое определяется как отношения индивидуальных показаний и количеству случаев, определялась между средним арифметическим и суммой индивидуальных показателей. - стандартное отклонение высчитывалось по формуле:
Степень достоверности (P) находили по таблице критерия Стьюдента
Если P< 0,05, P < 0,01, то ошибка меньше 5 %, 1% и результат достоверен.
Если P> 0,05, то ошибка больше 5% и результат не достоверен.
2.3 Организация исследования
Исследования проводились в течении 2009- 2010 года на базе плавательного комплекса СДЮШОР № 23 г. Намангана.
В исследовании принимали участие две учебно-тренировочные группы 1 года обучения.
В период с сентября по декабрь 2009 г все испытуемые занимались по общему плану.
В декабре проведено первое тестирование, по результатам которого были составлены контрольная и экспериментальная группы.
Состав каждой группы 10 человек.
Всего 20 участников исследования.
После обработки результатов первого обследования, была внедрена методика управления процессом усвоения знаний и программы исправления ошибок при выполнении упражнений на развитие общей и специальной выносливости, использовались методы: рассказа, показа и детальной отработки полной ориентировочной основы действий, на тренировочных занятиях с экспериментальной группой.
В контрольной группе обучение проводилось по общепринятой методике обучения (рассказа, показа, обучения).
Внимание тренера – преподавателя сосредоточено главным образом на прохождении материала.
После педагогического эксперимента, который длился до февраля 2010 года, для оценки эффективности педагогических воздействий было проведено повторное обследование.
2.4 Педагогический эксперимент
Основной целью наших педагогических исследований является показать то, что сегодня в современном баскетболе подходить к вопросу воспитания общей и специальной выносливости без учета изменений некоторых аспектов в плавании уже не приемлемо и мало эффективно.
На основании этого мы (научный руководитель Костикова О.В., старший тренер Наманганской области Нигматуллин Т.В. и старший тренер Маёршин А. В.) на протяжении одного плавательного сезона провели следующий педагогический эксперимент: взяв наблюдение за двумя командами А и Б, имеющих в начале эксперимента одинаковую физическую подготовку, с группой А в процессе тренировочной работы учли все изменения и на основании этого построили рабочий план, изменив многие аспекты и пункты касающиеся развития общей и специальной выносливости. А в группе Б работу по развитию этих же физических качеств проводили также как и раньше, не учтя никаких нововведений и факторов их каасющихся.
В городе Намангане наиболее сильными юношескими командами являются команды СДЮШОР № 23 ( ст.тренера Нигматуллина Толгата Вагизовича и ст. тренера Маёршина Александра Викторовича ). Приведем списки двух групп участвующих в исследовании:
Команда А (ст. тренер Нигматуллин Т.В.):
1. Акрамханов А. – 1995 г.р.
2. Енгалычев Р. – 1995 г.р.
3. Шароглазов И. – 1996 г.р.
4. Мансуров А. – 1996 г.р.
5. Сафиуллин Ф. – 1997 г.р.
6. Захарьян К. – 1997 г.р.
7. Юнусова М. – 1997 г.р.
8. Нурмирзаева К. – 1998 г.р.
9. Тургунова Е. – 1998 г.р.
10. Аскарова Д. – 1999 г.р
Команда Б (ст. тренер Маёршин А.В.):
1. Абдуллаев С. – 1994 г.р.
2. Абдуллаев К. – 1996 г.р.
3. Колесников Д. – 1995 г.р.
4. Мирсаитов М. – 1996 г.р.
5. Мирсаитов М. – 1996 г.р.
6. Джумаев А. – 1996 г.р.
7. Бойдадаев А. – 1996 г.р.
8. Кодиров Х. – 1995 г.р.
9. Мустафаев М. – 1996 г.р.
10. Тябик А. – 1997 г.р.
Первым этапом нашего эксперимента было следующее. Как известно из теории и практики современной спортивной тренировки в целях контроля за результативностью и эффективностью тренировок два раза в год проверять физическую подготовленность спортсменов по тестам. Это мы и решили сделать. Нами было предложено сдать обеим группам следующие тесты:
1 день: плавание в равномерном темпе (до 30 мин); прыжки через короткую скакалку, длительность непрерывных прыжков 3 мин и более, темп прыжков 135 – 140 раз в минуту; подтягивание на низкой перекладине.
2 день: безостановочное длительное плавание (от 10 до 30 мин) в медленном темпе, прерываемое произвольными ускорениями; бег по пересеченной местности (кросс) 2-5 км при ЧСС 140-160 у/мин.
3 день: 12-минутный бег тест Купера ; марш-бросок на 3-4 км и более.
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Эффективность
В результате педагогического эксперимента в течении трех тренировочных занятий эти тесты были приняты и получены следующие результаты (таблица №1). Их мы тщательно изучили и результаты обеих групп сопоставили.
Подведя итог, хотелось бы отметить, что результаты у обеих команд в начале эксперимента были почти одинаковые.
В экспериментальной группе средний показатель трехдневных тестов для развития общей и специальной выносливости составил P> 0,05, такой же результат и в контрольной группе P> 0,05.
Результаты исходного тестирования показали, что показатели не зависят от обучаемости и носят случайный характер. По первоначальному тестированию показатели у контрольной группы немного превышали показатели экспериментальной группы.
После сдачи нормативных тестов обе команды вместе со своими тренерами начали подготовку к соревнованиям.
Своей целью в подготовке команды А, мы вместе со ст.тренером Нигматуллиным Т.В. в первую очередь поставили задачу создать все необходимые предпосылки для обеспечения высокого уровня развития специальных физических качеств, хорошей технической и тактической подготовки. И если в команде Б у ст. тренера Маёршина А. В. Не учли всех ньюансов в подготовке, то наш тренерский состав полностью изучил все нововведения и на базе этого мы несколько изменили ранее принятые основы в подготовке пловцов.
Вот методы которые мы использовали в своей работе:
- метод сопряженного
- круговой метод (5-6 станций, где
выполняются различные
- метод тренировки в состоянии
психологического возбуждения
- соревновательный метод;
- метод моделирования.
Все это интересные и весьма полезные методы тренировки. Они широко используются и при подготовке основной сборной команды по плаванию. Но хотелось бы отметить, что всегда надо стремиться искать новые пути совершенствования пловцов.
На первом этапе основной задачей нашего тренерского состава было развитие общей выносливости и создание так называемой «базы». Физиологической основы для достижения высоких спортивных результатов.
Воздействуя на развитие общей выносливости прежде всего имеют ввиду повышение функциональных возможностей сердечнососудистой и дыхательной систем организма, совершенствование функций кислородного обеспечения. Основной метод развития аэробной выносливости – это длительное (свыше 10 мин) равномерное или переменное выполнение работы с умеренной интенсивностью (пульс 130-150 уд/мин). Мы с этой целью в своей группе использовали следующее:
- длительный бег (15-20 ин, в том числе кроссы по пересеченной местности);
- фальтрек (переменный бег с ходьбой, ускорениями и различными вариантами бега) 15-25 мин;
- плавание 30-50 мин;
- подвижные и спортивные игры (футбол, гандбол, регби).
На начальном этапе основное время и внимание уделяется постепенному увеличению объёма выполнения нагрузок.
Приведем пример одного тренировочного занятия по развитию общей выносливости, которое использовалось в группе А.
Занятие проводится на бассейне «Ёшлик».
Время – 90 мин.
I – Подготовительная часть – 25 мин.
Организация занятия:
Ходьба, переходящая в легкий бег, ОРУ с набивными мячами – 15 мин
II – Основная часть – 55 мин.
1. кросс по пересеченной
2. плавание произвольным
III- Заключительная часть- 10 мин.
Хотелось бы отметить, что в группе Б для развития общей выносливости использовался только кросс, который они проводили на территории бассейна на спортивной площадке. Развитие выносливости в группе А нарабатывалось с учетом того, что путь к высокому уровню специальной выносливости лежит через формирование устойчивости силы, быстроты и координированности. И для тренерского состава групп широко использовался:
- некоторые виды
- подвижные и спортивные игры («пятнашки с мячом» на одной половине площадки, футбол, регби и т.д.)
- разнообразные эстафеты.
Воспитание специальной выносливости в группе А носило разносторонний и многогранный характер, но в то же время учитывались индивидуальные способности и возможности каждого пловца, часто на занятиях разные по амплуа пловцы получали разные задания.
В группе Б воспитание специальной выносливости носило общий характер. Все испытуемые получали определенное задание и в одном общем потоке выполняли его. В результате полугодичной работы группам А и Б было предложено снова сдать те же нормативные тесты, что и в начале эксперимента.
По итогам результаты группы А были выше, чем у группы Б (таблица № 2). По некоторым показателям сверстники из группы А намного превзошли спортсменов из группы Б. Например показатель теста Купера – позволяющий оценить общую выносливость у группы А был выше, чем у группы Б. все это было хорошо продемонстрировано на республиканских соревнованиях по плаванию. Из всего этого можно сделать вывод, что целенаправленная работа по общей и специальной выносливости считается правильной и грамотной была поставлена у группы А.
В результате нашего педагогического исследования можно сделать заключение: сегодня в современном плавании при воспитании общей и специальной выносливости необходимо учитывать все факторы влияющие на них, важно планировать всю тренировочную работу, продумывать каждую деталь, учитывать индивидуальные способности. Все это очень хорошо продемонстрировал в своей работе тренерский состав группы А.
Во время эксперимента велась целенаправленная работа над устранением ошибок в экспериментальной группе, применялся групповой, индивидуальный подход. Многие учащиеся выполняли ошибки, которые исправлялись путем индивидуального подхода.
На возникновение многих ошибок повлиял ряд факторов, которые полностью не позволили устранить все ошибки, но в результате подводящих упражнений, предложенных в эксперименте , процент ошибки снизился в экспериментальной группе до 29%, а в контрольной 57%.
В контрольной группе не велось детальное устранение ошибок, из-за чего они полностью не были ликвидированы, также на них могли повлиять дефекты обучения: ошибочное обучение технике выполнения, методические ошибки обучения, перенос неадекватного навыка, так же не уверенность и страх.
Информация о работе Методика тренировки общей и специальной выносливости пловца