Методика тренировки общей и специальной выносливости пловца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 22:34, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования. Объектом нашего исследования является состояние показателей скоростно-силовых качеств пловцов 8-12-ти лет.
Предмет исследования. В работе изучалась эффективность применения методики развития скоростно-силовых качеств пловцов, на суше или в воде, и влияние этих упражнений на спортивный результат.
Гипотеза исследования. В данной работе мы исходили из предположения о том, что применение специально-подготовительных упражнений пловцов в воде или на суше, окажутся различными, что скажется на показателях скоростно-силовой подготовки.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ САШКА.docx

— 98.90 Кб (Скачать файл)

В экспериментальной группе предложенная методика обучения и средства, предложенные для их устранения, показали себя с положительной стороны, всесторонне влияя на стороны обучения. Процентное соотношение ошибок снизилось с 43-70% до 29-43%, в контрольной группе – 14-57% при конечном тестировании. В процессе обучения движениям и совершенствование техники их выполнения постоянно возникают ошибки. Их своевременное выявление и устранение причин возникновения в значительной мере обуславливают эффективность процесса технического совершенствования.

 

3.2 Воспитание общей и  специальной выносливости пловца

 

Для пловца важна как общая так и специальная выносливость. В результате нашего эксперимента мы пришли к выводу, что развивать эти качества целесообразно последовательно, в соответствии с этапами круглогодичной тренировки.

Высокий уровень общей выносливости служит прочной основой специальной выносливости. В этапах специальной подготовки и предсоревновательном соотношении средств и методов развития выносливости меняется – увеличивается доля специальных (из 100% общей доли, где-то 60-75% уделяется развитию и укреплению специальной выносливости).

Для определения интенсивности упражнения используют показатель частоты сердечных сокращений при выполнении упражнений в пределах 150 уд/мин, значит они соответствуют развитию аэробных способностей, в пределах 165 уд/мин – оказывают аэробно – анаэробные способности остальные компоненты нагрузки варьируют в зависимости от метода тренировки. Специальными методами развития выносливости пловца являются:

- интервальный метод, который предполагает многократное повторение кратковременной работы при строгой регламентации продолжительности упражнения и пауз отдыха между повторениями. Интенсивность упражнения контролируется по частоте сердечных сокращений 180 уд/мин. Продолжительность упражнений циклического характера 1,5-2 мин, специальных упражнений пловца 2-3 мин. Паузы отдыха могут быть пассивными и активными. Их продолжительность регламентируется восстановлением частоты сердечных сокращений (ЧСС), равной 120-130 уд/мин. Количество повторений от 10 до 20. Использование этого метода способствуют развитию сердечной мышцы, увеличению объема сердца и улучшению показателей аэробного обмена.

- повторно- переменный метод тренировки  который характеризуется изменением  нагрузки при повторении и  в сторону увеличения и в  сторону уменьшения, с общей тенденцией  к повышению.

- метод сопряжения воздействий основании на взаимосвязи развития физических качеств и двигательных навыков. Для этого используют специальные упражнения, направленные на развитие необходимых двигательных качеств при условии их динамического соответствия биомеханическим и анатомо-физиологическим особенностям двигательной деятельности пловца. Здесь учитывается не только состав работающих мышц, но и величина усилий, режим возникающих условий и характер изменений этих усилий в различных фазах движения, что позволяет стимулировать работу нервно-мышечного аппарата и обеспечивает высокую эффективность двигательных действий. Метод сопряженных действий используют на специальном и пред соревновательном этапах подготовки пловцов, а также в соревновательном периоде, когда необходимо тесное увязывание задач физической, технической и тактической подготовки в условиях дефицита времени на физическую подготовку.

- соревновательный метод – это  специально организованные состязания, в которых создаются условия для индивидуальной и групповой борьбы. Соревновательный процесс позволяет создать наиболее благоприятные условия для максимальных функциональных сдвигов, особый эмоциональный фон и психическую напряженность, где действует фактор противоборства. Этот метод может применяться при решении отдельных задач подготовки, например: при воспитании физических качеств, совершенствовании технических приемов, тактических взаимодействий, для стимулирования интереса и активизации занимающихся.

- круговая тренировка – это  форма организации занятий, основными  методическими принципами построения  которой являются следующие положения:

1. циклическое использование разработанных  комплексов физических упражнений, выполняемых в порядке последовательной  смены «станций».

2. расчет на групповые занятия, что наиболее специфично для  игровых видов спорта.

3. повышение работоспособности  пловцов на базе всестороннего  развития. Комплекс упражнений состоит  как из вспомогательных упражнений  из различных видов спорта, так  и из специальных упражнений  пловца.

4. регламентация нагрузок в комплексах  упражнений. Она базируется на  основных компонентах развития работоспособности – продолжительности упражнения, интенсивности, числе повторений, строгой последовательности дозированных нагрузок с четко определенными «станциями» и между кругами. Продолжительность упражнений подбирается с учетом возможности развития аэробных и анаэробных способностей. Интенсивность дозируется по частоте сердечных сокращений.

5. использование такой интенсивности (по ЧСС), которая достигает соревновательный  или превышает её, чего не всегда  можно добиться специальными  плавательными средствами.

6. большие возможности индивидуального  дозирования нагрузки (на основе  использования определения максимума  повторений в каждом повторении). Мера нагрузки устанавливается  равной для всех занимающихся  и в тоже время строго индивидуально.

7. максимальное приближение к  специфике плавания. Для этого  формируют круги и «станции»  по двум направлениям: - набор  «станций» с широким профилем  разнообразных задач и средств; - специальный подбор «станций», ставящий задачи силовой, скоростно  – силовой, развития ловкости, технико-тактической  подготовки пловца.

Включая в тренировки упражнения для развития выносливости, необходимо предусматривать, чтобы тренировочные и соревновательные воздействия, соответствовали функциональным возможностям и уровню подготовленности пловца. Интенсификация нагрузок возможна лишь при широком использовании средств, стимулирующих восстановительные процессы в организме спортсмена.

Это прежде всего рациональное построение занятий. Здесь большое значение имеют:

- правильное сочетание нагрузок  и отдыха;

- вариативность средств и методов  тренировки;

- проведение активного отдыха  в день, следующий после дня  занятий с максимальной нагрузкой;

- выполнение упражнений в паузах  между основными упражнениями  для активного отдыха и расслабления;

- пассивный отдых в состоянии  полного расслабления (желательно  в воде);

- использование музыки и ритмолидера;

- проведение тренировок в разнообразных  условиях (на стадионе, в парке, на  берегу озера и т.д.);

- обеспечение хороших бытовых  условий и устранение отрицательных  факторов;

- обеспечение рационального питания  и витаминизации, массаж, гидропроцедуры, физиотерапия.

Силовую выносливость делят на статическую и динамическую. Соответственно подбираются и режимы тренировочных упражнений. В основном это упражнения анаэробно-лактатного характера, способствующих развитию локальной мышечной выносливости.

Осуществляя тренировочный процесс, следует постоянно находить время и место для индивидуальной работы. Причем каждое упражнение (как технического, так и атлетического характера) должно помогать совершенствовать индивидуальное мастерство.

Результаты научных исследований и опыт тренировки ведущих пловцов страны показали, что походу длительного тренировочного занятия средней интенсивности по совершенствованию техники плавания имеет смысл включать в него 2-3 раза 5-7 минутные комплексы простых циклических упражнений высокой интенсивности. Такие переключения повышают общий тонус занятия, позволяют снять нервное утомление и постепенно повышают способность центральной нервной системы пловца переносить постоянно увеличивающийся объем сложных упражнений.

 

3.3 Условия прогрессивного  роста

 

Среди принципиальных вопросов обеспечения прогрессивного спортивного роста особое значение занимает реализация принципа соразмерности общей и специальной физической подготовки.

 Этот принцип предполагает  такое соотношение общей и  специальной физической подготовки, которое приводит к успеху  в избранном виде спортивной  специализации. Иначе говоря, имеется  разносторонняя подготовка спортсмена, в которой развитие ведущих специальных качеств получает оптимальную биологическую и педагогическую основу.

Соотношение общей и специальной физической подготовки зависит от спортивной специализации. Так, в видах спорта циклического характера общая выносливость не только предваряет развитие специальной, но и является её необходимым фундаментом.

В сложно технических видах спорта удельный вес тренировок, развивающих общую выносливость, менее значителен. Увеличение объема специальных упражнений, выполняемых с высокой интенсивностью, создает предпосылки для сравнительно быстрого достижения спортивной формы. Но длительное их использование в больших объемах при уменьшении средств аэробной подготовки ведет к падению специфических резервов адаптации. Увеличение объема специальных упражнений в занятиях с подростками и обусловленное этим ранее исчерпание специфических резервов адаптаций снижает вероятность спортивного прогресса в дальнейшем.

Педагогический опыт и обобщение данных спортивной физиологии показывают, что рациональное соотношение нагрузок, лежащих в различных зонах относительной мощности, позволяет с большой эффективностью использовать достигнутые тренировкой морфофункциональные предпосылки спортивного успеха.

Целевая программа достижения высот спортивного мастерства в плавании предусматривает последовательное повышение физической нагрузки на всех этапах многолетней тренировки.

Но только на фоне спортивного мастерства, соразмеримого с достижениями взрослых спортсменов, должны получить полное развитие возможности предельной мобилизации накопленных ресурсов в соревнованиях.

В ряду факторов эффективного спортивного роста следует выделить опережающие темпы повышения технического мастерства. Это означает, что как на начальных, так и на последующих этапах специализации следует избегать компенсации технического мастерства форсированной физической подготовкой. Оптимальное соотношение средств и методов технической и физической подготовки в ходе индивидуальной тренировки приобретает новые качественные оттенки, но и в целом гарантирует успешность реализации потенциальных резервов адаптации к спортивным напряжениям

 

Выводы

 

Основным выводом и заключением данной работы является то, что при воспитании общей и специальной выносливости в современном плавании нельзя руководствоваться требованиями вчерашнего дня. Это убедительно показал и доказал проведенный наш эксперимент. При воспитании общей и специальной выносливости следует учитывать следующие факторы:

- сегодня плавание стало скоростнее, динамичнее, быстрее. Пловцы должны быть еще атлетичнее и выносливее. С самого юного возраста необходимо развивать общую выносливость, служащую затем основой «базой» для специальной. Для этого необходимо использовать такие средства и упражнения которые доказали свою эффективность в процессе тренировочных занятий в ведущих командах страны. Но при этом следует не забывать учитывать индивидуальные данные и способности каждого пловца.

-необходимо тщательным образом  планировать всю тренировочную  работу уделяя больше времени  на развитие общей и особенно  специальной выносливости, но не  обделяя этим самым часы на  техническую, тактическую и психологическую  подготовку пловца.

- необходимо подбирать в процессе  тренировки по развитию физических  качеств такие упражнения и  средства которые имеют разносторонний  характер. Именно такие упражнения  хорошо зарекомендовали себя  для развития специальных видов  выносливости: скоростно-силовой.

На первом этапе мы выявили динамику изменения показателей тестирования в экспериментальной и контрольной группе. Исходный показатель при плавании составил в среднем 50-60%. После проведенного эксперимента результативность повысилась в экспериментальной группе до 80-85%.

В результате эксперимента было выявлено ряд ошибок влияющих на технику плавания. Половина ошибок являлась результатом незнания техники, дефектами обучения. К концу эксперимента качество владения техникой плавания и других специальных упражнений – тестов в экспериментальной группе оказалось выше, чем в контрольной группе. Испытуемые экспериментальной группы превзошли испытуемых контрольной группы по всем показателям (при P < 0,001).

В заключении хотелось бы сказать и отметить следующее: сегодня в Намангане есть очень хорошая команда по плаванию, которая за короткое время своего существования показывает весьма хорошие результаты.

Все это осуществляется благодаря упорному и самоотверженному труду таких замечательных людей как : Нигматуллин Толгат Вагизович, Маершин Александр Викторович, Вишняков Равиль Шамильевич.

Все успехи в работе и выступления команды по плаванию связаны с этими людьми, которые действительно с огромным энтузиазмом и ответственностью относятся к своей работе.

 

Список литературы

 

  1. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год. от 29.01.2010
  2. Модернизация страны и построение сильного гражданского общества – наш главный приоритет от 27.01.2010. Доклад Президента Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
  3. Каримов И. А. Миллий истиқлол мафкураси – халқ этиқоди ва буюк келажакка ишончдир.- Т.: Ўзбекистон, 2000,11-б
  4. Каримов И. А.Баркамол авлод- Ўзбекистон тараққиётининг пойдевори.- Т.: Шарқ. 1997.63-б
  5. Алямовская В.Г. Как воспитывать здорового ребенка. Стр. 67 - 89
  6. Бутович Н.А. Тренировка юного пловца. - Г. - 1992 стр. 234 - 243 Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: ФиС, 2001.
  7. Белиц-Гейман С.В. Плавание/ М: Просвещение 2000
  8. Булгакова Н.Ж. Плавание / М: Просвещение 2001
  9. Булгакова Н.Ж. Учить детей плавать. - М. 1977 стр. 8 - 16
  10. Васильева В.С. , Никитинский Б.Н. Обучение детей плаванию. М. 1973 стр. 45-80
  11. Васильев В.С. Обучение детей плаванию / М: Физкультура и спорт 1999
  12. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994.-368 с.
  13. Инясевский К.А. Никитский Б.Н. Тренировка пловца. С. - П. 2000 стр. 46 - 98 Кислов А.А. , Панаева В.Г. Нептун собирает друзей / М: Просвещение 1998
  14. Левин Г. Плавание для малышей. – М.1974 стр. 65 - 86
  15. Макаренко Л.П. Плавание / М: Физкультура и спорт 1999
  16. Макаренко Л.Т. Плавание – М.2002 стр. 25 - 56
  17. Макаренко Л.П. Экспериментальное обоснование применения скоростных упражнений в тренировке юных пловцов. С.- П. - стр. 56 - 86.
  18. Набатников М.Я. Плавание. - М. 1962 стр. 68 - 201
  19. Набатников М.Я. Плавание. - М. 1962 стр. 68 - 201
  20. Плавание. Учебник для пединститутов. М. - 1994 стр. 56 - 98
  21. Тимофеева Е.А. Осокина Т.И. Обучение плавания в д/с М.- 2001 Богина Т.Л. стр. 45 - 67
  22. Шебек В.Н. Ермак Н.Н. Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольника. Москва Просвещение - 2000 стр. 123 - 145
  23. Фирсов З.П. Плавание для всех / М: Физкультура и спорт 2001
  24. Физическое развитие детей. - М.: Просвещение, 1968.

Информация о работе Методика тренировки общей и специальной выносливости пловца