Мониторинг физического развития и функционального состояния организма юношей-борцов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 11:44, дипломная работа

Краткое описание

Борьба – один из древнейших и популярнейших видов спорта, занимает почетное место в системе физического воспитания, являясь средством всестороннего физического развития людей, укрепления их здоровья, подготовки к высокопроизводительному труду. В борьбе особенно ярко проявляются и воспитываются такие физические качества, как сила, выносливость, быстрота, ловкость и другие. Физические качества развиваются в течение планомерных, систематических и целеустремленных занятий физической культурой и спортом.

Содержание

Введе-ние……………………………………………………………………….. 6
1 Возрастные морфофункциональные и педагогические аспекты спортивной борь-бы……………………………………………………………………...
10
1.1 Анатомо-физиологическая и психологическая характеристика спортсменов юношеского возраста…………………………………...........
13
1.2 Теоретические основы занятий спортивной борьбой в юношеском возрас-те………………………………………………………………………
22
1.3 Методология оценки физического развития и функционального состояния организма…………………………………………………………..
32
2 Материал и методы исследования…………………………………………. 39
3 Мониторинг морфофункционального состояния организма юношей-борцов ДЮСШ № 4 г. Саранска………………………………………………
44
3.1 Оценка физического развития юношей-борцов ДЮСШ № 4 г. Са-ранска…………………………………………………………………….......
47
3.2 Оценка функционального состояния организма юношей-борцов ДЮСШ № 4 г. Саранска…………………………………………………….
52
3.3 Обсуждение полученных результатов………………………………… 53
Заключение…………………………………………………………………...... 58
Список использованных источников………………………………………… 60

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Гурьев.doc

— 564.50 Кб (Скачать файл)

3. Провести комплексный мониторинг состояния юношей-борцов ДЮСШ № 4 г. Саранска, обучающихся на предварительном базовом этапе многолетней спортивной подготовки.

Гипотеза: Мы полагаем, что мониторирование морфофункционального состояния организма юношей-борцов с применением методов антропометрии, физиометрии, нагрузочного тестирования и математической обработки данных позволит выявить ряд латентных возрастных проблем и индивидуализировать процесс тренировки с целью сохранения здоровья спортсменов и достижения более высоких спортивных результатов.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, включающих ряд подразделов, заключения, списка использованных источников.

В соответствии с гипотезой, для решения поставленных задач и достижения цели в ходе исследования нами были применены методы традиционного общенаучного анализа и синтеза литературных источников, эксперимента, сравнительного анализа полученных данных.

 

1 Возрастные морфофункциональные и педагогические аспекты

спортивной борьбы

 

Длительное время количество спортивных секций различных видов борьбы в нашей стране было крайне ограничено, поскольку считалось, что она оказывает вредное влияние на молодой организм.

Так, занятия по самбо с юношами впервые начали проводить в г. Москва в 1935 году. Тренерам приходилось вести большую разъяснительную работу с родителями своих подопечных о пользе этих занятий.

В развитии борьбы среди подростков и юношей важную роль сыграли отделения борьбы детских спортивных школ, начавшие работу с 1945 г., и отделения борьбы спортивных школ молодежи, созданные в 1946 г.

В 1966 году для подростков и юношей в нашей стране установлены следующие возрастные группы:

1. подростки – 12–13 лет;

2. младшие юноши – 14–15 лет;

3. старшие юноши – 16–18 лет.

Таким образом, борьбой могут заниматься дети, подростки и юноши возрастом от 10 до 18 лет [32, с. 12].

Для успешной работы в тренерской деятельности необходимы знания не только по теории и методике избранного вида спорта, но и определенные знания в области физиологии спорта.

Спортивная борьба относится к нестандартным (ситуационным) видам спорта и характеризуется следующими особенностями [33, с. 5]:

1. Движения носят скоростно-силовой характер, а по структуре – преимущественно ациклические.

2. В единоборствах необходимы  постоянная оценка внешней ситуации, творческая деятельность мозга, выраженные процессы экстраполяции.

3. Мощность работы является  переменной, с большой долей максимальной и субмаксимальной мощности.

4. Соревновательные схватки  требуют от спортсменов оптимального  соотношения аэробной и анаэробной производительности, при этом надо учитывать весовые категории и индивидуальные особенности.

5. Борьба предъявляет  значительные требования к нервной  системе, двигательному аппарату и сенсорным системам.

Организм подростков и юношей имеет свои анатомо-физиологические и психологические особенности.

В юношеском возрасте мышечная ткань растет энергично и достигает к 17–18 годам примерно 44 % от веса тела, что позволяет изучать технические действия, требующие значительных физических напряжений. Вместе с тем у юношей отмечается относительная слабость связок и особенно мышц брюшного пресса. Это обстоятельство требует осторожного применения упражнений, связанных с большим натуживанием, так как они могут привести к смещению внутренних органов, дефектам белой линии живота, расширению паховых     колец.

Кроме того, в методике занятий с лицами юношеского возраста надо обязательно учитывать особенности их сердечно-сосудистой системы. В частности, по сравнению с ростом сердца в этом возрасте наблюдается относительно замедленный рост просвета артерий, а также несовершенная регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы со стороны нервной системы. У юношей часто отмечается увеличение кровяного давления. При чрезмерной нагрузке у них могут появиться сердечная аритмия и головокружение. Легко возникает состояние утомления. В результате систематической адекватно подобранной тренировки эти отрицательные явления постепенно исчезают [30, с. 37].

В рассматриваемом возрасте значительные изменения претерпевает и психика ребят. В возрасте 12–15 лет ребята хотят быть похожими на взрослых, стремятся к самостоятельности, проявлению мужества. У них развиваются такие высшие психические способности, как логическое мышление, умение обобщать и анализировать свои поступки и поведение. Стремясь быть взрослыми, юноши могут проявлять отрицательные черты характера: раздражитель-ность, развязность, грубость и т. п.

Задача преподавателя заключается в том, чтобы побудить занимающихся к развитию положительных способностей, дать им нужное направление. В то же время необходимо приложить максимум усилий, чтобы заглушить отрицательные способности. Нельзя забывать и того, что подростки, увлекаясь какой-либо деятельностью, теряют контроль над доступной им дозировкой. Они склонны переоценивать свои силы, берутся за выполнение тех упражнений, которые не соответствуют их физическому развитию. Они стремятся поднять как можно больший вес, как можно чаще участвовать в соревнованиях, стремятся выполнить сложный прием без соответствующей подготовки. Поэтому за ними необходим более строгий педагогический контроль.

Характерной особенностью юношеского возраста в деятельности высших отделов центральной нервной системы является пластичность и подвижность нервных процессов. Это позволяет быстрее овладевать упражнениями, требующими ловкости.

У борцов 12–15 лет все еще отмечается неуравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В связи с этим подростки чаше нарушают дисциплину, чем взрослые. Недостаточная уравновешенность нервных процессов приводит к быстрой смене настроения и к более быстрому нервному утомлению. Учитывая это, преподаватель должен стремиться проводить занятия эмоционально, часто изменять деятельность занимающихся.

У старших юношей 16–18 лет продолжается дальнейшее функциональное развитие высших отделов нервной системы. В этом возрасте они становятся более спокойными, уравновешенными. У них отмечается повышение сознательности. Зная стоящие перед ними задачи, они стремятся к личному совершенствованию, проявляют чувство товарищества, помогают друг другу и передают свои знания отстающим. Это облегчает ведение учебно-воспитательной работы с ними. Старшие юноши по своему развитию близки к взрослым [29, с. 48].

Итак, в процессе своего развития воспитанники секций борьбы имеют характерные для них возрастные особенности, которые необходимо знать и учитывать при проведения занятий.

 

 

    1. Анатомо-физиологическая и психологическая характеристика

спортсменов юношеского возраста

 

Тренеру, работающему со спортсменами юношеского возраста необходимо учитывать их возрастные особенности для того, чтобы не нанести растущему организму непоправимых физиологических и психических травм.

Особенности опорно-двигательной системы.

Значительная часть скелета в юношеском возрасте образована хрящевой тканью. Костная ткань содержит меньшее количество солей кальция и фосфора – важных строительных материалов, придающих ей твердость. Это обусловливает большую податливость костной системы юношей, склонность ее к деформациям и сопровождается относительной слабостью связок и сухожилий, соединяющих костную систему с мышечной. С 13–14 лет наблюдается интенсивный рост тела в длину: его длина увеличивается в среднем на 8–10 см. Процесс окостенения протекает неравномерно и завершается только к 20–25 годам.

Мышечная система юношей отличается от взрослой, как качественно, так и количественно [31, с. 35]. Так, например, отношение веса мышц к весу тела в 14–15-летнем возрасте составляет около 35 %, а у 17–18-летних – примерно    45 % и более, в дальнейшем мышцы увеличиваются в зависимости от интенсивности и объема двигательной активности. В качественном отношении мышцы юношей беднее белковыми веществами, жирами и минеральными солями. Эти особенности мышечной системы обусловливают их быструю утомляемость, а, следовательно, ограниченную возможность выполнения нагрузки на силу и выносливость [28, с. 13].

Постепенно в связи с ростом мышечной массы растет и мышечная сила. Средние показатели становой силы у 12-летних – 50–60 кг, а у 13–15-летних – уже 80–90 кг. Максимальный рост силы на 1 кг собственного веса (относительная сила) наблюдается до 14 лет, после этого темпы роста относительной силы снижаются. Быстрота и частота движений, а также способность поддерживать их максимальный темп к 14–15 годам достигают близких к предельным значениям [27, с. 256].

С 13–14 лет происходит активный рост юноши в длину. Годичные прибавки роста достигают 8 см, а в отдельных случаях 12–15 см. Вес также увеличивается (до 14–15 лет на 1–2 кг, а затем до 18 лет на 8 кг и более в год).

Особенности сердечно-сосудистой системы.

Одна из важнейших особенностей сердечно-сосудистой системы юношей заключается в относительной узости кровеносных сосудов и относительной недостаточности мощности их сердца. Сердцу необходимо иметь относительно большую силу, чтобы проталкивать кровь через довольно узкую сеть кровеносных сосудов. Это способствует повышению кровяного давления у юношей, особенно при мышечной деятельности. В 12 лет систолическое давление равно в среднем 103 мм рт. ст., диастолическое – 62 мм рт. ст., а в 15 лет – 110 и       70 мм рт. ст. соответственно. Один из показателей сердечной деятельности – частота сердечных сокращений (ЧСС). С возрастом и в результате занятий спортом ЧСС уменьшается. Так, в 13 лет пульс равен в среднем 80 уд/мин, к 14–15 годам снижается до 70–75, к 16–17 годам – до 65–75 уд/мин. Данные о предельных значениях ЧСС у юных спортсменов показывают, что они могут быть значительно выше 200 уд/мин. В. С. Фарфель зарегистрировал у спортсменов 11–16 лет после бега на месте ЧСС равную 240–252 уд/мин. Систолический объем крови в покое составляет у подростков в среднем 58–60 мл, а минутный объем – 3,2–3,8 л. Во время напряженной мышечной работы у юношей 14–16 лет систолический объем крови увеличивается до 112–116 мл, а минутный объем – до 21–22 л.

К неблагоприятным особенностям сердечно-сосудистой системы в юношеском возрасте относится аритмия. Она сопряжена с дыхательными циклами: повышение тонуса центров блуждающего нерва при вдохе приводит к удлинению сердечного цикла в начале вдоха. Аритмии у спортсменов встречаются чаще, чем у людей, не занимающихся спортом. Причем не всегда аритмия носит физиологический характер. Изложенные выше особенности сердечно-сосудистой системы юношей выражаются в относительно повышенной их утомляемости по сравнению с взрослыми. Однако сердечно-сосудистая система растущего организма имеет и положительные особенности, к которым, прежде всего, относится повышение эластичности кровеносных сосудов, что дает им возможность быстро отдыхать, восстанавливать силы. Правда, способность быстро отдыхать объясняется еще и относительно повышенным обменом веществ, происходящим в юном организме. Следовательно, юноши способны не только быстро уставать, но и быстро отдыхать [34, с. 405].

У младших юношей 14 лет нередко наблюдается юношеская гипертрофия сердца (увеличение объема сердца). Поперечник сердца у таких спортсменов может достигнуть 12,4 см (в норме – 9,5–11,2 см). Как правило, юные спортсмены с такой формой сердца имеют хорошее физическое развитие. Артериальное кровяное давление у них нормальное, но в отдельных случаях может наблюдаться подъем систолического давления до 130–140 мм рт. ст. Юношеская гипертрофия обратимый процесс. При хорошей функциональной приспособляемости сердечно-сосудистой системы нет оснований для каких-либо ограничений в занятиях. Вместе с тем за подростками с гипертрофией сердца рекомендуется установить специальный врачебно-педагогический контроль.

Противоположностью юношеской гипертрофии сердца является малое сердце, нередко сочетающееся с астенической конституцией. Такое сердце отличается малыми размерами, срединным расположением в грудной клетке, уменьшенным поперечником. Юноши с малым сердцем нередко предъявляют жалобы на быструю утомляемость, головную боль, головокружение, сердцебиение, одышку при физической работе умеренной интенсивности. Такие подростки не допускаются к занятиям в секции борьбы без специального разрешения врача поликлиники.

При работе с юными спортсменами необходимо обращать внимание на ритм сердца. Частота сердцебиений менее 60 в 1 мин свидетельствует о том, что у подростка развивается брадикардия (снижение частоты пульса), которая не всегда зависит в этом возрасте от занятий спортом. Исследования брадикардии в юношеском возрасте показали, что она не обязательно является признаком отрицательной работы сердца. Обычно такие подростки занимаются спортом наравне со всеми под наблюдением врача.

Противоположное брадикардии состояние сердца – так называемая синусовая тахикардия (учащение ритма сердца в состоянии покоя). На развитие тахикардии может указывать частота сердцебиений в покое, превышающая        80 уд/мин. Причиной тахикардии могут быть приобретенные и врожденные пороки сердца, малое сердце. Юноши с тахикардией должны находиться под специальным врачебным наблюдением.

Изложенные выше особенности сердечно-сосудистой системы обязывают тренера ограничивать применение на занятиях упражнений и приемов, требующих проявления максимальной силы и выносливости, более постепенно увеличивать нагрузку как в одной тренировке, так и от одного занятия к другому. Указанные особенности требуют также ограничения общей величины нагрузки в каждом занятии и соревновании.

Особенности дыхательной системы.

Основная особенность дыхательной системы юношей состоит в их, так называемом физиологическом «узкогрудии», заключающемся в отставании развития грудной клетки в ширину от общего роста тела в длину [39, с. 311].

Информация о работе Мониторинг физического развития и функционального состояния организма юношей-борцов