Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 11:44, дипломная работа
Борьба – один из древнейших и популярнейших видов спорта, занимает почетное место в системе физического воспитания, являясь средством всестороннего физического развития людей, укрепления их здоровья, подготовки к высокопроизводительному труду. В борьбе особенно ярко проявляются и воспитываются такие физические качества, как сила, выносливость, быстрота, ловкость и другие. Физические качества развиваются в течение планомерных, систематических и целеустремленных занятий физической культурой и спортом.
Введе-ние……………………………………………………………………….. 6
1 Возрастные морфофункциональные и педагогические аспекты спортивной борь-бы……………………………………………………………………...
10
1.1 Анатомо-физиологическая и психологическая характеристика спортсменов юношеского возраста…………………………………...........
13
1.2 Теоретические основы занятий спортивной борьбой в юношеском возрас-те………………………………………………………………………
22
1.3 Методология оценки физического развития и функционального состояния организма…………………………………………………………..
32
2 Материал и методы исследования…………………………………………. 39
3 Мониторинг морфофункционального состояния организма юношей-борцов ДЮСШ № 4 г. Саранска………………………………………………
44
3.1 Оценка физического развития юношей-борцов ДЮСШ № 4 г. Са-ранска…………………………………………………………………….......
47
3.2 Оценка функционального состояния организма юношей-борцов ДЮСШ № 4 г. Саранска…………………………………………………….
52
3.3 Обсуждение полученных результатов………………………………… 53
Заключение…………………………………………………………………...... 58
Список использованных источников………………………………………… 60
Тренеру необходимо вести систематическую работу с подростком, развивая у него во время обучения технике, тактике и развитию физических качеств сосредоточенное внимание к упражнениям, борясь с неустойчивостью настроения, с неровностью в поведении и нервозностью перед соревнованиями [5, с. 9].
Условия единоборства, связанные с необходимостью мгновенно действовать как в атаке, так и в защите, непрерывно преодолевать сопротивление противника, устраняя угрозу, выдерживать большое физическое и нервное напряжения, которые возникают в ходе боя, действуют на психику спортсменов и вызывают у них различные переживания. На соревновании встречаются два спортсмена, которые отличаются друг от друга различными волевыми и физическими качествами. Каждый из них имеет свой план действий, в основе которого лежит присущая ему техника. Он стремится разгадать действия противника, нейтрализовать его противодействия и закончить бой в свою пользу. Возникающие во время боя трудности, связанные с утомлением и с болевым ощущением, вызывают чрезвычайно большое волевое напряжение. Особенно это заметно в конце раундов, когда, несмотря на утомление, спортсмен обязан сохранить высокий темп боя [18, с. 13].
Волевые черты характера проявляются в зависимости от психологических особенностей юного борца.
Чтобы правильно и успешно обучать своих воспитанников, тренер должен в ходе занятий постоянно наблюдать за учениками с тем, чтобы ясно представлять себе их важнейшие психологические особенности. Знание этих особенностей позволяет тренеру наиболее целесообразно подбирать средства для индивидуального совершенствования борцов [8, с. 171].
Тренеру необходимо ясно представлять, каковы различия в темпераменте учеников, которые наиболее ярко видны непосредственно перед боем. Подбирая учеников в пары, надо считаться с психологическими особенностями борцов и с тем, как они ведут себя во встрече с партнерами различной подготовленности и силы. Правильный учет этих сторон в обучении и воспитании играет большую роль в становлении характера занимающегося, ошибки же могут привести к плохим результатам. Так, если каждый раз предлагать ученику встречаться с партнерами, которые превосходят его технической и физической подготовленностью, то он утратит уверенность в своих действиях. Бои же, в которых правильно чередуются встречи с сильными и слабыми партнерами, помогают воспитывать волю юного борца [19, с. 14].
Чтобы юноша успешнее овладевал техникой и развивал быстроту реакции, необходимо научить его распределять свое внимание. Тренер должен выяснить, почему неустойчиво внимание ученика, что заставляет его отвлекаться, чем лучше всего воздействовать на него и побудить его к собранности и сосредоточенности.
Чтобы успешно и рационально организовать учебную работу, тренеру надо знать, насколько развита двигательная память борцов, каковы их мышечные ощущения и двигательные представления [9, с. 356].
Благодаря большой пластичности нервной системы юноши-борцы могут быстрее, чем взрослые, воспринимать и прочнее запоминать сложную технику борьбы, особенно если она вызывает интерес. Однако и на внимание влияет эмоциональное состояние юношей. Так, несколько повышенная возбудимость и впечатлительность юноши могут уменьшить в ряде случаев устойчивость внимания, уменьшить его объем, ухудшить умение распределять его на разные объекты [20, с. 53].
Весьма важная особенность юношеского возраста – это стремление воспроизводить и копировать действия и отдельные поступки людей, пользующихся популярностью. Вот почему на поведение и поступки юношей может оказать исключительно большое влияние личность тренера, которому занимающиеся часто стараются подражать.
Таким образом, строго учитывая возрастные анатомо-физиологические и психологические особенности обучаемых, используя свой авторитет, последовательно и систематически применяя различные педагогические приемы, тренер может достигнуть больших успехов в воспитании юных борцов.
состояния организма
Данные о физическом развитии дают представление главным образом о морфологических характеристиках человека. Ценность этих данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональном состоянии организма. Поэтому их следует рассматривать совместно.
Под физическим развитием понимается комплекс морфофункционных показателей, которые определяют физическую работоспособность и уровень возрастного биологического развития индивидуума в момент обследования. Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза.
Индивидуальные морфофункциональные особенности организма являются проявлением генотипа, унаследованного от родителей. Под влиянием факторов внешней среды генотип преобразуется в фенотип. Фенотип изменяется в течение всей жизни, отражая возрастную динамику физического развития. Известно, что влияние генетической программы и факторов внешней среды на физическое развитие неодинаково в различные возрастные периоды. Влияние социально-экономических условий жизни и других факторов внешней среды наиболее выражено в так называемые сенситивные (чувствительные) возрастные периоды, когда интенсивно протекают процессы роста и развития (грудной, подростковый, юношеский возраст) или процессы инволюции (пожилой и старческий возраст).
Тотальные размеры тела зависят от его длины и массы, окружности грудной клетки. Пропорции тела определяются соотношением размеров туловища, конечностей и их сегментов [41, с. 149].
Под телосложением понимают размеры, формы, пропорции и особенности взаимного расположения частей тела, а также особенности развития костной, жировой и мышечной тканей.
Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере зависят от его конституции. Конституция – это совокупность функциональных и морфологических особенностей организма, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств, которые определяют своеобразие реакции организма на внешние и внутренние раздражители. Из факторов внешней среды, под влиянием которых складываются конституциональные особенности (социально-экономических условий, питания, перенесенных болезней, занятий физической культурой и спортом), существенное значение имеют занятия физической культурой и спортом, особенно в детском, подростковом и юношеском возрасте [40, с. 74].
Конституция, как обобщенная морфофункциональная характеристика индивидуума, отражает особенности не только телосложения, но также психической деятельности, метаболизма и функционирования вегетативных систем, адаптационных, компенсаторных и патологических реакций человека.
В нашей стране в медицинской практике применяется схема конституциональных типов М. В. Черноруцкого. При этом выделяются следующие три типа:
1) нормостенический тип,
характеризующийся
2) астенический тип, который отличается стройным телом, слабым развитием мышечной системы, преобладанием (по сравнению с нормостеническим) продольных размеров тела и размеров грудной клетки над размерами живота; длины конечностей – над длиной туловища;
3) гиперстенический тип, отличающийся от нормостенического хорошей упитанностью, длинным туловищем и короткими конечностями, относительным преобладанием поперечных размеров тела, размеров живота над размерами грудной клетки.
Процесс физического развития ребенка протекает неравномерно. Об этом, в частности, свидетельствует различная интенсивность годичного прироста длиннотных, широтных, обхватных размеров и массы тела в отдельные периоды детства. Максимальный прирост этих показателей наблюдается в первый год жизни и во время полового созревания. Половые различия в физическом развитии обнаруживаются уже при рождении и сохраняются в течение всей жизни. До 10 лет средние показатели физического развития больше у мальчиков, в 10–13 лет – у девочек, начиная с 14 лет, мальчики-подростки имеют большие средние величины тотальных размеров и массы тела, силу отдельных групп мышц по сравнению с девочками сверстницами.
Показатели физического развития у взрослых людей зависят от режима двигательной активности, характера питания, возраста. Мужчины, как правило, имеют более высокие показатели физического развития, чем женщины, отличаются от них особенностями телосложения.
При старении морфофункциональные показатели физического развития существенно изменяются: происходит атрофия мышечной ткани, увеличивается отложение подкожного жира, снижается сила отдельных групп мышц и т. д.
Здоровье является важным условием гармоничного физического развития и высокой работоспособности. Известно, что хронические заболевания нередко являются причиной различных нарушений физического развития, особенно у детей и подростков: ретардации, уменьшения тотальных размеров тела, физической работоспособности, дефектов опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, формы грудной клетки, ног и стоп). Имеются убедительные данные о том, что благоприятные социально-экономические и санитарно-гигиенические условия жизни (в частности, правильно организованные, систематические занятия физической культурой и спортом) улучшают физическое развитие, снижают заболеваемость детей и взрослых [39, с. 15].
Особенности физического развития человека зависят от режима двигательной активности. Некоторые показатели физического развития физкультурников и спортсменов значительно выше, чем у лиц, не занимающихся физической культурой и спортом. При оценке влияния занятий определенными видами спорта на физическое развитие следует принимать во внимание наличие консервативных, генетически детерминированных, в небольшой степени изменяющихся под влиянием спортивной тренировки морфологических показателей, например продольных размеров и активной массы тела, соотношения «быстрых» и «медленных» мышечных волокон и др. Так, по отношению к длине тела, ноги и руки у негритянских спортсменов длиннее, голени тоньше, а таз значительно уже, чем у атлетов белой расы, выступающих в тех же видах спорта. Таким образом, телосложение и физическое развитие негров способствует более высоким достижениям в легкой атлетике, особенно в барьерном беге.
В то же время многие показатели физического развития (характер изменения отдельных мышечных групп и их силы, содержание жира и др.) сравнительно легко изменяются в процессе физического воспитания и спортивной тренировки.
В процессе исследования физического развития лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом, производится:
– оценка воздействия систематических занятий на уровень физического развития;
– отбор детей, подростков, юношей и девушек для занятий различными видами спорта с учетом особенностей их физического развития;
– контроль за формированием определенных особенностей физического развития на пути от новичка до высококвалифицированного спортсмена с целью определения необходимой индивидуализации подготовки.
Основными методами исследования физического развития являются наружный осмотр (соматоскопия) и измерение морфологических и функциональных показателей (антропометрия). Наряду с ними применяются и другие методы исследования: фотография, рентгенография, измерение с помощью приборов (кифосколеозометров) физиологических кривизн позвоночного столба, измерение углов движений в суставах с помощью угломера (гониометрия) и многие другие [38, с. 24].
Функциональное состояние организма спортсменов изучается в процессе углубленного медицинского обследования (УМО). Для суждения о функциональном состоянии организма используются все методы, включая и инструментальные, принятые в современной медицине. При этом изучается функционирование различных систем и дается комплексная оценка функционального состояния организма в целом.
Изучение функционального состояния организма спортсменов является одной из важнейших задач спортивной медицины. Информация о нем необходима для оценки состояния здоровья, выявления особенностей деятельности организма, связанных со спортивной тренировкой, и для диагностики уровня тренированности.
Тренированность является комплексным врачебно-педагогическим понятием, характеризующим готовность спортсмена к достижению высоких спортивных результатов. Тренированность развивается под влиянием систематических и целенаправленных занятий спортом. Уровень ее зависит от эффективности структурно-функциональной перестройки организма, которая сочетается с высокой тактико-технической и психологической подготовленностью спортсмена. Ведущая роль в диагностике тренированности принадлежит тренеру, который осуществляет комплексный анализ медико-биологической, педагогической и психологической информации о спортсмене. Очевидно, что надежность диагностики тренированности зависит от медико-биологической подготовленности тренера, которому необходимо хорошее знание основ специальной функциональной диагностики [22, с. 30].
Для изучения функционального состояния систем организма спортсмена его исследуют в условиях покоя и в условиях проведения различных функциональных проб. Данные сопоставляются с нормальными стандартами, полученными при обследовании больших контингентов здоровых людей, не занимающихся спортом. В процессе такого сопоставления устанавливается либо соответствие нормальным стандартам, либо отклонение от них. Отклонение чаще всего является следствием тех функциональных изменений, которые развиваются в процессе спортивной тренировки (например, замедление частоты сердцебиений у хорошо тренированных спортсменов). Однако в некоторых случаях оно может быть связано с утомлением, перетренированностью или заболеванием.