Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 11:44, дипломная работа
Борьба – один из древнейших и популярнейших видов спорта, занимает почетное место в системе физического воспитания, являясь средством всестороннего физического развития людей, укрепления их здоровья, подготовки к высокопроизводительному труду. В борьбе особенно ярко проявляются и воспитываются такие физические качества, как сила, выносливость, быстрота, ловкость и другие. Физические качества развиваются в течение планомерных, систематических и целеустремленных занятий физической культурой и спортом.
Введе-ние……………………………………………………………………….. 6
1 Возрастные морфофункциональные и педагогические аспекты спортивной борь-бы……………………………………………………………………...
10
1.1 Анатомо-физиологическая и психологическая характеристика спортсменов юношеского возраста…………………………………...........
13
1.2 Теоретические основы занятий спортивной борьбой в юношеском возрас-те………………………………………………………………………
22
1.3 Методология оценки физического развития и функционального состояния организма…………………………………………………………..
32
2 Материал и методы исследования…………………………………………. 39
3 Мониторинг морфофункционального состояния организма юношей-борцов ДЮСШ № 4 г. Саранска………………………………………………
44
3.1 Оценка физического развития юношей-борцов ДЮСШ № 4 г. Са-ранска…………………………………………………………………….......
47
3.2 Оценка функционального состояния организма юношей-борцов ДЮСШ № 4 г. Саранска…………………………………………………….
52
3.3 Обсуждение полученных результатов………………………………… 53
Заключение…………………………………………………………………...... 58
Список использованных источников………………………………………… 60
Итак, несмотря на то, что физическое развитие 71 % исследуемых юношей признано гармоничным, а уровень его средним, большинство антропофизиометрических показателей испытуемых (жизненная емкость легких, сила мышц) развиты плохо. Таким образом, уровень физического развития юношей, занимающихся в секции самбо ДЮСШ № 4 можно охарактеризовать как средний (по антропометрическим данным) или ниже среднего (по функциональным показателям).
Показатели физической работоспособности у 71 % юношей соответствуют уровню выше среднего, у 21 % – среднему, 8 % – удовлетворительному. Тесная взаимосвязь физической работоспособности с функциональным состоянием организма и его адаптационными возможностями выразилась в соответствующих результатах. Так, высокое и выше среднего функциональное состояние зарегистрировано у 71 % испытуемых, средний – у 21 % и ниже среднего – у 8 % борцов. Адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы борцов удовлетворительные, однако, у 7 % спортсменов выявлен уровень близкий к напряжению механизмов адаптации (2,5).
Коэффициент выносливости подавляющего большинства исследуемых борцов свидетельствует об ослаблении, а у 7 % юношей говорят об утомлении сердечно-сосудистой системы. Коэффициент экономичности кровообращения 36 % испытуемых говорит о перетренированности у данных спортсменов.
Таким образом, выявленные 7 % испытуемых относятся к группе риска и нуждаются в строгом индивидуальном дозировании физической нагрузки и постоянном контроле со стороны тренера и спортивного врача. 36 % спортсменов нуждаются в корректировке тренировочного процесса и устранении симптомов перетренированности.
Полученные результаты позволили охарактеризовать уровень физического развития и функционального состояния сердечно-сосудистой системы юношей-борцов ДЮСШ № 4, занимающихся в секции самбо. Выявлены и проанализированы слабые стороны каждого спортсмена, показатели, попадающие в группу риска.
Заключение
Спортивная наука и практика свидетельствуют, что уровень эффективности подготовки спортсменов высокого класса во многом зависит от использования научно обоснованной системы отбора двигательно-одаренных детей и подростков. Но в сложившейся социально-демографической и экономической ситуации при отборе детей далеко не всегда учитываются уровни физического развития и подготовленности, биологический возраст, психологическая готовность, степень обучаемости физическим упражнениям и т. д.
По данным Всероссийского мониторинга физического развития и подготовленности детей и подростков число детей 10-летнего возраста за прошедшие годы снизилось почти на 50 %. Отсюда резкое сужение выбора, а с учетом отрицательной динамики состояния здоровья детей и подростков проблемы отбора перерастают в государственную проблему сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка [13, с. 20].
Организованная система мониторинга уровней физического развития и функционального состояния позволит тренеру оценить близость (удаленность) от эталонных нормативов физического здоровья для конкретного возраста, сформировать на этой основе и реализовать персональную оздоровительно-тренирующую программу.
О необходимости проведения спортивного мониторинга свидетельствуют следующие данные о том, что лишь 5 % учащихся спортивных школ признаются здоровыми, 15–35 % имеют отклонения в состоянии здоровья и даже противопоказания к тренировкам [24, с. 27].
Одной из главных причин низкого здоровья спортсменов является нарушение соотношения средств общефизической, специальной и спортивно-технической подготовки на первых же этапах учебно-тренировочного процесса при недостаточной базовой подготовке и малом объеме двигательных навыков. Нередко осуществляется форсированная подготовка за счет использования преимущественно специализированных упражнений и высокоинтенсивных нагрузок. При этом значительно превышаются объемы нагрузок, предусмотренные учебными программами. Это связано с низким качеством применяемых диагностических и тренировочных методик, информативность которых могут существенно дополнять результаты спортивного мониторинга.
Не разрывать понятия мониторинга уровня здоровья и мониторинга развития здоровья, то есть его совершенствования, тренировки. Их необходимо изучать в совокупности.
Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о необходимости расширения исследований по проблеме здоровья юных спортсменов с использованием антропофизиометрического подхода. Это необходимо для научно обоснованной организации медицинских осмотров, разработки оздоровительных программ и методологических подходов к физическому воспитанию. Такая диагностика может быть использована для оценки текущего состояния организма юных спортсменов и динамического контроля за уровнем работоспособности в различные периоды учебно-тренировочной деятельности.
Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека.
Вместе с тем необходимо понимать, что бесконтрольное и бессистемное использование средств физической культуры неэффективно, а в некоторых случаях может нанести непоправимый вред здоровью.
Исключить все условия, при которых может иметь место отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями, спортом, призваны мероприятия контроля занимающихся. Целью контроля является оптимизация процесса занятий физическими упражнениями на основе объективной оценки состояния организма.
Список использованной литературы
1. Акопян, А. О. Скоростно-силовая подготовка в видах спортивных единоборств : метод. рекомендации / А. О. Акопян, В. А. Панков. – М. : Советский спорт, 2003. – 68 с.
2. Аралбаев, А. С. Начальное обучение борцов с учетом смысловой структуры противоборства : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Алпысбай Сейткалиевич Аралбаев. – Малаховка, 1991. – 22 с.
3. Бойко, В. Ф. Физическая подготовка борцов : учеб. пособие // В. Ф. Бойко, Г. В. Данько. – М., 2004. – 224 с.
4. Вавилов, А. И. Теория и практика физической культуры : учеб. пособие / А. И. Вавилов. – М. : Наука 2011. – 128 с.
5. Воронов, А. И. Методика повышения надежности технических действий в спортивной борьбе : автореф. дис. … канд. пед. наук / Анатолий Иванович Воронов. – Москва, 1990. – 24 с.
6. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – М. : Академия, 2000. –288 с.
7. Гожин, В. В. Теоретические аспекты техники и тактики спортивной борьбы : учеб. пособие / В. В. Гожин, О. Б. Малков. – М. : Физкультура и спорт, 2005. – 169 с.
8. Греко-римская борьба : учебник для высших учебных заведений физической культуры / под общ. ред. А. Г. Семенова, М. В. Прохоровой. – М. : Олимпия Пресс: Тера-Спорт, 2005. – 256 с.
9. Греко-римская борьба : учебник для СДЮШОР, спортивных факультетов педагогических институтов, техникумов физической культуры и училищ олимпийского резерва / под общ. ред. Ю. А. Шулики. – Ростов на Дону : Феникс, 2004. – 800 с.
10. Дашинорбаев, В. Д. Физическая культура : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. Д. Дашинорбаев. – 2-е изд., перераб. – Улан-Уде : Восточно-Сибирский государственный технологический университет, 2007. – 229 с.
11. Дунаев, К. К. Средства и методы физической подготовки борцов вольного стиля в соревновательном периоде : автореф. дис. … канд. пед. наук / Килаб Камсудинович Дунаев. – Москва, 1990. – 24 с.
12. Евсеев, Ю. И. Физическая культура : учебное пособие / Ю. И. Евсеев. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 214 с.
13. Жбанков, О. В. Система контроля психофизического состояния человека как инструмент управления процессом адаптации в спорте и учебном процессе / О. В. Жбанков, Д. С. Петров, В. А. Головина // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 2. – С. 20–23.
14. Железняк, Ю. Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» : учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Ю. Д. Железняк, В. М. Мибулатов. – М. : Академия, 2004. – 272 с.
15. Иванков, Ч. Т. Методические основы теории физической культуры и спорта : учебник / Ч. Т. Иванков. – М. : ИНСАН, 2005. – 367 с.
16. Иванков, Ч. Т. Основы спортивной борьбы : учебник / Ч. Т. Иванков, Ч. Ч. Иванков. – М. : МПУ, 1996. – 216 с.
17. Иванков, Ч. Т. Основы теории и методики спортивной борьбы : монография / Ч. Т. Иванков. – М. : МПУ, 1995. – 150 с.
18. Иванков, Ч. Т. Технология совершенствования технико-тактического мастерства юных спортсменов на основе модульно-ситуационной организации соревновательной деятельности в спортивной борьбе : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Чингиз Тагирович Иванков. – Москва, 2001. – 44 с.
19. Ивлев, В. Г. Типология соревновательной деятельности высококвалифицированных борцов в зависимости от индивидуальных особенностей : автореф. дис. … канд. пед. наук / Владислав Григорьевич Ивлев. – Москва, 1990. – 24 с.
20. Игуменов, В. М. Соревновательная надежность борцов греко-римского стиля и средства ее тренировки : учеб.-метод. пособие / В. М. Игуменов, В. В. Шиян, А. Н. Блеер. – М. : РИО РГАФК, 1998. – 106 с.
21. Каражанов, Б. К. Моторная адаптация человека : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Беклеу Камильевич Каражанов. – Москва, 1992. – 71с.
22. Корженевский, А. Н. Диагностика тренированности борцов / А. Н. Корженевский, В. С. Дахновский, Б. А. Подливаев // Теория и практика физ. культуры, 2004. – № 2. – С. 28–32.
23. Корженевский, А. Н. Особенности подготовки единоборцев на примере юных борцов греко-римского стиля : метод. рекомендации / А. Н. Корженевский, М. А. Португалов, В. С. Дахновский и др. – М. : Москомспорт, 2002. – 40 с.
24. Куликов, Л. М. Спортивная тренировка : управление, систематичность, адаптация, здоровье / Л. М. Куликов, В. В. Рыбаков, Е. А. Великая // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 7. – С. 26–31.
25. Круцевич, Т. Ю. Теория и методика физического воспитания : учебник для студ. вузов физ. воспитания и спорта / под ред. Т. Ю. Круцевича. – Т. 1. – Киев : Олимпийская литература, 2003. – 424 с.
26. Литвинов, Е. Н. Методика физического воспитания : учебник / Е. Н. Литвинов. – М. : Просвещение, 1996. – 264 с.
27. Максименко, А. М. Основы теории и методики физической культуры : учебник / А. М. Максименко. – М. : Просвещение, 1991. – 374 с.
28. Мартыцин, О. В. Система средств формирования специальной подготовленности юных спортсменов на этапах многолетней тренировки / О. В. Мартыцин // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 11. – С. 12–14.
29. Новиков, А. А. Основы спортивного мастерства: учебник / А. А. Новиков. – М. : ВНИИФК, 2003. – 208 с.
30. Подливаев, Б. А. Греко-римская борьба : примерная программа для детских юношеских спортивных школ, специализированных детских юношеских спортивных школ олимпийского резерва / Б. А. Подливаев, Г. М. Грузных. – М. : Советский спорт, 2004. – 272 с.
31. Рогозкин, В. А. Генетические маркеры физической работоспособности человека / В. А. Рогозкин, И. Б. Назаров, В. И. Казаков // Теория и практика физической культуры. – 2000. – № 12. – С. 34–36.
32. Сафошин, А. В. Восточные единоборства как средство физического воспитания детей школьного возраста в урочных и внеурочных формах (на примере карате) : автореф. дис. … канд. пед. наук / Александр Викторович Сафошин. – Москва, 1998. – 30 с.
33. Смертин, Ю. А. Обучение тактико-техническим действиям юных борцов посредством заданий по решению эпизодов поединка : автореф. дис. … канд. пед. наук / Юрий Александрович Смертин. – Омск, 1991. – 18 с.
34. Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорта : учебник / В. М. Смирнов, В. И. Дубровский. – М. : ВЛАДОС–ПРЕСС, 2002. – 608 с.
35. Сокольский, Ю. В. Совершенствование координационных способностей борцов на начальном этапе многолетней тренировки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Юрий Владиславович Сокольский. – Москва, 1991. – 22 с.
36. Сопов, В. Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте : метод. пособие / В. Ф. Сопов. – М. : Физкультура и спорт, 2010. – 120 с.
37. Туманян, Г. С. Спортивная борьба: теория, методика и организация тренировки. В 4 - х книгах : учебное пособие / Г. С. Туманян. – М. : Советский спорт, 2000. – 384 с.
38. Тхазепалов, А. М. Прогнозирование и отбор в спорте : учебно-методические материалы / А. М. Тхазепалов. – Нальчик : Каб.-Балк. ун-т, 2002. – 50 с.
39. Фомин, Н. А. Возрастные основы физического воспитания : учеб. пособие / Н. А. Фомин, В. Е. Фолин. – М. : Физкультура и спорт, 2008. – 421 с.
40. Халанский, Ю. Н. Спортивный отбор : метод. рекомендации / Ю. Н. Халанский, Ю. А. Баранаев, Г. Н. Ситкевич. – Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, 2006. – 143 с.
41. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М. : Академия, 2003. – 480 с.
42. Шулика, Ю. А. Греко-римская борьба : учебник для СДЮШОР, спортивных факультетов педагогических институтов / Ю. А. Шулика. – М. : Финис, 2004. – 800 с.