Осанка и методика её формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить эффективные методы формирования осанки.
Задачи настоящей работы таковы:
изучить различные типы осанки,
изучить значение правильной осанки и определить признаки правильной осанки,
выявить причины нарушения осанки у детей разных возрастов,
раскрыть методику формирования правильной осанки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .........................................................................................................3
ГЛАВА 1. Значение правильной осанки ………………….................................7
ГЛАВА 2. Характерные признаки и типы осанки……………………............13
2.1. Теория и методика определения пропорций тела ................................13
2.2. Типы осанки…………………..................................................................14
2.3. Формирование физиологических изгибов позвоночника……...…….16
ГЛАВА 3. Методика формирования осанки……………………………..........17
3.1. История развития упражнений, формирующих осанку ……...……...17
3.2. Ежедневная забота о правильной осанке ……………….……………20
3.3. Общеразвивающие гимнастические упражнения как средство формирования правильной осанки……………………………………………….31
3.4. Гимнастические упражнения в висах и упорах как средство формирования правильной осанки………………………………………………..32
3.5. Упражнения для позвоночника М. Норбекова…………………….….34
ВЫВОД………….………………………...............................................................36ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ..............................................................38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..........................................39

Вложенные файлы: 1 файл

курсач (Автосохраненный).doc

— 3.03 Мб (Скачать файл)

Бутченко писал, что нарушение осанки может сопровождаться расстройствами деятельности внутренних органов: сердечно-сосудистой и дыхательной систем, затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, понижается обмен веществ, появляются головные боли, утомление, снижается аппетит и т.д., приводя к снижению их физиологических резервов, нарушая адаптационные возможности организма. Слабость мышц живота и спины, согнутое положение вызывают нарушение перистальтики кишечника и желчевыводящих путей. [22]

Кроме того, уменьшается  устойчивость позвоночного столба к  различным деформирующим воздействиям, что может способствовать возникновению  искривления позвоночника. Прогрессирующие  дефекты осанки вызывают нарушения  иннервации ряда внутренних органов, вследствие чего организм становится подверженным различным заболеваниям.

Таким образом, между  осанкой и здоровьем существует крепкая связь и прямая зависимость.

В большинстве случаев  нарушения осанки являются приобретенными. Осанка портится по нескольким причинам:

  • слабое развитие мышц спины, привычное неправильное положение тела;
  • неправильное расположение тела в ходе различной, часто повторяющейся, деятельности;
  • сидения за столом, сгорбившись;
  • передвижения, ссутулившись, либо когда одна рука находится в кармане (налицо искусственный перекос плечевого пояса и нарушенная осанка);
  • различные врождённые заболевания, как внутренних органов, так и опорно-двигательного аппарата, при наличии которых осанка оказывается далека от идеальной;
  • односторонние занятия некоторыми видами спорта и т.д.

У детей нарушению  осанки могут часто способствовать некоторые заболевания, в первую очередь рахит, гипотрофия, ожирение, плоскостопие, инфекционные болезни, а  также нерациональный режим, неполноценное питание, неправильно подобранная мебель дома и в школе, неправильное ношение портфеля и др.

В настоящее время 95-97% детей страдают различными заболеваниями, среди которых наибольшее число представлено нарушениями опорно-двигательного аппарата - в том числе дефектами осанки. К сожалению, с каждым годом количество таких больных увеличивается.

Курпан писал: основная причина - гиподинамия, или, проще, недостаточная двигательная активность, которая ведет к снижению уровня физического развития людей, ухудшению состояния внутренних органов и постепенному уменьшению сопротивляемости организма. У таких людей, как правило, слабый мышечный корсет, то есть плохо развитые мышцы спины и живота. А это, в свою очередь, ведет к нарушениям осанки и прогрессированию сколиозов. Поэтому нарушение осанки не должно расцениваться как безобидная деформация, не требующая коррекции. У детей с таким нарушением снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, нарушены адаптивные реакции, слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта и других органов брюшной полости.[15]

Кроме того, нарушение  рессорной функции позвоночника отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности ребенка, что  может проявляться повышенной утомляемостью, снижением работоспособности и головной болью. Это почти всегда первый звонок к развитию ортопедических заболеваний, таких как сколиоз, юношеский остеохондроз.

Существует несколько  выраженных дефектов осанки, каждый из которых является первоисточником каких-либо заболеваний. Наиболее распространенные виды нарушения осанки — сутулость, вялая осанка, искривления позвоночника.

При сутулости грудной  отдел позвоночника значительно  и равномерно выступает вперед, грудная  клетка уплощена, плечи сведены, живот выпячен; страдают органы дыхания, так как происходит недостаточная вентиляция легких. Как следствие - ОРЗ, пневмонии, астмы, бронхиты. А в дальнейшем возникают заболевания сердечно-сосудистой системы.

Вялая осанка проявляется  опущением головы, уплощением грудной клетки, отставанием от спины лопаток, сведением плеч, согнутыми в коленях ногами.

При кругло-вогнутой спине  наряду с сутулостью отмечается выпячивание  живота вперед, что может привести к опущению внутренних органов, расположенных  в брюшной полости.

При неправильной осанке повышается и риск травматизма, в  том числе микротравм головного  мозга. Неудивительно, что многие люди, имеющие плохую осанку, страдают головными  болями. Список заболеваний, изначально являющихся следствием неправильной осанки, можно продолжать до бесконечности. Необходимо помнить, что наш организм - единое целое, и возникшее заболевание всегда влечет за собой появление цепочки других.

К тому же, осанка зависит  и от времени выявления её нарушения. А определение круга мероприятий, направленных на исправление осанки, поможет избежать многих проблем со здоровьем. Поэтому родители и родственники, сотрудники дошкольных и школьных учреждений должны постоянно следить за осанкой у детей и подростков, строго контролировать их позы при сидении за столом, при стоянии и ходьбе.

Предупредить возникновение  неправильной осанки гораздо легче, чем исправить ее.

 

ГЛАВА.2. ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ И ТИПЫ ОСАНКИ

 

2.1. Теория и методика определения пропорций тела

 

Одним из важнейших характерных  признаков осанки является взаимное расположение частей тела (головы, туловища и ног) в сагиттальной плоскости. Продольной осью части тела считают линию, соединяющую центры суставов или середины поперечных осей суставов. Следовательно, продольной осью голени считается линия, соединяющая центры коленного и голеностопного суставов; бедра-линия, соединяющая центры тазобедренных и коленных суставов; туловища - линия, соединяющая середины поперечных осей тазобедренных и плечевых суставов, а головы и шеи - линия, соединяющая середину поперечных осей плечевых суставов и головы, поперечная ось которой проходит на уровне середины верхнего края наружного слухового прохода.

Положение осей на плоскости будет  определено, если станут известны расстояния, т.е. перпендикуляры от концов каждой оси до вертикальной линии, проведённой через точку голеностопного сустава. Следовательно точка голеностопного сустава всегда будет иметь нулевое значение и считается точкой отсчёта для всех остальных (рисунок 2.1а). Таким образом, измерив расстояние от всех точек до вертикальной линии, можно графически отобразить и описать взаимное расположение звеньев тела в сагиттальной плоскости.

Другой характерный признак  осанки - профиль позвоночника (величины изгибов в шейной, грудной и поясничной области). Специальным устройством измеряют расстояния от вертикали до верхних точек изгиба позвоночника и до точки затылка, которые изображены на рисунке 2.1б. Зная расстояния от вертикальной линии до точек на позвоночнике, а также расстояния между ними по вертикали можно описать и графически изобразить профиль позвоночника, что даёт возможность определить величины изгибов каждой части позвоночника.[9]


 

 

 

 

 

 

 

                                                             

Рисунок 2.1 - Пропорции тела. а, б

 

2.2. Типы осанки

 


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2 - Типы осанки

 

Прямой тип осанки.

Характерные признаки: отклонение точек  головы, плечевого, тазобедренного и коленного суставов в сагиттальной плоскости от вертикальной линии на малые и средние величины. При малых и средних отклонениях точек всех звеньев тела продольные их оси приближаются к прямой вертикальной линии. При прямой осанке (рисунок 2.2а) все звенья тела располагаются в наиболее выгодном положении для удержания их в равновесии. Голова поставлена прямо, туловище выпрямлено с развёрнутым плечевым поясом, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах и стоят вертикально. Позвоночник имеет углубления и возвышения примерно одинаковой величины.

- Для соразмерности, красоты  и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями. (Платон)

Прогнутый тип осанки (лордотическая осанка).

Характеризуется большим отклонением  точек тазобедренного и коленного суставов и малым отклонением точек головы и плечевого сустава от вертикали (рисунок 2.2б). Поясничный изгиб (лордоз) больше грудного, тело прогнуто в поясничной области, живот выступает вперёд.

Сутулый тип осанки (кифотический).

Характерные признаки: большое отклонение точки плечевого сустава при среднем отклонении точки тазобедренного сустава от вертикальной линии, увеличенный грудной кифоз и уменьшенный поясничный лордоз (рисунок 2.2в). При сутулой осанке спина согнута, голова опущена, лопатки расходятся и выпячиваются, плечи опущены и сдвинуты вперёд.

Наклонный тип осанки.

Характерные признаки: большое отклонение точки плечевого сустава при  малом отклонении точек тазобедренного и коленных суставов, увеличенный поясничный изгиб позвоночника, увеличенный угол наклона таза (рисунок 2.2г). Туловище при наклонной осанке согнуто в тазобедренных суставах и наклонено вперёд, ягодицы выступают назад.

Изогнутый тип осанки.

В данном типе осанки сочетаются признаки сутулого и прогнутого типов. Позвоночник имеет увеличенные изгибы в грудной и поясничной частях (рисунок 2.2д) Мускулатура слабо развита и не может удерживать тело в прямом положении.

 

2.3. Формирование физиологических  изгибов позвоночника

 

Существующие обычно 3 изгиба позвоночника у человека образуются лишь по мере роста тела и являются результатом отягощения, под влиянием которого прямой позвоночник новорожденного начинает формироваться, когда ребенок делает первые попытки сесть. Пока он в первые месяцы жизни сохраняет постоянное горизонтальное положение, позвоночник не подвергается отягощению, но лишь ребенок начинает сидеть, позвоночнику приходится выдерживать на себе тяжесть головы и рук, между тем как внутренности своею тяжестью тянут вперед и вниз. Тогда появляются первые два физиологических изгиба, третий появляется, когда ребенок начинает принимать вертикальное, стоячее положение, для чего наклоняет таз вперед и вниз, перемещая, для равновесия, центр тяжести позади поперечной оси таза. К образующимся таким путем изгибам приспособляются кости, связки и мышцы и к 6 - 7-му году жизни они делаются постоянными; получается окончательная осанка или посадка туловища, которая представляет много индивидуальных различий; нормальной должна считаться та, при которой ось тела, начинаясь приблизительно от средины темени, пересекает ухо непосредственно позади угла челюсти, проходит почти как раз через поперечную линию, соединяющую тазобедренные суставы и оканчивается в средине четырехугольника стопы. При этом физиологические изгибы представляют в профиле волнистую линию, холмы и долины которой могут иметь одинаковый уровень (Гоффа). Большие или меньшие уклонения от означенной нормальной осанки могут не представлять еще болезненных форм, но предрасполагать к самым разнообразным искривлениям. Различают искривление, с выпуклостью, направленной кзади - кифоз, с выпуклостью кпереди - лордоз и с боковою выпуклостью - сколиоз.

 

 

 

ГЛАВА.3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

 

3.1. История развития упражнений, формирующих осанку

 

«Бросивший заниматься физическими  упражнениями часто чахнет, ибо сила его организма слабеет вследствие отказа от движений». (Авиценна)

В глубине веков наши предки разработали  комплексы физических упражнений, служащих формированию человека. В медицинских  университетах, созданных в Индии  во 2 веке до н.э., изучали йогу, массажную  терапию. В Китае предположительно в 2698 году до н.э. была написана книга «Кунфу», в которой впервые были систематизированы квалифицированные описания различных упражнений лечебной гимнастики. В 3 веке до н.э. даоистский врач Хуа-дэ, базируясь на наблюдениях за различными животными: медведями, обезьянами, птицами, тиграми и оленями, разработал систему расслабляющих и растягивающих упражнений, с помощью которых, прежде всего, лечили искривление осанки. Древнегреческим и древнеримским идеалом был красавец - атлет. Физические упражнения считались в Древней Греции и Риме важнейшими способами лечения многих заболеваний. Древнегреческий учённый-врачеватель Геродик (500 год до нашей эры), отец медицины Гиппократ утверждали, что происхождение большинства болезней заложены в погрешности питания и двигательной активности. В последствии Гиппократ писал: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». В 1 столетии до н.э. сформировались многочисленные элементы тибетской теории лечебной гимнастики.

19 век стал веком огромного  скачка в развитии науки, медицины  и спорта. В 1807 году в работе  «Элементарная гимнастика» И.Г.  Песталоцци составил систему  вольных упражнений, при помощи которых учащиеся могли бы приобрести правильную осанку. В конце 18 века выдающийся немецкий филантроп Иоганн Кристоф Гутс-Мутс писал о физической слабости трудящихся слоёв: «Имеются истощённые поденщики с худыми бёдрами и икрами ног, потому что не упражняют ноги, с худыми руками и тонкими кистями рук, потому что выполняют работу исключительно женскую; с впалой грудью и сутулой спиной, потому что постоянно сидят. Одним словом, вследствие недостатка движений тело у этих людей если и не полностью разрушилось, то уже основательно деформировалось. Другие - в результате сверхчеловеческих усилий негибки, грузны, неловки - инвалиды».[14] В целях преодоления физической деградации он выдвинул идею всеобщей народной гимнастики. Преподающий физические упражнения должен знать, какое воздействие оказывает то или иное упражнение, и составлять упражнения на основе физиологии и индивидуальных особенностей организма. Генрих Клиас с 1806 по 1844 году преподавал лечебную гимнастику в Голландии, Швейцарии, Франции. На основе физической культуры древнего и средневекового Китая, материалов скандинавской мифологии, китайской лечебной гимнастики, трудов Гутс-Мутса швед Пер Хенрик Линг(1776-1839) вывел концепцию о том, что физическое воспитание должно строиться на знаниях, подтверждённых анатомией и биологией. Преподаватель физкультуры поступает правильно, развивая те группы мышц, которые обеспечивают правильную, красивую осанку и способствуют деятельности внутренних органов, делают возможными пропорциональное развитие тела, формирование правильной выправки, предупреждение или ликвидацию вредных последствий трудовых процессов или болезни.[14] Швед Эллин Фалк (1872-1942) свой многолетний педагогический опыт суммировал в справочнике по физическому воспитанию, он создал новые упражнения для осанки и новые упражнения лечебной физкультуры. В США профессор медицины Д.Левис (1823-1886) убеждал граждан, что «в гимнастике в первую очередь нуждаются недостаточно ловкие со слабым телосложением дети.»[14] В 1904 году в Лондоне был издан «Справочник по вопросам физического воспитания», где говорилось о том, что физическое воспитание должно обеспечивать хорошее здоровье и спортивную форму, исправлять наследственные или полученные под влиянием окружающих факторов физические недостатки. В 19 веке были заложены основы художественной гимнастики. В светском воспитании родители требовали физической крепости, исправления осанки, освоения этикета движений. Франсуа Дельсарт (1811-1871), Айседора Дункан (1876-1927) принесли в физическое воспитание девочек выразительную, пластическую гимнастику. Их последователи на основе анатомических, физиологических знаний и психологических опытов пытались разработать такую систему движений, которая « могла бы безразличной ко всему женщине, уставшей от жизни и монотонных занятий, помочь снова стать женщиной».[14] Они стремились помочь освободиться от неправильной осанки, от небрежной походки, от нервных жестов. Своими упражнениями они хотели главным образом укрепить мышцы плеч и спины, а также сохранить форму бёдер и седалища. Бесси м. Менсендик от своих учеников знание анатомии требовала уже в раннем возрасте. Правильную осанку и пластику движений представляла таким образом, что « сознание, опираясь на соответствующие знания в области анатомии», способно придать группам мышц гармоническое движение.

Информация о работе Осанка и методика её формирования