Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 14:26, курсовая работа
Цель данной работы: изучить эффективные методы формирования осанки.
Задачи настоящей работы таковы:
изучить различные типы осанки,
изучить значение правильной осанки и определить признаки правильной осанки,
выявить причины нарушения осанки у детей разных возрастов,
раскрыть методику формирования правильной осанки.
ВВЕДЕНИЕ .........................................................................................................3
ГЛАВА 1. Значение правильной осанки ………………….................................7
ГЛАВА 2. Характерные признаки и типы осанки……………………............13
2.1. Теория и методика определения пропорций тела ................................13
2.2. Типы осанки…………………..................................................................14
2.3. Формирование физиологических изгибов позвоночника……...…….16
ГЛАВА 3. Методика формирования осанки……………………………..........17
3.1. История развития упражнений, формирующих осанку ……...……...17
3.2. Ежедневная забота о правильной осанке ……………….……………20
3.3. Общеразвивающие гимнастические упражнения как средство формирования правильной осанки……………………………………………….31
3.4. Гимнастические упражнения в висах и упорах как средство формирования правильной осанки………………………………………………..32
3.5. Упражнения для позвоночника М. Норбекова…………………….….34
ВЫВОД………….………………………...............................................................36ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ..............................................................38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..........................................39
Бутченко писал, что нарушение осанки может сопровождаться расстройствами деятельности внутренних органов: сердечно-сосудистой и дыхательной систем, затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, понижается обмен веществ, появляются головные боли, утомление, снижается аппетит и т.д., приводя к снижению их физиологических резервов, нарушая адаптационные возможности организма. Слабость мышц живота и спины, согнутое положение вызывают нарушение перистальтики кишечника и желчевыводящих путей. [22]
Кроме того, уменьшается
устойчивость позвоночного столба к
различным деформирующим
Таким образом, между осанкой и здоровьем существует крепкая связь и прямая зависимость.
В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Осанка портится по нескольким причинам:
У детей нарушению осанки могут часто способствовать некоторые заболевания, в первую очередь рахит, гипотрофия, ожирение, плоскостопие, инфекционные болезни, а также нерациональный режим, неполноценное питание, неправильно подобранная мебель дома и в школе, неправильное ношение портфеля и др.
В настоящее время 95-97% детей страдают различными заболеваниями, среди которых наибольшее число представлено нарушениями опорно-двигательного аппарата - в том числе дефектами осанки. К сожалению, с каждым годом количество таких больных увеличивается.
Курпан писал: основная причина - гиподинамия, или, проще, недостаточная двигательная активность, которая ведет к снижению уровня физического развития людей, ухудшению состояния внутренних органов и постепенному уменьшению сопротивляемости организма. У таких людей, как правило, слабый мышечный корсет, то есть плохо развитые мышцы спины и живота. А это, в свою очередь, ведет к нарушениям осанки и прогрессированию сколиозов. Поэтому нарушение осанки не должно расцениваться как безобидная деформация, не требующая коррекции. У детей с таким нарушением снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, нарушены адаптивные реакции, слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта и других органов брюшной полости.[15]
Кроме того, нарушение рессорной функции позвоночника отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности ребенка, что может проявляться повышенной утомляемостью, снижением работоспособности и головной болью. Это почти всегда первый звонок к развитию ортопедических заболеваний, таких как сколиоз, юношеский остеохондроз.
Существует несколько выраженных дефектов осанки, каждый из которых является первоисточником каких-либо заболеваний. Наиболее распространенные виды нарушения осанки — сутулость, вялая осанка, искривления позвоночника.
При сутулости грудной отдел позвоночника значительно и равномерно выступает вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены, живот выпячен; страдают органы дыхания, так как происходит недостаточная вентиляция легких. Как следствие - ОРЗ, пневмонии, астмы, бронхиты. А в дальнейшем возникают заболевания сердечно-сосудистой системы.
Вялая осанка проявляется опущением головы, уплощением грудной клетки, отставанием от спины лопаток, сведением плеч, согнутыми в коленях ногами.
При кругло-вогнутой спине наряду с сутулостью отмечается выпячивание живота вперед, что может привести к опущению внутренних органов, расположенных в брюшной полости.
При неправильной осанке повышается и риск травматизма, в том числе микротравм головного мозга. Неудивительно, что многие люди, имеющие плохую осанку, страдают головными болями. Список заболеваний, изначально являющихся следствием неправильной осанки, можно продолжать до бесконечности. Необходимо помнить, что наш организм - единое целое, и возникшее заболевание всегда влечет за собой появление цепочки других.
К тому же, осанка зависит
и от времени выявления её нарушения.
А определение круга мероприяти
Предупредить возникновение неправильной осанки гораздо легче, чем исправить ее.
ГЛАВА.2. ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ И ТИПЫ ОСАНКИ
2.1. Теория и методика определения пропорций тела
Одним из важнейших характерных признаков осанки является взаимное расположение частей тела (головы, туловища и ног) в сагиттальной плоскости. Продольной осью части тела считают линию, соединяющую центры суставов или середины поперечных осей суставов. Следовательно, продольной осью голени считается линия, соединяющая центры коленного и голеностопного суставов; бедра-линия, соединяющая центры тазобедренных и коленных суставов; туловища - линия, соединяющая середины поперечных осей тазобедренных и плечевых суставов, а головы и шеи - линия, соединяющая середину поперечных осей плечевых суставов и головы, поперечная ось которой проходит на уровне середины верхнего края наружного слухового прохода.
Положение осей на плоскости будет определено, если станут известны расстояния, т.е. перпендикуляры от концов каждой оси до вертикальной линии, проведённой через точку голеностопного сустава. Следовательно точка голеностопного сустава всегда будет иметь нулевое значение и считается точкой отсчёта для всех остальных (рисунок 2.1а). Таким образом, измерив расстояние от всех точек до вертикальной линии, можно графически отобразить и описать взаимное расположение звеньев тела в сагиттальной плоскости.
Другой характерный признак осанки - профиль позвоночника (величины изгибов в шейной, грудной и поясничной области). Специальным устройством измеряют расстояния от вертикали до верхних точек изгиба позвоночника и до точки затылка, которые изображены на рисунке 2.1б. Зная расстояния от вертикальной линии до точек на позвоночнике, а также расстояния между ними по вертикали можно описать и графически изобразить профиль позвоночника, что даёт возможность определить величины изгибов каждой части позвоночника.[9]
Рисунок 2.1 - Пропорции тела. а, б
2.2. Типы осанки
Рисунок 2.2 - Типы осанки
Прямой тип осанки.
Характерные признаки: отклонение точек головы, плечевого, тазобедренного и коленного суставов в сагиттальной плоскости от вертикальной линии на малые и средние величины. При малых и средних отклонениях точек всех звеньев тела продольные их оси приближаются к прямой вертикальной линии. При прямой осанке (рисунок 2.2а) все звенья тела располагаются в наиболее выгодном положении для удержания их в равновесии. Голова поставлена прямо, туловище выпрямлено с развёрнутым плечевым поясом, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах и стоят вертикально. Позвоночник имеет углубления и возвышения примерно одинаковой величины.
- Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями. (Платон)
Прогнутый тип осанки (лордотическая осанка).
Характеризуется большим отклонением точек тазобедренного и коленного суставов и малым отклонением точек головы и плечевого сустава от вертикали (рисунок 2.2б). Поясничный изгиб (лордоз) больше грудного, тело прогнуто в поясничной области, живот выступает вперёд.
Сутулый тип осанки (кифотический).
Характерные признаки: большое отклонение точки плечевого сустава при среднем отклонении точки тазобедренного сустава от вертикальной линии, увеличенный грудной кифоз и уменьшенный поясничный лордоз (рисунок 2.2в). При сутулой осанке спина согнута, голова опущена, лопатки расходятся и выпячиваются, плечи опущены и сдвинуты вперёд.
Наклонный тип осанки.
Характерные признаки: большое отклонение точки плечевого сустава при малом отклонении точек тазобедренного и коленных суставов, увеличенный поясничный изгиб позвоночника, увеличенный угол наклона таза (рисунок 2.2г). Туловище при наклонной осанке согнуто в тазобедренных суставах и наклонено вперёд, ягодицы выступают назад.
Изогнутый тип осанки.
В данном типе осанки сочетаются признаки сутулого и прогнутого типов. Позвоночник имеет увеличенные изгибы в грудной и поясничной частях (рисунок 2.2д) Мускулатура слабо развита и не может удерживать тело в прямом положении.
2.3. Формирование физиологических изгибов позвоночника
Существующие обычно 3 изгиба позвоночника у человека образуются лишь по мере роста тела и являются результатом отягощения, под влиянием которого прямой позвоночник новорожденного начинает формироваться, когда ребенок делает первые попытки сесть. Пока он в первые месяцы жизни сохраняет постоянное горизонтальное положение, позвоночник не подвергается отягощению, но лишь ребенок начинает сидеть, позвоночнику приходится выдерживать на себе тяжесть головы и рук, между тем как внутренности своею тяжестью тянут вперед и вниз. Тогда появляются первые два физиологических изгиба, третий появляется, когда ребенок начинает принимать вертикальное, стоячее положение, для чего наклоняет таз вперед и вниз, перемещая, для равновесия, центр тяжести позади поперечной оси таза. К образующимся таким путем изгибам приспособляются кости, связки и мышцы и к 6 - 7-му году жизни они делаются постоянными; получается окончательная осанка или посадка туловища, которая представляет много индивидуальных различий; нормальной должна считаться та, при которой ось тела, начинаясь приблизительно от средины темени, пересекает ухо непосредственно позади угла челюсти, проходит почти как раз через поперечную линию, соединяющую тазобедренные суставы и оканчивается в средине четырехугольника стопы. При этом физиологические изгибы представляют в профиле волнистую линию, холмы и долины которой могут иметь одинаковый уровень (Гоффа). Большие или меньшие уклонения от означенной нормальной осанки могут не представлять еще болезненных форм, но предрасполагать к самым разнообразным искривлениям. Различают искривление, с выпуклостью, направленной кзади - кифоз, с выпуклостью кпереди - лордоз и с боковою выпуклостью - сколиоз.
ГЛАВА.3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
3.1. История развития упражнений, формирующих осанку
«Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его организма слабеет вследствие отказа от движений». (Авиценна)
В глубине веков наши предки разработали комплексы физических упражнений, служащих формированию человека. В медицинских университетах, созданных в Индии во 2 веке до н.э., изучали йогу, массажную терапию. В Китае предположительно в 2698 году до н.э. была написана книга «Кунфу», в которой впервые были систематизированы квалифицированные описания различных упражнений лечебной гимнастики. В 3 веке до н.э. даоистский врач Хуа-дэ, базируясь на наблюдениях за различными животными: медведями, обезьянами, птицами, тиграми и оленями, разработал систему расслабляющих и растягивающих упражнений, с помощью которых, прежде всего, лечили искривление осанки. Древнегреческим и древнеримским идеалом был красавец - атлет. Физические упражнения считались в Древней Греции и Риме важнейшими способами лечения многих заболеваний. Древнегреческий учённый-врачеватель Геродик (500 год до нашей эры), отец медицины Гиппократ утверждали, что происхождение большинства болезней заложены в погрешности питания и двигательной активности. В последствии Гиппократ писал: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». В 1 столетии до н.э. сформировались многочисленные элементы тибетской теории лечебной гимнастики.
19 век стал веком огромного
скачка в развитии науки,