Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:51, курсовая работа
Для успешной работы в любой области профессиональной деятельности необходимо свободное владение специфическими понятиями. Среди основных понятий теории физической культуры важное место принадлежит понятию "физическая рекреация". Это понятие требует особого внимания, поскольку в доступной литературе единого мнения по ее определению не обнаружены.
Целью исследования являлось изучение средств физической рекреации школьников.
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ ………………………………………………………………………5
1.1.Физическая рекреация………………………………………………………5
1.2.Роль физической рекреации для школьников разного возраста………….12
ГЛАВА II. ФОРМЫ, СРЕДСТВА И МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ………………………………………………………………………15
2.1. Основные формы и средства физической рекреации…………………….15
2.2.Методика организации физической рекреации…………………………....18
2.3.Исследование отношения учащихся и родителей к физической рекреации……………………………………...………………………………....27
Заключение…………………………………………………………………….…33
Список литературы……………………………………………………………..37
Приложение…………………………………………………………………...….39
Физическая рекреация - одна из форм рекреации, ее аспекты представлены практически во всех ее видах, и осуществляется она посредством двигательной деятельности с использованием физических упражнений в качестве основных средств. Это дает основание относить данную форму рекреации к физической.
Признание физических упражнений
в качестве основных средств физической
рекреации в научных
В научных исследованиях принято выделять следующие аспекты физической рекреации:
1. Биологический: какое
влияние физическая рекреация
оказывает на оптимизацию
2. Социальный: в какой
степени она способствует
3. Психологический: какие
мотивы лежат в основе
4. Образовательно-воспитательный:
какое влияние физическая
5. Культурно-аксиологический:
какие культурные ценности
6. Экономический: как
Все аспекты рекреационной деятельности с использованием средств физической культуры, рассматриваемые в рамках изучаемой системы, могут быть охвачены понятием «физическая рекреация».
Таким образом, физическая рекреация - это органическая и имманентная часть физической культуры, совокупность свободной, нерегламентированной двигательной деятельности, направленной, в конечном счете, на обеспечение оптимального физического состояния человека, способствующего нормальному функционированию его организма в конкретных условиях жизни. Предметные области физической рекреации весьма широки, объемны; они вторгаются в междисциплинарную область либо традиционно, либо с помощью недавно освоенных других частных теорий. Это пока затрудняет создание собственной теории физической рекреации и тем более предложение какого-либо обобщающего ее определения.
1.2.Роль физической рекреации для школьников разного возраста
Для младших школьников характерна быстрая утомляемость от однообразной работы, поэтому большую роль играет перемена вида и характера деятельности. Например, с отдыха на деятельность, с умственной на двигательную или с одной двигательной на двигательную деятельность другого характера. В первом случае это может быть смена работы за письменным столом на физические упражнения, в другом — смена упражнений одного вида спорта на упражнения другого. Активный отдых и перемена видов деятельности способствуют более быстрому восстановлению организма после утомления. Это особенно важно для детей, если они долгое время находятся без движения, либо выполняют однообразные, монотонные движения (пишут, читают и т.п.).
Для детей средних и младших классов большое удовольствие доставляет двигательная деятельность. Это связано, прежде всего, с различными играми (с мячом, шайбой, воланом, шарами и т.п.). Их высокая эмоциональность является большим стимулом для занятий физическими упражнениями. Они проводятся как стихийно, самостоятельно, по инициативе самих играющих, так и в группах, секциях, командах.
Активный отдых. Эта задача может решаться как потребность в кратковременной реализации отдыха в течение 5—15 мин в процессе труда (физкультпаузы, физкультминутки, активный отдых в обеденный перерыв). Это относится и к занятиям после окончания рабочего дня. В этом случае продолжительность занятий будет больше. Наконец занятия в конце недели, в выходные и праздничные дни могут продолжаться несколько часов.
Старшеклассникам привлекательно формирование фигуры, объемов частей тела, регулирование веса. Чаще всего эти занятия начинаются с подражания идеалу, образцу, исходя из критической оценки недостатков собственного телосложения. Юноши озабочены формированием атлетической фигуры, желанием развить рельефную мускулатуру, убрать живот и т.п. Девушки — быть стройной, гибкой, изящной, привлекательной, иметь красивую фигуру, непринужденную походку и осанку. Для этого используются индивидуальные и групповые занятия, которые могут проводиться дома, в спортивных, тренажерных залах с использованием как подручных средств (собственный вес, гантели, эспандеры и т.п.), так и специальных тренажеров.
Весьма важной задачей и стимулом для занятий физическими упражнениями для детей является возможность общения, которое происходит в местах групповых занятий. В их процессе, перед началом и по окончании, они могут обменяться мнениями, рассказать о своих радостях, проблемах.
Развитие индивидуально привлекательных физических способностей. Одни — «качают» силу, другие развивают по преимуществу гибкость, третьи — выносливость и т.д. В целом же развивают в комплексе все свои физические способности и бытовые двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки, метания), овладевают новыми для них — гребля, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, бег на коньках, владение ракеткой и т.п.
За последние годы появились новые увлечения, которые носят рекреационный характер — дельтаплан, летающие тарелки, виндсерфинг, аэробика, шейпинг и т.п. Средствами физической рекреации являются любые физические упражнения, игры, развлечения, а также рекреационный спорт, который удовлетворяет указанные выше потребности. Главной его целью является организация досуговой деятельности в интересах укрепления здоровья, а не достижение предельных показателей в двигательной деятельности.
Таким образом, физическая рекреация активизирует двигательную деятельность; удовлетворяет потребности в играх и движениях; снимает умственную усталость и повышает работоспособность; содействует укреплению здоровья и всестороннему физическому развитию; способствует предупреждению совершения правонарушения и отвлекает от вредных привычек и др.
Вывод.
Физическая рекреация – одна из форм рекреации, ее аспекты представлены практически во всех ее видах, и осуществляется она посредством двигательной деятельности с использованием физических упражнений в качестве основных средств.
Физическая рекреация включает в себя более двадцати целевых установок и основные из них – восстановление, отдых, переключение на другой вид деятельности, получение удовольствие от физических занятий, развлечение.
Физическая рекреация
позволяет удовлетворять
ГЛАВА II. ФОРМЫ, СРЕДСТВА И МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ
2.1. Основные формы и средства физической рекреации
По функциям рекреационной деятельности выделяются три основных типа форм:[16]
a лечебные – оздоровительные;
a спортивные;
a познавательные.
Лечебно – оздоровительные формы характеризуется основной функцией лечения, опирающейся на природные факторы, климатические условия. Включают лечебные процедуры и прогулки, экскурсии, солнечные и воздушные ванны, купание, спортивные игры, зарядка, физические упражнения, физкультминутки. Особое значение придается режиму. Их роль очень велика: восстановления и развития физического и духовного потенциалов человека, профилактикой заболеваний, снятием нервного и физического утомления.
Спортивные игры — самостоятельные виды спорта, связанные с игровым противоборством команд или отдельных спортсменов, и проводящиеся по определенным правилам. Спортивные игры, в которых соревнуются две (или более) команды называются командными спортивными играми.
Виды спортивных игр: спортивные игры, интеллектуальные спортивные игры, компьютерные спортивные игры, военно-спортивные игры.
Спортивные формы подразделяются на соревновательные и туристические. Это различные игры, соревнования, походы, положительно сказываются на физическом развитии ребенка, получение различных эмоций, развитие человеческих качеств: взаимовыручка, взаимопомощь, сопереживание, развиваются эстетические качества, умение видеть красоту.
Спортивные соревнования,
имеют целью выявление
Туризм — временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных и иных целях.
Познавательные формы: познавательно-культурные, познавательно-природные. Ведущими занятиями выступают экскурсии, (как культурно-исторические, так и природоведческие), прогулки. Идет духовное развитие человека, оценивание культурных и природных ценностей. При этом потребляется информация, впечатления, а не вещество или энергия.
Экскурсия — коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг. Прогулка – это хождение на открытом воздухе или поездка на недалекое расстояние с целью отдыха, развлечения. При выполнении изложенных выше мероприятий важно соблюдать следующие физиологически обоснованные педагогические принципы, предложенные С.Н. Поповым [21]. Хотя они и рекомендованы для лечебновосстановительной тренировки во время физической реабилитации, но их можно использовать и в процессе физической рекреации. Эти принципы включают: индивидуальный подход, сознательность, принцип постепенности, цикличность, системность, новизну и разнообразие, умеренность воздействия. Выполнение этих принципов немыслимо без использования основных средств физической рекреации [12]:
Педагогические – это грамотное планирование, рациональная организация, построение занятий физическими упражнениями и соблюдение режима.
Психологические, проводимые в виде психопрофилактики, психотерапии, психогигиены. Методика проведения рациональной психотерапии с детьми может быть различной. Это индивидуальные и групповые беседы, диалог между преподавателем-психологом и ребенком, знакомство их с научно-популярной медицинской литературой и использование пословиц, поговорок, афоризмов. Конечным результатом такой психотерапии является адаптация детей к условиям современной жизни, формирование высокого уровня направленности с тем, чтобы быть полезными и необходимыми в кругу семьи, друзей и общества.
Естественные – использование рационального питания, полноценного сна, активного отдыха, суточных, недельных, месячных, сезонных и годичных циклов жизнедеятельности человека. Предлагаю рассмотреть индивидуальные рекомендации для ребенка по охране здоровья (приложение1).
Медико-биологические: физиотерапевтические, общие терапевтические, ароматерапевтические и другие средства. Например, аромотерапия. Влияние запаха на состояние организма - это сложнейший комплекс реакций нервных клеток, нервных волокон и клеточных мембран. При этом хорошо известно, что функция обоняния состоит, прежде всего, в том, чтобы направлять плавающие в воздухе молекулы пахучих веществ к соответствующим участкам общей системы восприятия окружающей среды организмом. Эти импульсы находят мгновенный отклик в соответствующих отделах мозга. Здесь включаются механизмы эмоций и открываются каналы памяти. Как результат, меняются такие характеристики, как температура тела, аппетит, уровень стресса, уровень метаболизма.[17]
2.2. Методика организации физической рекреации
В процессе рекреационных мероприятий необходимо учитывать:
Информация о работе Основные средства физической рекреации в общеобразовательной школе