Особенности обучения технике подачи мяча мальчиков 10-12 лет на секционных занятиях волейболом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:40, дипломная работа

Краткое описание

Важное место в системе физического воспитания занимает волейбол. Преимущества этой общедоступной спортивной игры – в простоте оборудования мест занятий, в зрелищности и эмоциональности, в красоте и обилии тактических игровых вариантов. Игра требует от участников хорошей координации движений, ловкости, гибкости, физической силы, проявления смелости и сообразительности.

Содержание

Введение 3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме: «Особенности обучения технике подачи мяча мальчиков 10-12 лет на секционных занятиях волейболом»………………...


6
1.1. Историография проблемы…………………………………….
6
1.2. Психологическая и анатомо-физиологическая характеристика мальчиков 10 – 12 лет………………………

9
1.3. Особенности проведения секционных занятий по волейболу с мальчиками 10 – 12 лет…………………………

13
1.4. Методика обучения подачи мяча в научно-педагогической литературе……………………………………………………..
Выводы по главе I………………………………………………………...

24
30
Глава II. Опытно-экспериментальная (практическая) работа по теме: «Особенности обучения технике подачи мяча мальчиков 10-12 лет на секционных занятиях по волейболу»…………………………………….

31
2.1. Цель, задачи, основные этапы исследования……………….
31
2.2. Диагностический этап……………………………………….. 32
2.3 Основной этап………………………………………………… 34
2.4 Итоговый этап………………………………………………… 37
Выводы по главе II…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР МВВ.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

      Ярко  проявили себя многие поколения российских волейболистов. Наиболее выдающиеся из них: И. Бугленков, П. Воронин, В. Зайцев, В. Коваленко, Г. Мондзолевский, С. Нефедов, М. Пименов, Ю. Поярков, К. Рева, В. Савин, А. Савин, В. Ульянов, Н. Фасахов, Ю. Чесноков, В. Щагин, а также А. Булдакова, М. Еремеева, С. Кундеренко, В. Оскопкова, И. Рыскаль, Р. Салихова, В. Свиридова, Н. Смолеева, А. Чуднина и многие другие, не раз завоевавшие победы на чемпионатах Европы, Мира и Олимпийских игр.

1.2. Психологическая  и физиологическая характеристика  детей 10 – 12 лет. 

      Дети в этот период обладают большей устойчивостью в работе сердца, большей емкостью легких, хотя дыхательная система еще не достаточно развита. Мышцы постепенно растут и укрепляются, но силовые данные еще недостаточно развиты, поэтому организм еще недостаточно подготовлен к дыхательным силовым напряжениям, односторонним нагрузкам. Дыхательная система значительно более развита, нежели в младшем школьном возрасте, но дыхание еще не достаточно глубоко. Нервная система совершенствуется. Настает функциональный потенциал воспринимающей системы мозга. Дети 10 – 12 лет более чувствительны и податливы к развитию и совершенствованию ловкости, нежели дети 7 – 9 лет. Обогащается их тактика поведения в играх. Тормозные функции у подростков значительно лучше развиты, чем в младшем школьном возрасте, сильнее развита волевая сфера. Им нравится проявлять свою быстроту, ловкость, меткость, силу, сообразительность. Младшие подростки мыслят более критично и отвлеченно, выходят за пределы образов, предпочитают опираться на чувственные представления и восприятия.

      Именно  в этот период у них особенно развито  чувство коллективизма.

      В связи с акселерацией наступает  более раннее половое созревание. Ученые считают, что физическая акселерация  идет параллельно с психической. Современные дети более развиты, чем 20 лет назад. В связи с ускорением полового созревания наблюдается дисгармония физиологических функций нервной и сердечно-сосудистой систем. Отличают нарушение функций вегетативной нервной системы (головокружение, сердцебиение). Дети неуравновешенны психологически, бурно проявляют свои эмоции в процессе игры.

      Мальчики  имеют некоторые преимущества перед  девочками в играх с бегом  на скорость, в играх с элементами борьбы, сопротивления, в играх с  метанием на дальность.

      Мальчиков интересуют больше игры силовые, на выносливость, на скорость бега. Младшие подростки стремятся быть похожими на взрослых. Это необходимо учитывать преподавателю, воспитателю и всегда быть примером для детей. У младших подростков проявляются ярко выраженное стремление к общению с товарищами. Наряду с этим появляется тенденция к авторитетному осуждению плохого поступка товарища, показу своих знаний, силы, смелости, и даже нарушению дисциплины из чувства противоречия. Чтобы укрепить свое «Я» мальчики часто употребляют силу, что нередко приводит к конфликтам. В тоже время они стремятся общаться с другими сверстниками.

      Появляются  увлечения физкультурными и спортивными  занятиями. Эту любовь необходимо использовать педагогу и целенаправить. Многие ребята в этот период начинают заниматься спортом в секциях, в частности спортивными играми (баскетболом, волейболом, футбол, хоккей).

      Важнейшим элементом физического воспитания в этом возрасте является контроль за правильным выполнением упражнений двигательных действий (по направлению и амплитуде, по направлению мышц, по ритму и темпу). Это необходимо для обучения правильной технике движения, что в свою очередь важно в связи с большим прикладным значением многих движений (в труде, спорте, военном деле). Следует иметь в виду, что иногда мальчики, правильно освоив основные элементы техники прыжков, метаний и других движений играх выполняют их небрежно, не доводя движения до конца, не следя за каждым его осуществлением. Поэтому, нужно заинтересовать их в качественном выполнении движений так чтобы от этого зависели результаты игры: следует показывать необходимость правильного, качественного выполнения изученных приемов техники движения для выигрыша в игре. Необходимо чередование нагрузки с перерывами для отдыха. Следует остерегаться интенсивных нагрузок, так как в этом возрасте они могут тормозить рост и развитие организма. У подростков задачи физического воспитания усложняются. Необходимо обучать подростков основными видами движений, выполняемых в различных по сложности условиях (преодоление полосы препятствий, игры, соревнования). Дать основы спортивной техники по лыжам, конькам, легкой атлетике, играм с мячом, а так же закрепить привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. В целом нагрузка у подростков может быть большей, чем у мальчиков, однако чрезмерных нагрузок следует избегать, так как в этом возрасте ресурсы организма в значительной степени используются на пластические процессы (увеличение длины тела, массы) и лишь с 11 – 12 лет можно постепенно увеличить удельный вес силовых упражнений.

      При осуществлении физического воспитания подростков следует учитывать такую  их способность: они нередко склонны  переоценивать свои возможности  в двигательной деятельности, а неудачи, срывы, низкие результаты в различных  видах физических упражнений могут вызвать у них неприятные переживания, возникновение отрицательного отношения к занятиям физическими упражнениями. Их следует особенно тщательно инструктировать в вопросах техники безопасности.

      Мальчики  развиваются как физически, так  и психологически несколько более медленными темпами. Интересы и склонности представителей мужского тела часто направлена на относительно отдаленные предметы и явления порою далекие оттого, что мало бы входить в их прямые обязанности. Отсюда более выраженная склонность отвлекаться на посторонние дела, заниматься не тем, что непосредственно требуется.

      Характерна  большая рискованность «размашистость»  поведения, большая подвижность  и непоседливость мальчиков. Непоседливость мальчиков, их способность переносить статическую нагрузку проявляется в более частом нарушении ими дисциплины на уроке, в более шумном поведении на переменах.

      Любые переходные периоды выдвигают специфические  проблемы – считает И. В. Дубровина  – Не составляет исключения и переход  учащихся 10 – 11 лет из начальной школы в не полную среднюю.

      Переход от детства к отрочеству характеризуется  появлением своеобразного мотивированного  кризиса, вызванного сменой социальной ситуации развития и изучения содержания внутренней позиции ученика.

      В результате возникает психологическая незащищенность перед новым этапом развития. Недовольство собой, отношениями с другими – все это может стать стимул к развитию потребности в самовоспитании, а может негативно отразиться на характере самоуважения. Становление личности подростка во многом зависит от того, на сколько успешно будет пройден этот этап переход от детства к отрочеству.

      В подростковом возрасте важна самореализация, ребят начинают себя искать, приходят в спортивные секции и необходимо знать особенности возраста, чтобы правильно организовать и направить их.        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.3. Особенности методики организации  секционной работы по волейболу с мальчиками 10 – 12 лет. 

      Занятие в кружках и секциях по волейболу  во внеурочное время служат важным дополнением к урокам физкультуры. Внеклассные занятия могут быть и основной формой изучения этой игры в школе.

      Главными  задачами внеклассной работы по волейболу  являются: привлечение школьников к  систематическим занятиям волейболом, укрепление их здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма, воспитание у занимающихся высоких морально - волевых качеств, спортивно - техническое совершенствование школьников на основе распространения двигательной подготовки и овладения ими техникой и тактикой волейбола, подготовка юных инструкторов и судей по волейболу.

      Внеклассная работа по волейболу начинается с  организации секции. В первой половине сентября проводят занятия школьников в секцию, распределение по учебным  группам, выборы старост групп и  бюро секции, составляют план работы и расписание занятий.

      Численность комплектуемых учебных групп  следует:

      - детская учебная группа (III – IV классы) – по 25 человек;

      - подростковая группа (V –VI классы) – до 20 человек;

      - младшая юношеская группа (VII –VIII классы) – до 18 человек;

      - старшая юношеская группа (IX –XI классы) – до 15 человек.

      Количество  занятий в неделю и их продолжительность  различны:

      - в детской группе – 2 занятия  по 45 – 60 минут;

      - в подростковой – 2 занятия  по 90 минут;

      - в юношеских группах – 3 занятия по 90 минут.

      Во  время каникул желательно увеличение количества занятий в неделю.

      При организации секции учитель может  столкнуться с большим количеством  детей, желающих заниматься волейболом, потому что интерес к волейболу  у детей появляется рано. В этом случае возможно проведение конкурсного отбора по нормативам, позволяющим проверить не столько двигательную подготовленность школьников, сколько способности новичка в дальнейшем осваивать волейбол. Однако даже после конкурсного отбора в секцию учитель может столкнуться с отсевом занимающихся. В каждом отдельном строе учителю необходимо выяснить истинные причины, побудившие ребенка оставить секцию. Этому помогут изучение занимающихся и наблюдением за их поведением в процессе занятий. Если у школьника не хватает способностей заниматься волейболом, ему можно посоветовать заниматься другим видом спорта.

      Особую  доброжелательность и внимание при  приеме в секцию надо проявлять к  слабоуспевающим школьникам. Таких  учеников необходимо зачислять в  секцию, потому что укрепление их здоровья и улучшение физической подготовленности будут способствовать повышению успеваемости. По результатам конкурсного отбора и с учетом условий, позволяющих обеспечить успешную работу секции (наличие спортивной базы, инвентаря; тренеров-общественников), комплектуют возможное количество групп. Общее руководство работой секции возлагается на учителя физкультуры, который привлекает для проведения занятий инструкторов-общественников.

      Работу  секции волейбола проводят на основе программы, содержащей теоретический и практический материал, судейскую и инструкторскую практику. Основной формой секционных занятий является урок.

      Теоретические занятия проводят в виде 15 – 20 минутных бесед, обычно до начала урока. Их примерная тематика: Физкультура и спорт в России; Краткие сведения о строении и функциях организма; Влияние физических упражнений на организм человека; Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травматизма и оказание первой медицинской помощи.

      На  практических занятиях изучают технику и тактику игры, а также совершенствуют физическую подготовку школьников. В содержание практических занятий входят: строевые упражнения, упражнения для различных мышечных групп, с предметами и сопротивлениями, на гимнастических снарядах и акробатические упражнения; специальные упражнения для развития быстроты, прыгучести, и ориентировки; элементы легкой атлетики, спортивных и подвижных игр; плавание, лыжи, коньки.

      Технико - практическая подготовка включает: стойки и перемещения, передачи мяча двумя руками (верхняя и нижняя); передача мяча, отскочившего от сетки; подача мяча; прямой нападающий удар; блокирование (одиночный и групповой), страховка, расстановка игроков при своей подаче и подаче противника; тактика подач и нападающих ударов; тактика игры в защите; знакомство с тактикой игры лучших команд страны. На физическую, техническую и тактическую подготовку на занятиях отводят разное количество времени. Если в течение первых двух лет обучение на физическую подготовку планируется больше времени (слабая физическая подготовка детей этого возраста является тормозом при обучении технике), то на следующих этапах обучения больше времени отводят на техническую подготовку, а в период предшествующий соревнованиям – на тактическую подготовку. Необходимо отметить, что волейбол органично сочетает в себе бег, прыжки, метание, является хорошим средством физической подготовки, поэтому надо стараться строить занятия так, чтобы лучшие техники и тактики игры обеспечило необходимую для игры физическую подготовку занимающихся. На занятиях секции внутри школьных соревнованиях учащиеся приобретают навыки инструктора и судьи. Каждый школьник, занимающийся в секции, должен научиться правильно выполнять упражнения, уметь рассказать о них и знать последовательность их применение, а так же проводить соревнование в классе и пионерских отрядах, в лагере и по месту жительства.

      Спортивные  соревнования занимают существенное место в подготовке юных волейболистов и значительно повышают эффективность тренировочных занятий. Помимо соревнований по волейболу, необходимо ввести в практику работы с детьми соревнования по физической подготовке и технике игры, которые нужны для контроля за уровнем физической и технической подготовки. А так же для повышения интереса детей к занятиям и приближения тренировочных занятий к игре. Особенно соревнованиям по технике игре. Соревнования по волейболу учитель планирует на весь учебный год.

Информация о работе Особенности обучения технике подачи мяча мальчиков 10-12 лет на секционных занятиях волейболом