Особенности обучения технике подачи мяча мальчиков 10-12 лет на секционных занятиях волейболом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:40, дипломная работа

Краткое описание

Важное место в системе физического воспитания занимает волейбол. Преимущества этой общедоступной спортивной игры – в простоте оборудования мест занятий, в зрелищности и эмоциональности, в красоте и обилии тактических игровых вариантов. Игра требует от участников хорошей координации движений, ловкости, гибкости, физической силы, проявления смелости и сообразительности.

Содержание

Введение 3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме: «Особенности обучения технике подачи мяча мальчиков 10-12 лет на секционных занятиях волейболом»………………...


6
1.1. Историография проблемы…………………………………….
6
1.2. Психологическая и анатомо-физиологическая характеристика мальчиков 10 – 12 лет………………………

9
1.3. Особенности проведения секционных занятий по волейболу с мальчиками 10 – 12 лет…………………………

13
1.4. Методика обучения подачи мяча в научно-педагогической литературе……………………………………………………..
Выводы по главе I………………………………………………………...

24
30
Глава II. Опытно-экспериментальная (практическая) работа по теме: «Особенности обучения технике подачи мяча мальчиков 10-12 лет на секционных занятиях по волейболу»…………………………………….

31
2.1. Цель, задачи, основные этапы исследования……………….
31
2.2. Диагностический этап……………………………………….. 32
2.3 Основной этап………………………………………………… 34
2.4 Итоговый этап………………………………………………… 37
Выводы по главе II…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР МВВ.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

1.4. Методика  обучения подачам мяча в научно- педагогической литературе.

 

       В спортивном волейболе техника подач мяча за сравнительно небольшой период време6ни претерпела незначительные изменения. Если еще в послевоенный период Алексей Барышников подавал мяч снизу с передневерхнем вращением, а Владимир Щагин славился своей грозной, сильной боковой подачей, то после 1962 года большинство команд мира перешло на  японскую, так называемую планирующую подачу. Кстати, этот способ подачи принес немало очков знаменитой команде «Тайфун», так как поначалу большинство команд не было готово к приему мячей  с неравномерно - планирующей траекторией пролета.

       По  данным исследований С.Л. Фетисовой (1974), процент выигрыша мячей с подачи составляет не более 7-10 % за встречу, а  траекториями полета мяча с подачи происходит значительно чаще (35- 60) % случаев. Наиболее сложны для приема мячи, летящие по траектории, которые направлены в крайние точки площадки, расположенные к лицевой линии. Однако выполнение таких подач связано с некоторым риском, так как, по данным статистики, количество потерь подачи в данном случае составляет 3-8%.

       Переходя  к биомеханической и кинетической характеристика планирующих подач, надо прежде всего остановиться на общих закономерностях траектории полета мяча и рассмотреть механизм взаимодействия руки с мячом.

       Для большей наглядности рассмотрим в сравнении два способа ударного движения: удар по мячу при сильной боковой подаче и при планирующей. В первом случае (планирующая подача) -  движение руки перед ударом несколько притормаживается, при этом время контакта руки с мячом составляет 0,012-0,20 с. Перемещение системы «рука–мяч» в пространстве за время контакта в направлении удара будут в пределах 10 - 20 см. В результате произвольного притормаживания еще до  ударного движения рука в послеударной фазе приостанавливает свое перемещение в пространстве. При этом из-за отсутствия обгона  дистальными звеньями проксимальных исключается захлестывающее движение, передающее мячу вращение. Иными словами плечо,  начиная с подготовительной и заканчивая послеударными фазами, не обгоняет плечевой сустав, предплечье-плечо, а кисть- предплечье. В результате мяч, не получая вращения, приобретает так называемую планирующую траекторию полета. При сильной боковой подаче в ударном движении кисть обгоняет предплечье, предплечье- плечо и плечо – плечевой сустав. Причем контакт соударяющихся поверхностей и сопровождение мяча значительно кратко временнее.                                                                                                                                                                                                                  Кроме того, захлестывающее движение кисти придает мячу вращение. В этом и есть принципиальное различие механизма ударного движения в том и другом способах подачи. 

       Тензодинамограммы реакции опоры при выполнении планирующей и сильной боковой подач показывают, что в первом случае движения носят  плавный характер, а  во втором - резкий всплеск кривой подчеркивает значительное усилие, прилагаемое к опоре ля выполнения баллистического удара и движения.

       Практика  показывает, что боковую планирующую подачу сверху все реже и реже применяют наши спортсмены. На приложении 2 показана боковая планирующая подача сверху. В исходном положении спортсмен, стоя левым боком к сетке, как бы мысленно воспроизводит программу предстоящего технико - тактического действия. Спортсмен исключительно точно чередует укороченные траектории мяча (на переднюю линию) к  лицевой линии площадки, тем самым, нарушая и расстраивая, расположение атакующих игроков команды-соперницы, затрудняя прием мяча и естественно, построение атакующих действий.                                                                                   

       Поддерживая левой рукой,  мяч на уровне груди  в исходном положении, спортсмен  переносит вес тела на прямую правую, несколько согнутую в коленном суставе.

       Подготовительная  фаза начинается с отведением правой руки вниз – в сторону, подбрасывая  мяч и продолжая сгибать правой, опорной ногой. 

       В основной фазе (фазе удара) исполняющий  подачу производит ряд слитных и  пластических движений. Левую ногу отставляет в сторону, опираясь на носок стопы, туловище выпрямляет в поясничной части, правую руку посылает навстречу подброшенному вперед- вверх мячу. Затем в результате  поворота на носке стопы левой ноги  и отталкиваясь от опоры, спортсмен начинает поворачиваться налево, а ОЦТ смещается вперед – вверх. Правая рука продолжает движение к мячу, кисть  руки имеет  некоторый  угол тыльного  сгибания  по  отношению  к предплечью. Далее, до  момента  удара  по мячу, туловище  волейболиста, находясь  в безопасном  положении, прекращает  поворот влево, правая  рука в результате  произвольного усилия  несколько притормаживает  своё  движение  к моменту соударения  с мячом.

       В момент  удара  правая  рука  почти  выпрямляется  и  выполняет  удар  основанием  ладонной поверхности  кисти, которая  по-прежнему имеет  незначительное тыльное  сгибание. Угол  между плечом  и туловищем  в  момент  удара  почти  не  изменяется, причём  кисть  не  обгоняет  предплечье, а  предплечье    плечо. Как мы  уже  обговорили  благодаря   этому  в  момент  удара  отсутствует  захлёстывающее движение  руки, вследствие  чего  мяч после  удара, не  получая  вращения, имеет  планирующую траекторию  полёта.

       В заключительной  фазе  сопровождающее  движение  руки  почти  отсутствует, спортсмен  переносит  всё  тело  на  левую  ногу.  Отличительной  чертой  данного  способа  подачи  является  выполнение  ударного  движения  в  безопорном  положении, что  способствует  увеличению  скорости вылета мяча.

       Техника прямой  подачи  с  планирующей  траектории  полёта  мяча  имеет  свои  преимущества. В  координационном отношении она  проще: игрок  имеет  лучшую  зону  обзора, когда  находится  лицом  к стенке, а не в  пол оборота как  при  японской  подачи.

          Техника  прямой  подачи  с  планирующей  траекторией  полёта  мяча  состоит  в  следующем. В подготовительной  фазе  волейболист, как бы  прицелившись  в  определённую  зону,  подбрасывает  мяч и  оптимально  отводит  руку  для  замаха. Амплитуда  сгибания  правой, опорной, ноги  не  значительно.

       В основной  фазе  планирующей  подачи  с верху  игрок, разгибая  правую  ногу в  голеностопном  и  коленном  суставах, перемещает  туловище  вперёд, перенося  вес тела  на  левую  ногу. В этот – же  момент  правая  рука  движется  вперёд-  вверх   навстречу  мячу  с  нарастающей  скоростью. Затем  игрок  ладонной  поверхностью  кисти  бьёт  по  мячу . Удар  сопровождается  произвольным мгновенным  усилием , фиксирующие  дистальные  движения  рук  в  положении удара  и  тормозящим  дальнейшее  движение  в перёд , его вес переносится на  стоящую впереди левую ногу  ,  правая  нога  полностью выпрямляется  в коленном  суставе . Взгляд  игрока  сосредоточен  на  мяче .

       Техника  выполнения  прямой нижней  подачи  заключается  в  следующем.

       В исходном  положении игрок сгибает ноги  в коленных  суставах: левая нога  выставлена  вперёд, вес тела  перенесён на  правую,   сзади стоящую ногу  : пальцы  левой согнутой  в локтевом  суставе, поддерживая мяч снизу, располагаются над правой  рукой, которая затем отводится вниз -назад для замаха .

         В  первой  фазе  волейболист,  увеличивая  в  коленном  суставе  сзадистоящей  ноги, отводит  правую  руку  для  замаха  и  одновременного  подбрасывания  мяча. Туловище  игрока  несколько  наклонено   вперёд взгляд  сконцентрирован  на  мяче. Во  второй,  ударной  фазе   встречным  движением  правой  руки  наносит  по мячу  удар, одновременно  разгибая  правую  ногу  и  перенося  вес  тела  на  левую, спереди  стоящую  ногу. В заключительной  фазе  рука после удара некоторое время сопровождает  мяч,  ноги,  и туловище  игрока  выпрямляются. После этого он  входит  в пределы площадки  и занимает  положение игровой стойки.

       Прямая  нижняя   подача  может  выполняться  с  подкручиванием  мяча снизу  вверх. Подкручивание  ударным  движением  осуществляется  согнутыми  в  фалангах  пальцами. При  этом  результате  вращения  уменьшается  лобовое  сопротивление  воздуха, и  мяч,  вращаясь  и перелетев  через  сетку, и  резко  опускается  по  затухающей  ветви своей траектории  в непосредственной  близости  от  трёхметровой  линии.

       Техника  выполнения  нижней подачи  с  высокой  траектории состоит  в  следующем. В исходном  положении  волейболист  располагается не лицом  к  сетке, а правом  боком  к  ней. Мяч  поддерживается  левой  рукой  над  правой,  вес  туловища  перенесён на  правую,  несколько согнутую  в коленном  суставе ногу.

       В  первой  фазе  игрок, невысоко  подбросив  мяч, увеличивает  сгибание  правой  ноги  и  отводит  правую  руку  вниз, назад. Во второй  фазе  происходит  разгибание  правой  ноги  и  встречное  ударное  движение  правой  руки  к мячу. Удар  производится  по  мячу снизу.

       Увеличение  силы  удара  и  высоты  траектории  полёта  мяча  осуществляется  за  счёт  активного  разгибания  туловища  в тазобедренном суставе и резкого заключительного разгибания  правой  ноги  в голеностопном суставе. В заключительной  фазе  рука  волейболиста   продолжает  сопровождающее  движение  за  мячом,  туловище  и правая нога полностью выпрямляются.

         Эффективность этого способа  подачи заключается в том, что  мяч, поднявшись на высоту до 20 метров, падает оттуда в непосредственной  близости от сетки на стороне  противника. Этот способ подачи  целесообразно применять на открытом  воздухе.

       Техника выполнения нижней боковой подачи заключается  в следующем. В исходном положении  игрок располагается левым боком  к сетке. Мяч поддерживается левой  рукой, расположенной над правой, вес тела смещен на правую ногу, туловище незначительно наклонен вперед.

       В первой фазе игрок, невысоко подбросив  мяч, увеличивает сгибание правой ноги и отводит правую руку в сторону  для замаха. Во второй фазе он одновременно с разгибанием правой ноги производит ударное движение по мячу. В третьей  фазе волейболист сопровождает мяч ударяющей рукой и затем переносит вес тела на левую ногу 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы
 

      Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что важное место  в системе физического воспитания занимает волейбол. Эта игра общедоступна, также это эффективное средство укрепление здоровья, так как он воспитывает анатома - физические и личностные качества человека. Важное место в этой спортивной игре имеет техника выполнения различных приемов. А одним из основных технических приемов является подача - это средство, которым мяч вводится в игру. Обучение данному техническому приему нужно начинать с начального этапа. Методика обучения подачи состоит в следующем. В подготовительной фазе необходимо обучить детей подаче по неподвижному мячу, что будет способствовать лучшему выполнению технике подачи, но не следует обучать технике подачи мяча прямой верхней подаче детей 10 – 12 летнего возраста. Это связано с тем или иным физиологическими характеристиками детей 10 12 лет.

      У детей этого возраста слабая мускулатура, что им не позволит подать прямую верхнюю  подачу с такой силой, как это можно достигнуть, подавая нижней подачей. Чтобы достигнуть высоких результатов в технике выполнения подачи мяча, нужно способствовать систематическим занятиям в кружках, секциях по волейболу во внеурочное время. Главная задача внеклассной работы – привлечение школьников к систематическим занятиям по волейболу, укрепление их здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма, воспитание высоких морально-волевых качеств,  технико-спортивное совершенствование.  

  
 
 
 

 

  Глава 2. Опытно-экспериментальная (практическая) работа по теме: «Особенности обучения технике подачи мяча мальчиков 10-12 лет на секционных занятиях по волейболу». 

   2.1. Цель, задачи, основные этапы исследования.

      Цель исследования: подобрать и экспериментально проверить эффективность комплекса упражнений для обучения технике нижней подачи мяча.    

    Задачи исследования:

  1. выявить особенности обучения  технике нижней подачи мяча мальчиков на секционных занятиях волейболом в школах нашего города.
  2. выявить эффективность подобранного комплекса обучения технике нижней подачи мяча на секционных занятиях волейболом.             Методы исследования:
    1. педагогическое наблюдение;
    2. педагогический эксперимент;
    3. тестирование.

Информация о работе Особенности обучения технике подачи мяча мальчиков 10-12 лет на секционных занятиях волейболом