Особенности общения старших дошкольников со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования: общение детей со сверстниками.
Предмет исследования: особенности общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста общение не приобретает черт внеситуативности, не складываются устойчивые избирательные предпочтения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....….3

Глава 1: Анализ проблем развития общения старших дошкольников со сверстниками в современной психологии и возрастные особенности общения
1.1 Роль и функции общения в психическом развитии детей дошкольного возраста …………………………………………………...7
1.2 Характеристика детей старшего дошкольного возраста..…....24
1.3 Понятие мотивов и средств общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.………...………….……….29
1.4 Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками ...………………………………..……………………....39
Глава 2: Экспериментальное выявление особенностей общения детей старшего дошкольного возраста
2.1 Обоснование выбора и описание методик.....................................43
2.2 Проведение исследования и анализа полученных данных....…..48
2.3 Анализ результатов исследования...……………………...............52
2.4 Выводы…………………………………………………………......53

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по возр. псих. старая.doc

— 325.00 Кб (Скачать файл)

 

В целом в группе можно наблюдать следующую ситуацию развития общения детей дошкольного возраста друг с другом (рис. 1):

 

Рисунок 1. Показатели кол-ва детей I старшей группы относительно уровней развития общения со сверстниками.

Условные обозначения:

Высокий уровень – 20,9 %

Средний уровень – 66,6 %

Низкий уровень – 12,5 %

 

На основе следующей проведенной методики [см. Приложение №2] представим полученные результаты в таблице 2.

 

 

Таблица №2

Уровни развития общения со сверстниками детей дошкольного возраста (в баллах).

№ п/п

Имя, фамилия, возраст ребенка.

Уровни развития общения с окружающими людьми

1.

А. Ника (5,5 лет)

6,5

С

2.

Б. Егор (5 лет)

7,5

В

3.

Б. Даниил (6 лет)

8

В

4.

Б. Надежда(5 лет)

7

С

5.

В. Ангелина(6 лет)

7

С

6.

Г. София(6 лет)

8

В

7.

Е. Елизар (6 лет)

8,5

В

8.

З. Полина (5 лет)

7

С

9.

И. Данил(5 лет)

7

С

10.

К. Артем (6 лет)

8

В

11.

М. Анастасия (6 лет)

7,5

В

12.

М. Данила (6 лет)

6

С

13.

Н. Илья (6 лет)

8,5

В

14.

Н. Анна(6 лет)

8

В

15.

П. Мария (6 лет)

7,5

В

16.

П. Максим (5 лет 10 мес.)

8,5

В

17.

С. Глеб (6 лет)

8,5

В

18.

С. Сергей (5 лет)

8,5

В

19.

С. Ульяна(6 лет)

7,5

В

20.

Ф. Елизавета (5 лет)

7

С

21.

Ф. Илья (6 лет)

8,5

В

22.

Ш. Марта (6 лет)

7,5

В

23.

Ш. Анна(6 лет)

8

В

24.

Ш. Юлия(6 лет)

8,5

В


 

В целом в группе можно наблюдать следующую ситуацию развития общения детей дошкольного возраста с окружающими людьми:

Условные обозначения:

Высокий уровень – 71% Средний уровень – 29%

Письменный опрос родителей (анкетирование) детей данной группы стал последним организационным этапом в диагностике развития особенностей общения дошкольников со сверстниками. Родителям было предложено ответить на ряд вопросов, о том, как их дети относятся к своим сверстникам, как развито общение между ними. Данные, полученные в результате обработки анкет [см. Приложение №3] подтвердили достоверность выявленных уровней развития общения со сверстниками у обследуемых детей.

Таким образом, с помощью организованной нами работы по подобранным методикам, мы смогли определить уровень развития общения между сверстниками дошкольного возраста.

 

2.3 Анализ результатов исследования

 

По результатам проведенного исследования нами были получены данные по следующим диагностическим методикам:

  • «Диагностика развития общения со сверстниками» Орлова И.А., Холмогорова В.М.
  • « Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Немов Р.С.
  • «Анкета для изучения особенностей взаимодействия детей друг с другом» О.Н. Истратовой

Для обработки полученных данных применялся метод анализа и обработки материалов.

«Диагностика развития общения со сверстниками». На основе проведенной методики нами были получены следующие результаты: 5 человек из 24, что составляет 20,9% – высокий уровень общения со сверстниками. Ребенок обладает высоким уровнем общения, если по большинству из параметров в каждой пробе, он получил высшие баллы. Допускаются средние баллы по параметрам: активная речь и просоциальные действия; 16 из 24 (66,6%) – средний уровень общения со сверстниками. Уровень развития общения оценивается как средний, если большинство показателей всех параметров имеют средние значения; и лишь 3 ребенка из 24 (12,5%) - низкий уровень общения характеризуется слабой выраженностью всех параметров.

Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?», эта методика представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника. Результаты показали, что 71% детей находятся на высоком уровне общения с окружающими людьми, им свойственна доброта, внимательность к людям, общительность, вежливость, правдивость, щедрость, жизнерадостность, ответственность.

«Анкета для изучения особенностей взаимодействия детей друг с другом» данные, полученные в результате обработки анкет подтвердили, достоверность выявленных уровней развития общения со сверстниками у обследуемых детей 1 старшей группы ДОУ пос. Спутник Мурманской области:Высокий уровень – 20,9 %

     Средний уровень – 66,6 %

      Низкий уровень – 12,5 %

Итак, исходя из полученных результатов диагностического исследования, мы можем сделать вывод, что детям старшего дошкольного возраста присущи следующие особенности общения: интерес к сверстнику, стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, желание ребенка действовать совместно, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника, делать что-то вместе, отсутствие вежливости, щедрости.

 

2.4 Выводы:

 

В результате общения детей дошкольного возраста друг с другом 1 старшей группы ДОУ пос. Спутник Мурманской области:

Высокий уровень – 20,9 %

Средний уровень – 66,6 %

Низкий уровень – 12,5 %

 Общение со сверстниками играет важную роль в развитии личности ребенка, в процессах его социализации. Для ребенка его общение с другими людьми не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития. Воспитание ребенка в коллективе сверстников - важнейшее условие всестороннего развития его личности и раскрытие ею внутренних богатств.

Что касается особенностей развития общения со сверстниками, то диагностика выявления уровня развития общения со сверстниками по основным параметрам общения дала хорошие результаты. Большинство детей, хотя и не во всех ситуациях, проявляют инициативу; и пока их инициативные обращения к сверстнику еще не отличаются настойчивостью, но все же они, пусть изредка соглашаются играть друг с другом, откликаются на предложение делать что-то совместно; дети эпизодически выражают свое эмоциональное состояние (улыбаются, сердятся), используют жесты и знакомые слова, фразы в ответ на обращения ровесника - все это в свою очередь говорит о том, что у детей развивается потребность в общении друг с другом, складываются предпосылки для дальнейшего взаимодействия.

Следует помнить, что в центре взаимодействий детей между собой находится взрослый. Именно он помогает ребенку выделить сверстника и общаться с ним на - равных.

Системный подход по применению условий, обеспечивающих успешное развитие у детей дошкольного возраста общения со сверстниками (см. рекомендации для родителей и педагогов МДОУ), сможет оказать позитивное влияние на дальнейшее становление различных форм взаимодействия детей друг с другом.

 

 

Заключение

 

Таким образом, старший дошкольный возраст - это сложный многогранный процесс развития ребенка, за период которого ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях с взрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами.

Итак, подводя итог всей работы, хочется отметить, что общение - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой, по словам          К. Маркса, люди «как физически, так и духовно творят друг друга…». Вся жизнь человека проходит в общение с другими людьми. Новорожденный не станет человеком в полном смысле этого слова, если он будет расти вне человеческого общения. В любом возрасте человек не может быть без взаимодействия с другими людьми: человек – социальное существо.

Рассмотрев понятие общения можно выделить основные характеристики: целенаправленность, взаимодействие с целью достижения общего результата.

На динамику содержания общения обращают особое внимание отечественные исследователи в частности А.Г. Рузская и Н.И. Ганощенко. Изменяется потребность в общении от младшего дошкольного возраста к старшему, от потребности в доброжелательном внимании и игровом сотрудничестве – к старшему дошкольному возрасту с его потребностями не только в доброжелательном внимании, но и в переживании. Потребность общения дошкольника неразрывно связана со специфическими мотивами и средствами общения в конкретном возрасте. Условием развития личности является возможность самовыражения и самоутверждения, которые существуют в реальных группах.

Общим же во взглядах исследований можно отметить следующее неопровержимое и поддержанное в той или иной мере утверждение: дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общение ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.

Взрослым необходимо поощрять эмоциональные контакты малышей, создавать оптимальные условия для успешного развития общения детей между собой. Целесообразно также устраивать для малышей и совместные игры, совмещенные с эпизодами общения, которые постепенно сформируют у детей желание и умение действовать совместно, а затем приведут к активному общению не только со сверстниками, но и с другими окружающими их людьми.

 

Список литературы

 

  1. Аружанова А.Г. Речь и речевое общение детей// - М.: Мозаика – Синтез, 2002г.
  2. Бодолев А.А. Личность и общение // - М.: Педагогика, 1983 – 272с.
  3. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников
  4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология // - М.: Просвещение, 1988, с.148-161
  5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. //Учебное пособие – М.: А.П.О., 1996 – 102с.
  6. Годовикова Д.Б. Влияние общения со взрослым на общение детей со сверстниками. Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии // - М.,1980
  7. Годовикова Д.Б. О подходе к изучению влияния общения со взрослыми на общение ребенка со сверстником. Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания // - М.,1979
  8. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии, 1984, №1.
  9. Годовикова Д.Б., Гаврилова Е.И. Осознание детьми 5-7 лет качеств сверстников и их общение. Краснодар // - 1998
  10. Деревянко Р.И. Особенности мотивов общения со взрослым и сверстниками у дошкольников: Дис. кандидат психологических наук // - М., 1983
  11. Залысина И.А. Особенности игрового поведения дошкольников со взрослыми и сверстниками// - М., 1985.
  12. Залысина И.А., Смирнова Е.О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи// Вопр. психологии. 1985. № 4.
  13. Залысина И.А. Особенности общения со взрослым и сверстниками у дошкольников с разным опытом жизни и воспитания// Вопросы психологии, 1992г.
  14. Залысина И.А. Потребность в сопереживании у старших дошкольников, воспитывающихся в семье и вне семьи// - М., 1982.
  15. Землянухина Т. М. Особенности общения и познавательная активность у воспитанников яслей и домов ребенка // - М., 1982.
  16. Кемпит С.А. // Психопаталогия неврозов, Варшава, 1995.
  17. Лисина М.И. О механизме смены ведущей деятельности у детей в первые семь лет жизни//Вопросы психологии. 1998. № 5
  18. Лисина М.И. Общение детей со взрослым и сверстником: общее и различное// Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980.
  19. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  20. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками// Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1990.
  21. Лисина М.И., Галигуэова Л.Н. Изучение становления потребности в общении со взрослыми и сверстниками у детей раннего возраста// - М., 1999.
  22. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников // Кишинев, 1983.
  23. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников//Генетические проблемы социальной психологии. Минск, 1985.
  24. Леонтьев А.Н. Деятельность и общение // Вопросы философии, 1999, №1.
  25. Митева Л.Б. Соотношение уровней общения дошкольников со взрослым и сверстником// - М., 1984.
  26. Мухина В.С. Психология дошкольника // - М.,1997
  27. Немов В.С. Психология.// Т.2, М., 2004г.
  28. Отношения между сверстниками в группе детского сада// Под ред. Т.А. Репиной, - М, 1998
  29. Пиаже Ж. Избранные психологические труды// - М.: Просвещение, 1994
  30. Развитие общение дошкольников со сверстниками// Под ред. А.Г.Рузской, - М., 1989.
  31. Рейнстейн А.Э. Задачи и средства общения дошкольников - со взрослыми и сверстниками// - М., 1988.
  32. Рейнстейн А.Э. Особенности, речи дошкольников в общении со взрослым и сверстником// - М., 1996.
  33. Рейнстейн А.Э. Роль взрослого и сверстника в развитии речи у дошкольников// - М., 1993.
  34. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада// - М., 1988
  35. Рубиншетйн С.Л. // Основы общей психологии // - М., 1989.
  36. Рузская А.Г., Абрамова Л.Н. К вопросу о психологической природе жалоб дошкольников. М., 1980.
  37. Рузская А.Г., Абрамова Л.Н. Как относиться к жалобам дошкольников// Вопросы психологии. 1983. № 4.
  38. Рузская А.Г., Рейнстейн А.Э. Речь дошкольников в общении со сверстником// Генетические проблемы социальной психологии. Минск, 1985.
  39. Силвестру А.И. Основные факторы развития образа самого себя у дошкольников// Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980.
  40. Силвестру А.И. Роль индивидуального опыта и опыта общения в формировании у дошкольников представления о своих возможностях: // - М., 1998.
  41. Смирнова Е.О. Формирование представлений о себе и о другом в общении дошкольников// - М., 1987.

Информация о работе Особенности общения старших дошкольников со сверстниками