Особенности общения старших дошкольников со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования: общение детей со сверстниками.
Предмет исследования: особенности общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста общение не приобретает черт внеситуативности, не складываются устойчивые избирательные предпочтения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....….3

Глава 1: Анализ проблем развития общения старших дошкольников со сверстниками в современной психологии и возрастные особенности общения
1.1 Роль и функции общения в психическом развитии детей дошкольного возраста …………………………………………………...7
1.2 Характеристика детей старшего дошкольного возраста..…....24
1.3 Понятие мотивов и средств общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.………...………….……….29
1.4 Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками ...………………………………..……………………....39
Глава 2: Экспериментальное выявление особенностей общения детей старшего дошкольного возраста
2.1 Обоснование выбора и описание методик.....................................43
2.2 Проведение исследования и анализа полученных данных....…..48
2.3 Анализ результатов исследования...……………………...............52
2.4 Выводы…………………………………………………………......53

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по возр. псих. старая.doc

— 325.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

Кафедра психологии

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

«Особенности общения старших дошкольников со сверстниками»

 

 

 

 

 

Работу выполнил:

Студентка 4 курса

заочной формы обучения

 группы ФК - 3

Непеина Ольга Викторовна

Проверила:

Старший преподаватель

Барышева Т.Д.

 

 

Мурманск

2013

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………….....….3

 

Глава 1: Анализ проблем развития общения старших дошкольников со сверстниками в современной психологии и возрастные особенности общения

1.1    Роль и функции общения в психическом развитии детей дошкольного возраста …………………………………………………...7

1.2    Характеристика детей старшего дошкольного возраста..…....24

1.3   Понятие мотивов и средств общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.………...………….……….29

1.4    Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками ...………………………………..……………………....39

Глава 2: Экспериментальное выявление особенностей общения детей старшего дошкольного возраста

     2.1 Обоснование выбора и описание методик.....................................43

     2.2 Проведение исследования и анализа полученных данных....…..48

      2.3 Анализ результатов исследования...……………………...............52

2.4 Выводы…………………………………………………………......53

               

Заключение…………………………………………………………………..….55

 

Список литературы………………………………………………………….…57

 

Приложения …………………………………………………………………….60

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность проблемы. Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х г.г. привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условно-социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. однако в те годы это положение Ж. Пиаже не имею особого резонанса в психологической литературе и осталось на уровне общего предложения.

В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь – это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, общаются, ревнуют, помогают друг другу, и иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемы в общении и помочь ребенку преодолеть их важнейшая задача педагогов, психологов, родителей.

Цель исследования: изучить особенности общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования: общение детей со сверстниками.

Предмет исследования: особенности общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Гипотеза исследования:

Мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста общение не приобретает черт внеситуативности, не складываются устойчивые избирательные предпочтения.

Задачи:

1.Подобрать методики, направленные  на диагностику общения со  сверстниками у детей дошкольного  возраста.

2.Организовать диагностическое  обследование детей по подобранным методикам.

3.Сравнить полученные в результате  исследования данные.

4.Подвести итог по результатам, сделать выводы.

Методы исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической  литературы;

- методы массового сбора материала (беседы, наблюдения);

- диагностические методы;

- психолого-педагогический эксперимент.

База исследования  МАДОУ №1 г.Гаджиево Мурманской области испытуемые дети старшей группы 5-6 лет 24 человека.

Теоретическая значимость исследования состоит в анализе и обобщении полученного знания по теме особенности общения старших дошкольников со сверстниками, а так же выявлении основных идей.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов нашей работы в учебно-методической деятельности воспитателей в ДОУ.

Этапы работы:

 I этап: теоретический (сбор и обработка литературы по исследуемой теме)

II этап: практический (проведение исследования)

III этап: аналитический (анализ и обработка результатов, формулировка психолого-педагогических рекомендаций)

 Структура работы:

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении нами описаны актуальность изучаемой проблемы, объект и предмет исследования, задачи, цель, методы исследования, его практическое значение и структура курсовой работы.

В первой главе “ Анализ проблем развития общения старших дошкольников со сверстниками в современной психологии и возрастные особенности общения”, мы опишем этапы  и особенности развития  дошкольников старшего дошкольного возраста и определим:

а) изучение потребности в общении детей дошкольного возраста со сверстниками;

б) изучение развития мотивов общения детей дошкольного возраста со сверстниками;

в) изучение развития средств общения со сверстниками;

- психодиагностические методы: беседа, наблюдение, создание игровых ситуаций;

- математические методы обработки  полученных данных.

Во второй главе “Экспериментальное выявление особенностей общения детей старшего дошкольного возраста” мы определим:

а) обоснование выбора и описание методик;

б) проведение исследования и анализа полученных данных;

в) анализ результатов исследования.

В заключении сделаны выводы в особенностях общения старших дошкольников со сверстниками.

Приложения состоят из описания методик исследования.

Список литературы включает перечень авторов и их работ, размещенных в алфавитном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Анализ проблем развития общения старших дошкольников со сверстниками в современной психологии и возрастные особенности общения

 

1.1 Роль и функции общения в психическом развитии детей дошкольного возраста

 

Общение со взрослыми влияет на развитие детей на всех этапах раннего и дошкольного детства. Нет оснований говорить о том, что с возрастом ребенка роль общения усиливается или уменьшается.

Правильнее сказать, что его значение становится все сложнее и глубже по мере того, как обогащается душевная жизнь ребенка, расширяются его связи с миром и проявляются все новые его способности.

Основное и, быть может, наиболее яркое позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей. Влияние общения обнаруживается не только в ускорении обычного темпа развития ребенка, но и в том, сто оно позволяет детям преодолеть неблагоприятную ситуацию, а также способствует исправлению дефектов, возникших у детей при неправильном воспитании.

Влияние общения прослеживается в различных сферах психического развития ребенка: 1) в области любознательности детей; 2) в сфере их эмоциональных переживаний; 3) при формировании любви к взрослому и дружеских привязанностей к ровесникам; 4) в сфере овладения речью; 5) в сфере личности и самосознания детей.

Однако очевидно, что ребенку недостаточно контактировать только со старшими; у него появляется, а затем все более усиливается стремление к общению с другими детьми. Взаимодействие с ними составляет вторую сферу контактов ребенка с окружающими людьми, которая также очень важна для детей, и они сами остро это ощущают и выражают1. 

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость.

Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему, внутреннему содержанию.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

У ребенка количество целей общения с возрастом увеличивается. В них включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений.

Не менее существенны отличия средств общения. Последние можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

Кодирование информации — это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).

У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это — язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.

Таким образом, под общением мы понимаем взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене разнообразной информацией (мыслями, чувствами, намерениями) для согласования и объединения их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата2.

Взаимодействие означает, что оба участвующих в нем человека попеременно действуют активно: один говорит, другой слушает, затем они меняются ролями: тот, кто внимал, теперь выражает отношения к высказыванию первого и т.д. Такой обмен ролями происходит многократно, и весь процесс имеет двустороннюю направленность, активны оба его участника. Общение характеризуется, прежде всего, включенностью в практическое взаимодействие людей по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности. Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Во всех видах деятельности общение обеспечивает ее планированное осуществление и контроль. Потребность во взаимодействии с себе подобными объясняется социальной природой человека. Общение может обособляться как самостоятельная деятельность, в которой человек эмоционально заинтересован, здесь общение для человека выступает как исключительная ценность. Человеческое общение имеет свои специфические средства, с помощью которых люди вступают во взаимодействие и добиваются понимания друг друга.

Информация о работе Особенности общения старших дошкольников со сверстниками