Особенности подготовки юных футболистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить теоретические положения учебно-тренировочного процесса юных футболистов.

При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить специфику процесса подготовки юных футболистов.
2. Выявить особенности проведения занятий с юными футболистами.
3. Представить диагностический инструментарий по оценке технической и физической подготовленности юных футболистов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика спортивной подготовки юных футболистов………………………………………………………………..…….5
1.1. Физическая подготовка футболистов как основа достижения спортивных результатов………………………………………….5
1.2. Техническая и тактическая подготовка юных футболистов на основе структуры основных компонентов соревновательной деятельности…………………………………………………………………….13
1.3. Интегральная подготовка и игровая………………………16
Глава 2. Особенности проведения занятий с юными футболистами…17
Глава 3. Определение уровня физической и технической подготовленности футболистов……………………………………………...21
Заключение. ………………………………………………………………24
Выводы…………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая моя.docx

— 72.13 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА 2.  ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ЮНЫМИ ФУТБОЛИСТАМИ

При эффективном построении учебно-тренировочной работы, необходимо учитывать возрастных особенностей спортсменов. Рассмотрим возрастные особенности  юных спортсменов, влияющие на их спортивный результат.

Младшие школьники 7-10 лет. Начальную спортивную подготовку у мальчиков и девочек в этом возрасте следует начинать с систематических организованных занятий футболом в общеобразовательных школах и после занятий в спортивных секциях. Этот возраст самый благоприятный для развития двигательных способностей и ловкости. Разнообразия подготовки в этот период достигают при помощи простых физических упражнений определенной направленности, во время выполнения которых следует направлять двигательную активность учащихся этой возрастной категории. Основными формами подготовки на занятиях футболом должны быть спортивные и подвижные игры по упрощенным правилам (с малыми составами, на небольших по размеру площадках, залах), соревнования, эстафеты, физические упражнения определенной направленности с элементами гимнастики, акробатики, легкой атлетики, а связующим звеном во всех этих формах должен быть мяч. Из 45 минут занятий 80 % времени учащиеся должны заниматься с мячом, 20 % - упражнения различного характера. Основные задачи на этих уроках:

  1. Формирование активного отношения к занятиям физкультурой и спортом.
  2. Всесторонняя общая и специальная физическая подготовка с обязательным использованием мячей.
  3. Освоение навыков коллективной игры (футбол).
  4. Знакомство с основами техники футбола.
  5. Контроль за выполнением школьных обязанностей.

В возрасте 7-10 лет спортивная подготовка складывается из обучения и тренировки, как единого педагогического  процесса. Обучение это начальный  этап овладения учащимися 1 – 4 классов  определенной системы знаний, навыков  и умений. В силу физиологических  особенностей этот возраст не обладает отчетливыми мышечно-двигательными  ощущениями, поэтому на первом этапе  обучения основными методами являются: рассказ, простейшее объяснение (инструктирование), показ технического приема или какого-либо действия. Сначала происходит демонстрация правильного и чёткого выполнения, а затем объяснения и указания на главные моменты действия. Далее  надо дать учащимся попробовать действие и только после следует демонстрация натурального показа в медленном  темпе и выделение ключевых моментов, чтобы у ребят было представление  об этом приеме или действии. После  чего делают первые попытки целостного выполнения путём многократного  повторения и, если есть положительный  результат, на этом заканчивается первый этап обучения [20].

Средняя подростковая группа 11-14 лет. Физическая и спортивная подготовка в этом возрасте, когда организм спортсмена развивается равномерно и стабильно и уже способен выдерживать определенные нагрузки, можно приступать к углубленному разучиванию техники и освоению игры в футбол.

С учётом физиологических  особенностей у детей 5-8 классов  улучшается координация, они постепенно могут осваивать как простые, так и сложные движения. При  освоении технических приемов в  сочетании с ведением, обводкой и  т.д. с позиций психологии в 11-14 лет  хорошо развиваются наблюдательность, внимание и двигательная память, учащиеся классов постепенно начинают логически  мыслить и при обучении целесообразно  использовать на уроках футбола методику программированного обучения, в основе которой лежит принцип разбивки изучаемого материала на этапы (шаги). Программированное обучение движениям  предусматривает такой способ изучения, в котором сводятся к минимуму нежелательные последствия случайного выбора упражнений, ведущих к конечной цел - выработке стабилизированного навыка.

При таком обучении необходимо выделить следующие основные положения:

а) наличие обучающей программы;

б) расчленение обучения на этапы (шаги);

в) оперативный контроль за изменениями, вызванными обучением в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся.

  1. Обучение будет наиболее эффективным, если каждый последующий элемент техники тестировать после полного, безошибочного выполнения предыдущих действий (принцип линейности).
  2. Осуществлять программирование обучение сложным формам движений или техническим приемам в сочетании с другими действиями не всегда возможно. Не всякое упражнение можно расчленить на простые элементы, которые не будут изменять логического внутреннего содержания упражнения.

3. Самый приемлемый путь  программированного обучения комбинированный,  в котором учитывается элемент  адаптации ученика к изучаемому  материалу. Процесс усвоения техники  идёт по линейной программе  до тех пор, пока занимающийся  не ошибется. Причину ошибки объясняют,  и дальнейшее выполнение технических  приемов корректируют с учётом  индивидуальных возможностей учащихся (способности к обучению). Техника  игры в футбол и сама игра, а также процесс обучения в  возрасте 11 -14 лет и достижение  успехов в обучении, вызывает  у обучающихся (мальчиков и  девочек) положительные эмоции [20].

Футбол эмоциональная  игра, поэтому построение занятия, подбор упражнений при обучении должны иметь  эмоциональный окрас, при котором  быстрее осваиваются и прочнее  закрепляются технические приёмы, позволяющие  осваивать саму игру.

В этой возрастной группе особенно хотелось обратить внимание на 13-14-летних учащихся (8-9 классы), у которых происходят значительные изменения, типичные для  проявления переходного периода: физический рост нарушает гармоничное развитие органов, неуравновешенным становится поведение, появляется склонность к  критическим суждениям в отношении  взрослых. Этот период требует особого  внимания и большого терпения в воспитательной работе.

На уроках футбола в  этих классах необходимо уделять  больше внимания общему развитию функций  организма. Интенсивность занятий - средняя. Категорическое условие - избегать перегрузок. Развитие таких необходимых  качеств, как скоростные и координационные, особенно благоприятно сказываются  на развитии мальчиков и девочек. В 13-14 лет при систематических  занятиях особенно хорошо усваивается техника футбола [20].

Основные задачи подготовки: 7-8 классы:

1. Закладка основ специальной  работоспособности организма с  уклоном на координацию и скоростные  данные. Уделять должное внимание  развитию динамической силы.

2. Обучение технике и  тактике игры (действий как правой, так и левой ногой), атакующих  и защитных комбинаций в небольших  группах (2-х, 3-х, 4-х) в условиях  школьных залов и площадок  уменьшенных размеров.

  1. Освоение простых специальных знаний, как предпосылки гибкого тактического мышления и поведения во время игры, творческого подхода к ней.
  2. Формирование личности путём воздействия на моральные и волевые качества занимающихся, которые нужно проявлять в коллективной игре..

Старшие школьники 15 -17 лет. В возрасте 15 - 17 лет завершается развитие растущего организма и формирование личности. Нервная система в этом возрастном периоде стабилизируется, значительно возрастают её регулирующие возможности. Учащиеся этих классов становятся крепче физически, ровнее ведут себя. Уровень их практических знаний футбола растет на базе последовательно углубляемой физической, технической и тактической подготовки. В старших классах, где нагрузки постепенно повышаются, должное внимание на уроках футбола уделяется освоению игровых действий с учётом функций в команде. На занятиях интенсивно развивается выносливость благодаря специальным упражнениям без мяча, а также игровым упражнениям с мячом. Уровень и качество игры улучшаются благодаря приобретенным навыкам и росту работоспособности, как у мальчиков, так и у девочек.

Основные задачи, которые  нужно решать на занятиях по футболу:

  1. Развитие двигательных способностей учащихся. Главное внимание уделяется освоению специальных двигательных способностей, применительно к футболу.
  2. Углубленное обучение техническим приемам, адаптированным к игре в атаке и обороне, разучивание групповых комбинаций.
  3. Обучение в игровых упражнениях индивидуальным действиям при атаке и обороне.
  4. Строгий контроль за здоровьем учащихся при планировании и проведении занятий с повышенной нагрузкой.

Формирование общественно-морального облика учащихся, созидательное отношение  к учебе и спорту [1;2;20].

 

 

 

ГЛАВА 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ  УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ  ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ФУТБОЛИСТОВ

Уровень физической и технической  подготовленности футболистов можно  определять следующими ниже перечисленными тестами:

Тест № 1 Бег 30 метров с высокого старта. Используется для определения скоростных качеств.

По команде «На старт!»  участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде  «Внимание!» наклоняются вперед и по команде «Марш!» бегут  к линии финиша по своей дорожке. Время определяют с точностью  до 0,1 сек. Попытка не засчитывается, если был фальстарт.

Тест № 2 На адаптацию  к физическим нагрузкам (Морозова).

Предлагаемое упражнение задаётся в виде бега с максимально  возможной интенсивностью по периметру  квадрата со стороной 15 м. Стартуя, футболист делает рывок на 15 м, изменяет направление на 90° и продолжает движение, обегая змейкой четыре стойки, стоящие друг от друга на расстоянии 3 м. Затем вновь изменяет направление на 90°, совершается рывок на 15 м; дистанция завершается преодолением двух барьеров высотой 40 см., стоящих в 5 м друг от друга. Финиширует футболист в той же точке, где стартует. Время пробегания фиксируется по секундомеру, спортсмену предоставляется 15-секундный отдых - ходьбой в районе линии старта, после чего следует очередная попытка. Всего спортсмен делает 5 попыток. Выносливость футболистов оценивается по суммарному времени пробегания в пяти попытках и по времени восстановления ЧСС до 120 уд/мин. после пятой попытки.

Тест № 3 Обводка стоек.

Футболист с мячом как  можно быстрее преодолевает дистанцию  30 м, при этом обводит 6 стоек, расположенных по прямой линии в двух метрах друг от друга. Ближняя стойка устанавливалась в 10 м от старта. Регистрируется время каждого из трех заданий с точностью до 0,01 с на миллисекундомере, с применением стартовых и финишных платформ. Попытка не засчитывается, если хотя бы одна стойка не была обведена. После обводки последней стойки мяч передаётся в том направлении, в котором остался испытуемый относительно последней стойки.

Тест № 4 Передачи на точность.

Для проведения контрольного упражнения используется два деревянных щита, на которых рисуют ворота длиной 2 м и высотой 0,4 м. Эти цели располагались по отношению друг к другу под углом 90°. На расстоянии 5 м от каждых ворот проводят прямые линии. Их назначение в том, что обычно при тестировании не рекомендуется выполнять удары с расстояния ближе 5 м. В зависимости от квалификации игроков, тренер может определить оптимальное расстояние (обычно оно составляет 15 % от максимального расстояния при ударе по мячу ногой, выполненного с предельной силой). Условие выполнения теста заключается в том, чтобы испытуемый произвёл удар по мячу, не переступая заданной линии, сначала в одни ворота, затем в другие, снова в первую цель, затем во вторую и так далее в течение одной минуты. В тех случаях, когда футболист не попадает в щит, а мяч улетает далеко в сторону, секундомер останавливался. Критерием технической подготовленности является количество точных ударов, выполненных испытуемым за одну минуту [19].

 

 

                                             

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подготовка юных спортсменов-футболистов  требует правильности постановки всего  учебного тренировочного процесса. Необходимо учитывать  возрастные особенности , физические данные, здоровье детей (допуск на тренировки только с разрешения врача-специалиста). Правильно поставленный учебно-тренировочный процесс при занятиях футболом позволяет эффективно развить все физические качества юного спортсмена.

В современном футболе впрочем, как и в других видах спорта выросла  изменилась специфика технической и тактической подготовки и чтобы достичь уровня мастерства в данном виде спорта необходимо не только хорошие физические данные, знания и умения технических приемов, но и постоянно совершенствоваться. Большое значение имеет классификация тренеров.

 Среди информативных тестов, позволяющих определить уровень технической и физической подготовленности можно выделить «Бег 30 метров с высокого старта», «Тест на адаптацию к физическим нагрузкам (Морозова)», «Обводка стоек», «Передачи на точность».

В настоящее время дети все больше времени уделяют малоподвижному образу жизни. Специалисты указывают на необходимость гармонического развития двигательных способностей путем использования разнообразных средств, направленных на совершенствование ловкости, быстроты, гибкости. Именно в занятиях футболом  ребенок получает уникальную возможность проявить собственную активность, ликвидировать дефицит движений, реализовать и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.

Информация о работе Особенности подготовки юных футболистов